Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф04-5394/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А27-22320/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Иванчея Сергея Ивановича, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (N 07АП-7171/2018) на решение от 09.06.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22320/2017 (судья Камышова Ю.С.)
по заявлению Иванчей Сергея Ивановича (650036, г. Кемерово, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 298, кв. 16)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040, 650991, г. Кемерово, пр. Советский, 74А), Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373, 650000, г. Кемерово, Кузнецкий проспект, 11)
о признании недействительными требований и постановлений; признании безнадежной к взысканию задолженности; обязании устранить нарушения прав и законных интересов; признании незаконными действий.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - Санникова А.А. по доверенности от 28.12.2017N 269.
УСТАНОВИЛ:
Иванчей Сергей Иванович (далее - Иванчей С.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление), Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - ИФНС России по г. Кемерово, Инспекция, налоговый орган):
- о признании недействительными и не подлежащими исполнению требования Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.02.2014 N 05204940052039 в сумме 40 949,76 руб., от 13.02.2015 N 05204940036969 в сумме 28 800,26 руб., от 27.08.2015 N 052S01150020994 в сумме 2 602,42 руб., от 12.03.2016 N 052S01160058982 в сумме 22 849,09 руб., от 15.07.2016 N 052S01160151201 в сумме 8 302,33 руб., постановления Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от 08.04.2014N 05204990011748, от 08.04.2015N 05204990021621, от 09.12.2015 N 052S04150015179, от 26.04.2016 N 052S04160023692, от 31.08.2016 N 052S04160053358;
- о признании недействительными и не подлежащими исполнению требования налогового органа об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 052S011700054471 по состоянию на 09.01.2017 в сумме 20 958,96 руб., N 197837 по состоянию на 20.07.2017 в сумме 45 985,38 руб., N 225861 по состоянию на 21.11.2017 в сумме 22 590,13 руб., решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств от 31.05.2017 N 39197, от 12.09.2017N 61084, постановлений налогового органа о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 31.05.2017 N 42050038936 и от 12.09.2017 N 42050055544 недействительными и не подлежащими исполнению;
- о признании безнадежной к взысканию задолженности в сумме 96 733,54 руб., в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 88 364,95 руб., задолженности по пеням в сумме 8 368,59 руб., возможность принудительного взыскания которой утрачена, а обязанность по их уплате прекращенной;
- об обязании Инспекции устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем списания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням всего в сумме 96 733,54 руб., по которой возможность взыскания в принудительном порядке утрачена;
- о признании незаконными действий Инспекции в части:
- осуществления зачетов денежными средствами, взысканными в сумме 9 770,13 руб. в июне 2017 года ОСП по Центральному району г. Кемерово, в счет погашения задолженности по пеням в Фонд медицинского страхования, в том числе по требованиям об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: от 29.04.2011 N 05204940058677 в сумме 50,33 руб., от 19.03.2012 N 05204940177589 в сумме 191,26 руб., от 14.02.2013 N 05204940024183 в сумме 410,63 руб., от 27.02.2014 N 05204940052039 в сумме 787,03 руб., от 13.02.2015 N 05204940036969 в сумме 1 032,25 руб., от 27.08.2015 N 052S01150020994 в сумме 338,27 руб., от 12.03.2016 N 052S01160058982 в сумме 96,38 руб., от 15.07.2016 N 052S01160151201 в сумме 1 567,09 руб., от 09.01.2017 N 052S011700054471 в сумме 1 440,75 руб., от 20.07.2017 N 197836 в сумме 1 330,08 руб., начисленным за неуплату страховых взносов, невозможных к взысканию в связи с истечением по главному требованию пресекательного срока для их взыскания, а также списанных как невозможные к взысканию;
- отказа в зачете по заявлению страхователя указанными выше взысканными денежными средствами в счет уплаты недоимки по страховым взносам и задолженностям по пеням по первоочередным требованиям от 19.03.2010 N 4133 и от 29.04.2011 N 05204940058677 (с учетом уточнений, принятых 07.06.2018);
- об обязании Инспекции устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления зачета поступившими от ОСП по Центральному району г. Кемерово денежными средствами (взысканными с заявителя в июне 2017 года после окончания исполнительного производства), в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 4 416,96 руб. по требованию от 19.03.2010 N 4133 за 2010 год в сумме 5 453,52 руб. по требованию от 29.04.2011 N 05204940058677 и задолженности по пеням в сумме 99,65 руб. по требованию от 19.03.2010 N 4133.
