г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А26-8926/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Аносовой Н.В., Глазкова Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Прониным А.Л.
при участии:
от заявителя: представителя Везико Е.А. (доверенность от 01.07.2018)
от ответчика: представителя Кораблевой Т.В. (доверенность от 10.11.2015)
от АО "ТНС энерго Карелия" : представителя Везико Е.А. (доверенность от 09.07.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12960/2018) конкурсного управляющего МУП "Кааламский водоканал" Малинен Ирины Николаевны на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2018 по делу N А26-8926/2014 (судья А.В. Тулубенская), принятое по заявлению конкурсного управляющего МУП "Кааламский водоканал" Малинен Ирины Николаевны к Муниципальному образованию "Сортавальский муниципальный район" в лице Администрации Сортавальского муниципального района о применении последствий ничтожной сделки,
установил:
Конкурсный управляющий МУП "Кааламский водоканал" Малинен Ирина Николаевн обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о применении последствий ничтожной сделки по изъятию у МУП "Кааламский водоканал" имущества, переданного в его хозяйственное ведение, в виде взыскания с Муниципального образования "Сортавальский муниципальный район" в лице Администрации Сортавальского муниципального района (далее - Администрация) 24 183 303 руб. остаточной стоимости имущества на дату изъятия.
Определением от 16.04.2018 суд отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал" о применении последствий ничтожной сделки по изъятию у МУП "Кааламский водоканал" имущества, переданного в его хозяйственное ведение, в виде взыскания с Муниципального образования "Сортавальский муниципальный район" в лице Администрации Сортавальского муниципального района 24 183 303 руб. остаточной стоимости имущества на дату изъятия. Суд взыскал с муниципального унитарного предприятия "Кааламский водоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На указанное определение конкурсным управляющим муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал" подана апелляционная жалоба, в котором ее податель просит отменить определение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2018 по делу N А26-8926/2014; принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о применении последствий ничтожной сделки по изъятию у МУП "Кааламский водоканал" имущества, переданного в его хозяйственное ведение, в виде взыскания с Муниципального образования "Сорта-вальский муниципальный район" в лице Администрации Сортавальского муниципального района 24 183 303 руб. остаточной стоимости имущества на дату изъятия.
Податель жалобы полагает, что определение от 16.04.2018 вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; при неправильном применении норм материального права и подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что у Администрации Сортавальского муниципального района отсутствовали какие-либо сомнения в том, что все изъятое имущество находилось во владении МУП "Кааламский водоканал" на праве хозяйственного ведения вне зависимости от государственной регистрации данного права на объекты недвижимости с учетом заключенного между Администрацией Сортавальского муниципального района, Администрацией Кааламского сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" Соглашения о взаимодействии при исполнении Сортавальским муниципальным районом полномочий по организации в границах Кааламского сельского поселения водоснабжения и водоотведения населения от 30.12.2014 (в редакции дополнительного соглашения).
Доводы Администрации об отсутствии государственной регистрации и невозникновения права хозяйственного ведения МУП "Кааламский водоканал" были предметом рассмотрения суда по настоящему делу в рамках рассмотрения обособленного спора о субсидиарной ответственности собственника имущества должника. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2017 по делу N А26-8926/2014 и Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по делу N А26-8926/2014, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу NА26-8926/2014 установлено, что имущество находилось в хозяйственном ведении МУП "Кааламский водоканал" до 05.08.2015, остаточная стоимость активов предприятия на дату изъятия составляла 24 183 303 руб., право хозяйственного ведения прекратилось у МУП "Кааламский водоканал" 05.08.2015 в результате решения собственника имущества - Администрации Сортавальского муниципального района о передаче имущества иному предприятию.
