г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А56-14467/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Наумов С.Н. - доверенность от 01.06.2018 (до и после перерыва) Калачеа А.И. - протокол от 12.09.2016 (после перерыва) Голованов А.А. - доверенность от 01.06.2018 (после перерыва)
от ответчика (должника): 1) Бабченко А.Д. - доверенность от 01.08.2018 (до перерыва) Бабаев Ф.Р. оглы - доверенность от 02.03.2018 (после перерыва) 2) Макаренок А.Е. - доверенность от 14.03.2018 (до и после перерыва) Ладынина Е.А. - доверенность от 12.04.2018 (до перерыва)
от 3-го лица: 1) Ильина К.С. - доверенность от 11.04.2018 (до и после перерыа) 2) Батова Н.Э. - доверенность от 26.06.2018 (до перерыва) Бабаев Ф.Р. оглы - доверенность от 16.11.2017 (после перерыа) 3) Бабченко А.Д. - доверенность от 01.08.2018 (до перерыва) Бабаев Ф.Р. оглы - доверенность от 02.03.2018 (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19212/2018, 13АП-19234/2018, 13АП-19687/2018) Санкт-Петербургской таможни и ФТС России, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2018 по делу N А56-14467/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Профцемент-Вектор"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор), Федеральной таможенной службе
3-е лицо: Санкт-Петербургская таможня, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Северо-Западносму федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
о возмещении ущерба
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПрофЦемент-Вектор" (ранее - ЗАО "ПрофЦемент-Вектор") (далее - Общества, истец) обратилось с исковым заявлением, с учетом уточнений, к Российской федерации в лице Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с требования о возмещении убытков в размере 280 389 рублей 27 копеек, возникших у Истца по причине незаконных действий, решений и бездействия указанных государственных органов.
Решением суда от 08.06.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Росприроднадзор, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Федеральная таможенная служба и Санкт-Петербургская таможня, также не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании 20.08.2018 представитель Росприроднадзора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Федеральной таможенной службы и Санкт-Петербургской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Протокольным определением суда от 20.08.2018 объявлен перерыв до 27.08.2018.
В судебном заседании 27.08.2018 лица, участвующие в деле поддержали ранее высказанные позиции.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, таможенным представителем ООО "И.Л.Т.С.- ЛОГИСТИК" от имени и по поручению Общества (договор таможенного представителя от 20.10.2015 N СПБ/047/15) на Санкт-Петербургский таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее - ЦЭД) поданы ДТ NN 10210200/110716/0007558, N 10210200/110716/0007561.
В графе 31 ДТ N 10210200/110716/0007558 заявлены сведения о товаре: "сожженный сланец (циклонная сланцевая зола), полученный в результате пылевидного сжигания на электростанциях горючего сланца, применяется как активная 3 минеральная добавка в бетоны и строительные смеси, остаток на сите не более 35%, изготовитель Eesti Energia Narva Elektrijaamad AS".
В графе 31 ДТ N 10210200/110716/0007561 заявлены сведения о товаре: "сожженный сланец (электрофильтровая сланцевая зола), полученный в результате пылевидного сжигания на электростанциях горючего сланца, применяется как активная минеральная добавка в бетоны и строительные смеси, удельная поверхность 285 м2/кг. и более, содержание CL от 0,42% до 0,6%, содержание свободного оксида кальция не более 14%, изготовитель Eesti Energia Narva Elektrijaamad AS".
Данные товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в рамках контракта от 14.01.2010 N 0019-10, заключенного между компанией "Eesti Energia Narva Elektrijaamad AS" (Эстония) и ЗАО "ПрофЦемент-Вектор" (Россия).
Согласно сведениям, указанным в графе 33 данных ДТ, заявленный код товаров 2621900000 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Для целей выпуска вышеуказанных товаров по данным ДТ Санкт- Петербургским таможенным постом (ЦЭД) 15.07.2017 у декларанта запрошены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений: лицензия Минпромторга России на импорт товара "циклонная/сланцевая зола" либо заключение центрального аппарата Росприроднадзора о неотнесении декларируемого товара к опасным отходам, поименованным в разделе 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и или вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30) (далее - Перечень).
15.07.2017 таможенным представителем на Санкт-Петербургский таможенный пост (ЦЭД) направлены письма с просьбой продлить срок выпуска товаров до 24.07.2016. 19.07.2016 Общество информировало Санкт-Петербургскую таможню о невозможности представления запрошенных документов.
В связи с непредставлением декларантом документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10210200/110716/0007558, 10210200/110716/0007561, 19.07.2016 Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) приняты решения об отказе в выпуске данных товаров.
