Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2018 г. N Ф06-39754/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А55-24598/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Балакиревой Е.М. и Пышкиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Железобетон" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года по делу N А55-24598/2017 по иску акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания" (ОГРН 1026301416723, ИНН 6317023248) к акционерному обществу "Железобетон" (ОГРН 1026300763840, ИНН 6312000222) о признании отсутствующим права собственности, и встречному иску о признании отсутствующим права собственности, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, принятое судьей Богдановой Р.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Блохина Н.С. - начальник юридического отдела (доверенность N 129 от 26.07.2016), Лобанов В.М. - советник генерального директора (доверенность N 67 от 16.10.2017);
от ответчика: Илясов А.Н. - адвокат (доверенность от 27.09.2017, удостоверение), Садчиков В.А. - представитель (доверенность от 24.07.2018),
установил:
Акционерное общество "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее АО "ВолгаУралТранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Железобетон" (далее АО "Железобетон", ответчик) о признании отсутствующим права собственности на сооружение - железнодорожные пути протяженностью 1542,5 м., расположенные по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, 65, в части:
- железнодорожный путь N 1 от границы железнодорожного пути необщего пользования (ГПП) АО "Железобетон" в сторону станции Средневолжская ОАО "РЖД", включая стрелочные переводы N 5 и N 4 до забора и ворот АО "Железобетон" протяженностью 150,9-м;
- железнодорожный путь N 2 от границы железнодорожного пути необщего пользования (ГПП) АО "Железобетон", в сторону станции Средневолжская ОАО "РЖД", до хвоста крестовины стрелки N 5 протяженностью 105,6-м; - железнодорожный путь N 4 от упора, в сторону станции Средневолжская ОАО "РЖД", до забора и ворот АО "Железобетон" протяженностью 320,1 м.
Истец также просил погасить запись о регистрации права ответчика на железнодорожный путь 63-01-3/2001-18235.1 от 11.10.2001 путем прекращения регистрационной записи и внесения иной записи об отсутствии зарегистрированного права собственности.
Истец уточнил предмет иска и просил признать отсутствующим право собственности ответчика на сооружение - железнодорожный путь протяженностью 1542,50-м, запись регистрации 63-01-3/2001-18235.1 от 11.10.2001, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, 65, в части:
- железнодорожного пути N 1 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО "Железобетон", включая стрелочный перевод N 5 протяженностью 150,9 м.;
- железнодорожного пути N 2 от хвоста крестовины стрелки N 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО "Железобетон" протяженностью 75 м.;
- железнодорожного пути N 3 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до предельного столбика стрелки N 4 протяженностью 16 м.;
- железнодорожного пути N 4 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м.
Заявление об уточнении предмета иска принято судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.12.2017.
Ответчик подал встречный иск о признании отсутствующим права собственности АО "ВолгаУралТранс" на сооружение - железнодорожный путь 50 лет Советской власти, протяженностью 947 м., литеры IV, V, VI, VII, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, кадастровый или условный номер 63:01:00000000:4496, свидетельство о государственной регистрации права 63-АГ 094564, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 29.04.2009.
Определением от 25.12.2017 встречный иск б/нпринят к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Ответчик уточнил предмет встречного иска и просил признать отсутствующим право собственности АО "ВолгаУралТранс" на сооружение - железнодорожный путь 50 лет Советской власти, протяженностью 947 м., литеры IV, V, VI, VII, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, кадастровый или условный номер 63:01:00000000:4496, свидетельство о государственной регистрации права 63-АГ 094564, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 29.04.2009, в части:
- железнодорожного пути N 1 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО "Железобетон", включая стрелочный перевод N 5 протяженностью 150,9 м.;
- железнодорожного пути N 2 от хвоста крестовины стрелки N 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО "Железобетон" протяженностью 75 м.;
- железнодорожного пути N 3 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до предельного столбика стрелки N 4 протяженностью 16 м.;
- железнодорожного пути N 4 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м.
Заявление об уточнении предмета встречного иска принято судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.04.2018
Определением суда от 14.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестра по Самарской области, 1-е третье лицо) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее Кадастровая палата, 2-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2018 первоначальный иск удовлетворен. Суд первой инстанции признал отсутствующим право собственности АО "Железобетон" на сооружение - железнодорожный путь протяженностью 1542,50-м, запись регистрации 63-01-3/2001-18235.1 от 11.10.2001, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, 65, в части:
- железнодорожного пути N 1 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО "Железобетон", включая стрелочный перевод N 5 протяженностью 150,9 м.;
- железнодорожного пути N 2 от хвоста крестовины стрелки N 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО "Железобетон" протяженностью 75 м.;
- железнодорожного пути N 3 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до предельного столбика стрелки N 4 протяженностью 16 м.;
- железнодорожного пути N 4 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м.