Хозяйственная деятельность МУП "Кааламский водоканал" осуществлялась с использованием основных средств, переданных ему в хозяйственное ведение, в соответствии с уставными целями и видами деятельности. В соответствии с распоряжением Администрации Кааламского сельского поселения N 1 от 31.01.2012 за МУП "Кааламский водоканал" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения, 01.02.2013 заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал", составлен акт приема-передачи имущества.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.08.2015 N 238-П "О разграничении имущества, находящегося в собственности Кааламского и Хаапаламского сельских поселений" утвержден перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Сортавальского муниципального района. 03.08.2015. составлен акт приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Сортавальского муниципального района.
05.08.2015 муниципальное образование Сортавальский муниципальный район (действующий собственник) передало имущество, находившееся в хозяйственном ведении МУП "Кааламский водоканал", в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района".
Податель жалобы полагает неправомерным изъятие муниципальным образованием Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавальского муниципального района, являющимся собственником имущества унитарного предприятия, имущества из хозяйственного ведения МУП "Кааламский водоканал" в нарушение императивного запрета, установленного абз, 8 п. 1 ст. 63 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Действия муниципального образования Сортавальский муниципальный район в лице Администрации Сортавалъского муниципального района (как собственника имущества унитарного предприятия) по изъятию всего имущественного комплекса МУП "Кааламский водоканал", переданного ему для осуществления уставного вида деятельности, привели к уменьшению конкурсной массы должника на 24 183 303 руб. При этом Администрация не могла не знать об имущественном положении МУП "Кааламский водоканал" с учетом заключенного между Администрацией Сортавалъского муниципального района, Администрацией Кааламского сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" Соглашения о взаимодействии при исполнении Сортавальским муниципальным районом полномочий по организации в границах Кааламского сельского поселения водоснабжения и водоотведения населения от 30.12.2014 (в редакции дополнительного соглашения).
По мнению конкурсного управляющего, изъятие из хозяйственного ведения МУП "Кааламский водоканал" имущества является ничтожной сделкой. Действующим законодательством не предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от имущества, переданного ему в хозяйственное ведение для осуществления уставных видов деятельности, а собственника имущества унитарного предприятия - изымать имущество, принадлежащее должнику на праве хозяйственного ведения. Изъятие имущества унитарного предприятия его собственником, равно как и отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего МУП "Кааламский водоканал" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель МО "Сортавальский муниципальный район" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель АО "ТНС энерго Карелия" поддержал правовую позицию конкурсного управляющего МУП "Кааламский водоканал".
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.11.2014 в Арбитражный суд Республики Карелия поступило заявление ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Карельская энергосбытовая компания", ОАО "КЭСК" заявитель) от 27.10.2014 N 141-05-5/52952 о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Кааламский водоканал".
Определением суда 11.11.2014 заявление ОАО "Карельская энергосбытовая компания" принято к производству арбитражного суда, возбуждено дело о банкротстве МУП "Кааламский водоканал".
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2015 в отношении МУП "Кааламский водоканал" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Малинен И.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.08.2015 муниципальное унитарное предприятие "Кааламский водоканал" признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком до 05.02.2016, конкурсным управляющим утверждена Малинен Ирина Николаевна, член некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Северная Столица". Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсант" N 147 от 15.08.2015.
Срок конкурсного производства неоднократно продлевался.
27.11.2017 в суд от конкурсного МУП "Кааламский водоканал" Малинен Ирины Николаевны поступило заявление о применении последствий ничтожной сделки по изъятию у МУП "Кааламский водоканал" имущества, переданного в его хозяйственное ведение, в виде взыскания с Муниципального образования "Сортавальский муниципальный район" в лице Администрации Сортавальского муниципального района 24 183 303 руб. остаточной стоимости имущества на дату изъятия.
