Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2018 г. N Ф05-20265/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А41-25377/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей: Юдиной Н.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Шабановым Ф.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Аэропорт Емельяново" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГКУ "Объединенный авиационный отряд специального назначения" - представитель Красавин М.Н. по доверенности от 15.02.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Аэропорт Емельяново" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2018 года по делу N А41-25377/18, принятое судьей Плотниковой Н.В.,
по иску ООО "Аэропорт Емельяново" к ФГКУ "Объединенный авиационный отряд специального назначения" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее ООО "Аэропорт Емельяново", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Объединенный авиационный отряд специального назначения" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 613 041 руб. 70 коп. задолженности по оплате фактически оказанных услуг по наземному обслуживанию воздушных судов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 по делу N А41-25377/18 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 251).
Не согласившись с принятым решением ООО "Аэропорт Емельяново" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, надлежащим образом извещенных о дате, времени, и месте судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого акта.
Как следует из материалов дела, в период с 01.02.2014 по 09.10.2016
ООО "Аэропорт Емельяново" оказывались услуги по обслуживанию воздушных судов учреждения на общую сумму 613 041 руб. 70 коп.
В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены подписанные акты за выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию.
Поскольку претензия от 19.12.2017 N АЕ-17-2692 (л.д.10-11) с требованием погасить задолженность за оказанные услуги оставлена войсковой частью без удовлетворения, ООО "Аэропорт Емельяново" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных требований.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 10.2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов внутренних войск (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" организациям возмещается недополученный ими доход от предоставления услуг.
В Правилах под услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства понимаются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.
Факт оказания истцом услуг в период с февраля 2014 по 09.10.2016, по обслуживанию воздушных судов учреждения на общую сумму 613 041 руб. 70 коп. подтвержден документально и ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", действовавшего до 03.07.2016 аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов внутренних войск (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что учреждение является авиационным подразделением ФСБ России.
Пунктом "ж.1" статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" установлено, что органы федеральной службы безопасности Российской Федерации имеют право использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач воздушное пространство Российской Федерации, территории аэропортов и аэродромов (посадочных площадок), а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов.
Услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) авиационным подразделениям органов федеральной службы безопасности при выполнении ими служебных задач согласно письму Минтранса России от 26.12.2013 N 01-01-02/5425 предоставляются на безвозмездной основе.
ФСБ России использует государственные воздушные суда исключительно для выполнения служебных задач.
Таким образом, оказанные истцом услуги по обеспечению полетов воздушных судов ФСБ России в силу законодательства Российской Федерации должны были быть оказаны на безвозмездной основе.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что организации гражданской авиации, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, имеют право на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги".
Под субсидируемыми услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов в соответствии с пунктом 2 названный Правил понимаются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" действовавшее до 01 января 2018 года организациям возмещается недополученный ими доход от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов от пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.
При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Апелляционный суд считает решение законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2018 года по делу N А41-25377/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.