В удовлетворении встречного иска отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что стороны в обоснование заявленных требований (первоначального и встречного) ссылаются, что наличие зарегистрированного за истцом и ответчиком права на спорный объект недвижимости, нарушает их права, поскольку каждая сторона считает себя законным правообладателем зарегистрированного за ними спорного железнодорожного пути. В обоснование исковых требований первоначального иска и встречного иска представлены приватизационные документы, технические паспорта, ведомственные технические паспорта, договоры на подачу и уборку вагонов, инструкция "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО "Железобетон", примыкающего к железнодорожному пути АО "ВолгаУралТранс" (станция Средневолжская КБШ ж.д. - филиал ОАО "РЖД"), инвентарные карточки, договор N 3/344 от 05.06.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ВолгаУралТранс" (эксплуатационный участок ЖБИ-2 при станции Средневолжской Куйбышевской железной дороги), журналы осмотра путей стрелочных переводов, устройств СЦБ связи и контактной сети, акты на списание материально - производственных запасов, документы по строительству и другие доказательства. В обоснование встречных требований АО "Железобетон" ссылается на документы по строительству подъездных железнодорожных путей в связи со строительством завода N 511. Согласно архивным данным за период с 1954 по 1959 г.г. с целью строительства в Куйбышеве завода N 511, которому впоследствии присвоено название Куйбышевский металлургический завод, в том числе были построены контора подсобных предприятий, где выпускался бетон, и железнодорожные пути. В связи с принятием Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" и на его основании государственное предприятие ЖБИ им 50-летия Советской власти было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Железобетон", которое стало его правопреемником. 14.10.1993 между Фондом имущества Самарской области и АООТ "Железобетон" был заключен договор N 231 передачи имущества в собственность АООТ "Железобетон". Согласно п. 1.1 данной сделки Фонд имущества Самарской области, АООТ "Железобетон" в качестве уставного капитала государственное имущество. Состав передаваемого имущества перечислен в Приложении N 1. В составе передаваемого имущества в пункте 17 были указаны железнодорожные пути, которые также вошли в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по заводу им. 50-летия Советской власти.
Суд первой инстанции установил, что право собственности ответчика зарегистрировано согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.10.2001 на основании акта оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 завода имени 50-летия Советской власти, решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 538 от 04.06.1993, решения Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 16 от 16.01.2001, договора передачи имущества в собственность АООТ "Железобетон" N 231 от 14.10.1993, свидетельства о собственности N 376 от 14.10.1993, выданного Фондом имущества Самарской области. Право собственности истца согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.04.2009 зарегистрировано на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 1027 от 16.11.1992), договора передачи имущества в собственность N 129 от 29.06.1994, свидетельства о собственности N 592 от 01.04.1994, выданного Фондом имущества Самарской области, решения Департамента управления государственным имуществом Самарской области N 117 от 18.02.2002, N 1023 от 15.10.2003.
Судом также установлено, что стороны не оспаривают факт регистрации спорного объекта недвижимости как за истцом, так и за ответчиком, не оспаривают границы наложения и протяженность, от проведения судебной экспертизы по факту наложения железнодорожных путей, установления границ наложения и протяженности, стороны отказались.
Суд первой инстанции при сравнении приватизационных документов сторон установил, что в расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 истца указаны технические характеристики пути: протяженность, примыкание, от какой стрелки до какой стрелки идут участки пути, границы подъездного пути. Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по заводу 50-летия Советской власти, состава передаваемых зданий, сооружений, оборудования и другого имущества в собственность АООТ "Железобетон" переданы железнодорожные пути без указания протяженности и иных характеристик, указана только стоимость пути и год ввода в эксплуатацию. В расшифровке акта оценки зданий и сооружений ответчика отсутствуют сведения о технических характеристиках железнодорожного пути, зарегистрированного за ответчиком.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют, что правоустанавливающие документы истца, послужившие основанием для государственной регистрации права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимости, содержат определенные указания на железнодорожные пути N 1, N 2, N 3, N 4, включая стрелки N 5 и N 4 как на части имущества Самарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта, переданного в порядке приватизации АО "ВолгаУралТранс". Основанием же для государственной регистрации права собственности ответчика на железнодорожные пути являлся план приватизации, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 538 от 04.06.1993, который не содержит указаний на признаки, позволяющие однозначно идентифицировать железнодорожные пути, находящиеся на балансе ответчика на момент приватизации, определить границы объектов, передаваемых ответчику.
