г. Томск |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А45-1224/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Усаниной Н.А., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стуловой М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Шарыкина Олега Витальевича (N 07АП-3489/2018 (2)) на решение от 21.06.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1224/2018 (судья Амелешина Г.Л.)
по заявлению Шарыкина Олега Витальевича (650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 43, кв. 27)
к Центральному Банку Российской Федерации, в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском Федеральном округе (650099, г. Новосибирск, Красный проспект, 27)
о признании незаконным предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 10.10.2017 N С59-9-5-12/57410.
При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND (Компания "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд", 105082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, 26В, стр. 2); акционерного общества "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (650010, г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1/4); общества с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 2Б).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Красулина А.Б., Шрейфогель Е.В. по доверенности от 12.10.2017 (на 3 года);
от заинтересованного лица - Попов С.А. по доверенности от 16.07.2018 (по 15.06.2020).
УСТАНОВИЛ:
Шарыкин Олег Витальевич (далее - Шарыкин О.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации, в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском Федеральном округе (далее - Управление) о признании незаконным предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 10.10.2017 N С59-9-5-12/5741.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND (Компания "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд"), акционерное общество "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (далее - АО "ХК "Сибирский цемент"); общества с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" (далее - ООО "ФПС "Сибконкорд").
Решением от 21.06.2018 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Шарыкин О.В., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным полностью предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 10.10.2017 N С59-9-5-12/57410, вынесенное Управлением.
Указывает, что ни один из нормативных актов не предусматривает право Банка России возлагать на лицо, приобретшее более 30 (а также 50 и 75) процентов акции акционерного общества, обязанность по направлению им предусмотренного пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" обязательного предложения.
Федеральный закон "Об акционерных обществах" содержит правовой механизм, полностью блокирующий нарастание в акционерном обществе корпоративного контроля отдельного лица или группы лиц, направленный на защиту прав миноритарных акционеров и обеспечение необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества.
Главой XI.I Федерального закона "Об акционерных обществах" в целях осуществления государственного контроля за приобретением акций акционерного общества предусмотрена возможность направления предписаний только в соответствии со статьей 84.9 Закона и только в тех случаях, когда направленное добровольное или обязательное предложение не соответствует требованиям Федерального закона.
Никаких иных предписаний в целях осуществления государственного контроля за приобретением акций акционерного общества Банк России направлять не вправе, а функция Банка России по осуществлению защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов реализуется через осуществление им контроля по соблюдению лицами, самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами приобретшими более 30 процентов акций, правил голосования на общих собраниях акционеров.
При таких обстоятельствах права миноритарных акционеров АО "ХК "Сибцем" не нарушаются, законных оснований для направления регулятором предписания об обязании акционера направить обязательное предложение не имеется.
При вынесении решения судом применены нормы положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества, не подлежащие применению.
Указание в пункте 6.12. положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества о том, что в случае выявления Банком России (Службой по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров) при рассмотрении обращения (жалобы) факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, сделано в нарушение статьи 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Таким образом, при соблюдении акционерным обществом требований пункта 6 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" принуждение Шарыкина О.В. к направлению публичной оферты налагает на него необоснованные обязанности. Предписание от 10.10.2017 N С59-9-5-12/57410, вынесенное службой по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, при таких обстоятельствах не соответствует закону и нарушают законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении; представитель Управления поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, одним из акционеров АО "ХК "Сибцем" является Компания "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд" (VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND), владеющая обыкновенными акциями общества в количестве 347 764 штук, что составляет 1,15% уставного капитала.
Согласно списку аффилированных лиц общества по состоянию на 31.12.2006, начиная с 17.08.2004, 47% акций общества принадлежало Финансово-промышленному союзу "Сибконкорд" (ОГРН 1024201979670), единоличным исполнительным органом которого являлся Шарыкин О.В., соответственно являясь аффилированным лицом ФПС "Сибконкорд".
07.12.2006 ФПС "Сибконкорд" прекратило свою деятельность в связи с преобразованием в ООО "ФПС "Сибконкорд" (ОГРН 1064200005935).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Шарыкин О.В. владеет в ООО "ФПС "Сибконкорд" 51,812% долей с 29.07.2014. Соответственно, Шарыкин О.В., владелец 6,14% акций АО "ХК "Сибцем", является аффилированным лицом этого ООО "ФПС "Сибконкорд", владеющим 47% акций АО "ХК "Сибцем".