Решением от 09.06.2018 Арбитражного суда Кемеровской области признаны незаконными действия Инспекции в части осуществления зачетов денежными средствами, взысканными в сумме 9 770,13 руб. в июне 2017 года Отделом судебных приставов по Центральному району г. Кемерово Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области, в счет погашения задолженности по пеням в Фонд медицинского страхования, в том числе по требованиям об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: от 29.04.2011 N 05204940058677 в сумме 50,33 руб., от 19.03.2012 N 05204940177589 в сумме 191,26 руб., от 14.02.2013 N 05204940024183 в сумме 410,63 руб., от 27.02.2014 N 05204940052039 в сумме 787,03 руб., от 13.02.2015 N 05204940036969 в сумме 1 032,25 руб., от 27.08.2015 N 052S01150020994 в сумме 338,27 руб., от 12.03.2016 N 052S01160058982 в сумме 96,38 руб., от 15.07.2016 N 052S01160151201 в сумме 1 567,09 руб., от 09.01.2017 N 052S011700054471 в сумме 1 440,75 руб., от 20.07.2017 N 197836 в сумме 1 330,08 руб.
Суд определил признать прекращенной обязанность по уплате в связи с утратой налоговым органом возможности взыскания задолженности в сумме 73 098,60 руб., в том числе 65 867,62 руб. недоимки по страховым взносам, 7 230,98 руб. пени, в связи с этим признаны недействительными и не подлежащими исполнению требования от 27.02.2014 N 05204940052039, от 13.02.2015N 05204940036969, от 27.08.2015N 052S01150020994, от 12.03.2016N 052S01160058982, от 15.07.2016 N 052S01160151201, N 052S011700054471 по состоянию 09.01.2017, N 197837 по состоянию на 20.07.2017, а также постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от 08.04.2014 N 05204990011748, от 08.04.2015 N 05204990021621, от 09.12.2015N 052S04150015179, от 26.04.2016N 052S04160023692, от 31.08.2016 N 052S04160053358, решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств от 31.05.2017N 39197, от 12.09.2017 N 61084, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 31.05.2017 N 42050038936 и от 12.09.2017N 42050055544.
Суд обязал Инспекцию исключить указанные суммы из лицевого счета налогоплательщика. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Иванчей С.И., ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт изменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Указывает, что суд не принял во внимание доводы истца, подтверждающие необоснованное предъявление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 18 808,06 руб.
Фактически и согласно пояснениям Иванчея С.И. индивидуальная предпринимательская деятельность заявителем не осуществлялась с момента его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как лицензию для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом не получил, в связи с чем приобретенный для этих целей автотранспорт ПАЗ 320540 продал, что было подтверждено представленным в суд и ответчикам договором купли-продажи транспортного средства от 04.02.2010 и данными ГИБДД.
Факт отсутствия доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности за 2017 год, подтвержден результатами проверки представленной заявителем в налоговый орган декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что подтверждено представленным в суд письмом Инспекции от 24.11.2017 N 30-10/049344@.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд за 2017 год отсутствует, также как и отсутствует обязанность по уплате налога с доходов при отсутствии доходов от предпринимательской деятельности по причине неосуществления такой деятельности.
Судом не учтены изменения, внесенные в пенсионное законодательство и Налоговый кодекс Российской Федерации в части определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, исходя из величины полученного ими годового дохода, указанного в представленной в налоговый орган отчетности о доходах.