Кроме того в материалы дела истцом представлена инструкция "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО "Железобетон", примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования АО "ВолгаУралТранс" (станция Средневолжская Куйбышевской железной дороги (КБШ ж.д. - филиал ОАО "РЖД"), которая подписана истцом и ответчиком. В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции железнодорожный путь Предприятия (АО "Железобетон") состоит из 3-х путей. Пути N N 1, 2 являются продолжением путей N N 1, 2 АО "ВолгаУралТранс". Путь N 3 примыкает стрелочным переводом N 4, находящимся на балансе АО "ВолгаУралТранс". Границей железнодорожного пути Предприятия являются знаки "Граница железнодорожного пути АО "Железобетон", установленные на междупутье путей N 1 и N 2 на расстоянии 75 м. от хвоста крестовины стрелочного перевода N 5. Границей железнодорожного пути N 3 является предельный столбик стрелочного перевода N 4". В инструкции отсутствует описание железнодорожного пути N4, что свидетельствует о том, что железнодорожный путь N4 ответчику не принадлежит. Согласно пункту 1.5 указанной Инструкции, утвержденной обеими сторонами, протяженность железнодорожного пути ответчика составляет 608,3 м., а не 1542,5 м., как зарегистрировано за ответчиком.
Суд первой инстанции, исходя из того, что план приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружении являются документами, свидетельствующими о наличии либо отсутствии в собственности приватизированного предприятия соответствующего имущества и в план приватизации АО "Железобетон" и акте оценки зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 спорный объект с теми характеристиками, с какими он зарегистрирован за ответчиком, не был включен,
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что не АО "Железобетон" примыкает своими железнодорожными путями необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования ОАО "РЖД", а истец - АО "ВолгаУралТранс", суд пришел к выводу, что первоначальный иск подлежит удовлетворению, а во встречном иске ответчику следует отказать.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение в части удовлетворения первоначального иска АО "ВолгаУралТранс" и отказе в удовлетворении встречного иска отменить и принять по делу новый судебный акт, которым первоначальный иск оставить без удовлетворения, а встречный иск удовлетворить.
Ответчик считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
При этом истец исходит из того, что спорный железнодорожный путь сторонами дела был приобретен в собственность в результате приватизации. При сравнении приватизационных документов суд установил, что в расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 у АО "ВолгоУралТранс" указаны технические характеристики путей, а в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 АО "Железобетон" сведения о технических характеристиках путей отсутствуют, указаны только стоимость и год ввода их в эксплуатацию. Судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что регистрация права собственности на спорный участок железнодорожного пути за истцом осуществлена правомерно, ответчику же спорный путь в порядке приватизации передан быть не мог. Ответчик считает, что данный вывод сделан ошибочно и неправомерно, поскольку он противоречит действующему на момент приватизации объекта законодательству и доказательствам по делу.
Ответчик считает, что план приватизации АООТ "Железобетон" составлен в полном соответствии с приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации. Был составлен и оформлен акт оценки стоимости зданий и сооружений, куда был включен такой объект, как железнодорожный путь протяженностью 1542,5 м., расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, 65, с указанием его начальной и остаточной стоимости, года ввода в эксплуатацию. Ответчик считает, что, поскольку требования к форме и содержанию акта были соблюдены, указанные в нем данные касательно принадлежащего пути в полной мере позволяют установить идентичность до и после приватизированного объекта, поэтому вывод арбитражного суда о невозможности подтверждения данным актом факта передачи спорных путей и возникновения у АО "Железобетон" в отношении их права собственности он считает неправильным и ошибочным.
Кроме того, ответчик считает, что железнодорожные пути именно с такими характеристиками, с которыми они впоследствии были указаны в свидетельстве о праве собственности, изначально присутствовали в акте оценки стоимости зданий и сооружений от 01.07.1992 ответчика. В то время как железнодорожные пути с указанием их технических характеристик и мест примыкания истцом были включены в расшифровку акта оценки стоимости зданий и сооружений, утвержденную решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области, только 18.02.2002, т.е. на десять лет позднее. При этом протяженность путей в расшифровке не соответствует той, которая указана в свидетельстве о праве собственности АО "ВолгоУралТранс" (в расшифровке 956 м., в свидетельстве 947 м.). Все данные об объекте, указанные в приватизационных документах и в свидетельстве о праве собственности на него, у нашего предприятия полностью совпадают.
