город Омск |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А75-18618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5767/2018) Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2018 по делу N А75-18618/2017 (судья Чешкова О.Г.)
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Сургутского района" (ОГРН 1028601683439, ИНН 8617013597)
к 1) Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района (ОГРН 1058603874042, ИНН 8617022016); 2) Администрации Сургутского района; 3) Муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" (ОГРН 1027739123994, ИНН 8617011350)
3-е лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Территориально-объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" Сургутского района
о признании незаконным бездействия по организации водоотведения и обязании назначить эксплуатирующую организацию при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский"
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального унитарного предприятия "Территориально-объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" Сургутского района - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" - Пархоменко Виктор Владимирович, по доверенности N 08/18 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018; Крылова Лариса Васильевна, по доверенности от 19.01.2018 сроком действия 1 год;
от Администрации Сургутского района - Сабельфельд Елена Вячеславовна, по доверенности N 1167 от 02.07.2018 сроком действия по 31.12.2018; Рябченко Дмитрий Петрович, по доверенности N 36 от 30.01.2018 сроком действия по 31.12.2018;
от Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района - Крылова Лариса Васильевна, по доверенности N 12 от 28.04.2018 сроком действия по 31.12.2018;
от муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Сургутского района" - директор Гордеев Евгений Петрович, полномочия подтверждены Приказом N 381 от 19.02.2018.
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Сургутского района" (далее - заявитель, МКУ "УКС Сургутского района") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района (далее - Администрация с.п. Нижнесортымский, администрация поселения) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по организации водоотведения, и обязании администрации поселения назначить муниципальное унитарное предприятие "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" (далее - МУП УТВиВ "Сибиряк") в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу эксплуатирующей организацией при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и ёмкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п.Нижнесортымский".
Определением суда от 22.12.2017 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Сургутского района, МУП "УТВиВ "Сибиряк".
Определением от 21.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Территориально-объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" Сургутского района (далее - МУП "ТО УТВиВ N 1" Сургутского района.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2018 по делу N А75-18618/2017 заявленные требования удовлетворены. Бездействие Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района, выразившееся в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", признано незаконным. Суд обязал Администрацию сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский. С Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района в пользу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Сургутского района" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация с.п. Нижнесортымский обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на то, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Администрация с.п. Нижнесортымский ссылается на то, что с 2003 года МКУ "УКС Сургутского района" выступает муниципальным заказчиком при строительстве объекта "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский", финансирование строительства осуществляется из бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Сургутского района. На основании соглашения от 08.07.2015 N 361 полномочия по организации в границах поселения водоотведения в части строительства указанного выше объекта переданы Администрации Сургутского района. Распоряжением Администрации Сургутского района от 28.07.2017 N 772-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 12.09.2017 N 915-р) обязанность по содержанию и эксплуатации вновь построенного объекта после ввода в эксплуатацию до момента его передачи в муниципальную собственность с.п. Нижнесортымский возложена на МУП "ТО УТВиВ N 1" Сургутского района. Податель жалобы ссылается на то, что объект в муниципальную собственность не передан. Податель жалобы исходит из того, что все работы, необходимые для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства до ввода объекта в эксплуатацию включительно, в том числе проведение испытаний, осуществляются на всех стадиях его строительства заказчиком (застройщиком) - МКУ "УКС Сургутского района". Кроме того, Администрация с.п. Нижнесортымский настаивает на применении срока исковой давности по заявленным требованиям. По мнению подателя жалобы, заявитель должен был узнать о бездействии Администрации при решении вопросов по пробной эксплуатации объекта не позднее 06.07.2017 (письмо от 05.07.2017 N 1289).
К жалобе приложены копии договора подряда от 22.08.2003 N 8/199 2003-КС между МКУ "УКС Сургутского района" и ООО Федеральный центр Госстроя России по строительству систем и сооружений водоснабжения и водоотведения "Экострой", соглашений к указанному договору.