Компания "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд" (VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND), полагая, что мажоритарный акционер общества Шарыкин О.В. не направил обязательное предложение остальным акционерам общества, когда его доля вместе с аффилированными лицами превысила порог 50% акций общества, чем нарушил требования статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), обратилась в Управление и просила проверить факты, указанные в обращении; вынести предписание, обязывающее Шарыкина О.В. в предусмотренные главой XI.1 Закона N 208-ФЗ сроки направить обязательное предложение акционерам АО "ХК "Сибцем" о выкупе их акций; вынести предписание в отношении Шарыкина О.В. и ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд", ограничивающее голосование указанными лицами не более 30% акций общества на собраниях акционеров и запретить учитывать акции, превышающие 30%, принадлежащие указанным лицам при определении кворума на общих собраниях акционеров в порядке пункта 6 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ; указанное предписание направить обществу и регистратору общества; привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Согласно доводам Компании "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд" (VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND), не оспоренным заявителем, из данных ежеквартального отчета общества за IV квартал 2006 года усматривается, что 14.11.2006 Шарыкин О.В. лично приобрел 13% акций общества.
Согласно данным годовых отчетов общества личная доля Шарыкина О.В. в обществе уменьшилась в 2007 году с 13% до 8,7%, а в 2008 году - с 8,7% до 6,1%. Такая доля Шарыкина О.В. в обществе сохраняется по настоящий момент.
В настоящий момент Шарыкин О.В. совместно со своим аффилированным лицом (ООО "ФПС "Сибконкорд") контролирует более 50% акций общества, при этом порог владения в 50% был превышен, как минимум, с 29.07.2014.
По результатам проверки фактов, изложенных в обращении Компанией "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд" (VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND), Управлением вынесено:
- определение от 09.10.2017 N 32863/1040-1 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шарыкина Олега Витальевича;
- предписание от 10.10.2017 N С59-9-5-12/57410 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым предписывает Шарыкину Олегу Витальевичу:
1. направить в адрес акционерного общества "Холдинговая Компания "Сибирский цемент", а также в адрес Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, по адресу: 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, обязательное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества "Холдинговая Компания "Сибирский цемент", составленное в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества (утв. Банком России 05.07.2015 N 477-П), и документы, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положением о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества (утв. Банком России 05.07.2015 N 477-П);
2. направить Управлению Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе, по адресу: 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, копии документов, подтверждающих направление документов, указанных в пункте 1 предписывающей части настоящего предписания, в адрес Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации и в адрес акционерного общества "Холдинговая Компания "Сибирский цемент";
3. в случае прекращения по правовым основаниям обязанности направлять обязательное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества "Холдинговая Компания "Сибирский цемент", направить в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе, по адресу: 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, справку с разъяснением причин отсутствия такой обязанности, а также документы, подтверждающие прекращение обязанности направлять обязательное предложение.
28.11.2017 Шарыкин О.В. обратился в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском Федеральном округе с заявлением о продлении срока исполнения предписания от 10.10.2017 N С59-9-5-12/57410 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (письмо б/н от 28.11.2017), мотивируя проведением подготовительных мероприятий по подготовке обязательного предложения и направления его в общество и Банк России, на что требуется более длительное время, чем установлено в предписании.
Управление продлило срок исполнения предписания до февраля 2018 года.
Полагая указанное предписание незаконным, Шарыкин О.А. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного органа имелись основания для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование банковской деятельности и контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций.
Согласно статье 56 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Согласно статье 76.2 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 13.09.2015 N 3795-У "О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов", Банк России вправе направлять поднадзорному лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе связанных с неисполнением предписания Банка России о представлении документов.
В соответствии с пунктом 6.12 Положения Банка России от 05.07.2015 N 477-П "О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества", в случае выявления Банком России (Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг) при рассмотрении обращения (жалобы) факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, изменений в добровольное предложение или обязательное предложение, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", отчета об итогах принятия добровольного предложения или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным указанным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Предписания Банка России есть правоприменительные акты и являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России содержат властный приказ исполнения юридических обязанностей, их задача - обеспечить реализацию регулятивных юридических норм. Лицо, которому адресовано предписание, обязано выполнить предусмотренные в нем требования.
Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе в соответствии с Указанием проведена дистанционная проверка сведений, изложенных в жалобе Компании "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд" (Vulpes Russian Opportunities Fund, по итогам проведения которой в действиях Шарыкина О.В. выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.
