Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2018 г. N Ф04-4843/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А46-5656/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8418/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2018 по делу N А46-5656/2018 (судья Пермяков В.В.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" (ИНН 5517200848, ОГРН 1125543050588) о взыскании задолженности в общей сумме 210 310 140 руб. 16 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" - Аркушенко Е.М. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 14-С от 02.10.2017 сроком действия 3 года);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" (далее - ООО "СМТ СБ", Общество, ответчик) задолженности по арендной плате по договору N Д-Ц-31-7070 аренды земельных участков за период с 10.01.2015 по 30.06.2017 в сумме 196 892 565 руб. 89 коп. и пени за период с 11.03.2014 по 22.06.2017 в размере 13 417 574 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2018 по делу N А46-5656/2018 в удовлетворении иска отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что, вопреки выводам суда первой инстанции, независимо от предусмотренного договором аренды механизма определения размера арендной платы новый размер подлежит применению с даты вступления в законную силу нормативного правового акта, на основании которого данный размер установлен. Изменением размера арендной платы мотивировано предъявление истцом настоящих требований к ответчику.
В письменном отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "СМТ СБ" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу истца.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что на основании результатов торгов, состоявшихся 28.01.2008 (протокол о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков от 28.01.2008), и договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельных участков от 28.01.2008 N 3 между Департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация "Стройбетон" (арендатор) был заключен договор N Д-Ц-31-7070 аренды земельных участков.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 10 лет находящиеся в муниципальной собственности земельные участки из состава земель населенных пунктов в границах города Омска:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0298 площадью 218 938 кв. м, местоположение установлено в юго-западной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0299 площадью 66 454 кв. м, местоположение установлено в северной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0300 площадью 65 244 кв. м, местоположение установлено в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0301 площадью 325 674 кв. м, местоположение установлено в восточной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0302 площадью 147 767 кв. м, местоположение установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0303 площадью 396 124 кв. м, местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0304 площадью 193 480 кв. м, местоположение установлено в центральной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0305 площадью 179 131 кв. м, местоположение установлено в южной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0306 площадью 455 652 кв. м, местоположение установлено в западной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска.
Общая площадь земельных участков составляет 1 638 464 кв. м. Участки предоставлялись для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 2.1 договора ежемесячная арендная плата за предоставленный участок определена в размере 387 902 руб. 26 коп.
Протоколом о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенных в Центральном административном округе города Омска от 28.01.2008, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка N Д-Ц-31-7070, к условиям, подлежащим включению в договор, отнесено следующее: размер арендной платы в месяц - 387 902 руб. 26 коп. (0,23 руб. за 1 кв. м).
Впоследствии из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:06 10 02:301, 55:36:06 10 02:303 и 55:36:06 10 02:305 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:06 10 02:524, 55:36:06 10 02:523, 55:36:06 10 02:522, 55:36:06 10 02:521 и 55:36:06 10 02:520. Сведения о данных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости 12.07.2010.
Так, согласно кадастровым паспортам от 30.07.2013:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:520 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:06 10 02:301 и 55:36:06 10 02:303;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:521 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:06 10 02:303 и 55:36:06 10 02:305;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:522 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:06 10 02:301;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:523 образован из земельного участка с кадастровым 55:36:06 10 02:303;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:524 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:06 10 02:305.
Права и обязанности арендатора по договору аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:06 10 02:300, площадью 65 244 кв. м, 55:36:06 10 02:302 площадью 147 767 кв. м, 55:36:06 10 02:298 площадью 218 938 кв. м, 55:36:06 10 02:299 площадью 66 454 кв. м, 55:36:06 10 02:520 площадью 219 183 кв. м, 55:36:06 10 02:522 площадью 145 089 кв. м, 55:36:06 10 02:304 площадью 193 480 кв. м, 55:36:06 10 02:523 площадью 252 433 кв. м, 55:36:06 10 02:306 площадью 45 652 кв. м, 55:36:06 10 02:521 площадью 241 316 кв. м и 55:36:06 10 02:524 площадью 67 683 кв. м переданы ООО "СМТ СБ".
Указав на утверждение приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области и на изменение порядка расчета арендной платы на основании решения Омского городского совета от 16.03.2016 N 432 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов", Департамент произвел перерасчет арендной платы за период с 10.01.2015 и направил в адрес ООО "СМТ СБ" уведомление об изменении размера арендной платы от 17.03.2017 N Исх-ДИО/3733.
