г. Чита |
|
10 января 2019 г. |
Дело N А78-10928/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профимпорт" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2018 года по делу N А78-10928/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профимпорт" (ОГРН 1156234024407, ИНН 6230094540) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконным решений,
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.)
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Профимпорт" - Нескоромных Т.В. - представителя по доверенности от 09.08.2018 (до перерыва), Дергачёва С.М. - представителя по доверенности от 22.12.2018 (после перерыва),
от Читинской таможни - Гусевского А.Б. - представителя по доверенности N 01-63/26002 от 29.12.2018, Лихановой Н.В. - представителя по доверенности N 01-25/10712 от 20.06.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Профимпорт" (далее - заявитель, ООО "Профимпорт") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Читинской таможне (далее также таможня) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения о классификации товаров соответствии с ТН ВЭД от 16.03.2018 и решения от 07.05.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как немотивированного, по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Таможня в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители таможни в судебном заседании выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19 декабря 2018 года объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 26 декабря 2018 года. Информация о перерыве размещена в Картотеке Арбитражных Дел на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на неё, выслушав представителей общества и таможни, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.11.2017 ООО "Профимпорт" в электронном виде подана предварительная таможенная декларация для проведения таможенных операций в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза в соответствии с внешнеторговым контрактом N 69 от 30.08.2017.
Декларации на товары (далее - ДТ) присвоен регистрационный номер 10612060/171117/0012681.
В соответствии со сведениями, заявленными в ДТ, к проведению таможенных операций представлен товар N 1 - Фурнитура для детских кресел безопасности. Устройство регулировки ремней, устанавливается на детское автокресло, используется для регулирования длины внутренних лямок (ремней) сидения, входящих в комплект автокресла, состоит из металлических частей с гальваническим покрытием. Изготовитель NINGBO CUOYI IMP & EXP CO., LTD., количество грузовых мест - 150, вес брутто 2595 кг, вес нетто 2542,50 кг, цена товара 4,73 долларов США за 1 кг, классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 8302420000.
Получателем товара, декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно графам 8, 9, 14 ДТ является ООО "Профимпорт".
В целях проверки сведений, заявленных ДТ N 10612060/171117/0012681, назначена таможенная экспертиза.
Согласно заключению таможенных экспертов ЭКС - филиала ЦЭКТУ (г. Новосибирск) N 12408040/0041104 от 12.02.2018, товар N 1 заявленный в ДТ N 10612060/171117/0012681, идентифицирован как: части автомобильных детских удерживающих устройств (кресел) безопасности, а именно устройства регулирования длины и натяжения. Сведения о товаре N 1, заявленные в графе 31 ДТ N 10612060/171117/0012681, не соответствуют его фактическим характеристикам в части наименования. Товар не относится к крепёжной арматуре, фурнитуре и аналогичным деталям. Товар относится к частям автомобильных детских удерживающих устройств (кресел) и является их неотъемлемой частью.
16.03.2018 таможенным органом вынесено решение по классификации товара N РКТ-10612060-18/000031, в соответствии с которым товар классифицирован в товарной подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Изменение кода повлияло на ставку ввозной таможенной пошлины, которая составила 10 %, что, в свою очередь, повлияло на уплату таможенных пошлин, налогов.
Согласно Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, при ввозе товаров, классифицируемых кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 9401 90 800 9, ставка ввозной таможенной пошлины, на дату подачи ДТ (17.11.2017), составляла 10% от таможенной стоимости товара плюс 0,08 евро за кг, НДС - 18%. Общая сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащая уплате, составила 232 089 рублей 33 копеек.
Также таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10612060/171117/0012681 от 07.05.2018.
Не согласившись с приведенными решениями таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых решений правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При декларировании товара ООО "Профимпорт" классификация товара осуществлена в товарной подсубпозиции 8302420000 ТН ВЭД ЕАЭС (Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий; вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов; мебельные колеса с крепежными приспособлениями из недрагоценных металлов; автоматические устройства из недрагоценных металлов для закрывания дверей: крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие: прочие, применяемые для мебели).
Положениями статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшим не день подачи ДТ, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В представленной технической документации на товар отсутствовала информация, что он относится к "фурнитуре", в ней он был поименован только как "Устройство регулировки ремней, устанавливаемое на детское автокресло".