Не согласившись с решениями таможенного органа об отказе в выпуске рассматриваемых товаров Общество обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с жалобой на указанные решения.
09.09.2016 Санкт-Петербургской таможней по результатам рассмотрения жалобы принято решение N 04-20/6, в соответствии с которым обжалуемые решения признаны правомерными, а жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Указанное решение таможенного органа обжаловано заявителем в СЗТУ. 19.12.2016 СЗТУ принято решение об отказе в удовлетворении жалобы Общества.
20.02.2016 в ФТС России поступила жалоба Общества от 16.02.2017 N 025/160217 на вышеуказанные решения таможенных органов.
По мнению Общества, решения Санкт-Петербургского таможенного поста (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10210200/110716/0007558, N 10210200/110716/0007561, а также решения Санкт-Петербургской таможни от 09.09.2016 N 04-20/6 и СЗТУ от 19.12.2016 N 16-04-27/209 по жалобам заявителя являются неправомерными.
В жалобе Общество указало, что ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товара "циклонная/электрофильтровая сланцевая зола" осуществлялся на основании писем Росприроднадзора от 16.04.2014 N СМ-08-02-32/5699, Минприроды России от 28.03.2014 N 05-12-44/6381, от 07.09.2015 N 12-47/21081, Минпромторга России от 13.05.2016 N 28798/17, в соответствии с которыми разрешение Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов в отношении указанного товара ЗАО "ПрофЦемент-Вектор" не требуется.
Также Заявитель указал на то, что "сожженный сланец" не является отходом производства, поскольку в соответствии с положениями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, от 22.03.1989 (далее - Базельская конвенция) отходами считаются "вещества и предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению", а рассматриваемый товар не предназначен для данной процедуры, так как произведен путем переработки производственного отхода сланца сожженного, в отношении которого уже была применена процедура удаления.
Также заявитель отмечает, что по государственному стандарту Эстонии EVS 927:2015 "сожженный сланец (циклонная/электрофильтровая сланцевая зола)" является производственным продуктом.
Кроме того, по мнению Общества, наличие у "сожженного сланца" потребительских свойств, которые востребованы в индустрии строительных материалов, однозначно относит его к продукции, а не к отходам.
Рассмотрев жалобу Общества, ФТС России вынесла решение об отказе в ее удовлетворении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Пунктом 1 статьи 195 ТК ТС определены условия, при соблюдении которых таможенными органами осуществляется выпуск товаров, в частности, таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов ЕАЭС; лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 210 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств -членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" в качестве единых мер нетарифного регулирования на таможенной территории ЕАЭС введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению N 2 (далее - Перечень товаров).
В разделе 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров приведены наименования и код ТН ВЭД ЕАЭС товаров - опасных отходов, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза.
К указанным товарам согласно пункту 23 раздела 2.3 Перечня товаров отнесены: "шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)", в том числе: шлаки котельные, остатки твердые, солесодержащие и дымоулавливающих устройств топочных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина от производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая) (из товарных субпозиций 2620, 2621, 3825 ТН ВЭД ЕАЭС).
Как указано в примечании к разделу 2.3 Перечня товаров, для целей использования настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Таким образом, товары, соответствующие описанию товаров, классифицируемых в товарной позиции 2621 ТН ВЭД ЕАЭС "шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)", включены в раздел 2.3 Перечня товаров как опасные отходы.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов (приложение N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования") (далее - Положение) понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и международными договорами, входящими в право ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 2 Базельской конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ. "Удаление" означает любую операцию, определенную в приложении IV к Базельской конвенции (пункт 4 статьи 2 Базельской конвенции).
Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация. Согласно понятию, определенному в статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ, "утилизация отходов" - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Следовательно, использование рассматриваемого товара в производстве является операцией по удалению, в связи с чем довод заявителя о том, что товар 6 "сожженный сланец" не является отходом, поскольку не предназначен для процедуры удаления в соответствии с положениями Базельской конвенции, неправомерен.
Относительно утверждения заявителя о том, что "наличие у "сожженного сланца" потребительских свойств, которые востребованы в индустрии строительных материалов, не вызывает сомнения и доказано результатами многочисленных исследований эстонских и российских ученых, и соответствуют требованиям ряда стандартов Российской Федерации, что однозначно относит данный товар к продукции для использования в индустрии строительных материалов" ФТС России отметила, что поскольку вышеуказанными международными правовыми актами и законодательством Российской Федерации предусмотрено использование отходов в целях производства товаров, отнесение товара к продукции для использования в индустрии строительных материалов, а именно, использование товара "сожженный сланец" в качестве добавки активной минеральной для бетонов и строительных растворов не подтверждает, что данный товар не относится к опасным отходам.
