Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф02-1085/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А19-23291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Яцкевич Ю.С. и секретаря судебного заседания Белых И.А. апелляционную жалобу ы Министерства сельского хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2018 года по делу N А19-23291/2017 по заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221) к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654), Федеральному казначейству (ОГРН 1047797019830, ИНН 7710568760), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о признании недействительным представления от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998, уведомления от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1647, приказ от 21.09.2017 N 858, об обязании возврата в бюджет Иркутской области 1 251 396 рублей 35 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Возрождение" (ОГРН 1123850012043, ИНН 382701001), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259),
(суд первой инстанции: судья Дмитриенко Е.В.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Иркутской области - Казанцев С.О. - представителя по доверенности N 02-57-3541 от 03.12.2018, Карповой К.Н. - представителя по доверенности N 02-57-3545 от 03.12.2018,
от Управления Федерального казначейства по Иркутской области - Щеняцкой И.И. - представителя по доверенности N 34-20-30/6 от 10.01.2018, Рютиной Н.Н. - представителя по доверенности N 34-20-30/18 от 10.01.2018,
установил:
Министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным представления от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998 Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее также - УФК по Иркутской области или Управление), о признании недействительным уведомления Федерального казначейства от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1647, о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2017 N 858, о взыскании из федерального бюджета в бюджет Иркутской области 1 251 396 рублей 35 копеек.
Определениями суда от 01.12.2017, от 25.12.2017, от 03.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Возрождение", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Иркутской области в лице Министерства сельского хозяйства Иркутской области заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации N 153/17-С (т. 2, л.д. 43-51).
Данное соглашение было заключено в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2016 год" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 в целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ответственным исполнителем которого является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
25.02.2016 года между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и ООО "Возрождение" (получатель) заключено соглашение N 16-78/11-008 о предоставлении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства.
Выполняя условия соглашения, Министерство сельского хозяйства Иркутской области предоставило ООО "Возрождение" субсидию в размере 1 251 396,35 рублей.
В период с 10 июля 2017 года по 18 июля 2017 года должностными лицами Управления Федерального казначейства по Иркутской области в отношении Министерства сельского хозяйства Иркутской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 717 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 N 1421). Проверяемый период 2016 год.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а так же условия договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.
В частности, установлено, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 4, пункта 17 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 N 78-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.12.2015 N 677-пп) (далее - Положение о предоставлении субсидий), пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (далее - N 1370), генеральным директором ООО "Возрождение" Остапенко О.П. в результате предоставления в Министерство недостоверной информации о наличии поголовья коров за 2015 год в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" необоснованно получена субсидия на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств федерального бюджета в размере 1 251 396,35 рублей.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.07.2017 года.
Представлением УФК по Иркутской области от 04.08.2017 года N 34-12-47/22- 4998 (том 1, листы дела 76-78) Министерству предписано рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условии их совершения в срок до 1.10.2017 года. О результатах исполнения представления проинформировать УФК по Иркутской области до 9 октября 2017 года.
22.08.2017 года Федеральное казначейство на основании пункта 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 71 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление от 22 августа 2017 года N 07-04-04/09-1647 (том 1, листы дела 79-83) о применении бюджетных мер принуждения по результатам проверки в отношении Министерства сельского хозяйства Иркутской области, проведенной УФК по Иркутской области.
21.09.2017 года Министерством финансов Российской Федерации был издан приказ N 858 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (том 1, листы дела 85-86).
Заявитель полагая, что представление от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998 Управления Федерального казначейства по Иркутской области, уведомление Федерального казначейства от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1647, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2017 N 858, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы Министерства сельского хозяйства Иркутской области в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Согласно пункту 2 Правил N 1370 субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1370 средства на возмещение части затрат на 1 килограмм молока предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации на указанные цели исходя из наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров и (или) коз на 1-е число месяца их обращения в уполномоченный орган за получением средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока.
Согласно пункту 3 Правил N 1370 в числе прочих условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (подпункты "а" и "б") указано наличие на территории субъекта Российской Федерации сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока; и наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпункте "а" данного пункта, поголовья коров и (или) коз.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1370 субсидии предоставляются на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Правил N 1370 в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1370 ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на уполномоченные органы.