В соответствии со статьей 52 ТК ТС, действовавшем на день подачи ДТ, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно статье 51 ТК ТС Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза (решение ЕЭК от 16.07.2012 N 54) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Аналогичные положения предусмотрены положениями статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского таможенного экономического союза, вступившего в силу с 01.01.2018.
В соответствии со статьёй 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 19 ТК ЕАЭС международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенция о ГС), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.
В связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 с 1 января 2015 года для целей классификации товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ГС.
В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 принято "Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В товарной позиции 8302 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется "Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели".
Коллегия Евразийской экономической комиссии Рекомендациями от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" государствам - членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза (07.11.2017): рекомендовала применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI).
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8302 ТН ВЭД ЕАЭС к такой категории как "Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия для мебели" (Раздел (Д) относятся:
- Защитные обвязки (с одним ответвлением или более) для ножек мебели и т.д.; металлическая декоративная фурнитура; регулировочные приспособления для полок книжных шкафов и т.д.; фурнитура для буфетов, остовов кроватей и т.д.; пластины замочных скважин,
- Угловые связки, усиливающие пластины, уголки и т.д.,
- Защелки (включая шариковые пружинные защелки), засовы, задвижки, щеколды и т.д. (кроме засовов, открывающихся ключом, которые входят в товарную позицию 8301),
- Засовы и скобы для ящиков и т.д.,
- Ручки и шаровидные ручки, включая ручки для замков или щеколд.
Спорная продукция не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий продукции, в связи с чем таможенным органом была проведена таможенная экспертиза товаров.
В соответствии со статьёй 128 ТК ТС (действовавшего на день подачи ДТ) таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
При выборе объектов и форм таможенного контроля на основании статьи 94 ТК ТС используется система управления рисками.
Статья 310 ТК ЕАЭС содержит аналогичные положения, а именно, что при выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Статья 378 ТК ЕАЭС определяет, что таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
В отношении товара N 1, заявленного в декларации на товары N 10612060/171117/0012681, на основании профиля риска было назначено проведение таможенной экспертизы товаров.
Согласно выводам таможенных экспертов изложенных в их заключении от 12.02.2018 N 124080400/0041104 по результатам первичной таможенной экспертизы спорные товары были идентифицированы как "Части автомобильных детских удерживающих устройств (кресел) безопасности".
В соответствии с пунктом 24 Порядка проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля" результаты таможенной экспертизы, проведенной в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, признаются на таможенной территории Таможенного союза.
В силу пункта 20 Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденного приказом ФТС России от 20.11.2014 N 2264 результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. В соответствии с примечанием 1 (к) к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС (Недрагоценные металлы и изделия из них) в него не включаются изделия группы 94 ТН ВЭД.
Такие товары как "сиденья типа используемых в моторных транспортных средствах" относятся к товарной субпозиции 940120000 ТН ВЭД ЕАЭС товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС (Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, вышеуказанный товар в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС 1 и 6 классифицирован в товарной подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части: сиденья типа используемых в моторных транспортных средствах: части: прочие).
В соответствии с пунктом 3 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений в ДТ), примечания 1 к пункту 35 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 (далее - Инструкция), действия по принятию решений о классификации товаров и о корректировки сведений в декларации на товары осуществляются таможенным органом (таможней), в котором осуществлялось таможенное декларирование товаров.
На указанного таможенным органом вынесено решение о классификации товара от 16.03.2018 и направлено, согласно абзацу 5 пункта 36 Инструкции, в адрес декларанта посредством программного средства "АИСТ-М" (уведомление в электронной форме о получении и успешной обработке от 19.03.2018).
Руководствуясь абзацем 2 подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в ДТ, после выявления недостоверных сведений о классификации товара, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (далее - Решение).
В соответствии с главой III приказа ФТС России от 03.07.2014 N 1286 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров" (далее - приказ ФТС России N 1286) должностным лицом Забайкальского таможенного поста подготовлен проект Решения и направлен в таможню для согласования.
Согласованное решение зарегистрировано 07.05.2018, в адрес декларанта направлено посредством программного средства "АИСТ-М" (уведомление в электронной форме о получении и успешной обработке от 07.05.2018). 25.05.2018 в ДТ N 10612060/171117/0012681 скорректированы графы 31,33,47,В.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о недоказанности заявителем выдвинутых им требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалованной части не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2018 года по делу N А78-10928/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10928/2018
Истец: ООО "ПРОФИМПОРТ"
Ответчик: ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