Кроме того, Положением установлено, что ввоз опасных отходов, включенных в раздел 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в целях захоронения и обезвреживания запрещен (подпункт "г" пункта 3 Положения).
На основании изложенного, ФТС России сделала вывод о том, что поскольку товар "сожженный сланец (циклонная/электрофильтровая сланцевая зола)" соответствует описанию товара, включенного в раздел 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров ("зола прочая"), классифицируется в товарной позиции 2621 ТН ВЭД ЕАЭС, он подлежит контролю в части соблюдения запретов и ограничений при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199 (далее - Лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств - членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию ЕАЭС.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1567-р Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Пунктом 5.1.3 указанного положения определено, что Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности наделено правом давать 7 государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Минприроды России (подпункт 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).
При этом в соответствии с пунктом 1.3 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 сентября 2010 г. N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" полномочия по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов отнесены исключительно к компетенции центрального аппарата Росприроднадзора.
Согласно Положению о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не наделено полномочиями по предоставлению разъяснений по вопросам отнесения товаров к опасным отходам, включенным в раздел 2.3 Перечня товаров.
Учитывая, что полномочия по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов отнесены исключительно к компетенции Росприроднадзора, при принятии решений о соблюдении запретов и ограничений в части необходимости представления разрешительного документа Росприроднадзора таможенные органы обязаны руководствоваться именно позицией Росприроднадзора.
На основании изложенного довод заявителя о применении писем Минприроды России от 07.09.2015 N 12-47/21081, Минпромторга России от 13.05.2016 N 28798/17 об отсутствии необходимости получения обществом разрешения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов несостоятелен.
Направленное заявителем в дополнение к жалобе от 16.02.2017 N 025/160217 письмо Минприроды России от 22.02.2017 N 12-47/5167 также не может быть принято во внимание ФТС России в качестве подтверждения доводов заявителя с учетом вышеизложенного.
Кроме того, указанное письмо Минприроды России содержит лишь предложения по вопросу правовой неопределенности в регулировании вопроса ввоза (импорта) на территорию Российской Федерации продукции, содержащей в себе или изготовленной с применением зол-уноса, которые в ФТС России для рассмотрения или руководства в работе не поступали.
Вместе с тем указанные предложения Минприроды России содержат позицию, подтверждающую необходимость получения разрешения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов в случае, если такое перемещение осуществляется с целью утилизации отхода и получения товарной продукции.
Дополнительный довод Общества, направленный в ФТС России письмом общества от 10.04.2017 N 067/100417, об отсутствии необходимости получения разрешения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов в отношении товара "сожженный сланец" в связи с признанием Девятым арбитражным апелляционным судом незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, формализованного в письме от 23.06.2016 N ВС-08-01-32/12200, относительно необходимости обращения в Росприроднадзор за выдачей такого разрешения не мог быть принят во внимание в качестве доказательства вышеуказанного довода заявителя в рамках рассмотрения жалобы.
Письмо Росприроднадзора от 23.06.2016 N ВС-08-01-32/12200 адресовано Обществу, в адрес ФТС России не направлялось и, соответственно, не являлось основанием при принятии решений Санкт-Петербургского таможенного поста об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в спорных ДТ.
В распоряжении ФТС России имеется официальная позиция Росприроднадзора по рассматриваемому вопросу, которая доводилась до сведения ФТС России письмами от 20.06.2016 N ОД-08-01-29/11929 и от 19.12.2016 N АС-10-02-29/25672.
Согласно письму Росприроднадзора от 20.06.2016 N ОД-08-01-29/11929 участники внешнеэкономической деятельности при перемещении через границу Российской Федерации "сланцевой золы" должны иметь разрешение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов, которое может быть получено только после уплаты государственной пошлины.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 19.12.2016 N АС-10-02- 29/25672 "шлаки и золы прочие (в том числе электрофильтровая и циклонная зола) включая золу из морских водорослей (келп)" из товарных субпозиций кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, 2620 и 3825 являются предметом регулирования решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" и на любое их трансграничное перемещение требуется разрешение Росприроднадзора.
Указанные письма Росприроднадзора не являлись предметом рассмотрения судебного органа и в настоящий момент не признаны недействующими, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания их не применять.
