г. Воронеж |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А14-20428/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Ушаковой И.В., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": Сизинцева А.О., представитель по доверенности от 19.05.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СЕМЬЯ": Андрющенко С.В., представитель по доверенности от 31.05.2018;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2018 по делу N А14-20428/2017 (судья Пригородова Л.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СЕМЬЯ" (ОГРН 1143668021386, ИНН 64134688) к открытому акционерному обществу "Управляющая компания Советского района" (ОГРН 1113668054675, ИНН 3665086317) об обязании ответчика передать техническую и иную документацию на многоквартирные дома расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 217; г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 87; г. Воронеж, ул. 232 Стрелковой Дивизии, д. 51; г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, д. 159, третье лицо: Государственная жилищная инспекция Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СЕМЬЯ" (далее - ООО "УК "Семья", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управляющая компания Советского района" (далее - ОАО "УК Советского района", ответчик) об обязании передать техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома расположенные по адресам: г. Воронеж, ул. 9 Января д. 217; г.Воронеж, ул. 9 Января д. 87; г.Воронеж, ул. 232 Стрелковой Дивизии, д. 51; г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, д. 159, а именно:
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газо-, электроснабжения и др.;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- паспорта лифтового хозяйства;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи;
- акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- протоколы измерения сопротивления электросетей протоколы измерения вентиляции;
- акты технических осмотров;
- распоряжение о вводе в эксплуатацию акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000, с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка прилегающего к дому, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера (граница) действия сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка;
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего и капитального ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- журналы (книги) заявок жителей;
- акты устранения замечаний и нарушений от жилищной инспекции, имеющиеся до момента передачи дома в управление;
- акты по передаче материальных ценностей, относящихся к общему имуществу дома (пожарные шланги, светильники, кожухи, аншлаги, номерные знаки, почтовые ящики);
- списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а так же лиц использующих общее имущество многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства о защите персональных данных;
- договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоры на обслуживание домофона, заключенные с собственниками);
- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений МКД;
- отчеты по содержанию и текущему ремонту МКД;
- отчеты по использованию арендных средств МКД;
- карточки паспортного учета;
- акты выполнения работ на многоквартирном доме по подготовке дома к зимней эксплуатации (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2018 требования ОАО "УК "Семья" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "УК Советского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2018, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции Государственная жилищная инспекция Воронежской области явку своего полномочного представителя не обеспечила.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства апелляционная, жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ОАО "УК Советского района" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ООО "УК "СЕМЬЯ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "УК Советского района" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом N 2 от 27.06.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, ул. 232 Стрелковой Дивизии, д. 51, которое проходило в заочной форме голосования, в период с 06.06.2017 по 27.06.2017; протоколом N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 217, которое проходило в заочной форме голосования, в период с 09.03.2017 по 15.03.2017; протоколом N 2 от 14.06.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Воронеж, ул. 9 Января, д. 87, которое проходило в заочной форме голосования, в период с 03.06.2017 по 14.06.2017; протоколом N 2 от 04.07.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, д. 159, которое проходило в заочной форме голосования в период с 26.06.2017 по 06.07.2017, были приняты решения о расторжении договоров управления многоквартирными домами с ОАО "УК Советского района", об отказе в их пролонгации, а также в заключении договора на управление многоквартирными домами с ООО "УК "Семья".
Письмами от 22.06.2017 N 81, от 07.07.2017 N 90, от 14.07.2017 N 94, полученными ответчиком, истец уведомил ОАО "УК Советского района" о принятии на общем собрании собственниками помещений многоквартирных домов решений об изменении способа управления многоквартирным домом, а также просило передать техническую и иную документацию на многоквартирные дома.
Ссылаясь на то, что ответчик продолжает удерживать техническую документацию на вышеуказанные дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском
Принимая решение по делу, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Судебная коллегия, проанализировав представленные материалы дела, соглашается с выводом суда области об удовлетворении иска в силу следующего.
Как следует из пункта 4 части 2 статьи 44, части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции общего собрания относится выбор способа управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ). При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно положениям части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, иными законами или договором (статья 450 Гражданским кодексом РФ).
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что характер и субъектный состав участников спорных правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации (данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2014 N Ф04-11721/14 по делу N А45-853/2014).
По смыслу части 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (в ред. от 27.03.2018) в случае досрочного расторжения договора управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо, в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В силу пункта 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (в ред. от 27.03.2018).
Согласно пункту 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (пункт 21, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в ред. от 27.03.2018)
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы согласно указанному выше перечню управляющей компании, которая в установленном порядке избрана собственниками жилых помещений.
Правительство Российской Федерации постановлением от 15.05.2013 N 416 утвердило Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В разделе V Правил N 416 установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Согласно пункту 20 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, законодательно установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании, документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил N 491, пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил N 170, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем управлении многоквартирным домом со стороны ответчика, о чем последний в процессе рассмотрения дела не заявлял.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, согласно которой в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии - восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
Поскольку доказательств, подтверждающих передачу истребуемых документов истцу, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, то в силу части 10 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 24, 26 Правил N 491, пункта 1.5 Правил N 170, требования истца о передаче документации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2018 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.03.2018 по делу N А14-20428/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" (ОГРН 1113668054675, ИНН 3665086317) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.