Суд необоснованно отклонил доводы заявителя о несоответствии по своему содержанию спорного требования N 225861 по состоянию на 22.11.2017 требованиям положений пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пенсионный фонд, также не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части обжалования и принять новый судебный акт.
Указывает, что постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика вынесены в установленные сроки, последовательность процедуры принудительного взыскания задолженности территориальным органом соблюдена и проводилась в рамках законодательства, действовавшего до 01.01.2017.
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов вынесены правомерно, возможность взыскания задолженности по данным требованиям налоговым органом не утрачена.
Инспекция в своей апелляционной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных судом требований.
Дополнительно поясняет, что по правоотношениям, возникшим за периоды до 01.01.2017, решения о возврате принимаются соответствующим органом Пенсионного фонда.
Основания для списания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в бюджет федерального фонда ОМС, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 Закона N 436-ФЗ, отсутствуют.
Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации задолженность признается безнадежной к взысканию в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет. Недоимка по страховым взносам, вошедшая в требования от 20.07.2017 N 197837, образовалась по состоянию на 09.01.2017, следовательно, списанию на основании статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
Иванчей С.И. в представленных в материалы дела возражениях на апелляционные жалобы Пенсионного фонда и налогового органа не соглашается с их доводами и просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы своей апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявителю в июле 2017 года от судебного пристава - исполнителя стало известно о возбуждении в отношении него исполнительного производства, предмет взыскания - задолженность по страховым взносам и пеням за счет имущества индивидуального предпринимателя. До указанной даты заявитель не получал от Пенсионного фонда и Инспекции каких-либо требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, решений и постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, свидетельствующих о наличии у него задолженности.
С учетом произведенных перерасчетов и списания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в ФОМС, пеням и штрафам Пенсионным фондом и Инспекцией после подачи истцом заявления в арбитражный суд (в период с октября 2017 года по май 2018 года), с учетом недоимки и пени по дополнительно предъявленным в 2017 году требованиям за 2016 и 2017 годы, и с учетом зачтенной задолженности по пени в ФМС, задолженность по данным заявителя составила 96 733,54 руб., в том числе недоимка по страховым взносам в сумме 88 364,95 руб. и пени в сумме 8 368,59 руб.
Данные суммы сложились из следующих требований, выставленных в адрес заявителя:
N и дата требования |
всего к уплате, руб. |
страх. взносы всего, руб. |
пени всего, руб. |
страх. взносы ПФР, руб. |
пени в ПРФ, руб. |
страх. взносы в ФМС, руб. |
пени в ФМС, руб. |
05204940052039 от 27.02.2014 |
36451,69 |
35664,66 |
787,03 |
32479,2 |
- |
3185,46 |
787,03 |
05204940036969 от 13.02.2015 |
4431,3 |
3399,05 |
1032,25 |
- |
- |
3399,05 |
1032,25 |
052S01150020994 от 27.08.2015 |
338,27 |
- |
338,27 |
- |
- |
- |
338,27 |
052S01160058982 от 12.03.2016 |
3747,18 |
3650,80 |
96,38 |
- |
- |
3650,80 |
96,38 |
052S01160151201 от 15.07.2016 |
1567,09 |
- |
1567,09 |
- |
- |
- |
1567,09 |
052S011700054471 по -состоянию 09.01.2017 |
1440,75 |
- |
1440,75 |
- |
- |
- |
1440,75 |
197837 по состоянию на 20.07.2017 |
25122,32 |
23153,36 |
1968,96 |
19356,48 |
638,88 |
3796,85 |
1330,08 |
225861 по состоянию на 21.11.2017 |
23634,94 |
22497,33 |
1137,61 |
18808,06 |
951,06 |
3689,27 |
186,55 |
Итого |
96733,54 |
88364,95 |
8368,59 |
70643,71 |
1589,94 |
17721,2 |
6778,4 |
По сведениям Инспекции, представленным 25.05.2018, с учетом произведенных зачетов и списаний, задолженность заявителя по уплате страховых взносов и пени составила 88 457,97 руб.
