г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А41-26380/18 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
без вызова сторон
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Маунт Трейд" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2018 по делу N А41-26380/18, принятое судьей Криворучко Е.С. в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "Маунт Трейд" к Домодедовской таможне, Федеральной таможенной службе об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Маунт Трейд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне Федеральной таможенной службы (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган), к Федеральной таможенной службе о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2017 г. N 10002000-2855/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением от 26.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
27.03.2017 на таможенном посту Аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни была подана декларация на товары N 10002010/270317/0018604.
В графе N 44 ("Дополнительная информация/Представленные документы") указанной декларации для подтверждения соответствия вышеуказанных товаров требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 02.12.2011 N 877, указан сертификат соответствия от 13.10.2016 г. N ТС RU С-АЕ.ОС13.В.02800, заявителем которого выступает "ЕМЕХ DWS-LLC".
При проведении таможенного контроля установлено, что представленный сертификат соответствия не распространяется на часть задекларированных товаров, в частности: товар N 46 (компоненты транспортных средств: фары автомобильные, фонари противотуманные, задние и стоп сигнала, подсветки номерного знака, указатели поворота, плафон салона), классификационный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 8512 20 000 9.
Указанные выше обстоятельства явились поводом для составления 18.10.2017 г. таможенным органом в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 10002000-2855/2017 на основании ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
07.11.2017 г. по данному административному делу было вынесено постановление N 10002000-2855/2017 о привлечении ООО "Маунт Трейд" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением ФТС России от 22.03.2018 г. N 10000000/46ю/254А по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Также из материалов дела следует, что Домодедовская таможня обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным сертификата соответствия от 13.10.2016 г. N ТС RU С-АЕ.ОС13.В.02800 сроком действия с 13.10.2016 г. по 12.10.2020 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2014 г. по делу N А40-189965/2017 сертификат соответствия от 13.10.2016 г. N ТС RU С-АЕ.ОС13.В.02800 признан недействительным в силу его несоответствия Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нарушения порядка его выдачи.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Суд апелляционной инстанции признает верными выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено и на наличие таковых обществом не указывалось.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется представление при декларировании товаров Сертификата соответствия от 13.10.2016 N C-АЕ.ОС13.B.02800, не имеющего отношения к товару N 46, т.е. документа не распространяющего своего действия на спорную товарную позицию.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно требованиям статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение о порядке ввоза) к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:
а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;
б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 N 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319" (далее - Единый перечень);
в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), согласно которого подтверждение соответствия осуществляется путем представления сертификата соответствия.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 N 77 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), в который спорные товары были включены.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обществом при подаче ДТ N 10002010/270317/0018604 осуществлено таможенное оформление запасных частей для автомобилей, производитель "EMEX", товарный знак "EMEX", а именно: компоненты транспортных средств: фары автомобильные, фонари противотуманные, задние и стоп сигнала, подсветки номерного знака, указатели поворота, плафон салона.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, таможенным представителем приложен Сертификат соответствия N C-АЕ.ОС13.B.02800.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
На основании содержания граф 31,33,46, ДТ N 10002010/270317/0018604 и Сертификата соответствия N C-АЕ.ОС13.B.02800 таможенным органом установлено, что сертификат соответствия выдан органом по сертификации в отношении иных товаров.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что представленный при декларировании сертификат соответствия не может распространять свое действие на все ввезенные товарные позиции лишь на том основании, что сотрудник таможни ранее допуск ввоз спорного товара по нему и (или) исходя из "презумпции добросовестности и профессионализма сотрудников Домодедовской таможни".
Для целей привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ фактическое предоставление при декларировании товара ненадлежащего сертификата соответствия является формой его использования.
Более того, правомерность такого использования уполномоченным лицом (ООО "Маунт Трейд") непосредственного вытекала из обстоятельств ввоза товара на территорию Российской Федерации и представленных декларантом документов (Контракта от 28.11.2016 N 2016-DWS и Разрешения на использование от 15.12.2016 г.).
Субъектом вменяемого правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее декларирование товаров, т.е. как декларант, так и его таможенный представитель, действующий от его имени и по его поручению.
