г. Ессентуки |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А15-852/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Батыр" и АО "Фирма "ГТК-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2018 года по делу N А15-852/2018,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Батыр" ИНН - 0534081567, ОГРН - 1080534001382,
к Северо-Кавказскому таможенному управлению ИНН - 2630045237, ОГРН - 1102649001102,
Дагестанской таможне ИНН - 0541015036, ОГРН - 1020502528727,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены - АО "Фирма "ГТК-Сервис" и ООО "Киви Брокер",
о признании незаконным решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 20.12.2017, обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем возврата таможенных платежей в размере 1 346 683,25 руб.,
о признании незаконными решений по результатам таможенной проверки от 12.12.2017 N 10800000/210/121217/Т000010/02,10800000/210/121217/Т000010/03, 10800000/210/121217/Т000010/04, 10800000/210/121217/Т000010/05 (судья Батыраев Ш.М.),
при участии в судебном заседании:
от Северо-Кавказского таможенного управления - Комстачева В.Ф. по доверенности от 11.01.2018 N 30-64/00165 и Разваляев Д.Ю. по доверенности от 02.04.2018 N 18-27/02796,
от Дагестанской таможни - Комстачева В.Ф. по доверенности от 14.02.2018 N 13-13N 0175,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Батыр" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Северо - Кавказскому таможенному управлению (далее - заинтересованное лицо, СКТУ) о признании незаконными решений по результатам таможенной проверки от 12.12.2017 N 10800000/210/121217/Т000010/02, 10800000/210/121217/Т000010/03, 10800000/210/121217/Т000010/04, 10800000/210/121217/Т000010/05 и к Дагестанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения от 20.12.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10801020/080515/0001283, 10801020/171115/0002806, 10801020/120315/0000736, 10801020/150415/0001078, 10801020/091215/0003093.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2018 года в удовлетворении требований сельскохозяйственного производственного кооператива "Батыр" отказано.
Решение мотивировано тем, что спорный товар - кормовая добавка "РОСТа-2" непосредственно не поименована в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а по своему понятийному аппарату, закрепленному в нормативных правовых актах и ГОСТах, не является ни зерном, ни комбикормом, ни кормовой смесью, и тем более зерновыми отходами; его невозможно без добавления в какой-либо корм употреблять в пищу животными, он не указан в пункте 2 статьи 164 НК РФ; кооператив не доказал правомерность исчисления НДС в отношении ввезенного им товара по ставке 10%.
Не согласившись с принятым решением, СПК "Батыр" и АО "Фирма "ГТК-Сервис" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявители указывают о нарушении судом первой инстанции требований статьи 170 АПК РФ. Указывают о том, что судом первой инстанции применен не подлежащий применению Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908; суд не применил правовые нормы и разъяснения компетентных государственных органов; необоснованно применил ГОСТы; указывают, что товар классифицируется по ТН ВЭД ЕАЭС, код 2309 90, что дает основание для применения ставки 10%.
От СПК "Батыр" до начала судебного заседания поступило заявление о рассмотрении апелляционных жалоб, в отсутствие представителей.
До начала судебного заседания от ответчиков поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители таможни поддержали отзывы на апелляционные жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на апелляционные жалобы, выслушав представителей таможни, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2018 года по делу N А15-852/2018, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Во исполнение договоров от 25.11.2013 N 11/25 и от 18.05.2015 N 2015-05-18/01 в адрес кооператива поступили партии товара - "белково - витаминно - минеральный концентрат "РОСТа-2", которые оформлены на Махачкалинском таможенном посту по декларациям на товары N 10801020/131114/0002570, 10801020/301214/0003184, 10801020/130315/0000736, 10801020/150415/0001078, 10801020/080515/0001283, 10801020/171115/0002806, 10801020/091215/0003093 и выпушены для внутреннего потребления с применением ставки НДС в размере 10%.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) СКТУ в период с 03.10.2017 по 12.12.2017 проведена камеральная таможенная проверка в отношении кооператива по вопросу контроля достоверности заявленных при совершении таможенных операций сведений, повлиявших на принятие решения о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Результаты камеральной таможенной проверки отражены в акте от 12.12.2017 N 10800000/210/121217/А000010/000.
