г. Самара |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N А65-41506/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Альбатрос" в лице конкурсного управляющего Леонова А.В.
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-41506/2017 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению публичного акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1021600000036, ИНН 1653016914), г.Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482), г.Казань,
третье лицо:
общество в ограниченной ответственностью "Строительная компания "Альбатрос" в лице конкурсного управляющего Леонова А.В., г.Казань,
о признании недействительным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан) о признании недействительным решения о внесении в ЕГРЮЛ записи N 6171690240760 от 14.07.2017, об обязании исключить из ЕГРЮЛ запись N 6171690240760 от 14.07.2017 (т.1 л.д.7-10).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - ООО "Строительная компания "Альбатрос" в лице конкурсного управляющего Леонова А.В. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-41506/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 6171690240760 от 14.07.2017.
Обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи N 6171690240760 от 14.07.2017.
Взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, зарегистрированного по адресу: 420054, г.Казань, РТ, ул.Кулагина, д.1, ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482, дата регистрации - 25.12.2006 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вектор права" (ИНН 7714228500), уплатившего государственную пошлину за заявителя, расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. (т.2 л.д.202-205).
В апелляционной жалобе третье лицо - ООО "Строительная компания "Альбатрос" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что суд первой инстанции не приостановил производство по делу до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делуА65-41047/2017. Поскольку Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан вносит запись в ЕГРЮЛ только на основании решения участников, считает вынесенное решение об удовлетворении исковых требований неправомерным (т.3 л.д.6-7).
Регистрирующий орган апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Банк отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес регистрирующего органа 07.07.2017 (вх. 36506А) от ликвидатора ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС" поступило уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, подписанное Мингазовым Расилем Рафаилевичем, подлинность подписи которой засвидетельствована в нотариальном порядке, в качестве ликвидатора ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС", в том числе представлено:
- Решение единственного участника ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС" от 06.07.2017, согласно которому принято решение о ликвидации ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС" в добровольном порядке и назначении ликвидатора Мингазова P.P.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов, регистрирующим органом 14.07.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора ГРН: 6171690240760.
Не согласившись с действиями регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 6171690240760 от 14.07.2017 о начале процедуры ликвидации ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что до внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС", 29.06.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан вынесено определение по делу N А65-14806/2017 о принятии заявления и возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬБАТРОС".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 1).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 2 закреплено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее -регистрирующий орган).
В соответствии Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" таким органом являются налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
При этом ликвидация может производиться в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ или Законом о банкротстве.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, регистрационные действия по процессу ликвидации являются производными, в том числе, от принятого решения о начале процедуры ликвидации.
Таким образом, процесс ликвидации начинается с момента принятия решения о ликвидации и последующих действий, описанных выше.
В соответствии с пунктом 3 статьи 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов.
Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Из анализа названных правовых норм следует вывод, что с момента возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации по правилам статьи 61 - 63 ГК РФ не может быть осуществлен, процедура ликвидации юридического лица в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, законодатель установил невозможность добровольной ликвидации, если начата процедура принудительной ликвидации.
Аналогичное правило содержится абзаце 2 пункта 3 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 от 15.12.2004.
Как следует из материалов настоящего дела, процедура ликвидации юридического лица ООО "Строительная компания "Альбатрос" по правилам статей 61 - 63 ГК РФ инициирована 07.07.2017 путем обращения в регистрирующий орган с соответствующим заявлением после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) N А65-14806/2017 от 29.06.2017.
Данное обстоятельство является нарушением положения пункта 3 статьи 63 ГК РФ и влечет недействительность решения регистрирующего органа по правилам главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции установил, что о процедуре принудительной ликвидации в форме банкротства регистрирующий орган на момент вынесения оспариваемого решения знал или должен был знать, поскольку в его адрес направлено определение о назначении судебного заседания по делу N А65-14806/2017. Кроме этого, определение о возбуждении дела о несостоятельности (банкротства) должника ООО "Строительная компания "Альбатрос" опубликовано в информационной базе на официальном сайте суда 01.07.2017.
Данные сведения должны были учитываться при совершении юридически значимых действий, как самим ликвидируемым лицом, так и регистрирующим органом.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Законодатель установил невозможность добровольной ликвидации, если начата процедура принудительной ликвидации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что с момента возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации по правилам статей 61 - 63 ГК РФ не может быть осуществлен, и процедура ликвидации юридического лица в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Согласно правилам о порядке расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, закрепленным в статье 142 Закона о несостоятельности (банкротстве), общий срок закрытия реестра требований кредиторов составляет два месяца с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом кредиторы имеют возможность предъявить свои требования еще, как минимум, в процедуре наблюдения, которая должна быть завершена в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Правила о процедуре банкротства ликвидируемого должника предусматривают сокращенный срок закрытия реестра требований кредиторов, который составляет один месяц.
Таким образом, проведение процедуры банкротства ликвидируемого должника лишит кредиторов законного времени для предъявления требований к должнику.
При этом срок, отведенный для предъявления требований кредиторов в процедуре банкротства ликвидируемого должника, является пресекательным и не подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о намеренном принятии должником решения о ликвидации по правилам статьи 61 - 63 ГК РФ с целью установления по делу о банкротстве упрощенной процедуры ликвидируемого должника, что противоречит статье 10 ГК РФ.
Внесение регистрирующим органом оспариваемой записи нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, включая права кредитора по делу о банкротстве должника (право участвовать в первом собрании кредиторов в наблюдении, право определения последующей процедуры в деле о банкротстве, право выдвигать и голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 306-КГ17-7718, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2017 по делу N А57-16693/2016, от 27.02.2018 по делу N А65-21213/2017.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования банка подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно не приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А65-41047/2017, так как результат рассмотрения спора по делу N А65-41047/2017 не является преюдициальным при рассмотрении настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, как не подтвержденные материалами дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-41506/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.