По требованию от 27.02.2014 N 05204940052039 взносы на обязательное пенсионное страхование - 32 479,20 руб., взносы на обязательное медицинское страхование - 3 185,46 руб.
По требованию от 13.02.2015 N 05204940036969 взносы на обязательное медицинское страхование - 3 399,05 руб.
По требованию от 27.08.2015 N 052S01150020994 задолженность отсутствует.
По требованию от 12.03.2016 N 052S01160058982 взносы на обязательное медицинское страхование - 3 650,80 руб.
По требованию от 15.07.2016 N 052S01160151201 и N 052S11700054471 по состоянию на 09.01.2017 задолженность отсутствует.
По требованию N 197837 по состоянию на 20.07.2017 взносы на обязательное пенсионное страхование - 19 356,48 руб., на обязательное медицинское страхование - 3 796,85 руб.
По требованию N 225861 по состоянию на 21.11.2017 взносы на обязательное пенсионное страхование - 18 808,06 руб., пени - 77,58 руб., взносы на обязательное медицинское страхование - 2 689,27 руб., пени - 15,22 руб.
Таким образом, из представленных налоговым органом сведений видно, что разница с данными заявителя образовалась в сумме пени, которая, по мнению заявителя, была незаконно зачтена в счет погашения задолженности.
Полагая действия (бездействие) Пенсионного фонда и Инспекции незаконными, требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также принятые по ним решения и постановления о взыскании страховых взносов и пеней подлежащими признанию недействительными, а задолженность подлежащей признанию безнадежной к взысканию, обязанность по ее уплате прекращенной, Иванчей С.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались с 01.01.2010 Федеральным законом N 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
В соответствии с частями 1, 2 и 12 статьи 18 Закон N 212-ФЗ, действующего в спорный период, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы; в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
В силу частей 1 и 2 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила, предусмотренные частью 1 этой же статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Частью 2 статьи 19 Закон N 212-ФЗ предусмотрено, что взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения.
Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Частью 2 этой статьи предусмотрено, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 229-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, взыскание недоимки, пеней, штрафов носит не произвольный характер, а является четко регламентированной процедурой, согласно которой механизм взыскания реализуется в несколько этапов.
Возможность принудительного взыскания обязательных платежей и санкций утрачивается при истечении срока давности взыскания обязательных платежей в судебном порядке.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", которым признан утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 9 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" инициировать судебное разбирательство, о котором упоминается в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
По эпизоду признания незаконными действий налогового органа в части осуществления зачета денежных средств в размер 9 770,13 руб., взысканных судебным приставом-исполнителем после окончания исполнительного производства, в счет погашения задолженности по пеням на страховые взносы, невозможные к взысканию ввиду истечения срока их принудительного взыскания.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в июне 2017 года с банковского счета Иванчея С.И. произведено списание денежных средств в сумме 9 770,13 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя от 23.09.2016 во исполнение исполнительного производства N 39272/16/42009-ИП, возбужденного согласно постановлению Пенсионного фонда от 31.08.2016 N 052S04160053358 о взыскании пени по страховым взносам.
Между тем данное списание произведено после окончания исполнительного производства постановлением от 27.09.2016 N 42009/16/755869 ОСП по Центральному району г. Кемерово, в связи с тем, что в нарушение пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не была направлена в банк.