В ходе проведения проверки СКТУ пришло к выводу о неправомерном применении налоговой ставки НДС 10 %, поскольку для обоснованного использования пониженной ставки НДС необходимо чтобы товар, в отношении которого определяется налоговая ставка, был поименован не только в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), но и одновременно присутствовал в Перечне кодов видов товаров, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
По результатам таможенной проверки СКТУ приняло решения от 12.12.2017 N 10800000/210/121217/Т000010/02,10800000/210/121217/Т000010/03, 10800000/210/ 121217/Т000010/04, 10800000/210/121217/Т000010/05 об отказе применения ставки НДС в размере 10%, предоставленной при совершении таможенных операций в отношении товара, оформленного по ДТ N 10801020/131114/0002570, 10801020/301214/0003184, 10801020/130315/0000736, 10801020/150415/0001078, 10801020/080515/0001283, 10801020/171115/0002806, 10801020/091215/0003 093.
В соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) копии акта камеральной проверки и принятых решений об отказе в предоставлении льготного размера НДС направлены в таможню, в регионе деятельности которой был произведен выпуск товара.
На основании подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, таможня приняла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 20.12.2017. В отношении партий товара, полученных кооперативом по вышеуказанным ДТ, применена ставка НДС 18%.
Полагая, что решения СКТУ по таможенной проверке от 12.12.2017 и решение таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 20.12.2017 нарушают его права в предпринимательской деятельности, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации декларации на товары, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза (в зависимости от классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, в который включены, в том числе зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации.
В силу примечания 1 к указанному Перечню следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
В Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (далее - Перечень N 908), включены продукты, используемые для кормления животных, под кодом 2309 90 ТН ВЭД (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак).
Согласно примечанию 1 к названному Перечню N 908 для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
В товарной подсубпозиции 2309 90 990 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются товары: "Продукты, используемые для кормления животных: прочие: прочие".
Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
При этом в соответствии с Пояснениями Коллегии Евразийской экономической комиссии к ТН ВЭД (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) в товарной позиции 2309 в нее включаются, в том числе готовые продукты для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве, кормов (кормовые добавки). "Хозяйственные" корма обычно имеют довольно низкое содержание белков, минеральных веществ или витаминов. Продукты, предназначенные для компенсации этих недостатков и обеспечения, хорошо сбалансированного кормового рациона, состоят из белков, минеральных веществ или витаминов и дополнительного количества энергетических кормов (углеводов), выполняющих роль носителей для других ингредиентов. Из текста Пояснений к ТН ВЭД следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.
Таким образом, кормовые добавки в НК РФ и Перечне прямо не поименованы, из положений ТН ВЭД ЕАЭС следует, что кормовая добавка - это не готовый продукт, предназначенный непосредственно для кормления животных, а готовый продукт, предназначенный для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.
Кооператив по спорным ДТ осуществлено декларирование БВМК "РОСТа-2", который является добавкой в корма для кормления птиц, код ОКПО 92 9620, код ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 990 0.
Ввезенная кооперативом кормовая добавка "РОСТа-2" не является кормовой смесью и не может быть включена в Перечень согласно коду ОКПО.
Из Инструкции по применению БВМК " РОСТа-2" следует, что данный концентрат является кормовой добавкой, применяемой для производства комбикормов для сельскохозяйственной птицы. Вводят в комбикорма и кормовые смеси на комбикормовых заводах или в кормоцехах хозяйств путем многоступенчатого смешивания с зерновой группой, используя существующие технологии смешивания.
Таким образом, напрямую для кормления сельскохозяйственных животных и птиц указанные виды продукции не используются, а применяются для повышения продуктивности и сохранения кормов, а также для балансирования рационов основных кормов.
Кормовая добавка "РОСТа-2" отличается от кормовых смесей и комбикормов, поскольку имеет различное назначение и область применения, что в свою очередь влияет на размер налоговой ставки для исчисления НДС.
Согласно ГОСТ 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения", а также ГОСТ Р 52812-2007 "Смеси кормовые. Технические условия" кормовая смесь - набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными. Кормовые смеси вырабатываются из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.
В соответствии с ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая термины и определения" комбикорм, комбикормовая продукция представляет собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенную для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения. Комбикормовое сырье: кормовые средства и комбикормовые добавки, используемые в комбикормовом производстве. Комбикормовая добавка: природные и/или искусственные вещества или их смеси, вводимые в состав комбикормов, белково (амидо)-витаминно-минеральных концентратов в небольших количествах с целью улучшения их потребительских свойств и/или сохранения качества.
Зерновые отходы согласно Приложению "А" ГОСТ Р 54096-2010 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции" -это отходы от механической очистки зерна. Для каждого из данного вида продукции разработан и утвержден соответствующий ГОСТ.
Согласно положениям статьи 2 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 (применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132), кормовая добавка представляет собой вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.
Таким образом, нормативно закреплено разграничение таких товаров как корма, комбикорма, кормовая смесь и кормовая добавка, поскольку последняя не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных.