26.06.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия Исх-ДИО/10046 об оплате задолженности по арендной плате с учетом доначисления за период с 10.01.2015 по 30.06.2017 в сумме 196 892 565 руб. 89 коп. и пени за период с 11.03.2014 по 22.06.2017 в сумме 13 417 574 руб. 27 коп. Доначисление арендной платы произведено Департаментом на основании поименованных выше приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п и решения Омского городского совета от 16.03.2016 N 432.
Оставление претензии без исполнения послужило основанием обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования оставлены без удовлетворения, в связи с чем Департаментом реализовано право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
Проверив решение суда первой инстанции в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены.
Правоотношения сторон, возникшие на основании договора N Д-Ц-31-7070, регулируются нормами раздела III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, общие положения об обязательствах) и параграфа 1 главы 34 части 2 ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также условиями заключенного договора.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Право аренды земельных участков предусмотрено статьей 22 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пункту 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Ввиду того, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды", согласно которому арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В то же время материалы дела свидетельствуют о том, что договор аренды N Д-Ц-31-7070 заключен по результатам аукциона.
В соответствии с положениями пункта 16 статьи 39.11 ЗК РФ по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ) определяется размер первого арендного платежа.
Согласно пункту 2 статьи 39.7 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно положениям статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Участники аукциона свободны в своем праве, соответственно, могут участвовать в торгах на предложенных условиях либо не принимать в них участие.
Следовательно, заключая договор аренды земельного участка на торгах, участник торгов выражает свою волю на заключение договора аренды на предложенных условиях.
Согласно пункту 18 поименованного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Как усматривается из материалов дела, протоколом о результатах аукциона от 28.01.2008, на основании которого заключен спорный договор аренды, к условиям, подлежащим включению в договор аренды земельного участка, отнесено следующее: размер арендной платы в месяц - 387 902 руб. 26 коп. (0,23 руб. за 1 кв. м).
В пункте 20 указанного выше Постановления N 73 разъясняется, что если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, то следует учитывать, что акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3463/13 сформулирована правовая позиция, согласно которой арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах в зависимости от рыночных цен.
Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора.
Условия договора N Д-Ц-31-7070 аренды земельных участков не предусматривают возможности изменения в одностороннем размера арендной платы, утвержденной в качестве его условия.
При этом, вопреки утверждениям истца, решение Омского городского совета от 16.03.2016 N 432 распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, предоставленные в аренду без торгов, следовательно, действие данного нормативного правового акта не распространяется на спорные правоотношения.
Апелляционным судом усматривается также, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А46-6856/2013 установлено, что арендная плата по договору N Д-Ц-31-7070, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывалась на торгах. Ввиду того, что размер арендной платы, установленный в пункте 2.1 данного договора, определен по результатам открытого аукциона и в твердой сумме, по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды муниципального имущества не является регулируемым.
Обстоятельства установления сторонами спорного договора твердого размера арендной платы преюдициально установлено и не подлежит повторному установлению и не может быть опровергнуто (статья 69 АПК РФ).
Условие о том, что размер арендной платы или иное условие корректируется автоматически при изменении актов публично-правового образования, в договоре аренды отсутствует.
Учитывая факт заключения договора N Д-Ц-31-7070 на торгах, принимая во внимание, что арендатор принял на себя обязательство оплачивать арендные платежи в согласованном размере на известных ему условиях, поскольку из содержания протокола об итогах торгов и договора аренды не следует возможность изменения порядка определения арендной платы без подписания дополнительного соглашения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности действий Департамента по перерасчету размера арендной платы, на основании которого предъявлены исковые требования в части взыскания с ответчика задолженности.
Аналогичная правовая позиция положена в основу постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.12.2017 по делу N А46-4320/2017.
Таким образом, исковые требования о взыскании задолженности обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Истец просил взыскать с ответчика пени за период с 11.03.2014 по 22.06.2017 в размере 13 417 574 руб. 27 коп.
В силу положений статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться за счет неустойки.
В случае ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе при просрочке исполнения обязательства по внесению арендной платы, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку, определенную законом или договором (статья 330 ГК РФ).
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые в рассматриваемом деле истцом пени в вышеуказанном размере начислены на задолженность по арендной плате, которая признана незаконной и во взыскании которой отказано.
Следовательно, начисление пени подлежит признанию незаконным, и во взыскании пени за период с 11.03.2014 по 22.06.2017 в размере 13 417 574 руб. 27 коп. судом первой инстанции обоснованно отказано.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе не распределяется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2018 по делу N А46-5656/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.