Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2019 г. N Ф07-4621/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А56-98350/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Ненахова Н.Е., по доверенности от 24.09.2018, Березина Н.П., по доверенности от 19.07.2018
от ответчика: Ильина К.С., по доверенности от 19.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31923/2018) ООО "Малтри" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-98350/2018 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению ООО "Малтри"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановлений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Малтри" (далее - ООО "Малтри", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 29.06.2018 N N 10210000-1603/2018, 10210000-1604/2018, 10210000-1605/2018, 10210000-1606/2018, 10210000-1607/2018 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 500 руб. по каждому постановлению.
Решением суда от 23.10.2018 постановления Таможни изменены в части назначения наказания, штраф снижен до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить.
Податель жалобы ссылается на недоказанность позиции таможенного органа, поскольку согласно информации с интернет-сайта www.fsa.gov.ru представленные декларации не значатся недействительными, кроме того, Таможней не выявлено нарушений порядка проведения испытаний и измерений при осуществлении процедуры соответствия спорного товар, указанное, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии состава вменяемого нарушения. Заявитель также указывает на отсутствие технического регламента, устанавливающего требования для медицинских/ортопедических изделий. Общество ссылается, что провело полную проверку товара, представило пакет документов в Росздравнадзор, провело регистрацию деклараций в Росаккредитации, проверило факт действительности деклараций соответствия на общедоступном сайте Росаккредитации.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с июня по октябрь 2017 года ООО "Малтри" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Шушарском таможенном посту по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10210130/251017/0024600, 10210130/200917/0021780, 10210130/310717/0017391, 10210130/030717/0015015, 10210130/090617/0013043 для помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления на товары (всего 5 товаров), в том числе часть товара N 1:
- "МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ, ИМЕЮЩИЕ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ - ПРОФИЛАКТИКА ИНВАЛИДНОСТИ ИЛИ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ- КОРСЕТЫ, БАНДАЖИ, ОРТЕЗЫ С УСИЛЕННЫМИ ЧАСТЯМИ В АССОРТИМЕНТЕ КОД ОКП 93 9600.
Товары ввезены согласно контракту N 16112009-02 от 16.11.2009. Отправитель товара OHV HANDELS-UND VERWALTUNGS-GMBH ORTENAU, 77654, ГЕРМАНИЯ, OFFENBURG, ROSEGGERWEG. Страна отправления Финляндия, страна происхождения Тайвань.
Получателем и декларантом товара является Общество, лицом заполнившим ДТ в соответствии с графой 54 ДТ, является Бручикова Татьяна Владимировна (доверенность N 4-МИ от 09.01.2017).
Для целей совершения таможенных операций связанных с помещением под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в отношении указанной части товара N 1 по всем указанным ДТ, в 44 графе ДТ заявлены сведения о декларациях о соответствии, в т.ч. N N РОСС Т\У.АГ81.Д09492 от 05.06.2017, РОСС Т\У.АГ81.Д09494 от 05.06.2017, указанные под кодом вида документа 01191 (в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза N 378 от 20.09.2010).
Таможенным органом установлены признаки, указывающие на состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем 24.04.2018 Таможней возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "Малтри".
24.05.2018 в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 29.06.2018 N N 10210000-1603/2018, 10210000-1604/2018, 10210000-1605/2018, 10210000-1606/2018, 10210000-1607/2018 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно указанной квалификации, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 500 руб. по каждому постановлению.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило постановления в арбитражном суде.
Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, образует заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 данного Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведений, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, определено, что для продукции, включенной в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям.
Из материалов дела следует, что для целей совершения таможенных операций связанных с помещением под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления в отношении указанной части товара N 1 по всем указанным ДТ, в 44 графе ДТ были заявлены сведения о декларациях о соответствии, в т.ч. NN РОСС Т\У.АГ81.Д09492 от 05.06.2017, РОСС Т\У.АГ81.Д09494 от 05.06.2017, указанные под кодом вида документа 01191 (в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза N 378 от 20.09.2010).
