г. Челябинск |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А34-1609/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 2" на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2018 по делу N А34-1609/2018 (судья Шестакова Л.П.).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 2" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖЭУ N 2") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Курганскому городскому отделу судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебному приставу-исполнителю Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Метлевой Анастасии Сергеевне (далее - судебный пристав-исполнитель Метлева А.С.) и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области о признании недействительным запроса судебного пристава-исполнителя Метлевой А.С. от 22.02.2018 N 45030/18/12219 (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - ИФНС по г.Кургану).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Восток-Центр" (далее - третье лицо, ООО "Восток-Центр")
Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 03.05.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖЭУ N 2" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЖЭУ N 2" указывает, что в запросе судебный пристав-исполнитель сослался на исполнение исполнительного документа, выданного ИФНС по г.Кургану, однако, акт органа, осуществляющего контрольные функции, не содержит наименование (постановление о взыскании налога за счет имущества), дату принятия и номер решения руководителя налогового органа (в акте указано два номера), резолютивную часть решения руководителя налогового органа, дату выдачи акта, то есть этот акт не соответствует статье 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Также указывает на то, что: акт налогового органа о взыскании налогов за счет имущества обществу не направлялся; в запросе не указано, что конкретно взыскивается; на счете общества имеется картотека по инициативе налогового органа, в связи с чем, возможно двойное взыскание одних и тех же сумм.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на принудительном исполнении Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области находится сводное исполнительное производство N 44363/17/45030-СД о взыскании с ООО "ЖЭУ N2" в пользу ИФНС России по г. Кургану налогов, сборов, пени на общую сумму 3 282 241 руб. 58 коп. (л.д.43-46).
В рамках сводного исполнительного производства на исполнении находится исполнительное производство N 4182/18/45030-ИП, возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.02.2018 на основании исполнительного документа - акта органа, осуществляющего контрольные функции от 26.01.2018 N 45010001551 о взыскании за счет имущества с ООО "ЖЭУ N2" в пользу ИФНС России по г. Кургану задолженности по налогам и сборам, включая пени в размере 770 633 руб. 83 коп. (л.д.72). В названном постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
22.02.2018 судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства в адрес ООО "ЖЭУ N 2" направлен запрос от N 45030/18/12219 о предоставлении в семидневный срок со дня поступления запроса информации о наличии договоров между ООО "ЖЭУ N 2" и ООО "Восток-Центр", а также о наличии задолженности по договорам с указанием периода и размера задолженности. Запрос получен обществом 22.02.2018 (л.д.12). В запросе указано, что в случае наличия не погашенной задолженности необходимо представить акты сверок взаимных расчетов, надлежаще заверенные и скрепленные синей печатью. Также в запросе содержится информация о том, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, в том числе не предоставление запрашиваемой судебным приставом-исполнителем информации, а также действия препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. За невыполнение требований, содержащихся в запросе, заявитель предупрежден об административной ответственности на основании части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 113 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Полагая запрос судебного пристава-исполнителя незаконным ООО "ЖЭУ N 2" заявитель обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных законом, по правилам, установленным главой 24 этого кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, должностных лиц и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящем случае заявителем оспорены действия судебного пристава-исполнителя Метлевой А.С. совершенные при вынесении и направлении в адрес общества запроса о предоставлении информации о наличии договоров между ООО "ЖЭУ N 2" и ООО "Восток-Центр" и о наличии задолженности по договорам.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 13 Федерального закона N 118-ФЗ, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Статьей 6 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями этого Закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, соответствующего требованиям статьи 13 данного Закона и предъявленного к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Федеральным законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
При этом, в силу статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ к исполнительным документам, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, относятся, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции (в рассматриваемом случае - акт налогового органа о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должника).
В рассматриваемой ситуации судебным приставом-исполнителем Метлевой А.С. на основании поступившего исполнительного документа - акта налогового органа о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должника возбуждено исполнительное производство.
