г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А41-99204/17 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "ПКФ Фин-Строй": Лазарева В.А., по доверенности от 29.11.2017;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Рощина И.А., по доверенности от 14.12.2017;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Афанасьева А.В., по доверенности от 16.06.2018;
от Администрации Дмитровского муниципального района Московской области: не вились, извещены;
от Управления Росреестра по МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2018 года по делу N А41-99204/17, принятое судьей Уваровым А.О., по иску ООО "ПКФ Фин-Строй" к ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, третьи лица: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Управление Росреестра по МО, о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПКФ Фин-Строй" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, в котором просит суд (с учетом принятых судом уточнений):
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:649, с координатами соответствующих точек, указанными в экспертном заключении;
- исключить из государственного реестра недвижимости сведения о характерных точках земельного участка, с кадастровым номером 50:04:0000000:433 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:649 в установленных решением суда границах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2018 года по делу N А41-99204/17 исковые требования ООО "ПКФ Фин-Строй" удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчики обжаловали его в апелляционном порядке.
Истец, Федеральное агентство лесного хозяйства и Комитет лесного хозяйства Московской области направили в судебное заседание своих представителей, представители ответчиков поддержали доводы апелляционных жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
ТУ ФАУГИ в Московской области и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 2203 от 25.12.1995 утверждена граница земельного участка АО "ИкшаСтройдеталь" общей площадью 67, 81 га, в том числе:
- под производственными помещениями (механический цех, ЖБУ, котельная, артскважина, склады, промплощадка, дробильно-сортировочная фабрика N 1, погрузочно-разгрузочный цех, гаражи и сараи рабочих, гидроотвал, магазин) - 34, 81 га, в постоянное пользование;
- под карьером "Гурбан" - 33, 0 га во временное пользование сроком на 5 лет. Приложением к указанному постановлению является план земельного участка.
Постановлением Администрации Дмитровского района Московской области N 1206 от 16.07.2008 г., у ЗАО "Икша-Стройдеталь" изъят земельный участок площадью 15, 0 га и перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общества на оставшуюся часть земельного участка площадью 12, 8 га, в том числе:
- 5, 0 га под железобетонный цех;
- 0,1 га под артезианскую скважину;
- 2,6 га под механические мастерские, гаражи и складские помещения;
- 4, 6 га под дробильно-разгрузочный цех;
- 0, 3 га под магазин;
- 0,2 га под подъездную дорогу.
Согласно плану земельного участка КН 50:4:030415:0103 площадью 1 000 кв.м. от 27.08.2002, утвержденному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Дмитровского района, на земельном участке расположено здание площадью 0,0079 га.
На основании указанного постановления N 1206 от 16.07.2008, произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Икша-Стройдеталь" на земельный участок с кадастровым номером 50:4:030415:0103 площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: под артезианскую скважину, адрес: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, д.30, о чем выдано свидетельства о государственной регистрации права от 02.10.2002.
Согласно представленной выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 23.06.2016, в настоящее время земельному участку с кадастровым номером 50:4:030415:0103 площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: под артезианскую скважину, адрес: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, д.30 присвоен кадастровый номер 50:04:0040216:649.
Как следует из выписки из ЕГРН, 02.12.2002 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Икша-Стройдеталь" на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:649, площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: под артезианскую скважину, адрес: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Рабочая, д.30. Границы указанного земельного участка не установлены на местности.
На основании договора N 2 от 31.07.2004, ЗАО "Икша-Стройдеталь" передало в собственность ООО "ПКФ Фин-Строй" в том числе и нежилое здание - водозаборный комплекс общей площадью 79, 2 кв.м.
Постановлением Администрации Дмитровского района Московской области N 3117-П от 12.08.2005 зданию - водозаборный комплекс присвоен почтовый адрес: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Технологическая, строение 27.
21 декабря 2005 года произведена государственная регистрация права собственности ООО "ПКФ Фин-Строй" на нежилое здание - водозаборный комплекс общей площадью 70,4 кв.м., инв N 9-9135, лит М, расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Икша, ул. Технологическая, строение 27.
В соответствии с п. 3 ст. 552 ГК РФ и п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
В связи с намерением реализовать свое право на оформление земельных отношений, ООО "ПКФ Фин-Строй" произведены кадастровые работы для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:649.
Согласно заключению кадастрового инженера, границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:649 полностью налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433, площадью категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Деденевское участковое лесничество, часть квартала 33, поставленным на кадастровый учет с описанием границ 18.01.2012.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на подтвержденность факта пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:649 и границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда, ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно части 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Закона N 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Таким образом, в предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
В целях установления границ спорного земельного участка, а также факта пересечения границ спорного земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433 судом первой инстанции было назначено проведение экспертизы.
По итогам проведения экспертизы, экспертом установлены границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:649, приведены соответствующие координаты. Кроме того, экспертом выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0040216:649 с границами земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433, площадь наложения составляет 1 000 кв.м., приведены координаты характерных точек наложения.
Исходя из изложенного, факт пересечения границ спорного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433 подтвержден материалами дела.
В отношении требования об исключении из ЕГРН сведений о характерных точках земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433 апелляционный суд отмечает, что указанное требование направлено на исполнение требования об установлении границ земельного участка.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об установлении границ спорного земельного участка, а также об исключении из ЕГРН сведений о характерных точках земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:433 в части наложения на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0040216:649.
В то же время, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является Территориальное управление Росимущества в Московской области.
Апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
Как указывалось выше, рассматриваемый иск предъявлен к ТУ ФАУГИ в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" агентство наделено полномочиями по защите от имени Российской Федерации, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Положения статьи 83 ЛК РФ допускают возможность передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору являются Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Соответственно, апелляционный суд признает ошибочным указание на отказ в иске к указанным ответчикам.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение суда подлежит изменению в части указания на отказ в удовлетворении исковых требований к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2018 года по делу N А41-99204/17 изменить, исключив из резолютивной части указание на отказ в удовлетворении исковых требований к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2018 года по делу N А41-99204/17 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99204/2017
Истец: ООО "Альтрейд", ООО "ПКФ Фин-Строй"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛАБОРАТОРИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРТИЗ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19421/18
23.04.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11682/18
30.01.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19421/18
13.09.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11682/18
07.06.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-99204/17