г. Чита |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А10-4984/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства и апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Безотечество Николая Лукича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2018 года по делу N А10-4984/2012 по иску Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) к индивидуальному предпринимателю Безотечество Николаю Лукичу (ОГРН 304032306100101, ИНН 032500302436) об истребовании у индивидуального предпринимателя Безотечество Николая Лукича из чужого незаконного владения земельного участка и прекращении права постоянного бессрочного пользования индивидуального предпринимателя Безотечество Николая Лукича на земельный участок, расположенный в местности Култушная, общей площадью 3 233 кв.м., с участием Прокурора Республики Бурятия (ИНН 0323059932 ОГРН 1020300990478), третьих лиц: Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (ИНН 0309005950 ОГРН 1020300667530), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ИНН 0326023500 ОГРН 1040302993598), Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340), Государственного бюджетного учреждения "Хозяйственно - транспортный комплекс Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия" (ОГРН 1080326005650 ИНН 0326476596), общества с ограниченной ответственностью "Ориент" (ОГРН 1020300903974 ИНН 0323031006), Муниципального образования городское поселение "Бабушкинское" (ОГРН 1060309010530 ИНН 0309012820), Федерального агентство Лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298 ИНН 7705598840),
(суд первой инстанции - Е. М. Аюшеева),
при участии в судебном заседании:
от истцов:
1) Республиканского агентства лесного хозяйства: Кривобокова В.В. - представитель по доверенности N 40/2018 от 09.01.2018 г.,
2) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае: не явились, извещены,
от ответчика: Кибирева И.В. - представитель по доверенности от 10.10.2016 г.,
от Прокуратуры Республики Бурятия: Выскубова С.А. - на основании поручения N 38-109-2016/Нп32291-18 от 24.08.2018 г.,
от третьих лиц:
1) Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия: не явились, извещены,
2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия: не явились, извещены,
3) Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия: не явились, извещены,
4) Государственного бюджетного учреждения "Хозяйственно - транспортный комплекс Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия": не явились, извещены,
5) ООО "Ориент": не явились, извещены,
6) Муниципального образования городское поселение "Бабушкинское": не явились, извещены,
7) Федерального агентство Лесного хозяйства: не явились, извещены.
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - РАЛХ, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю Безотечество Николаю Лукичу (далее - ИП Безотечество Н.Л., предприниматель) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:42, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, целевое назначение: для базы отдыха, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, местность "Култушная".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении исковых требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции указал, что на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" и на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ требования истца удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2018 года по делу N А10-4984/2012 в части отказа в удовлетворении требований о прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ИП Безотечество Н.Л. земельным участком. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в части прекращении права постоянного бессрочного пользования ИП Безотечество Н.Л. земельным участком.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что действие Федерального закона от 29.07.2017 N 280 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не распространяется на спорный земельный участок.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, индивидуальный предприниматель Безотечество Николай Лукич обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2018 года по делу N А10-4984/2012.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о нахождении спорного участка на землях лесного фонда, судом не дана оценка доводу ответчика о пропуске срока исковой давности.
В материалы дела поступил письменный отзыв Республиканского агентства лесного хозяйства, в котором истец, возражая доводам апелляционной жалобы предпринимателя, с выводами суда первой инстанции в оспариваемой ответчиком части согласен, просит мотивировочную часть решения оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.08.2018.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, и доводам отзыва на апелляционную жалобу ответчика, просила решение суда первой инстанции - отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу истца - удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.
Представитель ИП Безотечество Н.Л. в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции изменить в мотивировочной части, апелляционную жалобу ответчика удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
Представитель Прокуратуры Республики Бурятия в судебном заседании дала пояснения согласно доводам отзыва на апелляционные жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - РАЛХ, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю Безотечество Николаю Лукичу об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:42, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, целевое назначение: для базы отдыха, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, местность "Култушная".
Определениями от 27.11.2012, от 18.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Кабанский район" (далее - Администрация МО "Кабанский район", Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - ТУ Росимущества в РБ), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Государственное бюджетное учреждение "Хозяйственно - транспортный комплекс Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия" (далее - ГБУ "ХТК Администрации Главы и Правительства РБ").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05.09.2013 иск удовлетворен.
По результатам апелляционного обжалования постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 принятое арбитражным судом первой инстанции решение оставлено без изменения.
По результатам кассационного обжалования постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.2013 принятое арбитражным судом первой инстанции решение от 05.09.2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
В качестве основания для отмены Федеральный арбитражный суд Восточно- Сибирского округа указал следующее:
1. Истец должен доказать, что именно на момент предоставления спорного земельного участка он относился к участку лесного фонда, подтверждая, что этот земельный участок либо покрыт лесом, либо уполномоченным органом он был предоставлен для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
2. В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что спорный земельный участок относится к лесному фонду. Заявленные истцом требования противоречат основанию иска. Фактически истец истребует из чужого незаконного владения земельный участок, по целевому назначению отнесенный к категории земли особо охраняемых территорий и объектов.
3. Судом первой и апелляционной инстанции не исследованы вопросы, на каком основании спорный земельный участок отнесен к категории земли - земли особо охраняемых территорий и объектов, а также установленным целевым назначением земельного участка - для базы отдыха, исходя из категории земельного участка и заявленных требований.