При этом, общество не оспаривало ни постановление о возбуждении исполнительного производства, ни действия судебного пристава-исполнителя, связанные с возбуждением исполнительного производства на основании исполнительного документа.
В силу статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в частности запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; производить розыск должника, его имущества; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно положениям статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию, либо передачу взыскателю. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно статье 75 Федерального закона N 229-ФЗ, обращение взыскания на принадлежащее должнику имущественное право производится в порядке, установленном статьей 76 указанного Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.
В соответствии с частью 1 статьи 76 названного Закона, обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 этого Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 83 Федерального закона N 229-ФЗ, арест дебиторской задолженности состоит в объявлении запрета на совершение должником и дебитором любых действий, приводящих к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также на уступку права требования третьим лицам. О наложении ареста на дебиторскую задолженность судебный пристав-исполнитель выносит постановление и составляет акт, в котором указывает перечень документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности. В случае необходимости производятся изъятие указанных документов и передача их на хранение.
Пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержит разъяснение о необходимости соблюдения правила соразмерности ареста имущества должника объему требований взыскателя.
Таким образом, для целей совершения исполнительных действий (обращение взыскания на имущественные права, на дебиторскую задолженность, наложение ареста на дебиторскую задолженность) необходимо получение судебным приставом-исполнителем документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, в том числе договоров, актов сверок взаимных расчетов и других документов в зависимости от сложившихся между должником по исполнительному производству и дебитором правоотношений.
Как установлено судом первой инстанции, судебный пристав-исполнитель, установив неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный законом 5-дневный срок, направил в адрес должника запрос о представлении информации о наличии у ООО "ЖЭУ N 2" дебиторской задолженности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении обществом информации о заключенных договорах с ООО "Восток-Центр", задолженности по этим договорам соответствует требованиям законодательства об исполнительном производстве.
Также следует отметить, что в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1561-О разъяснено, что установленный в Федеральном законе N229-ФЗ порядок исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, призван обеспечивать соразмерность применяемых к должнику исполнительных действий.
Соразмерность обеспечивает баланс прав и интересов сторон исполнительного производства. Данный принцип, в первую очередь, обращен к субъекту применения мер принудительного исполнения - судебному приставу-исполнителю. В соответствии с этим принципом принудительные меры не должны неоправданно посягать на права должника и третьих лиц. Недопустимо применение несоразмерных и недобросовестных мер.
Все действия судебного пристава-исполнителя, совершенные в рамках исполнительного производства, в конечном итоге направлены на полное и своевременное исполнение исполнительного документа, в связи с этим должны быть адекватны его требованиям, поэтому при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан исходить как из принципа законности, так и принципа соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, а также соблюдать баланс частных и публичных интересов.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, доказательств фактического нарушения прав и законных интересов ООО "ЖЭУ N 2" в сфере экономической деятельности в результате истребования соответствующей информации в целях совершения исполнительных действий заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, следует признать недоказанным совокупность обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным запроса судебного пристава-исполнителя.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в части оценки законности исполнительного документа налогового органа, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, судом апелляционной инстанции не рассматриваются, как не имеющие отношения к предмету рассматриваемого спора (оценка законности этого исполнительного документа, а также законности возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства на основании такого исполнительного документа не входит в предмет оценки по настоящему делу).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2018 по делу N А34-1609/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1609/2018
Истец: ООО "ЖЭУ N2"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану, Курганский городской отдел судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставрв по Курганской обалсти, Курганский ГОСП по взысканию с ЮЛ и исполнению испол. документов неимущ. характера УФССП по Курганской области, СПИ Курганского ГОСП по взысканию с ЮЛ и исполнению исп. док. неимущ. характера УФССП по Курган.обл. Метлева Анастасия Сергеевна, Судебный пристав-исполнитель Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Курганской области Метлева Анастасия Сергеевна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области
Третье лицо: ООО "Восток-Центр"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8211/18
25.06.2018 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8211/18
20.06.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6707/18
04.05.2018 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-1609/18
27.04.2018 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-1609/18
06.04.2018 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-1609/18