Ответчик также считает, что арбитражным судом ошибочно сделан вывод о нахождении спорного участка пути в фактическом владении истца. Такая позиция, с одной стороны, обеспечила возможность дополнительной мотивировки судом наличия права на спорный путь именно у истца, а с другой - позволила по существу разрешить спор и принять положительный судебный акт при неверно избранном истцом способе защиты права.
В судебном заседании представители ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали и просили ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения. В судебном заседании представители истца доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Самарской области, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
2-е третье лицо - Кадастровая палата, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд установил.
АО "ВолгаУралТранс" на праве собственности принадлежит сооружение - железнодорожный путь 50 лет Советской власти с кадастровым номером 63:01:0257006:596 протяженностью 847 м. по адресу: г.Самара, Кировский район, улица Олимпийская.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2017 сооружение построено в 1988 году и поставлено на кадастровый учет 27.10.2008.
Право собственности АО "ВолгаУралТранс" на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость 29.04.2009 на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Самарской области N 1027 от 16.12.1992, договора передачи имущества в собственность акционерного общества N 129 от 29.06.1994, свидетельства о праве собственности N 592 от 01.07.1994, выданного Фондом имущества Самарской области, решения Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 117 от 18.02.2002, решения Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 1023 от 15.10.2003.
АО "ВолгаУралТранс" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 1027 от 16.12.1992 государственное предприятие промышленного железнодорожного транспорта реорганизовано в акционерное общество открытого типа "Самарапромжелдортранс" (ныне АО "УралВолгатранс"). Решением утверждены акты оценки стоимости имущества и план приватизации государственного предприятия.
Решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 117 от 18.02.2002 в указанное решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области внесены изменения, согласно которым пункт 1 решения после слов "Утвердить акты оценки стоимости имущества" дополнен словами "_и расшифровку акта оценки стоимости зданий и сооружений, акта общей стоимости основных средств по основным фондам, нормативный срок службы которых истек".
Согласно расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Самарского государственного предприятия "Промжелдортранс" в состав оцениваемого имущества включены, в том числе: участок пути N 1 от хвоста крестовины СП N 5 до границы ПП АО "Железобетон", участок пути N 2 от хвоста крестовины СП N 5 до границы ПП АО "Железобетон", участок пути N 3 от хвоста крестовины СП N 4 до преджельного столбика, участок пути N 4 от хвоста крестовины СП N 3 до упора.
АО "ВолгаУралТранс" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.1992 Администрацией Самарского района города Самары.
АО "Железобетон" на праве собственности принадлежит сооружение железнодорожные пути общей протяженностью 1542,5 м. с площадью застройки 2375,5 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0225004:828, по адресу: г.Самара, Кировский район, улица Олимпийская, 65.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.08.2017 сооружение построено в 1988 году и поставлено на кадастровый учет 24.07.2013.
Право собственности АО "Железобетон" на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость 11.10.2001 на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 завода имени 50-летия Советской власти (дубликат), решения Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Самарской области N 538 от 04.06.1993, решения Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 16 от 16.01.2001, договора передачи имущества в собственность акционерного общества открытого типа "Железобетон" N 231 от 14.10.1993, свидетельства о собственности N 376 от 14.10.1993, выданного Фондом имущества Самарской области.
АО "Железобетон" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 538 от 04.06.1993 государственное предприятие Завод ЖБИ имени 50-летия Советской Власти реорганизовано в акционерное общество открытого типа "Железобетон". Решением утверждены акты оценки стоимости имущества и план приватизации государственного предприятия.
Как следует из акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, в состав приватизируемого имущества государственного предприятия включены железнодорожные пути 1986 года постройки.
Решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области N 16 от 16.01.2001 в указанное решение Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области внесены изменения, согласно которым пункт 1 решения после слов "Утвердить акты оценки стоимости имущества" дополнен словами "_и расшифровку акта оценки стоимости зданий и сооружений".
Согласно расшифровке акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Завода ЖБИ имени 50-летия Советской Власти в состав оцениваемого имущества включены, в том числе железнодорожные пути 1986 года постройки, расположенные по адресу: ул.Олимпийская, 65.
Акционерное общество открытого типа "Железобетон" (ныне АО "Железобетон") зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Администрации Кировского района города Самары N 3765 от 23.06.1993.