4. Вывод судов первой инстанции и апелляционной инстанции о необходимости отклонить довод ответчика относительно пропуска срока исковой давности сделаны без учета фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств.
При новом рассмотрении дела определением от 13.10.2014 судом принято уточнение исковых требований, а именно: об истребовании у ИП Безотечество Н.Л. из чужого незаконного владения земельного участка, имеющего местоположение: Республика Бурятия, МО "Кабанский район", Бабушкинское лесничество, Чеховское участковое лесничество, квартал 2, часть выдела б, площадью 3233 кв.м, в границах поворотных точек:
Номе р точки |
Координаты |
Особые отметки (точность определения) |
|
|
X |
Y |
|
1. |
541995,17 |
3256658,15 |
- |
2. |
541977,11 |
3256683,66 |
- |
3. |
| 541976,70 |
3256685,79 |
- |
4. |
541955,07 |
3256694,73 |
- |
5. |
541937,01 |
3256699,61 |
- |
6. |
541913,54 |
3256710,06 |
- |
7. |
541933,50 |
3256728,14 |
0,20 |
8. |
541955,32 |
3256735,67 |
0,20 |
9. |
541978,95 |
3256736,35 |
0,20 |
10. |
541986,44 |
3256734,73 |
0,20 |
П. |
541990,78 |
3256742,42 |
0,20 |
12. |
542012,35 |
3256729,77 |
0.20 |
13. |
542011,47 |
3256726,59 |
- |
14. |
542000,19 |
3256710,48 |
- |
15. |
541985,67 |
3256697,69 |
- |
16. |
541979,63 |
3256691,06 |
- |
17. |
541978,95 |
3256689,71 |
- |
18. |
541999,20 |
3256661,10 |
- |
19. |
541953,35 |
3256699,02 |
0,20 |
20, |
541943,47 |
3256703,87 |
0,20 |
21. |
541953,49 |
3256723,68 |
0,20 |
22. |
541963,63 |
3256718,92 |
0,20 |
23. |
541996,95 |
3256724,82 |
0,20 |
24. |
541988,17 |
3256716,69 |
0,20 |
25. |
541981,81 |
3256723,64 |
0,20 |
26. |
541990,72 |
3256731,53 |
0,20 |
Определением от 29.10.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное образование городское поселение "Бабушкинское", Федеральное агентство лесного хозяйства.
28.03.2016 истцом направлено в Арбитражный суд Республики Бурятия исковое заявление к ИП Безотечество Н.Л., Администрации МО "Кабанский район" с требованиями:
1. Признать недействительным постановление Администрации МО "Кабанский район" от 22.04.1997 N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда", в части предоставления в постоянное бессрочное пользование земельного участка расположенного в местности Култушная, общей площадью 0,30 га.
2. Прекратить право постоянного бессрочного пользования ИП Безотечество Н.Л. на земельный участок, расположенный в местности Култушная, общей площадью 0,30 га.
Определением от 22.04.2016 суд объединил в одно производство дела N А10- 4984/2012 и N А10-1595/2016 для совместного рассмотрения с присвоением единого номера N А10-4984/2012.
Определением от 01.06.2016 в порядке статьи 52 АПК РФ к участию в деле привлечен Прокурор Республики Бурятия.
Определением от 21.04.2017 суд привлек по делу N А10-4984/2012 в качестве соистца - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае.
Истцом 07.11.2017 в Арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление об уточнении исковых требований:
1. Истребовать у ИП Безотечество Н.Л. из чужого незаконного владения земельный участок, имеющий местоположение: Республика Бурятия, МО "Кабанский район", Бабушкинское лесничество, Чеховское участковое лесничество, квартал 2, часть выдела 6, площадью 2874 кв. м, в границах поворотных точек:
Номе р точки |
Координаты |
Особые отметки (точность определения) |
|
|
X |
Y |
|
1. |
541995,17 |
3256658,15 |
- |
2. |
541977,11 |
3256683,66 |
- |
3. |
| 541976,70 |
3256685,79 |
- |
4. |
541955,07 |
3256694,73 |
- |
5. |
541937,01 |
3256699,61 |
- |
6. |
541913,54 |
3256710,06 |
- |
7. |
541933,50 |
3256728,14 |
0,20 |
8. |
541955,32 |
3256735,67 |
0,20 |
9. |
541978,95 |
3256736,35 |
0,20 |
10. |
541986,44 |
3256734,73 |
0,20 |
П. |
541990,78 |
3256742,42 |
0,20 |
12. |
542012,35 |
3256729,77 |
0.20 |
13. |
542011,47 |
3256726,59 |
- |
14. |
542000,19 |
3256710,48 |
- |
15. |
541985,67 |
3256697,69 |
- |
16. |
541979,63 |
3256691,06 |
- |
17. |
541978,95 |
3256689,71 |
- |
18. |
541999,20 |
3256661,10 |
- |
19. |
541953,35 |
3256699,02 |
0,20 |
20, |
541943,47 |
3256703,87 |
0,20 |
21. |
541953,49 |
3256723,68 |
0,20 |
22. |
541963,63 |
3256718,92 |
0,20 |
23. |
541996,95 |
3256724,82 |
0,20 |
24. |
541988,17 |
3256716,69 |
0,20 |
25. |
541981,81 |
3256723,64 |
0,20 |
26. |
541990,72 |
3256731,53 |
0,20 |
2. Прекратить право постоянного бессрочного пользования ИП Безотечество Н.Л. на земельный участок, расположенный в местности Култушная, общей площадью 3233 кв. м.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с постановлением Администрации МО "Кабанский район" от 22.04.1997 N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п. Селенгинск" (далее - Постановление) Администрация МО "Кабанский район" предоставила в постоянное (бессрочное) пользование ИП Безотечество Н.Л. земельные участки общей площадью 2,90 га, в том числе: контора в п. Селенгинск -0,25 га, автогараж в п. Селенгинск, торговые павильоны в п. Селенгинск - 0,07 га, база снабжения в п. Селенгинск - 1,82 га, база отдыха в местности Култушная - 0,30 га. На основании указанного Постановления ИП Безотечество Н.Л. было выдано Свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей от 20.07.1999 N 236 (далее - свидетельство).