Поскольку ходатайства о приобщении судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств, приложенных к жалобе, Администрация с.п. Нижнесортымский не заявила, причин, не позволивших ей приобщить данные доказательства в суде первой инстанции не привела, оснований для приобщения указанных документов к материалам дела не имеется. Представленные документы подлежат возвращению подателю жалобы вместе с настоящим постановлением.
Оспаривая доводы подателя жалобы, МКУ "УКС Сургутского района" и Администрация Сургутского района представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП "ТО УТВиВ N 1" Сургутского района, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации с.п. Нижнесортымский поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Администрации Сургутского район поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель МКУ "УКС Сургутского района" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития района и поселения, повышения уровня жизни населения на основании решения Думы Сургутского района от 25.11.2014 N 614-нпа Соглашением от 08.07.2015 N 361 (т. 1 л. д. 18) часть полномочий Администрации с.п. Нижнесортымский для решения вопросов местного значения сельского поселения передана Администрации Сургутского района, в том числе полномочия в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский" (пункт 3.1.2).
В связи с увеличением объема сточных вод, а также в целях соблюдения требований природоохранного законодательства муниципальным образованием Сургутский район, которое являлось собственником канализационных очистных сооружений п. Нижнесортыский, в 2003 году было принято решение о реконструкции данных очистных сооружений.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры распоряжением от 14.09.2009 N 2869 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сургутского района" утвердил перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Сургутского района в муниципальную собственность с.п. Нижнесортымский (т. 1 л. д. 82).
В соответствии с пунктами 1.1.22, 1.1.23 приложения к данному распоряжению в муниципальную собственность сельского поселения Нижнесортымский переданы КОС-400 (1 очередь в том числе иловые площадки - 3 ед., КНС - 3 ед.) и КОС-400 (2 очередь в том числе сети ТВС и канализации, дороги, проезды). Местонахождение имущества или иная информация, индивидуализирующая имущество - п. Нижнесортымский, КОС-800 (т. 1 л. д. 84).
Администрацией с.п. Нижнесортымский на основании постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский от 17.07.2009 N 39 в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными Законами от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создано муниципальное унитарное предприятие "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (устав МУП УТВиВ "Сибиряк" размещен на сайте: http://www.adm-ns.ru/o-poselke/predpriyatiya-i-organizacii/mup-utviv-sibi ryak.html). Имущество Предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, собственником которого является с.п. Нижнесортымский.
Основной целью создания Предприятия является обеспечение населения, бюджетных и иных организаций услугами тепловодоснабжения и водоотведении в с.п. Нижнесортымский (пункт 3.2 Устава).
Постановлением Администрации с.п. Нижнесортымский от 19.08.2015 N 249 на территории с.п. Нижнесортымский гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение определены: 1) МУП УТВиВ "Сибиряк" - в технологической зоне водоснабжения и водоотведения, расположенной в северной части поселения в границах улиц Рабочая, Автомобилистов и Северная; 2) открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" - в технологической зоне водоснабжения, расположенной в южной части поселения в границах от улицы Рабочей до КОС-800, в технологической зоне водоотведения, расположенной в южной части поселения в границах от улицы Рабочей до южной, восточной и западной границы промышленной зоны (т. 2 л. д. 7).
Между МКУ "УКС Сургутского района" (заказчик) и МУП "ТО УТВиВ N 1" Сургутского района (подрядчик) заключен муниципальный контракт на строительный подряд от 28.09.2016 N 51 (в 2017 году от 15.05.2017 N 33) на выполнение работ для завершения строительства объекта "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский".
Как указывает истец, Администрацией Сургутского района обязательства по соглашению от 08.07.2015 N 361 (т. 1 л. д. 18) о передаче полномочий в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский", исполнены в полном объеме, реконструкция и расширение были завершены.
