Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2019 г. N Ф03-1186/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А59-283/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Восток", Департамента городского хозяйства города Южно-Сахалинска,
апелляционные производства N 05АП-8653/2018, 05АП-8654/2018
на решение от 20.09.2018 судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-283/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Восток"
(ОГРН 1156501002371, ИНН 6501272655)
к администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501026762),
к Департаменту городского хозяйства города Южно-Сахалинска (ОГРН 1066501068853, ИНН 6501172040),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма "Горстрой",
об обязании прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки отходов от зимней уборки и освобождении от снежных масс земельного участка
при участии - от ООО ТД "Восток" - Адылов Д.В., по доверенности от 09.11.2018 сроком действия на 1 год, паспорт,
администрация г. Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства г. Южно-Сахалинска, ООО Строительно-коммерческая фирма "Горстрой"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Восток" (далее - истец, ООО ТД "Восток") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском, в котором просит:
- обязать прекратить администрацию города Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска эксплуатацию несанкционированной свалки отходов от зимней уборки улиц, расположенной на земельных участках N N 65:01:0312001:142, 65:01:0312001:141, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию снегоплавильной деятельности;
- взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 6 000 рублей и оплаты услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Впоследствии истцом в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) уточнены исковые требования, просил суд:
- обязать ответчиков прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки отходов от зимней уборки улиц, расположенной на земельных участках N N 65:01:0312001:142, 65:01:0312001:141, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию снегоплавильной станции;
- обязать ответчиков осуществить уборку снежных масс с земельного участка истца с кадастровым номером 65:01:0312001:143 в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- взыскать с ответчиков арендные платежи за пользование земельным участком, уплаченные истцом на день вынесения судебного решения, начиная с 01.01.2018 в размере 4 202 руб. 11 копеек - платежное поручение N 1 от 19.03.2018, 29 620 руб. 64 копейки - платежное поручение N 6 от 28.03.2018, 63 731 руб. 93 копейки - платежное поручение N 62 от 13.06.2018. взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 6 000 рублей и оплаты услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Судом на основании части 1 статьи 49 АПК РФ приняты уточнения истца к заявленным требованиям в части обязания ответчиков осуществить уборку снежных масс с земельного участка истца с кадастровым номером 65:01:0312001:143 в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 13.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма "Горстрой" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.09.2018 в удовлетворении заявления об обязании ответчиков прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки отходов от зимней уборки улиц, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142, отказано. В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований. В обоснование жалобы заявитель ссылаясь на материалы дела, положения действующего законодательства, настаивает на том, что ответчики используют земельные участки 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142 не по целевому назначению, без внесения их в реестр мест размещения отходов, без получения разрешения на строительство снегоплавильной станции.
Кроме того, также не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие что снежные массы на принадлежащем истцу участке складируются именно департаментом. Также отмечена чрезмерность взысканной суммы судебных расходов с ответчика.
В судебном зседании представитель истца поддержал доводы своей жалобы, решение суда просил отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в жалобе, на доводы жалобы Департамента городского хозяйства города Южно-Сахалинска возражал, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области с одной стороны (арендодатель) и Гулецким Алексеем Викторовичем (арендатор) заключен договор аренды от 26.03.2015 N 03306 по которому арендодатель предоставил арендатору земельный участок, общей площадью 10 009 (десять тысяч девять) кв.м., с кадастровым номером: 65:01:0312001:143, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, северо-восточнее участка пр. Мира, 1В для строительства объекта "Производственный комплекс" сроком с 26.03.2015 по 25.03.2025 года включительно.
Впоследствии арендодатель и арендатор заключили соглашение от 04.08.2015 к вышеуказанному договору, согласно которому арендатор передал свои права по настоящему договору аренды Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска, а арендатор с согласия арендодателя передал свои права и обязанности по договору аренды N 03306 истцу.
Постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 14.12.2016 N 3986 Департаменту на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены смежные с истцом земельные участки с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142 с разрешенным видом использования - специальная деятельность (строительство снегоплавильной станции), данное право зарегистрировано за Департаментом 27.03.2017).
При этом, в предыдущий период (по меньшей мере с 2014 года) разрешенным видом использования отмеченных земельных участков являлось "размещение полигона для складирования снега", данные участки на протяжении нескольких лет неоднократно предоставлялись в безвозмездное пользование для указанных целей.
Фактически указанные земельные участки эксплуатируются Департаментом как территория складирования снежных масс, собранных с улиц г. Южно-Сахалинска.
В ходе эксплуатации указанной "снежной" свалки земельный участок истца с кадастровым номером 65:01:0312001:143 площадью 10 009 кв.м., примыкая с северной стороны к земельным участкам с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142, в существенной степени засыпается располагаемыми на них снежными массами.
