Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2018 г. N Ф06-39432/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
25 июля 2018 г. |
А65-24560/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Государственного автономного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 2" - представителя Прошиной М.Ю. (доверенность от 10.08.2015),
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" - представителя Лихачевой А.В. (доверенность от 29.12.2017 N 0039),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 2"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года по делу N А65-24560/2017 (судья Хамитов З.Н.),
по иску Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (ОГРН 1021602860300, ИНН 1653006786), г. Казань,
к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 2" (правопреемник Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 19") (ОГРН 1021603064944, ИНН 1656014009), г. Казань,
о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 97 490 руб. 70 коп. и пени в размере 11 528 руб. 14 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г. Казань, (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 19", г. Казань, (далее - ответчик) о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 97 490 руб. 70 коп. и пени в размере 11 528 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года иск удовлетворен, с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 19" в пользу Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" взысканы средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 97 490 (Девяносто семь тысяч четыреста девяносто) руб. 70 коп., пени в размере 11 528 (Одиннадцать тысяч пятьсот двадцать восемь) руб. 14 коп., расходы по оплате экспертизы в размере 24 090 (Двадцать четыре тысячи девяносто) руб. 88 коп.
В апелляционной жалобе ответчик просил суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года по делу N А65-24560/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая ошибочным выводы суда первой инстанции о проведении Учреждением здравоохранения работ, относящихся к капитальному ремонту и об использовании средств Фонда по нецелевому назначению..
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу ответчика, в котором истец просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года по делу N А65-24560/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения как необоснованную.
Представителем Государственного автономного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 2" в судебном заседании апелляционного суда заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве и замене Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 19" на Государственное автономное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 2", в обоснование заявленного ходатайства представлены документы: уведомление о снятии с учета Российской организации в налоговом органе от 20.06.2018 N 462208936; лист записи ЕГРЮЛ от 20.06.2018; приказ от 13.11.2017 N 2333; постановление Кабинета Министров РТ от 30.10.2017 N 826; лист записи ЕГРЮЛ от 20.06.2018; решение о государственной регистрации от 04.07.2018 N 33703А; устав Государственного автономного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 2".
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев ходатайство Государственного автономного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 2", арбитражный суд апелляционной инстанции полагает его подлежащим удовлетворению, в силу чего, на основании ст. 48 АПК РФ произвел замену ответчика по делу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика по делу апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора ТФОМС Республики Татарстан от 10.06.2016 N 0211 проведена проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном автономном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N19" за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
Результаты проверки оформлены актом от 01.07.2016.
В ходе проверки было выявлено использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 156 352 руб. 25 коп., а именно:
- произведены расходы на приобретение оборудования, применяемого при оказании платных услуг населению, не связанных с выполнением Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в 2014 году на сумму 9 500 рублей;
- произведены расходы на техническое обслуживание оборудования, применяемого при оказании платных услуг населению, не связанных с выполнением Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в 2014 году на сумму 940,00 рублей;
- излишне произведены выплаты стимулирующего характера за специфику деятельности медицинскому работнику на общую сумму 48 421,55 рублей, в том числе в 2014 году - 8 839,72 рублей, в;2015 году- 39 581,83 рублей;
- произведены расходы на проведение капитального ремонта, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования на сумму 97 490,70 рублей, в том числе в 2014 году - 31 329,83 рублей, в 2015 году - 66 160,87 рублей.
Частично не согласившись с Актом проверки от 01.07.2016, ответчик направил в адрес истца возражения. Сообщением от 12.07.2016 N 03-01/07289 о результатах рассмотрения возражений на акт проверки от 01.07.2016 акт проверки оставлен без изменений.
Указанное сообщение в судебном порядке не оспорено. 05.10.2016 Ответчиком были восстановлены использованные не по целевому назначению денежные средства в размере 58 861,55 рублей, а также уплачен штраф в размере 15 635,23 рублей. Остаток невосстановленных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, составил 97 490,70 рублей. Указанная денежная сумма равна размеру произведенных Ответчиком расходов на проведение капитального ремонта, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования.
15.06.2017 в адрес ответчика истцом направлена претензия от 13.06.2017 N 12-01/05181 о восстановлении использованных не по целевому назначению средств в размере 97 490,70 рублей и уплате пени, начисленных за период с 15.07.2016 по 13.06.2017 в размере 11 528,14 рублей.
Претензия вручена ответчику 19.06.2017, однако, на день обращения истца в суд не была исполнена.
Изложенные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС, Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Данный вывод суда подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС15-2234 от 14.08.2015 по делу N А41-26768/2014.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлено, что ГАУЗ "Городская поликлиника N 19" г. Казани за счет средств обязательного медицинского страхования произведена замена оконных и дверных блоков на общую сумму 97 490,70 рублей.
Фонд, полагая, что Учреждением здравоохранения проведены работы по капитальному ремонту, которые не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, сделал вывод о нецелевом характере использовании средств Фонда и о наличии обязанности у ответчика по возврату средств.
В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что произведенные им работы не являются капитальным ремонтом.
Определением Арбитражного суда РТ от 10.10.2017 по ходатайству истца судом была назначена судебная экспертиза. Проведение экспертизы было поручено Федеральному бюджетному учреждению Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. На разрешение эксперту был поставлен следующий вопрос: "К какому виду ремонта (текущему или капитальному) относятся работы, выполненные ГАУЗ "Городская поликлиника N 19" г. Казани по замене оконных и дверных блоков по актам выполненных работ от 05.08.2014 N 1, от 27.08.2014 N 2, от 14.10.2014 N 1, от 21.10.2014 N 1, от 11.09.2014 N 2, от 20.10.2014 N 1, от 20.07.2013 N 1, от 26.05.2015 N 1, от 14.09.2015 N 1, от 14.09.2016 N 1.".
14 марта 2018 г. в суд поступило экспертное заключение от 28.02.2018 N 73/07-3, из которого следует, что работы, выполненные ГАУЗ "Городская поликлиника N 19" г. Казани по замене оконных и дверных блоков по актам выполненных работ от 05.08.2014 N 1, от 27.08.2014 N 2, от 14.10.2014 N 1, от 21.10.2014 N 1, от 11.09.2014 N 2, от 20.10.2014 N 1, от 20.07.2013 N 1, от 26.05.2015 N 1, от 14.09.2015 N 1, от 14.09.2016 N 1, относятся к выборочному капитальному виду работ.
Таким образом, выводы Фонда о проведении Учреждением здравоохранения работ по капитальному ремонту основаны на материалах настоящего дела.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и. пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Поскольку средства ОМС, использованные ответчиком на замену оконных и дверных блоков использованы не по целевому назначению, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе ответчика не содержится. Несогласие с выводами экспертизы, не свидетельствует о недостоверности указанного доказательства и не может быть положено в основу выводов о незаконности обжалуемого решения суда.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 48, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести процессуальную замену ответчика по делу N А65-24560/2017 - Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 19" (ОГРН 1021603064944, ИНН 1656014009), Республика Татарстан, г. Казань, на Государственное автономное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 2" г. Казани (ОГРН 1021603065241, ИНН 1656008541), Республика Татарстан, г. Казань.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2018 года по делу N А65-24560/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24560/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2018 г. N Ф06-39432/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г.Казань
Ответчик: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N19", г. Казань
Третье лицо: Одиннадцаный арбитражный суд, ФБУ Средне-Волжский региональный центр Судебной экспертизы МЮ РФ