МКУ "УКС Сургутского района" (заказчик объекта) письмом от 01.07.2017 N 1249, телефонограммой от 03.07.2017 N 10 обратилось в МУП "УТВиВ "Сибиряк" и к Главе с.п. Нижнесортымский с просьбой подать канализационные стоки на объект "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский" для проведения пуско-наладочных работ "под нагрузкой" (т. 1 л. д. 101, 102), а также письмами от 05.07.2017 N 1289, от 24.07.2017 N 1436,от 25.07.2017 N 1454, от 31.07.2017 N 1496 к Главе с.п. Нижнесортымский об оказании содействия в проведении пробной эксплуатации КОС-800 (т. 1 л. д. 105-109, 111).
МУП "УТВиВ "Сибиряк" в своем ответе от 07.07.2017 N 730 указало, что строительство объекта не закончено, ранее выданные замечания экспертизы по некачественному строительству застройщиком не устранены, отсутствует согласованный и прошедший экспертизу проект и изменения к проекту, пуско-наладочные работы не выполнены, отсутствует исполнительная документация, объект не принят приемочной комиссией в порядке СНиП 3.01.04-87. Кроме того, МУП "УТВиВ "Сибиряк" не является стороной контракта от 15.05.2017 N 33 на строительный подряд, то есть не является застройщиком (заказчиком или подрядчиком), а также не является владельцем строящегося объекта, в связи с чем у МУП "УТВиВ "Сибиряк" отсутствуют основания для ведения эксплуатации (пробной, временной, постоянной) недостроенного и не введенного застройщиком в эксплуатацию объекта "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский" (т. 1 л. д. 104).
МКУ "УКС Сургутского района" письмами от 25.07.2017 N 1454, от 31.07.2017 N 1494 сообщило об устранении замечания по строительству, сообщив, что строительные недоделки не влияют на проведение пробной эксплуатации, которая необходима для оформления ввода объекта в эксплуатацию (т. 1 л. д. 108, 110).
Из представленной в материалы дела переписки усматривается, что МКУ "УКС Сургутского района" неоднократно обращалось в МУП "УТВиВ "Сибиряк" и Главе сельского поселения Нижнесортымский Рымареву П.В. по решению вопроса по проведению пробной эксплуатации, в связи с завершением строительства и проведением пуско-наладочных работ "под нагрузкой" для оформления ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта (т. 1 л. д. 104-120).
Согласно акту подачи сточных вод на объект "Реконструкция и расширение КОС-800 с.п. Нижнесортымский", утвержденному и.п. Главы с.п. Нижнесортымский Федичкиным О.Н., 04.07.2017 произведена подача сточных вод в полном объеме на объект "Реконструкция и расширение КОС-800 с.п. Нижнесортымский". Открыта запорная арматура в построенных распределительной камере канализационных сетей с.п. Нижнесортымский и в камере сброса очищенных сточных вод в р.Пим строящегося объекта. Запорная арматура на КОС-400 (1 очередь), КОС-400 (2 очередь) закрыта. Запорная арматура опломбирована (т. 1 л. д. 100).
Из переписки МКУ "УКС" и Главы с.п. Нижнесортымский следует, что заказчик уведомлял Администрацию сельского поселения и МУП "УТВиВ "Сибиряк" о том, что объект "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский" не введен в эксплуатацию, в связи с чем прием стоков на данный объект не возможен, между тем Администрацией с.п. Нижнесортымский выведена из эксплуатации действующая очередь КОС-800 и все стоки пущены на реконструированную часть объекта (т. 1 л. д. 112-113), на что МУП "УТВиВ "Сибиряк" ответило, что ограничение приема сточных вод не возможно во избежание загрязнения окружающей среды и угрозы здоровью (т. 1 л. д. 114-119).
В связи с завершением строительно-монтажных работ и необходимостью проведения пуско-наладочных работ под нагрузкой объекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" по причине отказа МУП "УТВиВ "Сибиряк" участвовать в проведении пробной эксплуатации, в соответствии с правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001) распоряжением Администрации Сургутского района от 28.07.2017 N 772-р с 01.08.2017 эксплуатирующей организацией для осуществления пробной эксплуатации данного объекта на период проведения пуско-наладочных работ и до ввода объекта в эксплуатацию назначено МУП "ТО "УТВиВ N 1" Сургутского района (т. 1 л. д. 99).