Фактически кормовая добавка является ингредиентом для производства продукта, используемого для кормления сельскохозяйственных животных.
Ставка НДС в размере 10% применяется при условии, что наименование и код ТН ВЭД ввозимого товара включены в Перечень кодов по ОКП.
Суд первой инстанции верно указал, что в Перечне кодов по ОКП в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", в Перечне кодов ТН ВЭД такая продукция как "кормовая добавка" не поименована.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при таких обстоятельствах ввезенный кооперативом товар не может быть отнесен ни к "Продуктам, используемым для кормления животных" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня ТН ВЭД ТС, ни к продовольственным товарам, облагаемым налоговой ставкой в размере 10% (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), указанным в пункте 2 статьи 164 НК РФ.
Поскольку ввезенная кооперативом кормовая добавка не входит в перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, и отнесение таможенным органом кормовой добавки к товару, облагаемому налоговой ставкой в размере 18%, является обоснованным.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный товар - кормовая добавка "РОСТа-2" непосредственно не поименована в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а по своему понятийному аппарату, закрепленному в нормативных правовых актах и ГОСТах, не является ни зерном, ни комбикормом, ни кормовой смесью, и тем более зерновыми отходами его невозможно без добавления в какой-либо корм употреблять в пищу животными, он не указан в пункте 2 статьи 164 НК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что кооператив не доказал правомерность исчисления НДС в отношении ввезенного им товара по ставке 10%.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен не подлежащий применению Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 - отклоняется.
Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и их реализации на территории Российской Федерации должны применяться единые размеры ставок НДС (письмо Минфина России от 09.06.2009 N 03-07-07/51).
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - постановление Пленума N 33), применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.
Принципы построения налогообложения, основанного на применении статьи 164 НК РФ, а также с учетом Перечня товаров в соответствии с ОКП и Перечня товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС идентичны. Законодателем не разграничиваются и не отличаются принципы налогообложения в зависимости от приведенного критерия, и как следствие сами ставки налогов при ввозе продукции, либо ее реализации на территории Российской Федерации.
Применительно к настоящему спору необходимо принять во внимание, что код ОКП 92 9620 продукции "белково-витаминно-минеральный концентрат "РОСТА-2", заявленный сельскохозяйственным производственным предприятием "Батыр" (далее - СПК "Батыр") в графе 31 проверяемых деклараций на товары, не содержится в Перечне товаров в соответствии с ОКП.
Ввезенный товар при его декларировании в таможенном органе классифицирован декларантом товара согласно товарной подсубпозиции 2309 909 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поименованной в Перечне товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявители жалоб не учитывают, что согласно примечанию 1 к указанному Перечню для целей данного приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара, и только совокупность этих условий дает право на применение ставки НДС в размере 10 процентов.
Товарная субпозиция 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС поименована в двух разделах Перечня товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: "Мясо и мясопродукты" и "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы".
В соответствии с разделом "Мясо и мясопродукты" Перечня товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сниженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении кормов вареных субпозиции 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц). Таковой продукцией товар, задекларированный СПК "БАТЫР", не является.
Также в соответствии с разделом "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сниженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении продуктов, используемых для кормления животных товарной субпозиции 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак).
Материалами проведенной СКТУ камеральной таможенной проверки и собранными доказательствами объективно установлено, что ввезенный СПК "Батыр" товар - белково-витаминно-минеральный концентрат "РОСТА-2, невозможно отнести к такой продукции как "зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", поименованной в соответствующем Перечне товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Наличие неустранимых сомнений, а именно указание в графе 31 деклараций на товары кода ОКП продукции 92 9620, не поименованной в Перечне товаров в соответствии с ОКП, а также само наименование товара, описание которого также отсутствует в обоих утвержденных Постановлением N 908 перечнях, указывает на неправомерное применение СПК "Батыр" пониженной ставки НДС в размере 10%.
Как указано в апелляционной жалобе АО Фирма "ГТК-Сервис" (стр. 13), код ОКП продукции в декларациях на товары указан ошибочно.
Однако в соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, применяемого по 31.12.2017 (действовал в период декларирования товаров) (далее - ТК ТС), с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
СПК "БАТЫР" за внесением изменений в декларации на товары в соответствии с требованиями Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, в таможенные органы не обращался.
Более того, согласно требованиям статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии является документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с Единой формой декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилами ее оформления, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в декларации о соответствии указываются в том числе сведения о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии, включая: наименование и реквизиты документа (документов), в соответствии с которыми изготовлена продукция (технический регламент, стандарт, стандарт организации, технические условия (при наличии) или иной нормативный документ).