Инспекция зачла поступившие денежные средства в сумме 9 770,13 руб. в счет погашения задолженности по пеням в Фонд медицинского страхования, в том числе по требованиям об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 29.04.2011 N 05204940058677 в сумме 50,33 руб., от 19.03.2012 N 05204940177589 в сумме 191,26 руб., от 14.02.2013 N 05204940024183 в сумме 410,63 руб., от 27.02.2014 N 05204940052039 в сумме 787,03 руб., от 13.02.2015 N 05204940036969 в сумме 1 032,25 руб., от 27.08.2015 N 052S01150020994 в сумме 338,27 руб., от 12.03.2016 N 052S01160058982 в сумме 96,38 руб., от 15.07.2016 N 052S01160151201 в сумме 1 567,09 руб., от 09.01.2017 N 052S011700054471 в сумме 1 440,75 руб., от 20.07.2017 N 197836 в сумме 1 330,08 руб.
По условиям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, в случае наличия у налогоплательщика (страхователя) недоимки по уплате налогов (страховых взносов), зачет или списание задолженности по пени производится только после зачета в счет погашения недоимки.
Таким образом, поскольку у заявителя имелась задолженность по уплате страховых взносов, суд пришел к обоснованному выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для зачета взысканных сумм в счет задолженности по уплате пени.
В связи с тем, что денежные средства были списаны после окончания исполнительного производства, а при их зачете Инспекцией нарушена очередность погашения обязательств, судом первой инстанции правомерно признаны незаконными операции по зачету взысканных судебным приставом - исполнителем денежных средств в счет погашения задолженности по пени по требованиям, оформленным в период с 2014 по 2017 годы.
По эпизоду признания незаконными действий Инспекции в части отказа в проведении зачета и об обязании Инспекции осуществить зачет денежных средств, взысканных с заявителя в июне 2017 года, в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009-2010.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Иванчеем С.И. в адрес контрольных органов направлено заявление с просьбой произвести зачет денежных средств в сумме 9 770,13 руб. в счет уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, по первоочередным требованиям: за 2009 год в сумме 4 416,96 руб. по требованию от 19.03.2010 N 4133 и за 2010 год в сумме 5 353,17 руб. по требованию от 29.04.2011 N 05204940058677.
Между тем в удовлетворении данного заявления Иванчею С.И. отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что из пояснений налогового органа и Пенсионного фонда (письмо о предоставлении информации от 12.01.2018 N 30-10/000865@, письмо от 12.12.2017 N 21-13604) следует факт списания контрольными органами задолженности, в пользу которой заявитель просит произвести зачет взысканных средств, была списана контрольными органами в связи с истечением срока на ее принудительное взыскание. Указанная задолженность восстановлению не подлежит.
Поскольку сведений о том, что эти суммы были восстановлены налоговым органом или Пенсионным фондом или их списание было признано недействительным, в материалы дела не представлены, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части.
По эпизоду признания безнадежной к взысканию задолженности и признания недействительными и не подлежащими исполнению требований.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что требование N 05204940052039 выставлено Иванчей С.И. 27.02.2014, решение о взыскании за счет денежных средств на счетах в банке Пенсионным фондом не выносилось, исполнительное производство, возбужденное на основании постановления о взыскании за счет имущества индивидуального предпринимателя от 08.04.2014 N 05204990011748 окончено 19.08.2014 в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Исполнительный документ возвращен взыскателю, однако повторного обращения контрольных органов в службу судебных приставов в целях принудительного взыскания спорной задолженности не производилось.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исходя из положений статей 18, 19, 20, 22 Закона N 212-ФЗ в настоящем случае невозможно взыскание со страхователя недоимки и пени по страховым взносам по спорным требованиям вследствие истечения срока давности взыскания указанных платежей и пени в судебном порядке, а также ввиду возвращения в адрес контрольных органов исполнительных документов службой судебных приставов по основанию, предусмотренному пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ и истечения шестимесячного срока предъявления названных исполнительных документов к исполнению, регламентированного частями 6, 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Задолженность по уплате недоимки по страховым взносам в ФМС по требованию от 13.02.2015 N 05204940036969 и от 12.03.2016 N 052S01160058982, а также по требованию N 197837 по состоянию на 20.07.2017 также правомерно признана безнадежной к взысканию, поскольку исполнительное производство, возбужденное на основании постановления Пенсионного фонда от 08.04.2015 N 05204990021621, от 26.04.2016 N 052S04160023692 и постановления налогового органа от 12.09.2017 N 42050055544 о взыскании за счет имущества индивидуального предпринимателя окончено 27.11.2015, 03.06.2016 и 14.11.2017 соответственно, однако повторного обращения за исполнением в срок, установленный пунктом 6 статьи 21 Закона N 229-ФЗ, контрольные органы на момент принятия судом решения не произвели. Следовательно, срок для принудительного взыскания спорной задолженности истек.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пенями.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, после истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения такой обязанности и не подлежат начислению.