Полагая, что использование земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142 осуществляется ответчиками с нарушениями земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, ведется не по целевому назначению, нарушает права общества на использование принадлежащего ему на праве аренды земельного участка 65:01:0312001:143, ООО "Торговый дом "Восток" обратился с настоящим иском.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения, по предъявлению негаторного иска применительно к защите права законного владельца земельного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ, а также земельного экологического законодательства.
Судом первой инстанции обоснованно учтены основные положения, регламентирующие порядок использования земельных участков на территории Российской Федерации, включая пункта 2 статьи 7, 42 Земельного кодекса РФ.
При оценке судом первой инстанции положений классификатора видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), обоснованно учтено наличие примечания 2 к данному Приказу, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Позиция апеллянта о неприменимости положений отмеченного классификатора к рассматриваемым отношениям сторон отклоняется коллегией как основанная на неверном толковании законодателства.
В федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, включена группа отходов "отходы от зимней уборки улиц" (код по ФККО - 73121000000) и "отходы снеготаяния с применением снегоплавителъного оборудования" (код по ФККО - 73121100000), класс опасности которых не определен.
В силу изложенного, с учетом недоказанности материалами дела наличия класса опасности отходов от зимней уборки улиц г. Южно-Сахалинска, размещаемых на спорых участках, либо отходов снеготаяния, на спорных земельных участках с разрешенным использованием "специальная деятельность" допустимо размещение снежных масс от зимней уборки улиц.
Данный подход соответствует позиции Сахалинской межрайонной природоохранной прокураты, отраженной в письме в адрес истца от 22.02.2018 (т. 1 л.д. 97).
Отступление от ряда технических требований при осуществлении отмеченного складирования снега, не может в рассматриваемом случае свидетельствовать о незаконности использования спорных земельных участков, либо являться основанием для удовлетворения заявленных требований истца в испрашиваемой в жалобе части.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно не установлен факт не целевого использования ответчиками земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142.
Дополнительно коллегией отмечается, что как на дату первоначального заключения между Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области (арендодатель) и Гулецким Алексеем Викторовичем (арендатор) договора аренды от 26.03.2015 N 03306 земельного участка с кадастровым номером: 65:01:0312001:143, так и на дату подписания соглашения от 04.08.2015 к вышеуказанному договору, которым арендатор передал свои права и обязанности истцу, земельные участки с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142 обладали неизмененным видом разрешенного использования, а именно "для размещения полигона для складирования снега", что прямо следует из представленных в деле кадастровых выписок (т. 2 л.д. 42, 55).
В связи с изложенным, принятие истцом в 2015 году в аренду земельного участка, непосредственно соседствующего с эксплуатируемыми в течение нескольких лет снежными полигонами, сведения о чем закреплялись в открытом доступе (кадастровые паспорта) непосредственно отвечает критериям несения предпринимательского риска истца.
Изменение в последующем сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков (строительство снегоплавильной станции), с учетом раскрытых материалами дела особенностей обеспечения муниципального финансирования отмеченного строительства, а также отмеченных выше положений земельного законодательства, рассматривается коллегией как не исключающее продолжение эксплуатации отмеченных участков для вывоза снега, при обеспечении прав иных лиц реализацией режима водоотведения талого снега в установленном порядке.
Судебной коллегией поддерживается позиция суда первой инстанции по оценке применимости положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) к настоящему спору с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
На основании изложенного, истец, заявляя требование о запрете ответчикам эксплуатацию несанкционированной свалки отходов от зимней уборки улиц, расположенной на земельных участках N N 65:01:0312001:142, 65:01:0312001:141, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию снегоплавильной станции, по существу избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в части запрета ответчикам эксплуатировать свалку отходов от зимней уборки улиц, расположенную на земельных участках N N 65:01:0312001:142, 65:01:0312001:141.
Доводы апелляционной жалобы ООО ТД "Восток" сводятся к указаниям на несогласие с позицией суда, без опровержения выявленного обстоятельства избрания ненадлежащего способа защиты нарушенного права, а также без предоставления доказательств нарушения своих прав (в рамках реализуемой динамики положения арендатора) именно действиями ответчиков по эксплуатации предоставленных им земельных участков, в связи с чем во внимание не принимаются.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно указал, что при эксплуатации земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141, 65:01:0312001:142 под складирование снежных масс допущен выход за пределы предоставленных Департаменту участков, что подтверждается материалами дела.
Земельный участок с кадастровым номером 65:01:0312001:143 площадью 10009 кв.м., переданный по договору аренды от 26.03.2015 N 03306 ООО "Торговый дом "Восток", который примыкает с северной стороны к земельным участкам с кадастровыми номерами 65:01:0312001:141 и 65:01:0312001:142, засыпан снежными массами.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами надзорного производства Сахалинской природоохранной прокуратуры, приобщенного судом к материалам настоящего дела.