Положения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее- Закон N 184-ФЗ) регулируют положения технического регулирования Российской Федерации в части не противоречащей положениям технического регулирования Евразийского экономического союза (декларации и сертификаты соответствия требованиям системы ГОСТ Р и технических регламентов РФ). Техническое регулирование ЕАЭС установлено нормативными документами ЕАЭС и Таможенного союза.
В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В соответствии с пунктом 5 настоящей статьи к таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Статьей 4 ТК ТС установлено, что под термином "запреты и ограничения" необходимо понимать комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий, в том числе меры технического регулирования.
Таким образом, меры технического регулирования законодательно отнесены к числу запретов и ограничений, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Пунктом 3 статьи 3 ТК ТС установлено, что при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
Судом первой инстанции установлено, что с указанием сведений о данных декларациях о соответствии помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления медицинские изделия, задекларированные как часть товара N 1 во всех указанных ДТ, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9021101000, код ОКП 939600.
Данные товары соотносятся с объектами подтверждения соответствия, включенными в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 (далее - ПП 982):
-9396 Изделия протезно-ортопедические Изделия протезно-ортопедические*: протезы верхних и нижних конечностей, ортезы, ортопедические аппараты на верхние и нижние конечности, туторы на верхние и нижние конечности корсеты, реклинаторы, обтураторы, лифы к протезно-ортопедической продукции, узлы протезов нижних конечностей, узлы протезов верхних конечностей из 9021.
С учетом примечания к указанному перечню: "* Декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке".
В случае указания в декларации о соответствии в качестве основания для принятия сведений о проведенных испытаниях, испытания должны быть проведены в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ порядок регистрации деклараций о соответствии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и порядок формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Подтверждение соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (ПП РФ N 982) осуществляется в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденной Постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 N11.
Во всех декларациях о соответствии, заявленных по товару N 1 в указанных ДТ, приведены сведения о проведении испытаний в испытательной лаборатории общества с ограниченной ответственностью "Бирюза", регистрационный номер аттестата аккредитации N РОСС RU.0002.04HBP0.
Таможней в официальных реестрах не выявлены сведения о такой испытательной лаборатории.
От управления Росаккредитации по Северо-Западному федеральному округу на запрос Таможни получен ответ от 05.09.2017 исх.N СЗФО/1270/ВГ об отсутствии аттестата аккредитации N РОСС 1Ш.0002.04ИБР0 у испытательной лаборатории ООО "Бирюза".
От Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (АО ВНИИС) в ходе проверки (на запрос Таможни от 07.09.2017 N 22-20/27079) получен ответ (от 13.10.2017 N 1-101/5-106) о том, что продукция: корсеты ортопедические для пояснично-крестцово-грудного отдела позвоночника, изделия протезно-ортопедические (корректоры стопы, ортезы-головодержатели жесткие и полужесткие), бандажи ортопедические на суставы верхних и нижних конечностей, бандажи дородовые включена в "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (ПП982).
Согласно писем Ростехрегулирования (РОССТАНДАРТ) от 18.12.2007 N ГЭ-101-26-/7189 и от 20.04.2011 N АЗ-101-26-/3310 Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (АО "ВНИИС") является организацией, уполномоченной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия для целей таможенного оформления. АО "ВНИИС" - ведущий институт в области оценки соответствия, имеющий соответствующих квалифицированных специалистов и необходимые фонды технической документации. Ростехрегулирование поручило АО "ВНИИС" давать разъяснения по вопросам отнесения продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия.
В силу положений пункта 4 Порядка регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 752 от 24.11.2014, декларация о соответствии, представляемая на регистрацию, должна включать, в т.ч. сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества (при наличии), а также других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. В соответствии с п. 5 данного Положения, декларация о соответствии, содержащая необходимые сведения, направляется заявителем для регистрации в Росаккредитацию с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо, заявитель вправе подать декларацию о соответствии в орган по сертификации для регистрации декларации о соответствии Росаккредитацией.
Применительно к настоящему делу рассматриваемые декларации зарегистрированы органом по сертификации ООО "Бирюза".