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Бабушкинского лесничества и свидетельством о государственной регистрации права серии 03-АА N 417950 от 06.02.2008, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации. Из материалов лесоустройства 1982, 1997 гг. Бабушкинского лесхоза видно, что истребуемый участок расположен в Бабушкинском лесхозе, Чеховском участковом лесничестве, квартал 2, выдел 6, входит в границы лесничества и по целевому назначению относится к защитным лесам. В период с 1982 по 1997 гг. Бабушкинский лесхоз указанный земельный участок в пользование юридическим или физическим лицам не предоставлял и из земель лесного фонда не изымал. В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является РАЛХ. Таким образом, у Администрации МО "Кабанский район" отсутствовали основания для распоряжения лесным участком, относящимся к федеральной собственности. Для предоставления в пользование земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, необходимо перевести их либо в категорию земель сельскохозяйственного назначения, либо в категорию земель населенных пунктов в порядке, установленном законодательством. ИП Безотечество Н.Л. и Администрация с заявлением о предоставлении лесного участка в пользование или переводе лесного участка из одной категории в другую в Агентство или лесничество не обращались.
Постановление от 22.04.1997 N 200 предусматривает вид разрешенного использования спорного земельного участка - для размещения базы отдыха, что не соответствует разрешенному виду использования лесов, предусмотренному Лесным кодексом РФ. В качестве правового обоснования истцом сделаны ссылки на статьи 12, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26.06.2018 в удовлетворении заявленных требований РАЛХ отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы РАЛХ, возражения на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции спорный земельный участок был предоставлен муниципальному торгово-коммерческому предприятию "Надежда" для целей строительства базы отдыха.
Муниципальное торгово-коммерческое предприятие "Надежда" было учреждено Комитетом по управлению имуществом Кабанского района Республики Бурятия, зарегистрировано постановлением Администрации Кабанского района Республики Бурятия от 10.11.1993 N 278 на основании ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Свидетельство N 53 от 25 января 1994 года удостоверяет передачу Комитетом по управлению имуществом Кабанского района Республике Бурятия Муниципальному торгово-коммерческому предприятию "Надежда" пос. Селенгинск прав собственности на имущество стоимостью 10480,6 тыс. руб. Имущество передано по акту приемки-передачи N 52 от 25 января 1994 г., к которому приложены: план приватизации, акты оценки имущества предприятия (9 актов, приложения N 1-9), распоряжение, баланс.
Согласно приложению N 1 к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 октября 1993 года по МТКП "Надежда" в строке 6, инвентарный номер 129, указан объект недвижимости "Здание турбазы", год постройки 1972.
Вышеуказанные здания и сооружения ранее принадлежали торговому предприятию Брянский ОРС УРСа Минлеса, а затем Селенгинскому РТО Министерства торговли Бурятской АССР и во исполнение Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изменениями от 23 мая 1992 г., 27 января, 21 июля, 24 декабря 1993 г.) и во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", были переданы на праве собственности Комитету по управлению имуществом Кабанского района Республике Бурятия.
В связи с регистрацией Муниципального торгово-коммерческого предприятия "Надежда", решением Администрации Кабанского района Респулики Бурятия от 13 июля 1993 г. N 188 (том 17 дела, лист 21) за предприятием подтвердили и закрепили земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования на землю общей площадью 2,90 га, в том числе: контора в п. Селенгинск - 0,25 га, автогараж в п. Селенгинск - 0,46 га, торговые павильоны в п. Селенгинск - 0,07 га, база снабжения в п. Селенгинск - 1,82 га, и база отдыха в местности Култушная - 0,30 га - для целей строительства базы отдыха.
На основании указанного решения МТКП "Надежда" было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей N 95 от 13.07.1993. Согласно приложению к свидетельству N 95 - плану землепользования базы отдыха торгово-коммерческого предприятия "Надежда" в местности Култушная, площадь - 0,3 га - участок N 5, с описанием границ со смежными землепользователями: от А до Б земли базы отдыха СМУ-8, от Б до А земли базы отдыха Национального банка Бурятии (том 7 дела, листы 115- 133).