Указанная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.01.2009 N 10707/08.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, учитывая истечение по главному требованию пресекательного срока для взыскания в принудительном порядке, пришел к обоснованному выводу о признании невозможной к взысканию задолженности в размере 73 098,60 руб. (требования: от 27.02.2014N 05204940052039, от 13.02.2015N 05204940036969, от 27.08.2015N 052S01150020994, от 12.03.2016N 052S01160058982, от 15.07.2016 N 052S01160151201, N 052S011700054471 по состоянию 09.01.2017, N 197837 по состоянию на 20.07.2017), в связи с чем налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания.
Таким образом, требования о взыскании задолженности по оплате страховых взносов и пени за 2014-2016 годы правомерно признаны судом первой инстанции недействительными, а решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств и постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества - не подлежащими исполнению (пункты 63, 64 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
По эпизоду задолженности по оплате фиксированных платежей за 2017 год (требование N 225861 по состоянию на 21.11.2017).
Материалами дела подтверждается, что Иванчей С.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.02.2009 и прекратил предпринимательскую деятельность 20.10.2017 (дата государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей).
Налоговым органом были начислены страховые взносы в фиксированном размере за 2017 год в Пенсионный фонд в размере 18 808,06 руб., в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 689,27 руб.
Не соглашаясь с начислением страховых взносов, Иванчей С.И. в суде первой инстанции и поданной апелляционной жалобе поясняет, что с 2014 года предпринимательская деятельность им фактически не осуществлялась, доходы отсутствовали, в налоговый орган представлялись нулевые декларации, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Указанные доводы заявителя были правомерно оставлены судом первой инстанции без внимания по следующим обстоятельствам.
Действующее законодательство, регулирующее вопросы социального страхования, предусматривает, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.
Таким образом, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Указанные выводы подтверждаются также положениями пунктов 4 и 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.01.2012 N 3-О-О разъяснил, что законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7 и пункт 2 статьи 14).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации.
Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1009-О-О и от 23.09.2010 N 1189-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О также указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Освобождение от уплаты страховых взносов предоставляется в случаях (в периоды), указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 6 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
К таким периодам относятся: период прохождения военной службы по призыву; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; период проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что в случае отсутствия перечисленных оснований для освобождения от уплаты страховых взносов, индивидуальными предпринимателями уплата страховых взносов осуществляется независимо от факта получения от предпринимательской деятельности доходов в конкретном расчетном периоде, в связи с чем требования заявителя в части признания недействительным требования N 225861 по состоянию на 21.11.2017 правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Иное толкование подателями апелляционных жалоб положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя, расходы по государственной пошлине за ее подачу относятся на подателя апелляционной жалобы и уплачены им в полном объеме.
С учетом того, что заинтересованные лица освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционным жалобам Инспекции и Пенсионного фонда судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июня 2018 года по делу N А27-22320/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Иванчея Сергея Ивановича, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22320/2017
Истец: Иванчей Сергей Иванович
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области межрайонное
Третье лицо: ИФНС России по г.Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5394/18
24.08.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7171/18
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5394/18
14.11.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7171/18
17.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7171/18
20.09.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-22320/17
29.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5394/18
30.08.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7171/18
09.06.2018 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-22320/17