Между тем ООО "Малтри", пояснило таможенному органу, что заключило договор на оказание услуг по сертификации с ООО "МедРегЭксперт", которое привлекло третье лицо ООО "Бирюза" для оформления спорного товара. Обществом было представлено регистрационное удостоверение, которое, по мнению Общества, подтверждает, что ввозимый товар прошел полную проверку в аккредитованных лабораториях. До подачи ДТ Общество проверило факт регистрации на сайте Росаккредитации спорных деклараций соответствия.
Как правомерно указал суд первой инстанции, декларация о соответствии оформлена в соответствии с Приказом Минэкономразвития России N 752 от 24.11.2014 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия" (далее - Порядок регистрации).
В соответствии с пунктом 7 Порядка регистрации Федеральная служба по аккредитации в течение одного рабочего дня со дня представления декларации о соответствии регистрирует декларацию о соответствии, присваивает ей регистрационный номер и вносит сведения о декларации о соответствии и ее регистрации в реестр. Проверка, оценка и иные действия в отношении регистрируемых сведений не предусмотрены, регистрация осуществляется по заявительному принципу.
Согласно пункту 4 Порядка регистрации, декларация о соответствии, представляемая на регистрацию, должна включать, в том числе сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества (при наличии), а также других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 5 Порядка регистрации, декларация о соответствии, содержащая необходимые сведения, направляется заявителем (ООО "Малтри") для регистрации в Росаккредитацию с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо, как в рассматриваемом случае, заявитель вправе подать декларацию о соответствии в орган по сертификации для регистрации декларации о соответствии Росаккредитацией.
Между тем, само по себе наличие регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не свидетельствует о соблюдении запретов и ограничений в части технического регулирования.
На это прямо указывают, в том числе, положения части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым "обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение".
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее- Закон N412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется Росаккредитацией в соответствии с Законом N 412-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами (п. 5.1.1 Положения N 845).
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона N 412-ФЗ в случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в Реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в Реестре аккредитованных лиц.
ООО "Бирюза" в указанный реестр не включена, данная организация числится как орган сертификации, но испытательная лаборатория ООО "Бирюза", на основании заключений которой были выданы оспариваемые Таможней декларации о соответствии, в данных Росаккредитации не значится.
Учитывая изложенное, декларации о соответствии, представленные в таможенный орган Обществом при декларировании ввозимых товаров, недействительны.
Общество полагает, что у него отсутствует обязанность предоставления декларации соответствия в таможенный орган при декларировании ортопедических товаров, между тем, как указывалось ранее, в соответствии со статьей 183 ТК ТС при декларировании товаров предоставляются, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора от 29.05.2014 "О Евразийском экономическом союзе", к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
-принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Учитывая вышеизложенное, предоставление регистрационных свидетельств не освобождает декларанта от обязанности предоставить в таможенный орган также и декларации о соответствии.
В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие вины, ссылаясь на проверку деклараций соответствия на сайте Росаккредитации.
Статья 19 Закона N 184-ФЗ указывает на недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации (п. 1 ч. 2 ст. 13 Закона N 412-ФЗ).
В соответствии с примечанием 2 к главе 16 КоАП РФ для целей применения главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Между тем, Общество, являясь лицом, на котором лежит ответственность получения и представления действительного документа (декларации о соответствия) в таможенный орган, имело возможность проверить полномочия испытательной лаборатории, заблаговременно проверив данную информацию на открытом сайте Росаккредитации.
Материалами дела подтверждено, что декларация о соответствии, предъявленная Обществом, выдана с нарушением установленного порядка и не может быть признана действительным документом для подтверждения соответствия, что, в свою очередь, образует в его действиях событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), в том числе исходя из объекта посягательства правонарушения, не имеется.
Суд первой инстанции посчитал возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чрезмерностью наложенного штрафа, требованиями справедливости, соразмерности и индивидуализации наказания снизив размер назначенного административного штрафа до 50 000 руб. по каждому постановлению. По мнению суда апелляционной инстанции, указанный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, индивидуализации наказания, соответствует тяжести совершенного правонарушения, оснований для вывода о его чрезмерности не имеется. С решением суда в части снижения штрафа таможенный орган не спорит.
Таким образом, решение суда является правильным и оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-98350/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.