Распоряжением Администрации Сургутского района от 12.09.2017 N 915-р внесены изменения в распоряжение от 28.07.2017 N 772-р, которое дополнено пунктом 2 в следующей редакции: "МУП "ТО УТВиВ N 1" Сургутского района осуществлять содержание и эксплуатацию вновь построенного объекта "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский" после ввода его в эксплуатацию до момента передачи его в муниципальную собственность с.п. Нижнесортымский, с возмещением фактических затрат по содержанию и эксплуатации объекта" (т. 1 л. д. 98).
Учитывая, что строительно-монтажные работы по реконструкции и расширению КОС-800 завершены, МУП "ТО УТВиВ N 1" Сургутского района не является гарантирующей организацией и не имеет на балансе инженерных сетей и оборудования, необходимых для оказания услуг населения с.п. Нижнесортымский, а Администрация с.п. Нижнесортымский бездействует и уклоняется от исполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения в части организации водоотведения на территории поселения, МКУ "УКС Сургутского района" обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец также указал, что в настоящее время все сточные воды от абонентов поселения, с которыми у МУП "УТВиВ "Сибиряк" заключены договоры на водоотведение, поступают на объект КОС-800, который до сих пор не введен в эксплуатацию и МУП "УТВиВ "Сибиряк" не является эксплуатирующей организацией КОС-800, а по факту его эксплуатирует, в связи с чем заявитель просил обязать Администрацию назначить эксплуатирующей организацией при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский" МУП "УТВиВ "Сибиряк".
05.04.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Администрацией с.п. Нижнесортымский в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ, Закон о местном самоуправлении), который определяет местное самоуправление в Российской Федерации - как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения, которые реализуются на территориях муниципальных образований и решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований исходя из интересов населения, определены в статьях 14, 15, 16, 16.2 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона о местном самоуправлении).
Статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.09.2014 N 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", кроме вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения также относятся вопросы, закрепленные в пунктах 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения сельских поселений.
В связи с принятием закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.09.2014 N 78-оз указанный вопрос вопросом местного значения муниципального района не является.
Статьей 15 Закона о местном самоуправлении, устанавливающей вопросы местного значения муниципального района, к числу которых организация водоотведения на территориях поселения, входящих в состав муниципальных районов, не отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Таким образом, Законом о местном самоуправлении предусмотрена возможность передачи органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, части своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципальному району на основании соглашения. В данном случае речь идет именно о передачи части полномочий в рамках решения вопроса местного значения, но не самого вопроса местного значения.
Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона (статья 18 Закона N 181-ФЗ).
Как определено статьёй 17 Закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями (в том числе) в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Соглашением от 08.07.2015 N 361, заключенным между Администрацией Сургутского района и Администрацией с.п. Нижнесортымский, Администрации района переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, - в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский" (пункту 3.1.2 соглашения).
Согласно пункту 5.1 соглашения полномочия администрации поселения, передаваемые в рамках настоящего соглашения, осуществляются администрацией района за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района.
Буквально толкуя условия соглашения, суд апелляционной инстанции исходит из того, что по вопросу местного значения в части организации в границах поселения водоотведения администрации Сургутского района передано полномочие - в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский".
При этом иных полномочий в рамках решения этого вопроса местного значения Администрации районе не передавалось.
Как было сказано выше, в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ и статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.09.2014 N 78-оз организация в границах сельского поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, являются вопросом местного значения сельского поселения.
В свою очередь, передача Администрацией поселения Администрации района осуществления части своих полномочий по решению этого вопроса местного значения (а именно - полномочия по строительству объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский") в порядке части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ не освобождает администрацию поселения от осуществления других полномочий по данном вопросу местного значения, в непереданной на уровень муниципального района части.