В обоснование заявления конкурсный управляющий представил в материалы дела копии следующих документов: договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Кааламский водоканал" от 01.02.2012, акта (приложение N 1 к договору), дополнительных соглашений к договору от 01.02.2012, распоряжений Администрации Кааламского сельского поселения N 1 от 31.01.2012, N 78/1 от 01.07.2014 с приложением N 1, актом приема-передачи от 23.09.2014, распоряжения Администрации Кааламского сельского поселения N 142/3 от 10.10.2014 с приложением N 1, актом приема-передачи имущества от 10.10.2014, распоряжения Администрации Кааламского сельского поселения N 165 от 28.11.2014 с приложением N 1, актом приема-передачи имущества от 28.11.2014, распоряжения Администрации Сортавальского муниципального района от 05.08.2015 N 1061 с приложением N 1, распоряжения Администрации Сортавальского муниципального района от 05.08.2015 N 1062 с приложением N 1, 10 свидетельств о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района" от 04.02.2016, бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "Кааламский водоканал" за 2014 год, бухгалтерского баланса МУП "Кааламский водоканал" на 31.12.2015, определения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2017 по настоящему делу, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по настоящему делу.
Администрация возражала против удовлетворения заявления конкурсного управляющего МУП "Кааламский водоканал", представила отзыв, в котором ссылалась на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2017 по делу N А42-7058/2014, указывала, что спорное имущество было передано предприятию в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним", следовательно, право хозяйственного ведения предприятия на спорное имущество подлежало государственной регистрации в порядке, установленном указанным законом, доказательства факта государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорое имущество отсутствуют, учитывая, что имущество обладает признаками сложной вещи, а на объекты недвижимого имущества под номерами 1, 10-13, 35-61 в приложении N 1 к распоряжению N 1062, по номерами 1-6, 8,9, 12 в приложении N 1 к распоряжению N 1061 права не зарегистрированы, то не возникло право хозяйственного ведения на объекты движимого имущества, являющиеся принадлежностью главной вещи (статьи 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении обособленного спора судом первой инстанции установлено.
Из устава МУП "Кааламский водоканал" следует, что предприятие создано в соответствии с решением IX сессии II созыва Совета Кааламского сельского поселения от 20.08.2010 N 39 (пункт 1.1. устава); учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование Кааламское сельское поселение (пункт 1.4. устава); предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве
хозяйственного ведения муниципального имущества, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом с ограничениями, установленными законодательством и настоящим уставом (пункт 2.4 устава); предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; предприятие не несет ответственность по обязательствам учредителя, учредитель не несет ответственность по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.6. устава).
Предметом деятельности предприятия является эффективное использование имущества, переданного учредителем на праве хозяйственного ведения, для решения вопросов местного значения Кааламского сельского поселения (пункты 3.2., 3.2.1. устава). Для достижения целей предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности, в том числе оказание услуг по водоотведению и водоснабжению для населения, по договорам с юридическими и физическими лицами, предоставление коммунальных услуг населению и прочим потребителям. Содержание и эксплуатация сооружений и оборудования, предназначенных для
оказания коммунальных услуг и иные виды деятельности, указанные в пункте 3.3.
устава.
Согласно пункту 4.9. устава контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества осуществляет учредитель, директор предприятия назначается на должность и освобождается от должности учредителем (пункт 4.11 устава), за результаты финансово-хозяйственной деятельности подотчетен учредителю. В силу положений пункта 5.1. устава имущество предприятие находится в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым.
Право на имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением учредителя (пункт 5.4. устава).
Согласно пункту 5.9. устава при переходе права собственности на муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику муниципального имущества предприятие сохраняет собственнику муниципального имущества предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
В соответствии с распоряжением Администрации Кааламского сельского поселения (далее - Администрация сельского поселения) N 1 от 31.01.2012 за МУП "Кааламский водоканал" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения, 01.02.2013 заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал", составлен акт приема-передачи имущества. 01.07.2014 издано распоряжение N 78/1 Администрации Кааламского сельского поселения о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал".
