г. Москва |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А41-925/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО - Щепотина Е.В. по доверенности N 5-18/МТДИ от 09.01.2018,
от ООО "ТРК-Красногорск" - Зонов С.С. по доверенности N 02/16 от 02.12.2016,
от Министерства имущественных отношений МО - Шелмаков В.Д. по доверенности N 3 от 09.01.2018,
от ПАО Банк "Финансовая корпорация открытие" - Захаров А.М. по доверенности от 31.05.2018,
от Администрации Красногорского муниципального района МО - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТРК-Красногорск" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 года по делу N А41-925/17, принятое судьей Гриневой А.В., по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО к ООО "ТРК-Красногорск", третьи лица: Министерство имущественных отношений МО; ПАО Банк "Финансовая корпорация открытие"; Администрация Красногорского муниципального района МО о прекращении права аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "ТРК-Красногорск" со следующими требованиями:
1) Прекратить право аренды, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области на часть земельного участка, площадью 833 кв. м, входящая в состав земельного участка 7900 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010104:49. Указанный объект расположен по адресу: Московская область, г. Красногорск, кв-л Коммунальный, д. 3.
2) Установить размер возмещения:
5 914 300 (Пять миллионов девятьсот четырнадцать тысяч триста) рублей.
В том числе:
- рыночная стоимость части земельного участка - 5 856 000 (Пять миллионов восемьсот пятьдесят шесть тысяч) рублей.
- величина убытков в связи с изъятием - 58 300 (Пятьдесят восемь тысяч триста) рублей.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Публичное акционерное общество Банк "Финансовая корпорация открытие", Администрация Красногорского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 года по делу N А41-925/17 требования Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ТРК-Красногорск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать, или изменить решение и установить в качестве обязательного условия изъятия сохранение существующего пожарного проезда, отвечающего требованиям противопожарной безопасности. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представители ООО "ТРК-Красногорск" и ПАО Банк "Финансовая корпорация открытие" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представители Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры и Министерства имущественных отношений МО в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Администрации Красногорского муниципального района МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1179/57 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в Красногорском муниципальном районе Московской области" Главным управлением дорожного хозяйства издано распоряжение от 27.06.16 N 179-р, согласно которому подлежит изъятию часть земельного участка, площадью 833 кв. м, входящая в состав земельного участка площадью 7900 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010104:49. Указанный объект расположен по адресу: Московская область, г. Красногорск, Кв-л Коммунальный, д. 3.
Данный земельный участок принадлежит ООО "ТРК-Красногорск", на праве долгосрочной аренды.
Истец направил письменное уведомление о предстоящем изъятии, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма.
Согласно отчету от 08.07.2016 N 1667/16 об оценке рыночной стоимости части земельного участка площадью 833 кв. м, входящая в состав земельного участка площадью 7900 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010104:49 составляет 5 914 300 (Пять миллионов девятьсот четырнадцать тысяч триста) рублей. В том числе:
- рыночная стоимость части земельного участка - 5 856 000 (Пять миллионов восемьсот пятьдесят шесть тысяч) рублей.
- величина убытков в связи с изъятием - 58 300 (Пятьдесят восемь тысяч триста) рублей.
В адрес ООО "ТРК-Красногорск" направлено уведомление с предложением, заключить соглашение о выкупе объекта недвижимого имущества, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области, что подтверждается почтовой квитанцией.
В связи с тем, что ООО "ТРК-Красногорск" не подписано соглашение о выкупе земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее- ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Частью 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 ГК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 ЗК РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
Как установлено материалами дела, решение об изъятии земельного участка принято на основании постановления Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1179/57 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в Красногорском муниципальном районе Московской области" Главным управлением дорожного хозяйства издано распоряжение от 27.06.16 N 179-р, согласно которому подлежит изъятию часть земельного участка, площадью 833 кв. м, входящая в состав земельного участка площадью 7900 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010104:49. Указанный объект расположен по адресу: Московская область, г. Красногорск, Кв-л Коммунальный, д. 3.
Данный земельный участок принадлежит ООО "ТРК-Красногорск", на праве долгосрочной аренды.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
Уведомление об изъятии земельного участка было направлено в адрес Ответчика, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В силу положений пункта 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ (сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.10 ЗК РФ одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 декабря 2015 года), при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, что спор между сторонами возник именно по определению выкупной цены в отношении изымаемого здания.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2017 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, по итогам проведения которой суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что выводы судебной экспертизы не соответствуют требованием Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2018 года по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
Согласно повторному экспертному заключению эксперта:
1) Рыночная стоимость права аренды на земельный участок, изымаемый в целях строительства транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области, площадью 833 кв. м, являющийся частью земельного участка 50:11:0010104:49 площадью 7900 кв. м (исходный земельный участок), правообладателем которого является ООО "ТРК-Красногорск" и расположенный по адресу: Московская обл., р-н Красногорский, г. Красногорск, кв-л Коммунальный, дом 3 по состоянию на 26.12.2013 г. составляет 6 507 188 рублей.
Рыночная стоимость права аренды на земельный участок, изымаемый в целях строительства транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в Красногорском районе Московской области, площадью 833 кв. м, являющийся частью земельного участка 50:11:0010104:49 площадью 7900 кв. м (исходный земельный участок), правообладателем которого является ООО "ТРК-Красногорск" и расположенный по адресу: Московская обл., р-н Красногорский, г. Красногорск, кв-л Коммунальный, дом 3 по состоянию на текущую дату составляет 6 507 188 рублей.
2) Рыночная стоимость убытков, причиняемых изъятием земельного участка, указанного в вопросе 1 по состоянию на 19.02.2018 года составляет 5 210 554 рубля.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил исковые требования.
Судебная практика, на которую ссылается ПАО Банк "Финансовая корпорация открытие", имеет иные фактические обстоятельства, в связи с чем она не подлежит применению в настоящем случае.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.04.2018 по делу N А41-925/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-925/2017
Истец: ГУДХ Московской области
Ответчик: ООО "ТРК-Красногорск"
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, ПАО Банк "Финансовая корпорация открытие"
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17057/17
25.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9518/18
23.04.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-925/17
23.11.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17057/17
17.11.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17057/17
19.09.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10538/17