Истец обратился в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на часть сооружения с кадастровым номером 63:01:0225004:828 - железнодорожные пути общей протяженностью 1542,5 м с площадью застройки 2375,5 кв.м. по адресу: г.Самара, Кировский район, улица Олимпийская, 65.
Ответчик обратился со встречным иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности истца на часть сооружения с кадастровым номером с кадастровым номером 63:01:0257006:596 - железнодорожный путь 50 лет Советской власти протяженностью 847 м. по адресу: г.Самара, Кировский район, улица Олимпийская.
Как следует из первоначальных требований истца и встречных требований ответчика, спорной является включенная как в сооружение с кадастровым номером 63:01:0225004:828, так и в сооружение с кадастровым номером 63:01:0257006:596, часть, расположенных по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Олимпийская, железнодорожных путей:
- часть железнодорожного пути N 1 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО "Железобетон", включая стрелочный перевод N 5 протяженностью 150,9 м.;
- часть железнодорожного пути N 2 от хвоста крестовины стрелки N 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО "Железобетон" протяженностью 75 м.;
- часть железнодорожного пути N 3 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до предельного столбика стрелки N 4 протяженностью 16 м.;
- часть железнодорожного пути N 4 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Каждая из сторон в качестве основания возникновения права собственности на указанный участок железнодорожных путей указывает на приватизацию имущества государственного предприятия при преобразовании его в акционерное общество.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992, величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с данным Положением, определяется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 года N 66 (за исключением пунктов 1.3, 2.4, 3.1.1, 3.4.1, первого и шестого абзацев пункта 5.1, пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.5) по состоянию на 01.07.1992.
Статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
АО "ВолгаУралТранс", созданное в результате преобразования государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.1992.
Следовательно, АО "ВолгаУралТранс" с указанной даты является собственником, имущества, вошедшего в состав подлежащего приватизации имущества государственного предприятия, в том числе спорной части железнодорожного пути по адресу: г.Самара, ул.Олимпийская, 65, и указанное спорное имущество не могло быть включено в состав приватизируемого имущества государственное предприятие Завод ЖБИ имени 50-летия Советской Власти.
В соответствии с пунктом 8 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992 споры по определению стоимости и состава имущества, возникающие между предприятиями и подразделениями при их коммерциализации, рассматриваются соответствующим комитетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Сделка приватизации государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта в части включения в состав приватизируемого имущества: части железнодорожного пути N 1 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО "Железобетон", включая стрелочный перевод N 5 протяженностью 150,9 м.; части железнодорожного пути N 2 от хвоста крестовины стрелки N 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО "Железобетон" протяженностью 75 м.; части железнодорожного пути N 3 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до предельного столбика стрелки N 4 протяженностью 16 м.; части железнодорожного пути N 4 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м., ответчиком не оспорена.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что факт регистрации права собственности на спорное имущество и за истцом, и за ответчиком лицами, участвующими в деле, не оспаривается, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на часть сооружения с кадастровым номером 63:01:0225004:828 - железнодорожные пути общей протяженностью 1542,5 м. с площадью застройки 2375,5 кв.м. по адресу: г.Самара, Кировский район, улица Олимпийская, 65, а именно:
- часть железнодорожного пути N 1 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до границы железнодорожного пути необщего пользования (знак ГПП) АО "Железобетон", включая стрелочный перевод N 5 протяженностью 150,9 м.;
- часть железнодорожного пути N 2 от хвоста крестовины стрелки N 5 до границы подъездного пути (знак ГПП) АО "Железобетон" протяженностью 75 м.;
- часть железнодорожного пути N 3 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до предельного столбика стрелки N 4 протяженностью 16 м.;
- часть железнодорожного пути N 4 от ограждения (забора и ворот АО "Железобетон") до конца пути (КП) пикет (ПК) 8+83,47 фактической протяженностью 320,1 м.
Встречные требования ответчика о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности истца на часть сооружения с кадастровым номером с кадастровым номером 63:01:0257006:596 - железнодорожный путь 50 лет Советской власти протяженностью 847 м. по адресу: г.Самара, Кировский район, улица Олимпийская, в указанной части, при указанных обстоятельствах удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года по делу N А55-24598/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Железобетон" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Самарской области.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
Е.М.Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24598/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2018 г. N Ф06-39754/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Волжско-Уральская транспортная компания"
Ответчик: АО "Железобетон"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ Филиал Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области