г. Чита |
|
10 января 2019 г. |
дело N А19-18996/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Лунькова М.В. и секретаря судебного заседания Кузьминой Е.А. апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2018 года по делу N А19-18996/2018 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1023801757540, ИНН 3811014433, 664033, область Иркутская, город Иркутск, улица Улан-Баторская, дом 3) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, 664025, область Иркутская, город Иркутск, улица Российская, 17) о признании незаконным решения от 17.05.2018 N 6-38/9178,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Администрации Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения (ОГРН 1053827058889, ИНН 3827020697, 664520, иркутский район, р.п. листвянка, ул. октябрьская, 2), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Байкальский музей Иркутского научного центра" (ОГРН 1023802456116, ИНН 3827004254, 664520, Иркутская область, р.п. Листвянка, ул. Академическая, д. 1), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939, 125009, город Москва, улица Тверская, дом 11, строение 1, 4),
(суд первой инстанции: судья Ананьина Г.В.),
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук - Кабанова Ю.В. - представителя по доверенности от 03.09.2018,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Вегера А.А. - представителя по доверенности от 27.08.2018,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (далее - заявитель, ФГБУН ЛИН СО РАН или учреждение) обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Межрегиональное территориальное управление Росимущества или Территориальное управление) о признании незаконным решения от 17.05.2018 N 6-38/9178 об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:93.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальное управление действовало законно и обоснованно, обжалуемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрегиональное территориальное управление Росимущества представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало требования апелляционной жалобы учреждения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19 декабря 2018 года объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 26 декабря 2018 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав представителей учреждения и Территориального управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФГБУН ЛИН СО РАН зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023801757540.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 15.04.2014 38АЕ 366094 ЛИН СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 42013 кв.м., с кадастровым номером 38:06:030111:93, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную и жилую зону (далее - земельный участок с кадастровым номером 38:06:030111:93).
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФАНО России по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России от 15.11.2016 N 24-РИ/16, Комиссией принято решение согласовать раздел земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:93, общей площадью 42013 кв.м. (4,2 га), расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая на 3 (три) земельных участка площадью 5987 кв.м., 27941 кв.м., 8135 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную и жилую зону (п. 2.2.1.), а также поручить ФГБУН ЛИН СО РАН обратиться в Росимущество и в Росреестр с соответствующими заявлениями.
12.12.2016 ФГБУН ЛИН СО РАН обратился в Росимущество с заявлением N 15356-9317-966 об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093.
Письмами от 27.04.2017 N 15356-9317-339, от 27.04.2017 N 15356-9317-298 в адрес Росимущества представлены дополнительные документы.
Письмом от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 было сообщено о непредставлении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, подготовленной в форме документов на бумажном носителе; документов, позволяющих установить целесообразность и обоснованность раздела федерального земельного участка, возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов, принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения его рационального использования, доступа к землям общего пользования, а также согласования раздела правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, в том числе заключение кадастрового инженера; отсутствие письменного согласия пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования.
Также в письме от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 указано на то, что согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФАНО России от 15.11.2016 N 24-РИ/16 в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 площадью 42013 кв.м расположены объекты капитального строительства, принадлежащие на праве оперативного управления ФГБУН ЛИН СО РАН, Байкальскому музею ИНЦ, жилые дома, принадлежащие Листвянскому муниципальному образованию, а также на порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный пунктами 1, 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением Росимущества об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, оформленным письмом от 09.06.2017 N ФПВ38/6625, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2018 года по делу N А19-17662/2017 ФГБУН ЛИН СО РАН в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года по делу N А19-17662/2017 решение арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2018 года по делу N А19-17662/2017 отменено и принят новый судебный акт.
Решение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 признано недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
На межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 27.04.2017 N N 15356-9317-339, 15356-9317-298 в соответствии с действующим законодательством в течение 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2018 по делу N А19-17662/2017 постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года по делу N А19-17662/2017 оставлено без изменения.
Во исполнение постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года по делу N А19-17662/2017 Территориальное управление, рассмотрев заявления ФГБУН ЛИН СО РАН от 27.04.2017 N 15356-9317-339, N 15356-9317-298, установив, что письмом от 15.02.2018 N 185 Администрацией Листвянского муниципального образования в адрес Территориального управления направлен проект межевания территории по ул. Академическая в р.п. Листвянка Иркутского района, утвержденный постановлением администрации Листвянского муниципального образования от 13.02.2018 N 16, приняло решение, оформленное письмом от 17.05.2018 N 6-38/9178, о недопустимости в соответствии с пунктом 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенного в границах территории, для которой утвержден проект межевания.
Одновременно Росимуществом было указано, что в ходе анализа содержания проекта межевания территории по ул. Академическая в р.п. Листвянка Иркутского района, утвержденного постановлением Администрации Листвянского муниципального образования от 13.02.2018 N 16, Территориальным управлением направлено письмо в адрес Администрации Листвянского муниципального образования о предложении внести соответствующие изменения в данный проект межевания территории в части включения земельного участка под объектами недвижимости - гаражами в границы образуемых земельных участков.
Не согласившись с решением Росимущества об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, оформленным письмом от 17.05.2018 N 6-38/9178, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, более десяти гектар принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (пункт 1 статьи 9 ЗК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
Согласно пункту 4.1 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальные управления Росимущества могут осуществлять указанные полномочия исключительно по поручению Росимущества.
В соответствии с пунктом 4.1.18 указанного Типового положения Территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ в редакции проверяемого периода (ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 стать 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4 пункта 3).
Согласно оспариваемому решению, оформленному письмом от 17.05.2018 N 6-38/9178, в границах спорного земельного участка помимо объектов капитального строительства, принадлежащих на праве оперативного управления учреждению, находятся жилые многоквартирные дома, принадлежащие Листвянскому муниципальному образованию.
Указанное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Поскольку в данном случае в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого ФГБУН ЛИН СО РАН земельного участка не имеется.
На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям законодательства и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2018 года по делу N А19-18996/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению науки лимнологический институт Сибирского отделения Российской Академии Наук (ОГРН 1023801757540, ИНН 3811014433, 664033, область Иркутская, город Иркутск, улица Улан-Баторская, дом 3) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 658481 от 25.10.2018 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18996/2018
Истец: ФГБУ науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Третье лицо: Администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Байкальский музей Иркутского научного центра"