Материалами дела подтверждается, что уставный капитал АО "ХК "Сибцем" согласно пункту 5.1 устава составляет 303 525 500 руб. и разделен на 30 352 500 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 руб. каждая.
До конвертации акций общества уставный капитал был разделен на 100 обыкновенных именных бездокументарных акций общества.
Федеральным законом от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ) была введена глава XI.1, регулирующая порядок приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества.
Следовательно, обязанность по направлению обязательного предложения в соответствии со статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ распространялась на лиц, ставших владельцами более 30 процентов голосующих акций открытого акционерного общества, с 01.07.2006.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона N 208-ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что приобретение акций (долей) хозяйственных обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям.
Под приобретением более 30% акций общества по смыслу нормы статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ понимается не только факт приобретения ценных бумаг акционерного общества, но и установление факта владения более 30% акций общества вследствие возникновения аффилированной связи между соответствующими лицами.
Указанный подход обеспечивает достижение цели, предусмотренной глава XI.1 Закона N 208-ФЗ - защита прав миноритарных акционеров.
Положение Закона N 208-ФЗ об обязанности по направлению акционерам публичной оферты относится к лицу, в результате действий которого количество акций, находящихся в его собственности с учетом акций принадлежащих аффилированным с ним лицам, превысило установленные указанной нормой пороговые значения.
Таким образом, Законом N 208-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015) императивно устанавливалась обязанность лица, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, направить обязательное предложение в соответствии со статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015).
В статье 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если Гражданский кодекс Российской Федерации или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированное), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.
Согласно пункту 1 статьи 93 Закона N 208-ФЗ лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Состав лиц, признаваемых аффилированными лицами, определяется положениями статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон от 22.03.1991 N 948-1).
Согласно абзацу 3 статьи 4 Закона от 22.03.1991 N 948-1 аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с абзацем 5 статьи 4 названного Закона, аффилированными лицами юридического лица являются, в том числе, лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Часть 1 статьи 9 Закона N 135-ФЗ содержит ряд признаков, соответствие которым свидетельствует о наличии группы лиц.
Из материалов дела следует, что финансово-промышленный союз "Сибконкорд" согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" 06.12.2006 с передачей всех прав и обязанностей реорганизованного общества.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" и Шарыкин О.В. являются аффилированными лицами, следовательно, с 21.07.2014 Шарыкин О.В. оказывает непосредственное влияние на деятельность ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд".
При таких обстоятельствах, обоснованными являются выводы Управления о том, что Шарыкин О.В. и ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" (ранее - Финансово-промышленный союз "Сибконкорд") являлись/являются аффилированными лицами в период с 21.08.2002 до 24.03.2009, а также с 21.07.2014 по настоящее время. Шарыкин О.В. и ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" - являются аффилироваными лицами по отношению друг к другу, и в случае приобретения ими в совокупности более 30 процентов акций общества на них распространяется обязанность, предусмотренная статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в пункте 1 статьи 41 Закона N 208-ФЗ), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций общества.
Согласно отчету об операциях, проведенных по лицевому счету Шарыкина О.В., до 01.07.2006 он не являлся владельцем акций общества.
Согласно отчету об операциях, проведенных по лицевому счету ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд", по состоянию на 30.06.2006 Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" являлся владельцем 47% от общего количества голосующих акций общества.
Таким образом, до 01.07.2006 Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" владел более 30% голосующих акций общества.
Если до 01.07.2006 лицо владело более 30 процентами общего количества акций общества, обязанность по направлению обязательного предложения в соответствии со статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ возникает у такого лица, в случае, если после 01.07.2006 оно приобрело или стало владельцем более 50 процентов общего количества акций общества.
Если лицо, являясь до 01.07.2006 владельцем более 30% общего количества акций общества, после 01.07.2006 становится владельцем менее 30 процентов общего количества акций общества, обязанность по направлению обязательного предложения возникает в случае, если после такого снижения лицо вновь приобретает или становится владельцем более 30 процентов общего количества акций общества.