Ранее спорный земельный участок был образован в границах земельного участка Селенгинского СМУ-8, находящегося на землях рыболовецкого колхоза "Байкал" Кабанского района, что подтверждается выпиской из протокола N 4 от 22 мая 1966 года правления колхоза "Байкал" о согласии отвести 1,5 га земли и планом земель рыболовецкого колхоза "Байкал" на праве бессрочного (постоянного) пользования для строительства базы отдыха Брянского ОРСа УРСа Минлеса, а также Государственным актом на право пользования землей от 1978 года, отчётом "О распределении земель по угодьям и землепользователями и об использовании этих земель по состоянию на 1 ноября 1971 г., отчётом "О наличии и распределении земельного фонда по категориям земель, землепользователям и угодьям Кабанского района по состоянию на 1 ноября 1981 г.", отчётом "О наличии и распределении сельскохозяйственных угодий по видам и землепользователям на 1 ноября 1989 г.", планом земель мехлесхоза Кабанский мехлесхоза Бабушкинский 1990 г.
Впоследствии на основании договора купли-продажи муниципального предприятия на конкурсе для стороннего покупателя N 452 от 26 мая 1994 года Безотечество Н.Л. было приобретено муниципальное торгово-коммерческое предприятие МТКП "Надежда" Кабанского района Республика Бурятия.
Из земель муниципального торгово-коммерческого предприятия "Надежда" были изъяты земельные участки общей площадью 2,90 га, в том числе и земельный участок, на котором расположена база отдыха в местности Култушная размером 0,30 га.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением N 200 от 22.04.1997 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п. Селенгинск" Администрация Кабанского района предоставила в постоянное (бессрочное) пользование индивидуальному предпринимателю Безотечество Н.Л. земельные участки общей площадью 2,90 га, в том числе: контора в п. Селенгинск - 0,25 га, автогараж в п. Селенгинск, торговые павильоны в п. Селенгинск - 0,07 га, база снабжения в п. Селенгинск - 1,82 га, база отдыха в местности Култушная - 0,30 га (том 1 дела, лист 69).
На основании указанного Постановления индивидуальному предпринимателю Безотечество Н.Л. было выдано свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей N 236 от 20.07.1999, при этом целевое назначение земельного участка (для размещения базы отдыха) до настоящего времени не изменилось (том 1 дела, листы 95-97).
Приобретенное недвижимое имущество фактически использовалось и используется ответчиком по целевому назначению в виде туристической базы.
На объекты недвижимости - здание столовой и здание спального корпуса, расположенные на спорном земельном участке, за Ответчиком зарегистрировано право собственности, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации 19.01.2009 N 03-03-09/022/2008-311 и 22.01.2009 N 03-03-09/022/2008-320 (том 3 дела, листы 30, 29).
На основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 03:09:760101 по состоянию 20 марта 2003 года, утвержденного руководителем Кабанского райкомзема 16 мая 2003 года, сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:09:760101:042, категория земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование - база отдыха, вид права - постоянное бессрочное пользование, землепользователь Безотечество Н.Л., были внесены в государственный кадастр, недвижимости 01Л2.2003, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.12.2012 N 03/201/12-162492, выданным в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:042.
Согласно кадастровому паспорту от 14.12.2012 N 03/201/12-162492, земельный участок с кадастровым номером 03:09:760101:042 по целевому назначению отнесён к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с ч. 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Как указано в постановлении суда кассационной инстанции от 06.03.2013, отнесение земельного участка к определенной категории по целевому назначению непосредственно зависит от того, для каких целей первоначально соответствующий земельный участок предоставлялся уполномоченным органом субъекту гражданского оборота, а последующее сохранение установленной категории такого земельного участка зависит от характера фактического его использования и того вида деятельности, который осуществляется субъектом в результате эксплуатации ранее выделенного земельного участка. При этом, для правильного разрешения вопроса, к какой категории относится спорный земельный участок, необходимо применять отраслевые нормы материального права, как действующие в момент предоставления земельного участка, так и в период его эксплуатации, в случае изменения фактического пользования земельного участка с его целевым назначением, для которого он изначально предоставлялся.
Суд кассационной инстанции указал, что согласно положениям статьи 4 Земельного Кодекса РСФСР, все земли РСФСР в соответствии с основным целевым назначением подразделялись на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Статьей 92 Земельного Кодекса РСФСР предусмотрено, что землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения.
В соответствии со статьей 94 Земельного Кодекса РСФСР землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Исходя из указаний кассационной инстанции, изложенных в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.2014 по настоящему делу, учитывая, что истец заявил виндикационные требования в отношении земельного участка, который, по его мнению, относится к землям лесного фонда, следовательно, он должен доказать, что именно на момент предоставления спорного земельного участка, он относился к участку лесного фонда, подтверждая, что этот земельный участок либо покрыт лесом, либо уполномоченным органом он был предоставлен для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом первой инстанции при новом рассмотрении исследован вопрос о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда. Апелляционный суд полагает, что при установленных по делу обстоятельствах судом первой инстанции правомерно применены нормы права и сделаны следующие выводы.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибпше древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусмотрено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.
Согласно статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная, в том числе на: землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов Российской Федерации (статьи 46, 47 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в статье 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года).