23.09.2014 на основании распоряжения N 78/1 от 01.07.2014 между Администрацией сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" заключено дополнительное соглашение к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал", составлен акт приема-передачи имущества Администрации, передаваемого в хозяйственное ведение МУП "Кааламский водоканал", акты о приеме-передаче здания (сооружения). 10.10.2014 Администрацией Кааламского сельского поселения издано распоряжение N 142/3 о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал".
10.10.2014 на основании распоряжения N 142/3 от 10.10.2014 между Администрацией сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" заключено дополнительное соглашение к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал", составлен акт приема-передачи имущества Администрации, передаваемого в хозяйственное ведение МУП "Кааламский водоканал", акты о приеме-передаче здания (сооружения). 28.11.2014 Администрацией Кааламского сельского поселения издано распоряжение N 165 о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал".
28.11.2014 на основании распоряжения N 165 от 28.11.2014 между Администрацией сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" заключено
дополнительное соглашение к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал", составлен акт приема-передачи имущества Администрации сельского поселения, передаваемого в хозяйственное ведение МУП "Кааламский водоканал", акты о приеме-передаче здания (сооружения).
30.12.2014 между Администрацией Сортавальского муниципального района
(далее - Администрация района), Администрацией Кааламского сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" заключено соглашение о взаимодействии при исполнении Сортавальским муниципальным районом полномочий по организации в границах Кааламского сельского поселения, в соответствии с которым предприятие осуществляет во взаимодействии с муниципальным районом и поселением своими силами водоснабжение и водоотведение населения Кааламского сельского поселения, а муниципальный район возмещает предприятию недополученные доходы и (или) возмещение затрат в связи с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению населения на срок с 01.01.2015 до 01.03.2015, а с учетом дополнительного соглашения на срок не позднее 01.07.2015.
В письме от 03.03.2015 директор МУП "Кааламский водоканал" Данелян Ж.А. в адрес главы Администрации Сортавальского муниципального района выразил согласие на передачу недвижимого и движимого имущества по обеспечению водоснабжения и водоотведения на территории Кааламского сельского поселения, находящегося в хозяйственном ведении предприятия по договору от 01.02.2012 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Кааламского сельского поселения "Кааламский водоканал", заключенному между
муниципальным образованием "Кааламское сельское поселение" и муниципальным унитарным предприятием "Кааламский водоканал".
05.03.2015 Советом Сортавальского муниципального района принято решением N 113 "Об утверждении перечней имущества, передаваемого из собственности Кааламского сельского поселения в собственность Сортавальского
муниципального района".
Распоряжением Кааламского сельского поселения N 25 от 18.03.2015 согласован перечень имущества, передаваемого из собственности Кааламского сельского поселения в собственность Сортавальского муниципального района".
Распоряжением Кааламского сельского поселения N 61 от 18.05.2015 внесены изменения в распоряжение N 25 от 18.03.2015.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.08.2015 N 238-П "О разграничении имущества, находящегося в собственности Кааламского и Хаапаламского сельских поселений" утвержден перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Сортавальского муниципального района. 03.08.2015 составлен акт приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности Кааламского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Сортавальского муниципального района.
На дату 30.12.2014 имущество еще находилось в хозяйственном ведении предприятия, поскольку в указанную дату между Администрацией Сортавальского муниципального района, Администрацией Кааламского сельского поселения и МУП "Кааламский водоканал" было заключено соглашение о взаимодействии при исполнении Сортавальским муниципальным районом полномочий по организации
в границах Кааламского сельского поселения водоснабжения и водоотведения. Согласно выводам анализа финансово-хозяйственной деятельности МУП "Кааламский водоканал", проведенного в период с апреля по июнь 2015 года на основании сведений, документов, представленных должником временному управляющему для проведения анализа финансового состояния за период по 01.06.2015, основным видом деятельности предприятия являлось питьевое водоснабжение и водоотведение, остаточная стоимость активов предприятия по состоянию на 01.06.2015 составила 24 183 303 руб., в том числе балансовая стоимость основных средств, используемых в производстве, составила 24 182 000 руб., которые отнесены ко второй группе активов - труднореализуемые, выбытие основных средств в течение анализируемого периода не осуществлялось.