Согласно отчетам об операциях ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" Шарыкина О.В.:
- 01.11.2006 в реестр акционеров Общества внесена запись о зачислении на его лицевой счет 13 обыкновенных акций общества. В результате совершения указанной операции Шарыкин О.В. совместно со своим аффилированным лицом Финансово-промышленным союзом "Сибконкорд" стали владельцами 60 обыкновенных акций общества, что составляет 60% от общего количества голосующих акций общества;
- 06.03.2007 в реестр акционеров общества внесена запись о списании с лицевого счета Шарыкина О.В. 1 001 633 обыкновенных акций общества. В результате совершения указанной операции Шарыкин О.В. совместно со своим аффилированным лицом обществом с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" стали владельцами 17 209 867 обыкновенных акций общества, что составляет 56 69% от общего количества голосующих акций общества;
- 25.04.2007 в реестр акционеров общества внесена запись о списании с лицевого счета Шарыкина О.В. 303 525 обыкновенных акций общества. В результате совершения указанной операции Шарыкин О.В. совместно со своим аффилированным лицом ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" стали владельцами 16 906 342 обыкновенных акций Общества, что составляет 55,69% от общего количества голосующих акций общества;
- 31.01.2008 в реестр акционеров общества внесена запись о списании с лицевого счета Шарыкина О.В. 758 813 обыкновенных акций общества. В результате совершения указанной операции Шарыкин О.В. совместно со своим аффилированным лицом ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" стали владельцами 16 147 529 обыкновенных акций общества, что составляет 53,19% от общего количества голосующих акций Общества;
- 05.12.2008 в реестр акционеров общества внесена запись о списании с лицевого счета Шарыкина О.В. 19485 обыкновенных акций общества. В результате совершения указанной операции Шарыкин О.В. совместно со своим аффилированным лицом ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" стали владельцами 16 128 044 обыкновенных акций Общества, что составляет 53,13% от общего количества голосующих акций общества.
Установив данные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" (ранее - Финансово-промышленный союз "Сибконкорд") с учетом акций, принадлежащих его аффилированному лицу Шарыкину О.В., 01.11.2006 в совокупности стали владельцами более 50% голосующих акций общества, в связи с чем с 01.11.2006 (даты внесения приходной записи по лицевому счету) возникла обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества в адрес общества и в адрес регулятора.
Между тем действий, направленных на приобретение ценных бумаг общества совершено не было, в связи с чем Шарыкиным О.В. не исполнена обязанность по совершению действий, предусмотренных главой XI.1 Закона N 208-ФЗ.
Снижение уровня корпоративного контроля ниже установленного Законом N 208-ФЗ порогового значения влечет прекращение обязанности по направлению обязательного предложения.
С 25.03.2009 ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" и Шарыкин О.В. перестали являться аффилированными лицами по отношению друг к другу, в связи с чем с 25.03.2009 ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд", Шарыкин О.В. перестали являться владельцами более 50% обыкновенных именных акций общества и, следовательно, у Шарыкина О.В. пропала обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении.
В то же время, учитывая, что с 21.07.2014 Шарыкин О.В. и ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" вновь стали аффилированными лицами, то, следовательно, ООО "Финансово-промышленный союз "Сибконкорд" с учетом акций, принадлежащих его аффилированному лицу Шарыкину О.В., в совокупности стали владельцами более 50% голосующих акций общества, в связи с чем у Шарыкина О.В. с 21.07.2014 возникла обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества в адрес общества и в адрес регулятора.
Однако казанная обязанность Шарыкиным О.В. не исполнена.
Указанные обстоятельства, выразившиеся в ненаправлении в срок, установленный пунктом 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ, обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества, свидетельствуют о нарушении требований пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона N 208-ФЗ, пункта 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н, действовавшего до 21.09.2015, в связи с чем у Управления имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого предписания.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, заявитель указывает, что общество не отвечает признакам публичности, в связи с чем на приобретателей акций общества не может быть возложена обязанность, предусмотренная статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации статус общества - непубличное, вне зависимости от указания в его фирменном наименовании и уставе на то, что общество является непубличным, а также вне зависимости от того, являлось ли ранее данное общество открытым или закрытым, определяющим обстоятельством является, прежде всего, наличие (отсутствие) признаков публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о том, распространяется ли в настоящее время на Шарыкина О.В. обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества, необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 210-ФЗ), который содержит императивные положения, устанавливающие порядок направления/ненаправления документов, касающихся приобретения ценных бумаг непубличных акционерных обществ в рамках главы XI.1 Закона N 208-ФЗ.
В частности, частью 8 статьи 27 Закона N 210-ФЗ прямо установлено, что к отношениям, связанным с приобретением акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами, применяются положения главы XI.1 Закона N 208-ФЗ (в редакции Закона N 210-ФЗ).