Согласно статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные лица правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно материалам дела решением от 05.12.2011 N 03/11-14846 Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Республике Бурятия" по причине отсутствия кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка на основании п.1 ч. 12 ст. 45 федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было отказано в выдаче кадастрового паспорта о земельном участке, выдана кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 03:09:760101:42. Данный земельный участок на основании постановления Администрации Кабанского района от 22.04.1997 N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п.Селенгинск", был предоставлен ИП Безотечество Н.Л. в постоянное бессрочное пользование, площадью 2,90 га, в том числе: контора в п.Селенгинск, 0,25 га, автогараж в п.Селенгинск, торговые павильоны в п. Селенгинск-0,07 га, база снабжения в п. Селенгинск -1,82 га, база отдыха в местности Култушная -0,30 га. Имеются свидетельства о праве собственности серии 03-АА N 482710, серии 03-АА N 482685 от 19.01.2009 на здание спального корпуса и столовой ( т.3, л.д. 29, 30).
На основании постановления Администрацией МО "Кабанский район" было выдано Свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей от 20.07.1999 N 236.
Вместе с тем, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственностью Российской Федерации являются лесные участки площадью 2481350000 кв.м., по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, Бабушкинское лесничество, площадью 3100 кв.м., по адресу Республика Бурятия, Кабанский район, Байкальский Прибой, местность примерно в 4970 м от д.1 по ул. Трактовая по направлению юго-запад, площадью 7000 кв.м., по адресу Республика Бурятия, Кабанский район, Байкальский Прибой, местоположение, наименование ориентира, расположенного за пределами участка (т.1, л.д. 105, 106,107). Также право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда подтверждаются материалами лесоустройства Бабушкинского лесничества, в состав которого входят участковые лесничества: Бабушкинское, Чеховское, Клюевское, Танхойское, Выдринское, Лесохозяйственным регламентом Бабушкинского лесничества, утвержденным приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 11.12.2015 N 1142, Выпиской из государственного лесного реестра от 15.01.2016 г. N исх.-16-72.
По материалам лесоустройства лесной участок в квартале 2 выделе 6 Бабушкинского лесничества Чеховского участкового лесничества описан и включен в границы Бабушкинского лесничества.
Сведений о том, что спорный земельный участок переведен или изъят из земель лесного фонда за период с 1993 по 1999 годы в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы предпринимателя о неотносимости и недопустимости материалов лесоустройства 1997 года Бабушкинского лесничества, поскольку постановление Администрации Кабанского района N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п. Селенгинск" было принято 22.04.1997, а Свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей N 236 было выдано 20.07.1999 г. Следовательно, нет оснований утверждать, что материалы лесоустройства Бабушкинского лесничества 1997 года не относятся к спорному периоду. Материалы лесоустройства 1997 года Бабушкинского лесничества являются действующими и в установленном порядке ответчиком не оспорены. Сведения материалов лесоустройства Бабушкинского лесничества 1997 год включены в Государственной лесной реестр.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что спорный земельный участок изначально относился и относится к землям лесного фонда в силу прямого указания закона, может находиться исключительно в собственности Российской Федерации и может использоваться только в соответствии с лесным законодательством.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе -лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 3.1 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации (федеральный закон от 29.01.1997 N 22-ФЗ) (далее - Лесной кодекс 1997 года), действовавших в момент издания Администрацией Кабанского района постановления от 22.04.1997 N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п.Селенгинск", федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (статья 3) и Лесного кодекса Российской Федерации (федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ) (далее - Лесной кодекс 2006 года) земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Согласно статье 19 Лесного кодекса 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с постановлением Администрации Кабанского района от 22.04.1997 N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п. Селенгинск" был предоставлен ИП Безотечество Н.Л. в постоянное бессрочное пользование в местности Култушная - 0,30 га. На основании Постановления Администрацией было выдано Свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей N 236 от 20.07.1999 г.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия по предоставлению в постоянное бессрочное пользование земельного участка Администрацией МО "Кабанский район" являются незаконными, поскольку нарушают действующий в 1997 - 1999 годах порядок предоставления земельных (лесных) участков. В указанный период правовое регулирование предоставления в пользование лесных участков осуществлялось:
- Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-20 (период действия с 06.03.1993 по 29.01.1997),
- Лесным кодексом Российской Федерации (федеральный закон от 29.01.1997 N 22- ФЗ (период действия с 29.01.1997 по 01.01.2007).
В разделе 3 "Общие положения" Основ лесного законодательства РФ определены компетенция Российской Федерации, субъектов РФ, районных (городских) Советов народных депутатов, районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений.
Так в соответствии со ст. 6. Основ лесного законодательства РФ ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства;
2) согласование с соответствующими органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга принципов определения ставок и размеров лесных податей и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;
3) установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы;
4) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
5) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
6) определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы);
7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
Статьей 7 Основ лесного кодекса РФ, предусмотрено, что к ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) учет лесного фонда;
2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;
3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
4) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
6) организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;
7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
Анализ указанных статей 6, 7 Основ лесного законодательства РФ показывает, что на районном уровне Советы народных депутатов и администрации районов не обладали полномочиями по распоряжению лесными участками.