С целью соблюдения установленных запретов и ограничений соответствующие документы должны быть представлены декларантом или его таможенным представителем, в настоящем случае такой документ представлен на таможенный пост обществом, в связи с чем, правомерно таможенным органом именно он привлечен к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что до предъявления к таможенному оформлению товара и приложения к сертификата соответствия общество имело возможность проверить информацию в нем о тех товарах, которые были сертифицированы, и сопоставить ее с товарами, ввозимыми по ДТ N 10002010/270317/0018604, чего заявителем сделано не было.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В рамках таможенного контроля был установлен факт представления со стороны Общества разрешения заявителя сертификата соответствия - компании "ЕМЕХ DWC-LLC" от 15.12.2016 на его использование заявителем, в связи с чем ООО "Маунт Трейд", вопреки доводам, изложенным в заявлении, является уполномоченным лицом на представление указанного разрешительного документа.
Довод общества о том, что сертификат соответствия принят Домодедовской таможней в нарушение требований статьей 29 Федерального закона "О техническом регулировании" на том основании, что письмом от 15.12.2017 компания "ЕМЕХ DWC-LLC" уполномочила ООО "Маунт Трейд" только на его использование, является не состоятельным, поскольку использование сертификата соответствия подразумевает, в том числе, предоставление его в таможенные органы в качестве подтверяедения права использования товара на территории Российской Федерации.
Учитывая, что представленный сертификат соответствия содержит информацию о сертифицируемых товарах, общество могло и должно было до подачи ДТ установить недействительность сертификата соответствия и предпринять своевременные меры по получению действительного разрешительного документа, тем самым предотвратить совершение административного правонарушения.
Таким образом, у общества имелась возможность соблюсти требования таможенного законодательства, порядка таможенного декларирования товаров, за нарушение которых действующим законодательством установлена административная ответственность, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению Обществом обязанностей, возложенных таможенным законодательством Таможенного союза, материалами дела об административном правонарушении не установлены. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются документы, относящиеся к другим товарам.
Как следует из материалов дела, задекларированные обществом товары: фары автомобильные, фонари противотуманные, задние и стоп сигнала, указатели поворота) не входят в список сертифицированной продукции, указанной в представленном сертификате соответствия от 13.10.2016 N ТС RU С-АЕ.ОС13.В.02800, соответственно, он на них не распространяется, в связи с чем в отношении указанных товаров сертификат соответствия является недействительным.
Также, необходимо отметить, что обществом не опровергается факт представления им в таможенный орган недействительного сертификата соответствия, как и не опровергается факт его недействительности.
Учитывая изложенное, ООО "Маунт Трейд" при таможенном декларировании товаров представило недействительный сертификат соответствия, который послужил основанием для несоблюдения установленных ограничений, что свидетельствует о наличии в его деянии административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Заявитель, в обосновании своей позиции, отмечает, что спорный сертификат соответствия был представлен в Домодедовскую таможню в приложении к более чем ста таможенным декларациям, выпуск товаров по которым был разрешен. В силу чего заявитель делает вывод о том, что спорный сертификат распространяет свое действие на перечисленные в оспариваемом постановлении товары.
Сертификат соответствия может распространять свое действие лишь на те товары, которые в нем поименованы, следовательно, на товары, указанные в качестве предмета административного правонарушения в постановлении о привлечении Общества к административной ответственности спорный сертификат соответствия свое действие не распространяет в силу того, что эти товары в нем не поименованы.
Очевидно, что факт выпуска товаров таможенным органом не может свидетельствовать, в рассматриваемом случае, о распространении действия сертификата соответствия на выпущенные товары, равно как и не освобождает общество от ответственности за представление недействительных документов при таможенном декларировании.
В силу статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу N А40-189965/17 сертификаты соответствия N ТС RU САЕ.ОС13.В.02800, ТС RU С-АЕ.ОС13.В.02799 сроком действия с 13.10.2016 по 12.10.2020 включительно, выданные органом по сертификации продукции ООО "НТЦ Автоэксперт", признаны недействительными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2018 по делу N А41-26380/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.