Также, частью 10 статьи 27 Закона N 210-ФЗ закреплено, что непубличное акционерное общество, указанное в части 8 настоящей статьи, вправе внести в свой устав изменения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции такого общества, осуществляется без соблюдения положений главы XI. 1 Закона N 208-ФЗ (в редакции Закона N 210-ФЗ). Решение о внесении в устав акционерного общества таких изменений принимается общим собранием акционеров большинством в девяносто пять процентов голосов всех акционеров - владельцев акций всех категорий (типов).
Акционеры, голосовавшие против принятия решения о внесении в устав общества указанных изменений или не принимавшие участия в голосовании, вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в порядке, установленном статьями 75 и 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
При этом решение по вопросу о внесении в устав общества изменений, предусмотренных настоящей частью, вступает в силу при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения, установленного пунктом 5 статьи 76 Закона N 208-ФЗ.
Документы для государственной регистрации вносимых в устав акционерного общества изменений, предусмотренных настоящей частью, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, после истечения срока, установленного Законом N 208-ФЗ (в редакции Закона N 210-ФЗ) для предъявления требований акционеров о выкупе акционерным обществом принадлежащих им акций, если решение по вопросу о внесении в устав акционерного общества изменений, предусмотренных частью 10 статьи 27 Закона N 210-ФЗ, вступило в силу.
Кроме того, в связи с принятием Закона N 210-ФЗ Банком России опубликовано письмо от 25.11.2015 N 06-52/10054, содержащее разъяснения о некоторых вопросах применения Закона N 210-ФЗ.
В частности, в пункте 7 письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" отражено, что с 01.07.2015 процедуры, установленные главой XI.1 Закона N 208-ФЗ (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг и требование о выкупе ценных бумаг) применяются в отношении ценных бумаг публичных акционерных обществ (статьи 84.1 - 84.9 Закона об акционерных обществах в редакции Закона N 210-ФЗ), а также акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами (пункт 8 статьи 27 Закона N 210-ФЗ).
Таким образом, Законом N 210-ФЗ прямо установлено, что процедуры, установленные главой XI.1 Закона N 208-ФЗ, применяются в отношении акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами, и которые, являясь с 01.09.2014 непубличными акционерными общества, не внесли в свой устав изменения, содержащие указание на то, что приобретение акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого общества осуществляется без соблюдения положений главы XI.1 Закона N 208-ФЗ.
Указанная норма введена в целях предоставления акционерам акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись акционерами открытых акционерных обществ, правовой защиты в связи с изменением правового статуса таких обществ и изменением правил приобретения акций непубличных акционерных обществ.
Кроме того, данная норма обеспечивает гарантии тех инвесторов, которые в свое время инвестировали средства в акции именно открытого акционерного общества, то есть указанные инвесторы имели гарантии по выходу из такого акционерного общества, установленные законом именно в отношении прав акционеров открытого акционерного общества, в случае приобретения каким-либо лицом контрольного пакета акций. Акционеры открытого акционерного общества сохраняют такие гарантии и после 01.09.2014. В обратном случае такая норма ущемляла бы права указанных акционеров.
Кроме того, как Закон N 210-ФЗ, так и иные нормативные правовые акты не содержат указания на то, что положения Закона N 210-ФЗ носят переходный характер.
Законом N 210-ФЗ прямо предусмотрена единственная возможность освобождения непубличных акционерных обществ, которые на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными общества, от применимости к обращению их акций требований главы XI.1 Закона N 208-ФЗ, которая заключается во внесении в устав таких обществ изменений, касающихся того, что приобретение их акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляется без соблюдения положений главы XI. 1 Закона N 208-ФЗ.
При этом, внесение таких изменений в устав акционерного общества также может гарантировать соблюдения прав таких акционеров посредством наделения их правом требовать выкупа принадлежащих им акций, в случае если они не принимали участие в голосовании по данному вопросу или голосовали против.
Доводы Шарыкина О.В. об отсутствии оснований для направления обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, оспариваемое предписание N С59-9-5-12/57410 соответствует закону, иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что оспариваемое предписание основано на требованиях законодательства, является реально исполнимым, арбитражный суд правомерно отказал Шарыкину О.В. в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 июня 2018 года по делу N А45-1224/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарыкина Олега Витальевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1224/2018
Истец: Шарыкин О.В., Шарыкин Олег Витальевич
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском Федеральном округе
Третье лицо: VULPES RUSSIAN OPPORTUNITIES FUND (Компания "Вульпес Рашн Оппортьюнитиз Фанд"), ООО "Мириад рус"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5931/18
11.09.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3489/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-1224/18
20.04.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3489/18
23.03.2018 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-1224/18