Аналогичные правовые нормы содержаться в Лесном кодексе РФ 1997 года. В статье 15 Лесного кодекса РФ 1997 года, определено, что "От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов".
В соответствии со ст. 49 Лесного кодекса РФ "Органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Использование, охрана и воспроизводство лесов, расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются с учетом особенностей организации местного самоуправления, установленных федеральным законом.".
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Судом первой инстанции обоснованно указано, что нормативно - правовых актов Правительства Российской Федерации или Республики Бурятия, наделяющих органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению землями лесного фонда, нет.
Положения Лесного кодекса РФ 1997 года также не содержат правовых норм наделяющих органы местного самоуправления распорядительными полномочиями по лесным участкам.
Основы лесного законодательства РФ и Лесной кодекс РФ 1997 года предусматривали право предоставления в пользование лесных участков за органами государственной власти в области лесных отношений.
Судом первой инстанции установлено, что в Республике Бурятия с 1990 по 2000 годы действовали следующие органы государственной власти в области лесных отношений:
- 29.12.1990 - 15.10.1992 - Министерство лесного хозяйства Бурятской ССР (создано 27.03.1992 Верховным Советом Бурятской ССР).
- 15.10.1992 - 27.01.2000 - Министерство лесного хозяйства Республики Бурятия (создано Приказом Рослесхоза от 27.01.2000 N 20 Министерство лесного хозяйства Республики Бурятия переименовано в Территориальное управление лесного хозяйства в Республике Бурятия.).
Указанные органы обладали распорядительными полномочиями по предоставлению лесных участков в пользование.
В соответствии со ст. 47 Лесного кодекса РФ 1997 года, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся, в том числе: - осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;
Таким образом, единственным уполномоченным органом по распоряжению лесными участками на территории Республики Бурятия являлся орган государственной власти в области лесных отношений.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что для регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, находящийся в границах земель лесного фонда, необходимо осуществить процедуру перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно материалам дела, Администрация МО Кабанский район, ИП Безотечество Н.Л. с заявлением о предоставлении лесного участка в пользование или переводе лесного участка из одной категории в другую в Республиканское агентство лесного хозяйства не обращались.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что при установленных по делу обстоятельствах судом первой инстанции правомерно применены нормы права и сделаны следующие выводы.
Указание в Кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:42 на отнесение его к "категории земель - Земли особо охраняемых территорий и объектов" не соответствует фактической принадлежности спорного земельного участка на праве собственности Российской Федерации.
Утверждение распоряжением Правительства Республики Бурятия от 05.06.2001 г. N 571-р Положения о рекреационной местности местного значения "Байкальский прибой - Култушная" Кабанского района (приложение N 2) не свидетельствует о состоявшемся переводе земельных участков из категории земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Документов, свидетельствующих о переводе спорного земельного участка в земли особо охраняемых территорий и объектов в материалах дела нет (статья 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ устанавливает, что перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы является полномочием Российской Федерации).
Право государственной собственности на землю было законодательно закреплено положениями ст. 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, ст. 3, 4 Лесного кодекса РСФСР, в связи с этим, органы местного самоуправления такими земельными участками распоряжаться не могли, Администрация Кабанского района полномочиями на передачу участка в муниципальную собственность наделена не была, правом на принятие постановления о передаче земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование не обладала.
Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", а также положения Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", не предоставляли органам местного самоуправления право на распоряжение земельными участками лесного фонда.
В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" (в ред. Закона РСФСР от 27.12.1990 N 460-1) земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Проведение земельной реформы возлагалось на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусматривалось, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Таким образом, положениями Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" и Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" на органы местной администрации возлагались полномочия по проведению мероприятий по перераспределению земель в ходе проведения земельной реформы. При этом, указанными нормативными документами органы местного самоуправления, с учетом законодательно установленной государственной собственности на земли лесного фонда, полномочиями и правами на распоряжение такими земельными участками, в том числе, перевод участка в муниципальную собственность, не наделялись.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о том, что спорный земельный участок полностью, с начала его использования и до его постановки на кадастровый учет с присвоением категории земель особо охраняемых территорий и объектов, фактически предназначался для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, по своему целевому назначению участок относится к землям лесного фонда, оборот такого земельного участка законом ограничен.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм следует, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не может быть признано за предпринимателем, поскольку он не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в их постоянное (бессрочное) пользование.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что факт нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером 03:09:760101:42. в пределах лесного участка подтверждается выводами экспертов Лемак В.И., Бурдуковского А.А., Федорова B.C. (ФГБУ "Рослесинфорг").
Как следует из материалов дела, экспертами было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:09:760101:42 располагается в границах части выдела 6 квартала 2 Чеховского участкового лесничества Бабушкинского лесничества. Взаимное расположение указанных участков представлено в Приложении 3 к экспертному заключению.
Независимым экспертом Кондратюковым И.А. в экспертном заключении от 25.12.2017 г. также подтверждено нахождение спорного земельного участка к землям лесного фонда (ответ на вопрос N 2).
Перед независимым экспертом Кондратюковым И.А ООО "Гео-Стандарт"в рамках проведения экспертиз по настоящему делу также был поставлен вопрос: "2. Указать, к какой категории земель относится земельный участок, предоставленный ИП Безотечество Н.Л. на момент предоставления з/у МНТК "Надежда" по состоянию на 14.07.1993 г., исходя из обозначенных координатных точек?".
