Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф01-1400/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А38-4607/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен 23.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Долговой Ж.А., Волгиной О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цыганковой Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.10.2018 по делу N А38-4607/2018,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (ИНН 2460213509 ОГРН 1092468001482) к федеральному государственному казенному учреждению "Авиационная база" (ИНН 1200001370, ОГРН 1021200779038) о взыскании задолженности,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - ООО "Аэропорт Емельяново") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Авиационная база" (далее - ФГКУ "Авиационная база") о взыскании 36 789 руб. 33 коп. задолженности.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов.
Решением от 11.10.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Аэропорт Емельяново" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель считает, что оказанные истцом услуги (временная стоянка на аэродроме, доставка экипажа, взлет-посадка, буксировка, водило буксировочное) не входят в понятие "обеспечение полета" и подлежат оплате.
Стороны участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили. Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.07.2015 и 16.10.2015 ООО "Аэропорт Емельяново" оказало в аэропорту "Красноярск" (Емельяново) услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию (взлет-посадка, обеспечение авиационной безопасности, временная стоянка на аэродроме, доставка экипажа, обеспечение приема-выпуска) воздушных судов Ми-8, номера бортов RF28515 и R72015.
Доказательствами оказания услуг являются акты N 3435 от 09.07.2015 и N 7792 от 20.10.2016.
Претензией от 19.12.2017 ответчик потребовал произвести оплату оказанных услуг в размере 36 789 руб. 33 коп.
ФГКУ "Авиационная база" в удовлетворении претензии отказало, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 10.2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
В соответствии с пунктом "ж.1" статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (далее - Закон N 40-ФЗ) органы Федеральной службы безопасности имеют право использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения.
Согласно статье 2 Закона N 40-ФЗ авиационные подразделения входят в систему органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с пунктом 1 Устава ФГКУ "Авиационная база", утвержденного приказом ФСБ России от 29.08.2011 N 465, ответчик является авиационным подразделением ФСБ России, реализующим направления деятельности ФСБ России в области авиации ФСБ России.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) авиационным подразделениям органов федеральной службы безопасности при выполнении ими служебных задач предоставляются на безвозмездной основе.
Как следует из материалов дела, воздушные суда Ми-8 (номера бортов RF28515 и R72015), в отношении которых истцом оказаны услуги по обслуживанию, выполняли одну из служебных задач, и рейс не был связан с коммерческими воздушными перевозками.
Доказательства обратного, с учетом деятельности, осуществляемой ответчиком, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) авиационным подразделениям органов федеральной службы безопасности при выполнении ими служебных задач предоставляются на безвозмездной основе.
Таким образом, оказанные ООО "Аэропорт Емельяново" услуги связаны с обеспечением полета в целях выполнения служебных задач, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" должны были быть оказаны на безвозмездной основе.
Доводы заявителя жалобы о том, что спорные услуги, оказанные ответчику, не входят в перечень услуг, предоставляемых безвозмездно на основании Приказа Минтранса Российской Федерации от 31.07.2009 N 128, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 утверждены Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", которые устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, не подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Вместе с тем, пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" (далее - Правила N 37), конкретизирует, какие услуги понимаются под наземным обеспечением полетов, а именно - иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.
В свою очередь, в Приказе Минтранса Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" в разделе IV установлен перечень данных услуг (работ).
В соответствии с Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241, вышеперечисленные тарифы относятся к группе тарифов за наземное обслуживание воздушного судна (раздел IV приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241).
При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд считает решение законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.10.2018 по делу N А38-4607/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4607/2018
Истец: ООО Аэропорт Емельяново
Ответчик: ФГКУ Авиационная база ФС безопасности РФ