05.08.2015 Администрация Сортавальского муниципального района издала распоряжения N 1061, N 1062 (том 1 л.д. 44-46, 47-51), в соответствии с которым ранее находящееся в хозяйственном ведении МУП "Кааламский водоканал" имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно- коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района". 05.08.2015 по
актам о приеме-передаче имущество передано МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района". 04.02.2016 выданы свидетельства о государственной регистрации - хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района" (том 1 л.д. 52-61).
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом - определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.08.2017 по настоящему делу (том 1 л.д. 69-82), оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017
(том 1 л.д. 83-93).
В рамках рассмотрения заявления конкурсного управляющего МУП "Кааламский водоканал" о привлечении к субсидиарной ответственности Муниципального образования "Кааламское сельское поселение" в лице Администрации Кааламского сельского поселения и Муниципального образования
"Сортавальский муниципальный район" суд пришел к выводу о том, что право хозяйственного ведения прекратилось у должника в результате решения собственника имущества - Администрации Сортавальского муниципального района о передаче имущества муниципальному унитарному предприятию "ЖКХ Сортавальского муниципального района", оформленного распоряжениями N 1061, N 1062 от 05.08.2015 Администрации Сортавальского муниципального района "О закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района" имущества".
Впоследствии, 23.03.2017 Администрация Сортавальского муниципального района издала распоряжение N 322 "Об отмене распоряжений Сортавальского муниципального района N 1061 от 05.08.2015 и N 1062 от 05.08.2015 и о создании рабочей группы по подготовке передачи объектов водоснабжения и водоотведения в концессию".
В конкурсном производстве по результатам инвентаризации спорное имущество МУП "Кааламский водоканал" не обнаружено, имущества для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, что отражено в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности, подтверждено реестром требований кредиторов, расчетом размера субсидиарной ответственности.
В анализе финансово-хозяйственной деятельности МУП "Кааламский водоканал" временным управляющим указано, что фактически предприятие осуществляло два направления деятельности: предоставление услуг питьевого водоснабжения и водоотведения на территории Кааламского сельского поселения Сортавальского муниципального района (п. Каалмо, п. Пуйккола, п. Рускеала, п.
Партала, п. Рюттю) на основании тарифов на услуги водоснабжения и
водоотведения, установленных Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам, полученные от оказания услуг доходы не покрывали производственные расходы, в результате заведомо убыточной финансово- хозяйственной деятельности происходила иммобилизация средств из оборота, которая повлекла глубокую деградацию финансового состояния МУП "Кааламский водоканал", предприятие утратило реальную возможность осуществлять платежи по своим обязательствам, с июня 2013 года перестало оплачивать потребленную электроэнергию, а затем осуществлять обязательные платежи.
На дату 05.08.2015 принятия Администрацией Сортавальского муниципального района распоряжений N 1061, N 1062 о закреплении спорного имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района" определением суда от 11.11.2014 по настоящему делу по заявлению ОАО "Карельская энергосбытовая компания", поступившему в суд 05.11.2014, было возбуждено дело о банкротстве МУП "Кааламский водоканал", определением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2015 (08.04.2015 объявлена резолютивная часть определения) введена процедура наблюдения, учитывая, что размер подтвержденной судебными актами задолженности за июнь 2013 года, за период с августа по ноябрь 2013 года перед ОАО "Карельская энергосбытовая компания" превышал 500 000 руб., а срок, в течение которого не были исполнены требования, превышал 6 месяца с момента наступления даты их исполнения, 05.08.2015 в судебном заседании судом оглашена резолютивная часть решения о признании МУП "Кааламский водоканал" банкротом, введении конкурсного производства сроком до 05.02.2016, утверждении конкурсным управляющим Малинен Ирина Николаевна, установив, что МУП "Кааламский водоканал" обладает признаками банкротства в соответствии со статьями 3, 4 Закона о банкротстве.