Экспертом Кондратюковым И.А. в Экспертных заключениях от 12.02.2017 г., 25.12.2017 г. сделан вывод: "Установить к какой категории земель относился земельный участок, предоставленный ИП Безотечество Н.Л. на момент предоставления земельного участка МНТК "Надежда" по состоянию на 14.07.1993 г., расположенный в обозначенных координатных точках, не представляется возможным.".
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. Республиканским агентством лесного хозяйства.
Статьей 7 Лесного кодекса 2006 года, предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 70.1 Лесного кодекса 2006 года "3. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.".
В силу статьи 68 Лесного кодекса 2006 года лесоустройство в том числе включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, особо защищенных участков лесов и лесных участков.
Материалы лесоустройства включают в себя таксационные описания, планшеты о границах лесничества, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий.
Указанные материалы явились основой для разработки Лесохозяйственного регламента Бабушкинского лесничества.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Бабушкинского лесничества, утвержденным приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 1142 от 11.12.2015 г. (зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия от 23.12.2015 г. N 032015662), спорный земельный участок находится в границах Бабушкинского лесничества, Чеховского участкового лесничества, квартал 2, выдел 6.
Данная позиция подтверждается положениями Апелляционного определения Верховного Суда РФ по делу N 73-АПГ16-2: Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Все леса Бабушкинского лесхоза отнесены к первой группе лесов, входят в прибрежную защитную полосу вокруг озера Байкал (т. 1.л.д.84).
Согласно материалам дела, на день подачи иска Агентством и Бабушкинским лесничеством вышеуказанный лесной участок в пользование юридическим или физическим лицам не предоставлялся и не изымался из земель лесного фонда.
Судом первой инстанции исследовался вопрос об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий и объектов. Апелляционный суд полагает, что при установленных по делу обстоятельствах судом первой инстанции правомерно применены нормы права и сделаны следующие выводы.
Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли лесного фонда и земли особо охраняемых территорий и объектов.
Статьей 95 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса 2006 года (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно пункту 1 статьи 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Пунктом 1.1 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий, в том числе рекреационные местности местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
Рекреационные местность местного значения "Байкальский прибой - Култушная" Кабанского района создана распоряжением Правительства Республики Бурятия от 05.06.2001 N 571-р. Местность создана без изъятия земельных участков из земель лесного фонда и без перевода земель лесного фонда в иную категорию.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, установлена статьей 42 Земельного кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 8, пункта 2 части 2 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" образование особо охраняемой природной территории не влечет автоматического перевода земель из одной категории в другую, в настоящем случае - земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых природных территорий.
С учетом изложенного, отклонение судом первой инстанции довода ответчика о том, что спорный земельный участок отнесен к землям иных категорий, кроме как лесного фонда, является обоснованным. Поскольку ответчиком не представлены соответствующие доказательства перевода или изъятия спорного земельного участка из земель лесного фонда.
Согласно приложению N 14 Проекта организации и развития лесного хозяйства Бабушкинского лесхоза Министерства лесного хозяйства Бур АССР на 1983-1992 гг. на основании Государственного акта на право пользования землей от 30.06.1978 площадью 1,5 га отсутствуют, с 1978 по 19992 и в последующие годы изъятие или предоставление земельного участка площадью 1,5 га в местности Култушная также отсутствует.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка материалам лесоустройства Бабушкинского лесничества. Суд признал материалы лесоустройства надлежащим доказательством по делу, обоснованно отклонив доводы ответчика, указав следующее.
В соответствии с Проектом организации и развития лесного хозяйства Бабушкинского лесхоза Министерства лесного хозяйства Бурятской АССР на 1983-1992 г.г. Том 1 Объяснительная записка: стр. 5 "Геодезической основой при составлении планшетов были данные землеустройства 1958 года";
- стр. 5 "Таксация лесов проводилась с использованием цветных и черно-белых аэрофотоснимков залета 1979-1981 годов";
- стр.6 Таблица 4 Сведения об использованных аэрофотоснимках "удовлетворительное" и "хорошее";
- стр. 413 Протокол первого лесоустроительного совещания по устройству части Бабушкинского лесхоза Министерства лесного хозяйства Бурятской АССР: "7. В качестве геодезической основы при составлении лесоустроительных планшетов принять геоданные землеустройства, материалы аэрофотосъемки 1979-1981 гг., топокарты масштаба 1:25000, данные полевых измерений 1982 года и уточненные планшеты прежнего лесоустройства";
- стр. 6 "Километраж таксационных ходов на 1000 га по I разряду составил 66 км, в том числе по промеренным линиям 14,7 км, по II разряду 37 км, в том числе по промеренным линиям 11,6 км. В качестве ходовых линий использовались просеки, дороги, электротрассы, противопожарные разрывы и прочие линии. Таксационные визиры не прорубались";
- стр. 374 Протокол второго технического совещания "4. Пункт "10" "Протоколы 1-ого лесоустроительного совещания" конкретизировать: учитывая то обстоятельство, что не все леса мехлесхоза освоены одинаково, лесоустройство предлагает и лесхоз считает целесообразным для удобства пользования материалами лесоустройства каждое лесничество условно разделить на две части:
1-ая часть - наиболее доступные и освоенные леса с интенсивным уровнем ведения хозяйства в них.
