г. Хабаровск |
|
17 августа 2018 г. |
А37-2838/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области: представитель не явился;
от акционерного общества "Серебро Магадана": Козлов А.А. представитель по доверенности от 24.07.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Серебро Магадана"
на решение от 04.06.2018 по делу N А37-2838/2017
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области
к акционерному обществу "Серебро Магадана"
о взыскании 8 034 604 руб. 94 коп.
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области ) о взыскании с акционерного общества "Серебро Магадана" (ОГРН 1024900957070, ИНН 4900003918, далее - общество) задолженности по обязательным платежам по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам, расположенным в Омсукчанском и Среднеканском районах, за период с 01.10.2014 по 31.12.2015 в размере (с учетом принятых судом уточнений) 8 034 604 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 04.06.2018 по делу N А37-2838/2017 заявленные требования управления удовлетворены частично: взыскано с общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 7 926 659 руб. 62 коп., в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.06.2018 по делу N А37-2838/2017 отменить в части: платы за сбросы в водные объекты в Среднеканском районе в размере 252 268, 75 руб. и платы за размещение отходов в Омсукчанском районе в размере 1 280 095, 13 руб., принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ законность оспариваемого решения суда апелляционная инстанция проверяет только в обжалуемой части.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Статьей 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Вред окружающей среде возмещается природопользователем. Негативное воздействие на окружающую среду является платным
Управлением Росприроднадзора по Магаданской области проведена проверка представленных ответчиком расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года и 1-4 кварталы 2015 года, по результатом которой произведено доначисления сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам, оказывающим негативное воздействие, расположенным в Омсукчанском и Среднеканском районах.
В указанный период отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Апелляционный суд считает ошибочным довод жалобы о неверном применении судом первой инстанции нормативных актов по разработке нормативов допустимых сбросов в водные объекты при рассмотрении платы в сумме 252 268,75 руб. за сбросы загрязняющих веществ в ручей Левый Булур в Среднеканском районе, исходя из следующего.
Под нормативами допустимых сбросов следует понимать нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (абзац 24 статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ) В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 13 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2, разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод): в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Во исполнение пункта 2 Постановления N 469 приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).
Пунктом 25 Методики установлено, что расчет массы вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес) производится умножением допустимых концентраций вещества (мг/дм3) на объем сточных, в том числе дренажных вод за конкретный месяц (тыс. м3). Необходимо подчеркнуть обязательность требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной, в том числе дренажной воды. Например, уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей ПДК.
Приказом Ленского бассейнового водного управления от 05.02.2015 N 3 обществу утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в руч.Левый Булур, согласно приложению N 1. Из него следует, что нормативы утверждены с мая по сентябрь, утвержденный норматив допустимого сброса рассчитывается путем суммирования ежемесячных нормативов. При этом, ежемесячный норматив по одному и тому же веществу (т/мес) не меняется, т.е. представляет собой постоянную величину.
Следовательно, значение ежемесячного норматива по конкретному веществу предполагает, что в течение всего месяца предприятие может осуществить сброс в водный объект определенный объем (массу) этого вещества.
Разрешением от 08.06.2015 N 7с/15 установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ с разбивкой по кварталам (л.д. 117-119 т. 5).
Из перечня и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу (приложение к разрешению от 08.06.2015 N 7с/15) следует, что расчет квартального норматива произведен суммированием ежемесячных нормативов. При этом, во 2 квартале нормативы действуют только два месяца, в связи с чем, квартальные значения нормативов, в отличие от ежемесячных, не совпадают.
Поскольку фактическая возможность сброса ограничена сроком действия разрешения на сброс в окружающую среду, то соответственно объем такого сброса также должен соотноситься с этим сроком.
Таким образом, суд верно признал обоснованным расчет управления (л.д. 28-38 т. 6), произведенный исходя из количества дней действия разрешения: фактический сброс загрязняющего вещества/91 день в квартале х 23 дня действия разрешения, а также в связи с этим вывод о наличии сверхнормативного сброса во 2 квартале 2015 года. За 2 квартал 2015 года доначислено 252 099,15 руб.
За 3 квартал 2015 года плата за сброс скорректирована истцом (л.д. 38-39 т. 6) в связи с ошибочным применением обществом коэффициента инфляции 1,98, в то время как постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1219 установлен коэффициент - 2,45. Поэтому за 3 квартал 2015 года произведены доначисления (с учетом списания) в сумме 309,70 руб. При расчете задолженности платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по Среднеканскому району учтена и переплата 140,10 руб.
По доводам жалобы общества не подлежит взысканию плата за размещение отходов производства и потребления в сумме 1 280 095,13 руб. (хвосты обогащения руды Омсукчанской ЗИФ), так как весь объем размещенного отхода не может быть сверхлимитным в связи с действием с 27.07.2010 по 27.07.2015 (в течении 27 дней 3 квартала 2015 года) установленный лимит на размещение отходов.Однако позиция общества не соответствует обстоятельствам дела и законодательству.
Нормативы платы за вредное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Согласно примечанию к разделу "Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления" Постановления N 344, нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Из указанных положений следует, что применение коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках должно приниматься при условии, что количество отходов, размещаемых в указанных объектах, не превышает пределов установленных лимитов, т.е. в случае сверхлимитного размещения отходов, понижающий коэффициент не применим.
Следовательно, управлением правомерно произведен перерасчет платы за сверхлимитное размещение отходов без применения понижающего коэффициента,
Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты публично-правового платежа.
По договору от 01.01.2013 на выполнение услуг по санитарной очистке - вывозу и размещение твердых бытовых отходов (л.д. 38-39 т. 7) общество самостоятельно осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50), установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимого количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение (захоронение) в конкретных объектах размещения (захоронения) отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно пункту 4 Порядка N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 данного Порядка).
Пунктом 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 установлен единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.
В силу пункта 5 Методических указаний основными задачами при разработке ПНООЛР являются, в том числе, определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов.
Пунктом 9 Методических рекомендаций установлено, что в ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов. Предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год указываются в тоннах в год. Предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год определяется на основе норматива образования отходов.
Таким образом, норматив образования отходов, определяется за год.
Обществом не учтено, что в соответствии с документом от 27.07.2010 N 33 (л.д. 30, 35 т. 7) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение его действие в 2015 году составляло 208 дней и соответственно лимит составил 826 301,37 тонн, а не 145000 тонн. При этом за 2 квартала 2015 года было размещено 860 030,10 тонн (во 2 квартале уже с превышением). Поэтому в других кварталах лимит размещения отходов отсутствовал и доначисления управления правомерны.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 04.06.2018 по делу N А37-2838/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.