Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2019 г. N Ф09-2608/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А71-1001/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от истца Удмуртского республиканского союза общества охотников и рыболовов (ОГРН 1021800004797, ИНН 1835004462): Цыганова Р.К. предъявлен паспорт, выписка из протокола заседания общего собрания, Лучихин А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2019;
от истца общества с ограниченной ответственностью "Эхо" (ОГРН 1021801168476, ИНН 1831066669): Ильин А.Г., предъявлен паспорт, доверенность от 14.01.2019;
от ответчика по первоначальным искам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Эхо"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 октября 2018 года по делу N А71-1001/2018,
принятое судьей Мельниковым А.Ю.,
по исковому заявлению Удмуртского республиканского союза общества охотников и рыболовов
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эхо"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
об обязании исключить из содержания охотхозяйственного соглашения земли и лесные участки планируемого охотничьего хозяйства, об обязании провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении планируемого охотничьего хозяйства,
по встречному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
к Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов
о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения,
установил:
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество с ограниченной ответственностью "Эхо" (далее ООО "Эхо") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об обязании исключить из содержания охотхозяйственного соглашения земли и лесные участки планируемого охотничьего хозяйства, об обязании провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении планируемого охотничьего хозяйства (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.08.2018 вышеуказанные заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2018 к совместному рассмотрению принят встречный иск Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики к Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.10.2018 исковые требования Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов удовлетворены в части, в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики отказано, судом урегулированы возникшие между Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики разногласия при заключении охотхозяйственного соглашения. В удовлетворении исковых требований ООО "Эхо" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом суда первой инстанции, ООО "Эхо" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "Эхо" и об отказе в удовлетворении требований Удмуртского республиканского союза общества охотников и рыболовов и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. В апелляционной жалобе не соглашается с выводами суда первой инстанции об урегулировании разногласий между Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по п. 2.1.1, п. 2.1.2 охотхозяйственного соглашения о границах Сюмсинского охотничьего хозяйства в соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики", при этом ООО "Эхо" полагает, что описание границ, изложенное в данном Указе не соответствует Приказу Минприроды РФ от 06.08.2010 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий", поскольку при описании границ не указаны кадастровые наименования дорог и не содержится указания на четко видимые на местности и долго сохраняющиеся ориентиры.
Кроме того, ООО "Эхо" отмечает, что площади Сюмсинского охотничьего хозяйства, указанные в договоре от 05.01.1999, заключенном между Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов и Управлением охотничьего хозяйства при Правительстве Удмуртской Республики, в лицензии от 29.09.2005, выданной Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов, и в Указе Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики" различны.
Также ООО "Эхо" указывает, что на территории Сюмсинского района, в отношении которой Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов претендует заключить охотхозяйственное соглашение, имеется лесной участок, находящийся в аренде у ООО "Эхо", при этом одновременное использование лесного участка разными субъектами порождает конфликт интересов.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Эхо" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, что на основании ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела.
В суд апелляционной инстанции от ОО "Эхо" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения Верховным Судом Удмуртской Республики дела N 3а-220/2018 по заявлению Маринина И.В о признании недействующим Указа Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики" в части границ и площадей угодий, находящихся в Сюмсинском районе Удмуртской Республики в пользовании Удмуртского республиканского союза общества охотников и рыболовов Сюмсинского района; заказника "Лумпунский".
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отклонено исходя из следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Между тем суд апелляционной инстанции полагает, что рассмотрение настоящего дела возможно по имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем оснований для приостановления производства по настоящему делу не имеется. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что судебный акт по делу об обжаловании Указа Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики" может являться основанием для внесения изменений в охотхозяйственное соглашение во внесудебном порядке либо основанием для пересмотра судебного акта по настоящему делу по новым обстоятельствам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что 05.01.1999 Управление охотничьего хозяйства при Правительстве Удмуртской Республике и Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов (охотпользователь) заключили договор о предоставлении в безвозмездное пользование охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства на территории Удмуртской Республики, согласно которому Управление охотничьего хозяйства при Правительстве Удмуртской Республике предоставляет, а охотпользователь принимает в безвозмездное пользование сроком на 25 лет с 05.01.1999 по 05.01.2024 охотничьи угодья (территорию) общей площадью 572 тыс. гектар для ведения охотничьего хозяйства на этой территории в границах Граховского, Сюмсинского, Кезского, Ярского, Юкаменского, Можгинского охотничьих хозяйств, организованных постановлением СМ УАССР от 11.11.1986 N 329.
На основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2005, постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.08.1998 N 772 Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов является обладателем долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серии ХХ N 0208 от 29.09.2005, срок действия с 29.09.2005 по 05.11.2024, разрешенный вид пользования животным миром - охота. В приложении N 1 к долгосрочной лицензии указана площадь Сюмсинского охотничьего угодья - 97 тыс.га. и описаны его границы: Северная - от п. Ключевка по улучшенной грунтовой дороге через деревни Ходыри, Нов.Гайны, Гура, Малиновка, далее по реке Гуринка до р. Лумпун, далее по квартальной просеке севернее бывшей деревни Васюки до границы с Кировской областью: Западная - по границе с Кировской областью до моста через реку Вала, Юго-Восточная - от моста через реку Вала по Сибирскому тракту через деревни Муки-Какси, Вожектем, до поворота на деревню Васькино, далее через деревни Васькино, Ильино, Чердак, Верх. Юсь до деревни Ст. Чунца, Восточная - по административной границе с Увинским, затем Селтинским районом, Северо-Восточная - по административной границе с Селтинским районом до поселка Ключевка.
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлением исх. N 01-19/105 от 12.05.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий Сюмсинского охотничьего хозяйства сроком на 49 лет.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики письмом N 01-13/8907 от 07.11.2017 направило в адрес Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов для подписания проект охотхозяйственного соглашения.
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов письмом N 01-19/237 от 06.12.2017 направил в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики протокол разногласий по преамбуле, реквизитам охотпользователя, пунктам 1.1, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 6.1, 6.2, 8.1, 9.2.5, 9.2.7, 9.2.11, 9.2.12, 9.2.13 охотхозяйственного соглашения, а также приложению N 2 к нему.
16.01.2018 Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов получил от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики протокол урегулирования разногласий, в соответствии с которым преамбула, реквизиты охотпользователя, пункты 8.1, 8.2, 9.2.5, 9.2.11, 9.2.12, 9.1.13 согласованы в редакции истца, пункт 9.2.13 и приложение N 2 к соглашению исключены.
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов, указывая, что стороны не достигли соглашений по пунктам 1.1, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 6.1, 6.2, 9.2.7 охотхозяйственного соглашения, обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с рассматриваемыми требованиями.
26.12.2006 ФГУ "Сюмсинский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Удмуртской Республике (арендодатель) и ООО "Эхо" (арендатор) на основании протокола о результатах лесного конкурса N 4 от 25.12.2006 заключили договор аренды участка лесного фонда общей площадью 12130 га для нужд охотничьего хозяйства сроком на 25 лет Согласно п. 1.4 договора аренды административное расположение участка лесного фонда, переданного в аренду: Сюмсинский район Удмуртской Республики. Территориальное расположение участка лесного фонда, переданного в аренду для нужд охотничьего хозяйства, приведено в таблице 1 (п. 1.5 договора аренды). Площадь и границы арендуемого участка лесного фонда приводятся в приложении N 1 договора аренды (п. 1.6 договора аренды). 25.01.2008 Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики вынесен приказ N 22 о переоформлении договора аренды лесного участка лесного фонда.
ООО "Эхо" письмом исх. N 01-6 от 10.01.2018 обратилось в Правительство Удмуртской Республики с просьбой провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении планируемого охотничьего хозяйства Сюмсинского района.