Суд также пришел к выводу, о том, что убыточность должника явилась следствием его хозяйственной деятельности в предшествующий период, признаки несостоятельности (банкротства) у предприятия возникли задолго до издания Администрацией Сортавальского муниципального района распоряжений N 1061,
N 1062 от 05.08.2015 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района" имущества", до изъятия из хозяйственного ведения должника спорного имущества.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований конкурсного управляющего.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что суд первой инстанции при вынесении определения обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Согласно пункту 1 статьи 61.8, пункту 1 статьи 61.9, абзацу пятому пункта 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе предъявлять в суд от имени должника иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, совершать иные действия, направленные на возврат имущества должника; заявление конкурсного управляющего должником об оспаривании сделки должника подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
В силу пункта 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В силу пункта 2 названной статьи имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснил, что право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
При этом в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ, пункта 2 статьи 8, статьи 131 ГК РФ, статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что решение о закреплении за МУП "Кааламский водоканал" на праве хозяйственного ведения имущества принималось после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в силу пункта 2 статьи 4 этого Закона право хозяйственного ведения на объекты недвижимости подлежало обязательной регистрации.
Как верно указал суд первой инстанции, изъятое имущество представляет собой комплекс для организации водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Сортавальского муниципального района. В силу положений статьи 134 ГК РФ изъято имущество, не являющееся объектами недвижимости, но используемое для осуществления указанной деятельности, является технологически связанным комплексом и не может функционировать по своему назначению отдельно от объектов недвижимости, в связи с чем должно рассматриваться как сложная вещь.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие регистрацию права хозяйственного ведения МУП "Кааламский водоканал" на вышеуказанное имущество, впоследствии изъятого Администрацией.
Таким образом, в отношении поименованного в решении Совета Сортавальского муниципального района N 113 от 05.03.2015 перечня имущества, передаваемого из собственности Кааламского сельского поселения в собственность Сортавальского муниципального района, оснований для признания его изъятия незаконным суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку в отношении спорного имущества право хозяйственного ведения за должником не было зарегистрировано, соответственно, у должника в установленном законом порядке не возникло вещное право на объекты водоснабжения, они не могут быть включены в конкурсную массу должника по смыслу статьи 131 Закона о банкротстве.
В силу изложенного собственник имущества мог самостоятельно распоряжаться данным муниципальным имуществом, в том числе путем издания решений, поскольку запреты, установленные Законом о банкротстве и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" на данное имущество не распространяются.
В этой связи, судом первой инстанции правомерно оставлено без удовлетворения заявление конкурсного управляющего Малинен И.Н. о применении последствий ничтожной сделки по изъятию у МУП "Кааламский водоканал" имущества, переданного в его хозяйственное ведение.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления конкурсного управляющего фактические обстоятельства судом первой инстанций установлены правильно, проверены доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое определение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2018 по делу N А26-8926/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8926/2014
Должник: МУП "Кааламский водоканал"
Кредитор: ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
Третье лицо: Администрация Кааламского сельского поселения, Администрация Сортавальского муниципального района, Государственный комитет РК по ценам и тарифам, Малинен И. Н., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия, муниципальное унитарное специализированное предприятие по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги", НП "СРО АУ"Северная Столица", ОАО "ПЕТРОЗАВОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", ОАО Банк "Онего", ОГИБДД ОМВД России по Сортавальскому району, ООО "АкваХим", ПАО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА, Сортавальский городской суд, Управление Федеральной антимонопольной службы по РК, Управление Федеральной налоговой службы РФ по РК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12960/18
19.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22043/17
24.06.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11808/16
01.06.2016 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-8926/14
04.04.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5999/16
03.03.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28062/15
06.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-8926/14