Письмом ООО "Дагестанский центр сертификации" от 01.11.2017 N 47 (орган по сертификации продукции и услуг) в СКТУ направлены копии документов (заявление от 25.12.2013 N 2224 на регистрацию декларации о соответствии продукции, декларация о соответствии РОСС ЬТ.АЕ64.Д15838), в которых код ОКП продукции - белково-витаминно-минеральный концентрат "РОСТА-2" заявлен как 92 9620. Рассматриваемый код ОКП продукции в Перечень товаров в соответствии с ОКП не включен.
В этой связи судом первой инстанции объективно исследован факт достоверности указания в декларациях на товары кода ОКП продукции (92 9620).
Проведенным таможенным экспертом исследованием (заключение от 25.11.2015 N 03-12-2015/034989, копия которого судом первой инстанции приобщена к материалам дела) установлено, что товар идентифицирован как белково-витаминно-минеральный концентрат.
Также в разделе 8 ГОСТ Р 51551-2000 "Указания по применению", сведения о котором были заявлены СПК "БАТЫР" при декларировании товаров в графе 31 деклараций на товары, содержится информация, согласно которой белково-витаминно-минеральный концентрат скармливать животным в чистом виде не допускается.
Доводы апелляционных жалоб о не применении судом правовых норм и разъяснений компетентных государственных органов - отклоняются:
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2017 N 19-П. неприменимо, так как обстоятельства рассмотренного Конституционным Судом Российской Федерации дела не имеют отношения по своей сути и предмету к настоящему спору.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2017 N 19-П взаимосвязь положений подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ и Перечней кодов видов товаров, утвержденных Постановлением N 908, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Право импортеров на применение к ввозимым товарам пониженной ставки НДС предусмотрено законодателем и изложено в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Только в случае соответствия обстоятельств правовым нормам, налогоплательщики вправе применять пониженный размер налоговых отчислений, в противном случае применяется установленный НК РФ размер НДС 18 процентов.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах следует толковать в пользу налогоплательщика, однако таковые обстоятельства в случае применения СПК "Батыр" размера НДС отсутствуют, ввиду четкого изложения правовых требований, регламентированных статьей 164 НК РФ и Постановлением N 908, и наличия возможности своевременного и в соответствии с законодательством определения размера НДС при совершении таможенных операций.
Довод о необоснованном неприменении Писем Минфина России от 13.07.2017 N 03-07-03/44559, ФТС России от 20.07.2017 N 01-11/39150, Минсельхоза России от 28.10.2016 N ИЛ-25-23/11799, отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Таким образом, письма Минфина России и ФТС России по вопросу того, что в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90, применяется пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, не являются нормативными правовыми актами.
Также необходимо учесть, что позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу является противоречивой. Так, в письмах Минфина России от 24.01.2017 N 03-07-07/3076, от 01.03.2017 N 03-07-14/11561 изложена позиция о невозможности применения ставки НДС 10% в отношении аналогичных товаров.
Названные письма носят рекомендательный характер, являются документом, разъясняющим позицию данного ведомства по вопросам налогообложения (на письмо ФТС России), и не является нормативно правовым актом, регламентирующим порядок применения ставок НДС.
При оценке доводов апеллянта о том, что ФТС России также придерживается позиции о необходимости налогообложения спорного товара по ставке НДС 10 %, необходимо учесть следующее.
В соответствии с частью 1 статья 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа.
Предъявленное СПК "БАТЫР" заявление в Арбитражный суд Республики Дагестан в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденного приказом ФТС России от 01.07.2016 N 1310 (далее - Порядок проведения ведомственного контроля), явилось поводом для проведения ведомственного контроля.
Во исполнение требований пункта 43 Порядка проведения ведомственного контроля непосредственно материалы по настоящему делу для завершения процедуры ведомственного контроля оспариваемых решений СКТУ были направлены в ФТС России письмом СКТУ от 16.03.2018 N 30-57/02304.
Однако в период с момента направления материалов и вплоть до даты принятия решения суда первой инстанции (29.05.2018) по делу N А15-852/2018 оспариваемые решения СКТУ не были отменены ФТС России в порядке ведомственного контроля. Таким образом, ФТС России не признала ошибочной позицию СКТУ о необходимости налогообложения спорного товара по ставке НДС 18%.