В ответ на указанное заявление ООО "Эхо" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики письмом N 01/1-20/0004 от 09.02.2018 сообщило, что Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов как обладатель лицензии на пользование объектами животного мира в отношении охотничьих угодий Сюмсинского охотничьего хозяйства подал заявление на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, в связи с чем проведение аукциона не представляется возможным.
ООО "Эхо", ссылаясь на наличие у него права претендовать на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении участка лесного фонда в Сюмсинском районе Удмуртской Республики по результатам аукциона, обратилось в арбитражный суд с требованиями об обязании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении планируемого охотничьего хозяйства Сюмсинского района, об обязании исключить из содержания охотхозяйственного соглашения с Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов земли и лесные участки планируемого охотничьего хозяйства Сюмсинского района.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики признало исковые требования Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов в части изложения предмета охотхозяйственного соглашения.
Также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики поддержало доводы ООО "Эхо" о том, что заключение охотхозяйственного соглашения в предлагаемой Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов редакции повлечет нарушение прав ООО "Эхо". В связи с чем Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики предъявило встречное исковое заявление к Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов об урегулировании разногласий по пунктам 2.1.1, 2.1.2, 5.2, 7.1 охотхозяйственного соглашения.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В ч. 1, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Как следует из материалов дела, при заключении охотхозяйственного соглашения у сторон возникли разногласия относительно п. 1.1 охотхозяйтвенного соглашения, который в редакции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики изложен следующим образом: "По настоящему Соглашению одна сторона - "Охотпользователь" обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Администрация в соответствии со своей компетенцией обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению на срок, равный сроку действия соглашения. Лесные участки и земельные участки, находящиеся в границах охотничьих угодий, указанных в настоящем Соглашении, предоставляются "Охотпользователю" на срок действия охотхозяйственного соглашения соответствующими органами государственной власти на основании договоров аренды в соответствии с действующим законодательством".
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов со ссылкой на Приказ Минприроды России от 31.03.2010 N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения" указал, что предмет охотхозяйственного соглашения должен быть определен следующим образом: "По настоящему Соглашению одна сторона - "Охотпользователь" обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Администрация обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему Соглашению.".
При рассмотрении настоящего дела Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики признало требования Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов в указанной части.
Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание изложенные выше положения закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что п.1.1 охотхозяйственного соглашения подлежит изложению в редакции, предложенной Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов.
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов просил урегулировать разногласия по п. 2.1.1, п. 2.1.2 охотхозяйственного соглашения, изложить описание границ охотничьего угодья и его площадь в предлагаемой им редакции, аналогичной описанию границ по тексту долгосрочной лицензии.
В ходе рассмотрения дела Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов уточнил требования в указанной части и просил изложить названные пункты в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в его первоначальном проекте охотхозяйственного соглашения (то есть, в соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики").
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики предъявило встречное исковое заявление с требованием о принятии п. 2.1.1, п. 2.1.2 охотхозяйственного соглашения в иной (новой) редакции, исключив из описания границ и площадь спорных охотничьих угодий земельный участок, арендованный ООО "Эхо". Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики во встречном иске заявлено требование об изложении п. 2.1.2 охотхозяйственного соглашения в следующей редакции: "Площадь охотничьего угодья Сюмсинское охотничье хозяйство - 87,07 тыс.га.".
Согласно ч. 1 - ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство; территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации; документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 приложения N 1 к Приказу Минприроды России от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Указом Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики.
Описание границ, первоначально приведенное в проекте охотхозяйственного соглашения, соответствует п. 3.36 "Описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства ОО "Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов" приложения N 2 к Указу Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82.