В случае несоблюдения условий, установленных соглашением и данными Правилами, соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 25 Правил N 1370 предусмотрено, что контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг; из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" осуществляется государственная поддержка развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717), ответственным исполнителем которой является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы 8 "Развитие молочного скотоводства" Государственной программы Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (по состоянию на момент выдачи министерством сельского хозяйства Иркутской области субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Субсидии)) являлись: производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн; товарность молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, процентов; удельный вес идентифицированного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления в общем маточном поголовье крупного рогатого скота молочного направления, процентов; количество скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах 18 молочного направления (молочных фермах), тыс. скотомест. Средства федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правилами N 1370.
В соответствии с Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 09 декабря 2013 года 568-пп "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы", утверждена государственная программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы (далее -
Государственная программа Иркутской области от 09 декабря 2013 года N 568-пп).
Ответственным исполнителем Государственной программы Иркутской области от 09 декабря 2013 года 568-пп определено Министерство сельского хозяйства Иркутской области.
Одной из подпрограмм Государственной программы Иркутской области от 09 декабря 2013 года N 568-пп является "Развитие молочного животноводства в Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (Приложение 5) (далее - подпрограмма N 5 Государственной программы Иркутской области от 09 декабря 2013 года N 568-пп). Целью данной подпрограммы является развитие отрасли молочного скотоводства. Целевыми показателями подпрограммы N 5 Государственной программы Иркутской области от 09 декабря 2013 года N 568-пп (по состоянию на момент выдачи министерством сельского хозяйства Иркутской области субсидии) являлись:
1. Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
2. Поголовье коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
3. Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Согласно пункта 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999, предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что во исполнение Правил N 1370 03.02.2016 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Иркутской области в лице министра сельского хозяйства Иркутской области заключено Соглашение N 153/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Иркутской области на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Соглашение от 03.02.2016 N 153/17-с).
Пунктом 2.2.7 Соглашения от 03.02.2016 N 153/17-с было предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства Иркутской области обеспечивает адресное предоставление средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, сельскохозяйственным производителям.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения от 03.02.2016 N 153/17-с исполнительный орган несет ответственность за целевое использование субсидий предоставленных бюджету Иркутской области, достоверность, полноту и своевременность предоставления сведений в Минсельхоз России.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" дано определение для понятия сельскохозяйственный товаропроизводитель:
1) организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год;
2) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
4) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
25.02.2016 года между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и ООО "Возрождение" (получатель) в соответствии с Положением N 78-пп заключено Соглашение N 16-78/11-008 о предоставлении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства.
Предметом Соглашения от 25.02.2016 N 16-78/11-008 являлось то, что ООО "Возрождение" обязуется соблюдать условия предоставления субсидий из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции (субсидии), предоставлять заявки на перечисление субсидий и документы, подтверждающие соблюдение условий и целей предоставления субсидий в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11 марта 2013 года N 78-пп (далее - Положение от 11 марта 2013 года N 78-пп), а Министерство сельского хозяйства Иркутской области обязуется предоставить ООО "Возрождение" субсидии в соответствии с Положением от 11 марта 2013 года N 78-пп.
Выполняя условия соглашения, Министерство сельского хозяйства Иркутской области предоставило ООО "Возрождение" субсидию в размере 1 251 396,35 рублей.
В нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), подпункта 1 пункта 4, пункта 17 Положения от 11 марта 2013 года N 78-пп), пункта 3 Правил N 1370 генеральным директором ООО "Возрождение" Остапенко О.П. в результате предоставления в Министерство недостоверной информации о наличии поголовья коров за 2015 год в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" необоснованно получена субсидия на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств федерального бюджета в размере 1 251 396,35 рублей.
По итогам проверки УФК по Иркутской области оформило представление от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998 (том 1, листы дела 76-78), которым Министерству предписано рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условии их совершения в срок до 01.10.2017. О результатах исполнения представления проинформировать УФК по Иркутской области до 9 октября 2017 года.
Из оспариваемого представления следует, что Министерством сельского хозяйства Иркутской области совершено бюджетное нарушение в рамках Подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в результате предоставления Генеральным директором ООО "Возрождение" недостоверной информации о наличии у ООО "Возрождение" поголовья коров за 2015 год необоснованно выделена субсидия на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств федерального бюджета.