В соответствии с нормами Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ответственны перед населением за надлежащую реализацию возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, обязаны содействовать решению этих вопросов, в том числе при передаче части своих полномочий другому муниципальному образованию.
Как было сказано выше, КОС 800 п. Нижнесортымский в 2009 году было передано в муниципальную собственность сельского поселения Нижнесортымский.
Данное обстоятельство Администрацией с.п. Нижнесортымский не оспаривается. В свою очередь, реконструкция объекта не является основанием для прекращения права муниципальной собственности поселения.
Тот факт, что расширение и реконструкция объекта были начаты заявителем в 2003 году - до передачи объекта в муниципальную собственность поселения, не освобождает поселение от осуществления правомочий собственника, не переданных муниципальному району.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Сургутского района, обеспечивая исполнение своих обязательств по соглашению от 08.07.2015 N 361, осуществив работы по реализации проекта "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский" неоднократно обращалась за оказанием содействия в подготовке данного объекта к вводу в эксплуатацию к Главе Администрации с.п. Нижнесортымский. Однако Администрация с.п. Нижнесортымский бездействовала, либо активно противодействовала проведению мероприятий, направленных на ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается представленной в дело перепиской.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что факт завершения строительства объекта Администрация с.п. Нижнесортымский не оспаривает.
При этом, вопреки доводам Администрации с.п. Нижнесортимский, передача полномочий по строительству объекта не освобождает ее от осуществления иных действий, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию (в том числе, проведения разного рода испытаний).
Из соглашения от 08.07.2015 N 361, заключенным между Администрацией Сургутского района и Администрацией с.п. Нижнесортымский, не усматривается передача Администрации района полномочий по проведению испытаний и вводу объекта в эксплуатацию.
Строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, техническими регламентами, нормами и правилами.
Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
В соответствии с пунктом 3.1.1 МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются: а) обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; б) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; в) осуществление лабораторно-производственного контроля за работой всех элементов системы; г) технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию; д) осуществление пробной или временной эксплуатации сооружений; е) контроль за сбросом в городскую канализацию сточных вод промышленными абонентами.
Согласно пункту 3.3.4 МДК 3-02.2001 пуску очистных сооружений в эксплуатацию (со сбросом воды в водный объект) предшествует их пробная эксплуатация.
Исходя из приведенных норм, именно на эксплуатирующей организации лежит задача осуществления технического надзора за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и вводом их в эксплуатацию, а также осуществление пробной или временной эксплуатации объектов водоотведения, то есть организация, эксплуатирующая сети канализации, должна быть определена ещё до ввода их в эксплуатацию и участвовать в приемке сетей (КОС).
Как следует из акта подачи сточных вод на объект "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский" от 04.07.2017, 04.07.2017 произведена подача сточных вод в полном объеме на объект "Реконструкция и расширение КОС-800 с.п. Нижнесортымский". Открыта запорная арматура в построенных распределительной камере канализационных сетей с.п. Нижнесортымский и в камере сброса очищенных сточных вод в р.Пим строящегося объекта. Запорная арматура на КОС- 400 (1 очередь), КОС-400 (2 очередь) закрыта. Запорная арматура опломбирована (т. 1 л.д. 100).
В письме от 05.07.2017 N 1288 МКУ "УКС Сургутского района" обратилось к МУП "УТВиВ Сибиряк" с просьбой о проведении пробной эксплуатации по объекту. На указанное письмо получен отказ (т. 1 л.д. 104).
В связи с отказом Администрации с.п. Нижнесортымский и гарантирующей организации по водоотведению, действующей на территории поселения, - МУП "УТВиВ Сибиряк" от участия в проведении пробной эксплуатации КОС-800 после завершения работ по их реконструкции, Администрацией района назначена временная эксплуатирующая организация - МУП "ТО "УТВиВ N 1".
Между тем, вопреки доводам подателя жалобы, назначение временной эксплуатирующей организации не освобождает Администрацию с.п. Нижнесортымский от исполнения обеспечить участие в приемке объекта именно той организации, которая будет эксплуатировать КОС-800 на территории сельского поселения в рамках решения вопросов местного значения поселения по водоотведению, не перекладывая свои обязанности на муниципальный район.