Доводы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и ООО "Эхо" о том, что общая площадь Сюмсинского охотхозяйства указана в лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 0208 от 29.09.2005, выданной Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов, в размере 97 тыс.га и не соответствует площади, указанной в проекте охотхозяйственного соглашения (103,8 тыс.га), судом отклонены, поскольку указанная в проекте охотхозяйственного соглашения площадь охотничьего хозяйства - 103,8 тыс.га. соответствует таблице 4.1.1 части 4.1 раздела 4 Указа Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики", при этом описание границ Сюмсинского охотхозяйства, указанное в лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 0208 от 29.09.2005, выданной Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов, аналогично описанию границ Сюмсинского охотхозяйства, содержащемуся в Указе Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики".
При подготовке Указа Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики" в результате проведенных охотустроительных работ по описанию местоположения границ охотничьего хозяйства по контракту N 0113200000814000015 от 13.08.2014 площадь Сюмсинского охотничьего хозяйства, указанная в приложении к долгосрочной лицензии от 29.09.2005 в размере 97 тыс.га, арифметически не совпала с фактической ее площадью в размере 103,8 тыс.га, определенной и рассчитанной с помощью специально предусмотренного для этих целей программного обеспечения, при этом описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства остались неизменными.
Данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о необоснованном изменении фактических границ используемого общественной организацией на основании долгосрочной лицензии Сюмсинского охотничьего хозяйства, поскольку границы Сюмсинского охотничьего хозяйства остались неизменными. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, описание границ и площадь охотничьего угодья основано не только на данных приложения N 1 долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX N 0208 от 29.09.2005, но и на основании Указа Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82"Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики".
Доводы ООО "Эхо" о несоответствии Указа Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики" положениям Приказа Минприроды РФ от 06.08.2010 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий", судом отклонены, поскольку указанный нормативный акт недействительным не признан, содержит актуальные сведения, в том числе, об описании спорных границ Сюмсинского охотничьего хозяйства и площади. При этом какие-либо исключения из описания границ Сюмсинского охотхозяйства части охотничьих угодий в Указе Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики" отсутствуют.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства, изложенное в Указе Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82"Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики", произведено с использованием навигационных приборов и после каждого текстового описания подтверждается ссылками на конкретные географические точки, каждая из которых отражена в виде соответствующей широты и долготы с указанием градусов, минут и секунд, что в свою очередь позволяет достаточно точно идентифицировать каждую точку на местности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения встречного требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в данной части не имеется, указанные условия охотхозяйственного соглашения подлежат изложению в уточненной редакции, предложенной Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики также заявлены встречные исковые требования об изложении п. 5.2 охотхозяйственного соглашения в редакции: "размер платы за заключение соглашения составляет 864660 руб. 00 коп.", и п. 7.1 в редакции: "годовой размер сборов за пользование объектами животного мира исчисляется исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численности охотничьих ресурсов, указанных в 3.1 соглашения и составляет 88879 руб. 86 коп.".
Согласно ч. 5 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в ч. 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 490 утверждены ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ ставка платы за единицу площади охотничьего угодья на территории Удмуртской Республики равна 10 руб. 00 коп. за 1 га.
Учитывая площадь охотничьих угодий, указанную в. п 2.1.2 охотхозяйственного соглашения, равную 103,8 тыс.га, размер платы за заключение охотхозяйственного соглашения составляет 1030800 руб. 00 коп.
Устанавливаемый пунктом 7.1 годовой размер сборов за пользование объектами животного мира исчисляется из указанных в пункте 3.1 охотхозяйственного соглашения нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численности охотничьих ресурсов и также зависит от площади охотничьего угодья.
Учитывая общую площадь охотничьих угодий, указанную в п. 2.1.2 охотхозяйственного соглашения и равную 103,8 тыс.га., принимая во внимание нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численность охотничьих ресурсов, годовой размер сборов за пользование объектами животного мира составляет 105957 руб. 62 коп.
Таким образом, встречные требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об урегулировании разногласий по п. 5.2, п. 7.1 охотхозяйственного соглашения удовлетворению не подлежат.