После принятия решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2018 процедура ведомственного контроля была прекращена, поскольку в соответствии с пунктом 35 Порядка проведения ведомственного контроля, решения в области таможенного дела, оспоренные в судебном порядке и которым дана оценка в принятых по делам судебных актах (судебных постановлениях), не могут являться объектами ведомственного контроля.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 268 АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Что касается заключения ТУ Россельхознадзора по Республике Дагестан от 04.08.2017 N КР-02-22/1726, а также свидетельств о государственной регистрации кормов, то следует учесть, что в государственном Реестре кормов, полученных с использованием ГМО, под N 108 указана рассматриваемая продукция, ввезенная и задекларированная СПК "БАТЫР", а именно "белково-витаминно-минеральный концентрат "РОСТА-2", производителем которого является литовская компания ЗАО "МАРИЯМПОЛЕС ПАШАРАЙ". В данном Реестре, а также в рекомендациях по использованию концентрата указано, что данная продукция представляет собой порошок бежевого цвета, который применяется для производства комбикормов для кур. Вводится он в корма на комбикормовых заводах и кормоцехах хозяйств, путем смешивания с зерновой крупой.
Свое заключение по данному вопросу также предоставило территориальное Управление Россельхознадзора по Республике Дагестан (письмо от 04.08.2017 N КР-02-22/1726), согласно которому установлено, что белково-витаминно-минеральный концентрат (БВМК) - это смесь измельченных высокобелковых, энергонасыщенных кормовых компонентов с оптимальным количеством макро и микроэлементов и биологически активных веществ, является готовым продуктом и вырабатывается по научно-обоснованным рецептам и предназначена для производства комбикормов в хозяйствах потребителей с учетом имеющейся у них кормовой базы. Рекомендуемые уровни их ввода колеблются от 5 до 30 % по массе основного корма.
Данные сведения указывают на тот факт, что спорная продукция является готовым продуктом в виде концентрата, не подлежащего скармливанию птице в чистом виде, и не поименованным в Перечнях продукции, утвержденных Постановлением N 908.
Белково-витаминно-минеральный концентрат "РОСТА-2" отличается от кормовых смесей, комбикормов и тем более от зерна и зерновых отходов, поскольку имеет различное назначение и область применения, что в свою очередь влияет на размер налоговой ставки для исчисления НДС.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованном применении судом первой инстанции ГОСТов - отклоняются.
Согласно частям 5 и 6 статьи 2 Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
По сути, оспариваемое решение суда основано на нормах НК РФ и положениях Перечня товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС. Дополнительно Арбитражным судом Республики Дагестан приведены ссылки на ГОСТы, являющиеся обязательными для всеобщего применения, в целях подтверждения нормативного закрепления разграничения таких товаров как корма, комбикорма, кормовая смесь и кормовая добавка.
Аналогичные разграничения поименованы в Техническом регламенте "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263, в связи с чем, в оспариваемом решении суда, справочно приведены соответствующие ссылки.
Доводы апелляционных жалоб о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - отклоняются.
Выводы суда первой инстанции сводятся не к классификации товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС, а, как уже указывалось выше, исключительно к тому, что согласно специальной норме, а именно, Примечанию 1 к Перечню товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо руководствоваться не только кодом ТН ВЭД ЕАЭС, но и наименованием товара.
Товар, задекларированный в Дагестанской таможне СПК "Батыр", по своему наименованию (белково-витаминно-минеральный концентрат) не поименован в Перечнях, утвержденных Постановлением N 908, следовательно, подлежит налогообложению по ставке 18%.
На основании изложенного судом первой инстанции в полной мере были исследованы все представленные сторонами доводы и доказательства.
Доводы апелляционных жалоб о нарушении судом первой инстанции требований статьи 170 АПК РФ - отклоняются.
Суд первой инстанции по настоящему делу правомерно и в соответствии с действующим законодательством применил нормы материального права, учел все подлежащие применению акты законодательства, а также в полной мере исследовал материалы таможенной проверки, по итогам которой таможенным органом были приняты решения в области таможенного дела.
Принятое судом первой инстанции решение основано на объективной оценке доказательств, собранных в процессе таможенного контроля и, соответственно, находящихся в материалах судебного дела по настоящему спору.
Доводы об отсутствии в мотивировочной части оспариваемого решения суда доводов и мотивов, по которым судом первой инстанции принято соответствующее решение противоречат тексту судебного решения. В тексте решения указаны основания, по которым к спорному товару декларантом товаров не могла быть применена пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 %.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционных жалоб были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2018 года по делу N А15-852/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2018 года по делу N А15-852/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-852/2018
Истец: Сельскохозяйственный "Батыр", СПК "Батыр"
Ответчик: Дагестанская таможня, СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: АО "ФИРМА "ГТК-СЕРВИС", Дагестанская таможня, ООО "Киви Брокер", СЕВЕРО- КАВКАЗСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3115/20
04.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2976/18
07.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10661/18
28.09.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2976/18
29.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-852/18
14.03.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-852/18