На основании подпункта 1 пункта 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Судом первой инстанции обоснованно применены положения пункта 2 статьи 62, пункта 3 статьи 76 ЗК РФ, статья 304 ГК РФ, учтена правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822, по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции департамент, не отрицая по существу факт нахождения на территории истца снежной свалки, указывает, на отсутствие у Департамента вины в допущенном нарушении, так как фактически складирование снежных отходов от уборки улиц на снежном полигоне осуществлял ООО "Строительнокоммерческая фирма "Горстрой", на которую и должна быть возложена обязанность по устранению допущенного нарушения.
Данные доводы были правомерно отклонены судом первой инстанции, с учетом части 1 статьи 8 Федерального Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", правового статуса Департаменте городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска согласно Положения, утвержденного Решением Городской Думы г. Южно-Сахалинска от 21.06.2017 N 820/43-17-5 (далее - Положение).
В силу пункта 4 статьи 3 Положения, в области дорожной деятельности в отношении улично-дорожной сети и автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Южно-Сахалинск", находящихся в собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", Департамент осуществляет функции формирования муниципального задания, муниципального заказа, осуществление закупок товаров, работ, услуг по содержанию и ремонту улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, элементов благоустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений, находящихся в собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", и контроль за их исполнением.
В рамках исполнения указанных функций Департаментом с ООО "Строительно-коммерческая фирма "Горстрой" заключен муниципальный контракт N 204/02 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью.
Согласно Приложениям N 1 и N 2 к муниципальному контракту от 08.11.2017 N 204/02 ООО "Строительно-коммерческая фирма "Горстрой" осуществляет вывоз и складирование снега на "Площадку для складирования снега в северном промышленном районе, северо-восточнее территории по адресу: пр. Мира, 1в".
Точные границы площадки (земельного участка), на которую необходимо складировать снег Департаментом в муниципальном контракте и Техническом задании к нему, не определены.
В силу пункта 2.3.1 муниципального контракта заказчик в лице Департамента обязан осуществлять контроль за качеством, сроками, объемами выполняемых подрядчиком работ.
Отсутствие точного и наглядного определения Департаментом границ "Площадки для складирования снега в северном промышленном районе, северо-восточнее территории по адресу: пр. Мира 1", а также отсутствие контроля за осуществлением работ по складированию снега на указанной Площадке повлекло занятие смежного земельного участка с кадастровым номером 65:01:0312001:143 площадью 10009 кв.м, под складирование снежных масс.
Доводы департамента о недоказанности занятие земельного участка с кадастровым номером 65:01:0312001:143 под складирование снежных масс именно в результате действий департамента противоречат установленным выше обстоятельствам дела, и в отсутствие каких-либо доказательств осуществления в г. Южно-Сахалинске деятельности по очистке улиц от снега иными лицами, отклоняются.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что именно Департаментом городского хозяйства города Южно-Сахалинска допущено нарушение прав ООО "Торговый Дом "Восток" на свободное использование принадлежащего им на праве аренды земельного участка. Соответственно требования о возложении обязанности на Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска освободить от снежных масс земельный участок с кадастровым номером 65:01:0312001:143 подлежат удовлетворению. С учетом характера работ по исполнению решения в этой части, суд полагает возможным определить срок исполнения в 30 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0312001:143.
Также, материалами дела подтверждается факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Указанные расходы с учетом положений части 2 статьи 110 АПК РФ и Постановления Пленума ВС РФ N 1 от 21.01.2016 о разумных пределах взыскиваемых расходов обоснованно признаны судом первой инстанции разумными в сумме 25 000 руб.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует разъяснениям пункта 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения АПК РФ", пункта 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" и правовой позиции, изложенной в Определении N 454-О от 21.12.2004 Конституционного Суда РФ.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация судом права по уменьшению суммы расходов возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 3 информационного письма от 05.12.2007 N 121, лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, обязано доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Таким образом, сторона, требующая уменьшения суммы судебных расходов обязана доказать их чрезмерность.
Исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 15.03.2012 N 16067/11, освобождение проигравшей стороны от необходимости доказывания своей позиции по рассматриваемому вопросу и представлению доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, нарушает принцип состязательности сторон, закрепленный в статье 65 АПК РФ, и может повлечь произвольное уменьшение судом размера заявленных к взысканию сумм расходов.
Оснований для дальнейшего снижения взысканных судебных расходов в размере 25 000 рублей апелляционный суд не усматривает, соответствующие доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению субъективной позиции лица проигравшего спор без предоставления доказательств завышенности взысканных с департамента расходов, в связи с чем во внимание не принимаются.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы апелляционных жалоб не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.09.2018 по делу N А59-283/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-283/2018
Истец: ООО Торговый дом "Восток"
Ответчик: Администрация г. Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства администрации г.Южно-Сахалинска
Третье лицо: Адылов Денис Валерьевич