Истцом по первоначальному иску Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов заявлено требование об изложении п. 9.2.7 охотхозяйственного соглашения в следующей редакции: "проводить внутрихозяйственное устройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
Не согласившись с указанной редакцией, ответчиком по первоначальному иску Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики предложено изложить указанный пункт следующим образом: "проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет.".
Согласно частям 1, 11-14 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ссылается на Приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" и Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре".
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов ссылается на то, что Приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" и иные нормативные акты не содержат требований относительно минимальной периодичности проведения внутрихозяйственного охотоустройства и утверждения схемы использования и охраны охотничьего угодья.
В п. 5 Приказа Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" предусмотрено, что при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка указанных в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.
В п. 3 Приказа Минприроды РФ от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" указано, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации составляется на 10 лет.
Согласно п. 6 Приложения 2 к Приказу Минприроды России от 31.08.2010 N 335 "Требования к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации" в раздел "Характеристика состояния численности и размещения охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации" включаются:
6.1. сведения о численности и размещении охотничьих ресурсов (приводятся данные за предыдущий период не менее 10 лет, представленные в виде таблиц, графиков и/или диаграмм);
6.2. таблицы, схемы, диаграммы и/или другой иллюстративный материал, характеризующий состояние использования охотничьих ресурсов;
6.3. информация о динамике использования охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (приводятся данные таблиц, графиков и/или диаграмм за предыдущие 10 лет).
Принимая во внимание изложенные выше положения приказов, регламентирующих осуществление территориального и внутрихозяйственного охотустройства, суд первой инстанции признал разумной минимальную периодичность осуществления внутрихозяйственного охотустройства в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не реже 1 раза в 10 лет.
Таким образом, суд пришел к выводу, что п. 9.2.7 охотхозяйственного соглашения надлежит принять в редакции ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: "проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет.".
Приведенные в апелляционной жалобе ООО "Эхо" доводы о том, что относительно п. 9.2.7 охотхозяйственного соглашения выводы суда первой инстанции, изложенные в мотивировочной части решения, не соответствуют резолютивной части решения, которой в удовлетворении требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, отказано, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данное требование содержалось в первоначальном исковом заявлении Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов, требования которого удовлетворены частично, а не во встречном исковом заявлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, в удовлетворении требований которого отказано. Следовательно, резолютивная часть решения суда первой инстанции не противоречит выводам, содержащимся в мотивировочной части.
ООО "Эхо" заявлено требование об обязании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка лесного фона в Сюмсинском районе Удмуртской Республики для нужд охотничьего хозяйства площадью 12130 га, находящегося в аренде ООО "Эхо" на основании договора аренды лесного участка от 26.12.2006.
Согласно ч. 1 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.
По общему правилу (ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") охотхозяйственное соглашение заключается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем аукциона на право заключения такого соглашения.
Однако в соответствии с ч. 3 ст. 71 указанного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Суд первой инстанции верно исходил из того, что по смыслу вышеприведенных норм, лицо, арендующее лесной участок для ведения охотничьего хозяйства и не имеющее долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, не вправе требовать проведения торгов на право заключения охотхозяйственного соглашения, поскольку ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить охотхозяйственное соглашение без торгов с лицом, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло до дня вступления в силу Закона об охоте на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов.
То обстоятельство, что в пределах охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территорий или акваторий и используемых общественной организацией, имеется лесной участок, арендованный третьим лицом, по смыслу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Лесного кодекса Российской Федерации не является основанием для лишения охотпользователя преимущественного права на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении соответствующей части охотничьих угодий.
Доводы ООО "Эхо" о необходимости проведения аукциона со ссылкой на лишение в противном случае ООО "Эхо"возможности оказывать услуги в сфере ведения охотничьего хозяйства и дублирование на одной территории прав и обязанностей двух лиц, судом отклонены, поскольку само по себе использование ООО "Эхо" лесного участка по договору аренды не исключает право Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов на пользование животным миром на данной территории.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что исковые требования ООО "Эхо не подлежат удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 октября 2018 года по делу N А71-1001/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эхо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.