Равно как и не освобождает Администрацию поселения от исполнения такой обязанности и привлечение для строительства объекта средств бюджета муниципального района.
Администрация Сургутского района, принявшая на себя в соответствии с Соглашением от 08.07.2015 N 361 только обязательства по строительству объекта "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский", не обязана назначать эксплуатирующую организацию на данный объект, в том числе на период пробной эксплуатации, поскольку организация водоотведения на территории поселения путем эксплуатации КОС относится к непосредственной обязанности Администрации с.п. Нижнесортымский в силу Закона о местном самоуправлении.
Доводы ответчика о том, что объект "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский" является вновь выстроенным объектом, который не находится на балансе муниципального образования с.п. Нижнесортымский, в связи с чем у Администрации с.п. Нижнесортымский до передачи данного объекта в её собственность нет обязанности принимать объект в пробную эксплуатацию и участвовать во вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта являются не обоснованными исходя из вышеприведенных норм.
Вопреки доводам заявителя, канализационные очистные сооружения поселения являются единым объектом, представляющим из себя систему сооружений.
Проектом 8833-П3 (в материалы дела представлен раздел Общая пояснительная записка, том 1) предусмотрено расширение и реконструкция действующей системы очистных сооружений сельского поселения (КОС-800), которые в соответствии с распоряжением Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2009 N 2869 и статьёй 85 Закона N 131-ФЗ переданы в муниципальную собственность с.п. Нижнесортымский (том 1 л. д. 82-83), о чем прямо указано на листе 7 Проекта. Пояснительная записка проекта содержит описание существующих сооружений КОС, а так же указание на предусмотренное строительство новых и реконструкцию существующих сооружений, входящих в единую систему КОС.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности доводов заявителя о незаконном бездействии Администрации с.п. Нижнесортымский, выразившемся в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации с.п. Нижнесортымский подлежат удовлетворению.
Не может служить основанием для отмены принятого по делу решения довод жалобы о том, что заявитель пропустил установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции правильно указал, что бездействие является длящимся правонарушением. Как видно из материалов дела, МКУ "УКС Сургутского района" неоднократно обращался к заинтересованным лицам с просьбой провести пробную эксплуатацию объекта. Последний ответ, из которого усматривается уклонение эксплуатирующей организации от пробной эксплуатации, датирован 27.10.2017 (т. 1 л.д. 119-120), а с настоящим заявлением заявитель обратился в суд 10.11.2017.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель, с учетом принятого судом уточнения, просил обязать Администрацию с.п. Нижнесортымский назначить СУП "УТВиВ "Сибиряк" в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу эксплуатирующей организацией при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский.
Суд первой инстанции посчитал, что указание в решении о назначении в качестве эксплуатирующей организации конкретного юридического лица будет являться необоснованным вмешательством в решение вопросов местного значения. Право выбора эксплуатирующей КОС-800 организации, которая, соответственно, обязана принять участие в проведении мероприятий по пробной эксплуатации и гидравлическим испытаниям, предшествующим вводу объекта в эксплуатацию, принадлежит органам местного самоуправления муниципального образования, на которое возложено решение вопросов местного значения по водоотведению (с.п. Нижнесортымский).
В связи с чем суд обязал на Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу обязанности устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, с учетом отсутствия иных доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации с.п. Нижнесортымский суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Администрация с.п. Нижнесортымский при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2018 по делу N А75-18618/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18618/2017
Истец: "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СУРГУТСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, МУП "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N1" МО Сургутского района, МУП "Территориально-объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1 " Сургутского района, МУП "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк", МУП "УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ " СИБИРЯК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4084/18
23.09.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18618/17
03.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8335/19
03.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8331/19
03.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8336/19
08.05.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18618/17
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18618/17
30.10.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4084/18
13.07.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5767/18
05.04.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18618/17