2-ая часть - леса труднодоступные и малоосвоенные с крутыми горными склонами, освоение которых в ближайшее 10 лет не планируется.
Для 1-й части планшеты изготовить в М 1:10000, а планы лесонасаждений в М1:25000, для второй части - планшеты в Ml :25000, а планы в Ml :50000.".
В соответствии с Планом лесонасаждений Чеховского лесничества Бабушкинского лесхоза Бурятской АССР Устройство 1981 г. (Северная часть) в квартале 2 выделе 5 расположены земли лесного фонда породы береза, почвы болото и пески. Земельных участков исключенных из земель лесного фонда нет. Прилагается копия Экз. N 7, Инв. N 95, изготовленный 2-й Минской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия В/О "Леспроект".
- стр. 397 Изменения в лесном фонде лесхоза за прошедший ревизионный период (Приложение N 14). На стр. 4 указано, что предыдущее лесоустройство было проведено в 1970 году Тамбовской экспедицией Юго-Восточного лесоустроительного предприятия В/О "Леспроект". В Приложении 14 указаны все произошедшие с 1971 года исключения из состава ГЛФ. СМУ-8 земли из состава ГЛФ не передавались.
В соответствии с Проектом организации и развития лесного хозяйства Бабушкинского лесхоза Министерства лесного хозяйства Республики Бурятия на 1998-2007 г.г. Том 1 Объяснительная записка:
- стр. 23 " Настоящее лесоустройство проведено Витебской лесоустроительной экспедицией ГЛПО "Белгослес" в 1997 году по 1, II разрядам лесоустройства согласно требований лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза 15 декабря 1994 года N 265, а также протокола 1-го лесоустроительного совещания, других действующих нормативных актов Государственных органов лесного хозяйства.". "При накладке планшетов использовались геоданные землеустройства, планшеты прошлого лесоустройства, топокарты масштаба 1:25000.".
- стр. 25 в Таблице 1.2.2 приведены Изменения земель лесного фонда за ревизионный период и они совпадают с данными земельного баланса на 1.01.98 г. "Уменьшение площади лесхоза на 70 га произошло за счет передачи земель лесного фонда другим землепользователям (земли железной дороги).
Площадь земель лесного фонда согласована Справками Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района от 21.10.1997 г. N 133-П и Приложением N 4 к Проекту.
В соответствии с Планом лесонасаждений Чеховского лесничества Бабушкинского лесхоза Лесоустройство 1997 г. в квартале 2 выделе 6 расположены земли лесного фонда породы береза, почвы болото и пески. Земельным участком исключенным из земель лесного фонда является участок, занимаемый. Прилагается копия Экз. N 5, Инв. N 77, изготовленный 2-й Белорусским государственным лесоустроительным производственным объединением "Белгослес".
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалы лесоустройства являются надлежащим доказательством отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда. При этом согласно выписке из Государственного лесного реестра, квартал 2 выдел 6 Чеховского участкового лесничества Бабушкинского лесничества относится к землям лесного фонда с категорией защитности - защитные леса.
С учетом изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы ИП Безотечество Н.Л. относительно необоснованности выводов суда первой инстанции о статусе спорного земельного участка, поскольку выводов суда они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что довод апелляционной жалобы предпринимателя об уклонении судом первой инстанции от рассмотрения вопроса о пропуске срока исковой давности является обоснованным. В связи с чем, подлежащим рассмотрению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела, у ответчика право постоянного (бессрочного) пользования спорным участком возникло на основании постановления Администрации Кабанского района от 22.04.1997 N 200 "О закреплении земельных участков гр. Безотечество Н.Л. под приватизированным предприятием "Надежда" в п.Селенгинск". На основании постановления Администрацией МО "Кабанский район" было выдано Свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей от 20.07.1999 N 236.
В соответствии о статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно материалам дела, истец обратился в суд с настоящим иском 26 ноября 2012 года, то есть по истечению более 15 лет со дня принятия постановления от 22.04.1997 N 200. В связи с чем, довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, апелляционный суд признает обоснованным.
Однако, с учетом того, что отсутствие в решении суда первой инстанции оценки заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, не повлияло на правильные выводы суда, апелляционный суд полагает, что апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Относительно довода апелляционной жалобы истца о не применении к рассматриваемой в настоящем деле ситуации положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, апелляционный суд приходит к следующему.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в Государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-0 указано, что для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Как следует из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 03:09:760101:42 возникло у ответчика в 1999 году согласно Свидетельству о праве на землю от 20.07.1999 N 236, а также в связи с тем, что по сведениям ЕГРН участок относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что спорный земельный участок подпадает под действие Закона N280-ФЗ, известного как "лесная амнистия".
Довод истца апелляционным судом отклоняется как основанный на ошибочном толковании нормы права.
Вывод суда первой инстанции о невозможности удовлетворения требования об истребовании спорного участка из чужого незаконного владения, в связи с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, истцом в апелляционной жалобе не оспорен.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2018 года по делу N А10-4984/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.