Согласно письмам Росприроднадзора от 28.09.2015 N ОД-08-00-32/17152 и от 04.03.2016 N ОД-08-00-32/3738, адресованным заявителю, в случае, если отходы золы сланца не подвергались обезвреживанию и ввозятся на территорию Российской Федерации именно как зола с указанием соответствующего кода ТН ВЭД ЕАЭС, то лицо, планирующее осуществить ее трансграничное перемещение, должно обратиться в Росприроднадзор за выдачей разрешения на трансграничное перемещение отходов.
Порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при принятии решения о возможности трансграничного перемещения отходов регулируется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденный приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. N 179 (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2012, per. N 25459).
В соответствии с пунктом 25 указанного административного регламента по результатам рассмотрения материалов, представленных заявителем Росприроднадзору в целях получения государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, подготавливается проект разрешения на трансграничное перемещение отходов либо мотивированный отказ в выдаче такого разрешения.
В случае, если в результате рассмотрения материалов будет установлено, что трансграничное перемещение отходов не подлежит государственному регулированию в соответствии с требованиями Базельской конвенции, заявитель информируется об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов в письменной форме.
Таким образом, в рамках предоставления вышеуказанной государственной услуги предусмотрено принятие Росприроднадзором решения об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов. Общество в связи с запросом таможенного органа о представлении документов, подтверждающих соблюдение им запретов и ограничений, обращалось в Росприроднадзор с просьбой подтвердить, что товар "сожженный сланец", применяемый в качестве строительного материала, не требует обезвреживания и иных видов обработки, направленных на снижение уровня его негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (письмо ЗАО "ПрофЦемент-Вектор" от 15.07.2016 N 268/150716).
Вместе с тем Обществом ответ Росприроднадзора на указанное письмо, в том числе решение Росприроднадзора об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов в таможенный орган не представлены. 19.07.2016 Общество только проинформировало Санкт-Петербургскую таможню о невозможности представления запрошенных Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) документов.
В связи с непредставлением декларантом на Санкт-Петербургский таможенный пост (ЦЭД) документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений и необходимых для выпуска товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10210200/110716/0007558, 10210200/110716/0007561, в частности, заключения Росприроднадзора, таможенным органом приняты решения об отказе в выпуске товаров по указанным ДТ.
В ходе рассмотрения жалобы Общества выводы таможенных органов, изложенные в решениях Санкт-Петербургской таможни от 09.09.2016 N 04-20/6 и СЗТУ от 19.12.2016 N 16-04-27/209 по жалобам Заявителя, нашли свое подтверждение.
С учетом вышеперечисленных обстоятельств, а также норм, документов, имеющихся в распоряжении ФТС России, в их совокупности и взаимосвязи у ФТС России отсутствовали правовые основания для признания незаконными решений Санкт-Петербургского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10210200/110716/0007558, 10210200/110716/0007561, Санкт-Петербургской таможни от 09.09.2016 N 04-20/6 и СЗТУ от 19.12.2016 N 16-04-27/209 по жалобам Общества. Таким образом, решение ФТС России от 19.04.2017 N 15-67/48, вынесенное по жалобе Общества на решения Санкт-Петербургского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ NN 10210200/110716/0007558, 10210200/110716/0007561, Санкт-Петербургской таможни от 09.09.2016 N 04-20/6 и СЗТУ от 19.12.2016 N 16-04-27/209 по жалобам Общества, принято ФТС России в пределах полномочий, обосновано и соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.
В силу положений статьи 15,16, 1064 ГК РФ по настоящему делу истец должен доказать наступление вреда (убытков), их размер, противоправность действия (бездействия) и таможенного органа и Росприроднадзора и причинно-следственной связи между этими фактами.
Материалами дела установлено, что оба государственных органа действовали в пределах своих полномочий.
Письмо Росприроднадзора от 20.06.2016 N ОД-08-01-29/11929 носит информационный характер, соответствует закону, не нарушает чьих-либо прав, не обжаловано и не отменено.
Письмо Росприроднадзора от 23.06.2016 N 13С-08-01-32/2220 в ответ на обращение заявителя разъясняет порядок перемещения сланцевой золы никоим образом не касается спорной поставки и ее выпуска.
Заявителем не доказано нарушение его прав письмами Росприроднадзора, поскольку правовые последствия для него наступили в связи с принятием решения Санкт-Петербургской таможни об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10200/110716/0007558, N 10200/110716/0007561.
Действия таможенного органа также правомерны и основаны на законе, следовательно, оснований для удовлетворения требований не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2018 по делу N А56-14467/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.