В перечне документов, подтверждающих нарушение, указанном в представлении, перечислены, в том числе отчет о финансово-экономическом состоянии ООО "Возрождение", представленном в Минсельхоз ИО, копия пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2015 год, копия отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса (форма N 6-АПК), копия отчета о наличии животных (формы N 15-АПК), копия договора на выполнение работ по уходу за животными и получении продукции животноводства от 31.08.2012 N 38/2, акт встречной проверки ООО "Возрождение" от 18.07.2017 и акт встречной проверки ФГБНУ "Иркутский научный исследовательский институт сельского хозяйства от 17.07.2017.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ООО "Возрождение" о взыскании денежных средств представленной субсидии (за счет средств федерального бюджета) в размере 1 251 396 рублей 35 копеек, что, как правильно указал суд первой инстанции, указывает на исполнение заявителем представления УФК по Иркутской области, поскольку такие действия направлены на устранение бюджетного нарушения.
Вступившим в законную силу Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу А19-16505/2017, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.08.2018, исковые требования Министерства сельского хозяйства Иркутской области удовлетворены.
С ООО "Возрождение" взысканы денежные средства в размере 1 251 396 рублей 35 копеек, составившие сумму субсидии, перечисленной по соглашению от 25.02.2016 N 16-78/11-008.
Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 г. по делу А19-16505/2017 установлено, что для получения субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств федерального бюджета в министерство сельского хозяйства Иркутской области обществом представлен пакет документов, в котором по состоянию на 01.01.2016 и на 01.01.2017 указано поголовье коров, числившееся в составе основных средств на балансе ГНУ Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии. Общество оказывало ГНУ Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии услуги согласно договору на выполнение сельскохозяйственных работ по уходу за животными и получении продукции животноводства от 31.08.2012 N 38/2. Указанным договором передача КРС в аренду ООО "Возрождение", в том числе полученный приплод и прирост крупнорогатого скота, не предусмотрена, в пункте 8.1 договора указано, что полученный приплод и прирост КРС является собственностью ГНУ Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии.Из взаимосвязанных пунктов 1.1, 1.3, 2.4 договора следует, что общество должно было получать вознаграждение в размере 10 процентов от реализованной сельскохозяйственной продукции (молоко) в качестве оплаты затрат на производство продукции животноводства. Следовательно, затраты исполнителя фактически компенсировались вознаграждением в размере 10 процентов от реализованной сельскохозяйственной продукции и дополнительно - 90 процентов от доходов, причитающихся заказчику, что свидетельствует об отсутствии основания для получения субсидии на возмещение части затрат общества.
Обстоятельства дела, установленные апелляционным судом, свидетельствуют о доказанности Министерством фактов необоснованного получения обществом средств субсидий.
Установленные в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-16505/2017 обстоятельства в соответствии со статьей 69 АПК РФ являются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, поскольку стороны по настоящему делу участвовали при рассмотрении спора.
В связи с изложенным, оснований для признания представления Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998 недействительным не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Из вышеуказанного, как правильно указал суд первой инстанции, следует, что оспариваемые представление от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998 Управления Федерального казначейства по Иркутской области, уведомление Федерального казначейства от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1647, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2017 N 858 соответствуют бюджетному законодательству и не нарушают прав Министерства сельского хозяйства Иркутской области.
Требование заявителя о взыскании в бюджет Иркутской области средства в размере 1 251 396 рублей 35 копеек является несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу А19-16505/2017, оставленным без изменений постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.08.2018, исковые требования Министерства сельского хозяйства Иркутской области удовлетворены.
С ООО "Возрождение" в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области были взысканы денежные средства в размере 1 251 396 рублей 35 копеек, составившие сумму субсидии, перечисленной по соглашению от 25.02.2016 N 16-78/11-008.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые представление от 04.08.2017 N 34-12-47/22-4998 Управления Федерального казначейства по Иркутской области, уведомление Федерального казначейства от 22.08.2017 N 07-04-04/09-1647, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2017 N 858 соответствуют требованиям законодательства, не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования Министерства сельского хозяйства Иркутской области удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2018 года по делу N А19-23291/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23291/2017
Истец: Министерство сельского хозяйства Иркутской области
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Иркутской области, Федеральное казначейство
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "Возрождение"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1085/19
30.01.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3706/18
24.10.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23291/17
03.07.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3706/18
08.06.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23291/17