г. Самара |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А72-14195/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.10.2018 по делу N А72-14195/2018 (судья Семенова М.А.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 169 (ИНН 7328512080, ОГРН 1077328065770), г.Ульяновск, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7328043368, ОГРН 1027301569987), г.Ульяновск, об оспаривании решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 169 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление Пенсионного фонда) от 24.08.2018 N 083V12180000095 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением от 24.10.2018 по делу N А72-14195/2018, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Ульяновской области заявленные требования удовлетворил.
Управление Пенсионного фонда в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению Управления Пенсионного фонда, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.
Учреждение апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Управление Пенсионного фонда провело плановую выездную проверку Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам проведенной проверки Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 03.08.2018 N 083V10180000257.
24.08.2018 Управление Пенсионного фонда приняло решение N 083V12180000095 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", в соответствии с которым Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 13213,68 руб. (в том числе: 10726,49 руб. - страховые взносы подлежащие уплате в Пенсионный Фонд на ОПС; 2486,59 руб. - страховые взносы подлежащие уплате в ФОМС на ОМС), пени за просрочку их уплаты в сумме 170,48 руб., штраф на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в размере 2642,62 руб.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Учреждения.
В обоснование своей позиции Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что денежные выплаты, произведенные Учреждением работникам в размере 50% от платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательной организации за период 2015-2016 годы, относятся к оплате труда, так как носили систематический характер и зависели от трудового вклада работников и, как следствие, подлежат обложению страховыми взносами.
Согласно оспариваемому решению, Управление Пенсионного фонда включило в базу для начисления страховых взносов выплаты, произведенные Учреждением работникам в размере 50% от платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательной организации за период 2015-2016 год в общей сумме 48756,75 руб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (статья 20 ТК РФ),
Под трудовым договором в статье 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведённых норм Трудового кодекса и положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведёнными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В статье 164 ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений: под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен и статье 165 ТК РФ. На основании статьи 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшею по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из статьи 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты груда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведённых в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанная выше правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62- 1345/2012.
Мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% от платы, взимаемой за содержание детей в образовательной организации, предоставляется при условии, что их дети посещают данную образовательную организацию установлена Постановлением администрации города Ульяновска от 03.07.2013 N 2914 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий специалистов, постоянно или преимущественно проживающих в муниципальном образовании "город Ульяновска" и осуществляется на территории муниципального образования "город Ульяновск" в рамках Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании "город Ульяновск" "Забота", утвержденной Решением Ульяновской городской думы от 21.12.2012 N 223.
Пунктом 5.4. указанной выше Программы предусмотрено, что мера социальной поддержки работников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольною образования, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск" из числа воспитателей, младших воспитателей, помощников воспитателей в виде выплаты в размере 50% от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательных организациях, пропорционально времени нахождения ребенка в образовательной организации, предоставляется ежемесячно в течение календарного года на заявительной основе.
В силу содержания Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 N 609-П "О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими муниципальные и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования", Решения Ульяновской городской Думы от 21.12.2012 N 223, утвердившего Программу дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании "город Ульяновск" "Забота", Постановления Администрации города Ульяновска от 04.07.2013 N 2914 (с изменениями от 23.05.16), Постановления Администрации города Ульяновска от 24.12.2015 N 6564 (с изменениями от 10.05.2018) спорные выплаты подпадают под определение пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Такие выплаты в силу подпункта 1 части 1 статьи 422 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ.
Установленная спорная выплата носит социальный характер и, несмотря на то, что она произведена в связи с наличием трудовых отношений, указанная выплата не обладает признаками заработной платы в смысле статьи 126 ТК РФ, поскольку не является оплатой труда (вознаграждением за труд), не относится к стимулирующим выплатам, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения им самой работы (произведена не в рамках трудовых отношений), предоставляется на основании заявления.
Как следует из пункта 4 приложения 2 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 18.12.2013 N 609-П, заявление подается в образовательную организацию, реализующую образовательную программу, а не к работодателю родителя. Работодатель выступает в таких отношениях не как работодатель, но как образовательная организация, реализующая соответствующую программу. Указанный вывод основан также на том обстоятельстве, что выплаты производятся не по признаку места работы родителя, а производятся тем учреждением, которое посещает ребенок, что исключает признак работодателя (МБДОУ д/с N 169 выплачивает соц.поддержку воспитателю, который работает в д/с N209, так как ребенок посещает МБДОУ д/с N 169). Пункт 5.4 вышеуказанного Решения УГД от 21.12.2012 N 223, также не содержит указание, что дети должны посещать именно те учреждения, где трудится родитель.
Учитывая, что спорные компенсационные выплаты не подпадают под определение выплат, производимых в связи с трудовыми отношениями, осуществляются на основании законодательных актов субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что они не являются объектом обложения страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 229, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 октября 2018 года по делу N А72-14195/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14195/2018
Истец: МБДОУ Детский сад N 169, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 169
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАВОЛЖСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновск
Третье лицо: ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска