Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2019 г. N Ф02-2204/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
4 февраля 2019 г. |
А78-11023/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Даровских К.Н., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вохмяниной О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя акционерного общества "Читаэнергосбыт" по доверенности от 29.12.2018 Мирзоевой З.С., представителя по доверенности от 29.12.2018 Алексеевой О.В.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" по доверенности от 01.06.2018 Безруковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 октября 2018 года по делу N А78-11023/2017 по иску акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, адрес: 672039, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 38) к обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ОГРН 1107524000220, ИНН 7524016138, адрес: 672526, Забайкальский край, Читинский район, с. Новая Кука, мкр. Забайкальская птицефабрика, д. 12, офис 49) о взыскании 881 187,74 руб.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811, адрес: 672007, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, д.157) (суд первой инстанции: судья Попова И.П.),
установил:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - АО "Читаэнергосбыт", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", ответчик) о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с ноября 2015 года по декабрь 2016 года в размере 881 187,74 руб.
Определением от 05.10.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального района "Читинский район".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 октября 2018 года с ООО "Меркурий" в пользу АО "Читаэнергосбыт" взыскано 881 187,74 руб. основного долга, 20 624 руб. расходов по оплате государственной пошлины, всего - 901 811,74 руб. Из федерального бюджета АО "Читаэнергосбыт" возвращена государственная пошлина в размере 26 376 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Меркурий" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на то, что не является исполнителем коммунальной услуги; полномочий по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, оснований для приобретения ресурсов для нужд населения у общества не имелось; договор энергоснабжения между истцом и ответчиком в спорный период не заключался; фактические договорные отношения сложились между истцом и собственниками помещений в МКД по поставке коммунальных ресурсов. Заявитель полагает, что отношения между ответчиком и истцом не могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети; собственники и пользователи помещений не делегировали ответчику право заключать договор электроснабжения на ОДН с истцом; обязательность заключения договора энергоснабжения для управляющей компании действующим законодательством не установлена.
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители истца поддержали позицию по делу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица, участвующего в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно протоколу N 2 Государственной жилищной инспекцией Забайкальского края рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 14.10.2015, ООО "Меркурий" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов (далее - МКД), расположенных по адресу: Забайкальский кр., Читинский р-н, с. Новая Кука, мкр. Забайкальская птицефабрика, дома NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 13, 14 (л.д. 24-25 т. 1).
Поставку электрической энергии в указанные дома осуществляет истец, являющийся гарантирующим поставщиком.
Договор на поставку электроэнергии ООО "Лотос" с ресурсоснабжающей организацией не заключался
В подтверждение установки общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) представлены акты технической проверки/допуска (л.д. 26-35 т. 1).
Показания общедомовых приборов учета подтверждены реестрами снятия показаний приборов учета (л.д. 36-50 т. 1, л.д. 25-39 т. 3).
Объем индивидуального потребления подтверждается журналы учета показаний (л.д. 10-183 т. 6, л.д. 1-151 т. 7), ведомостями снятия показаний (л.д. 119-132 т. 8), ведомостями показаний, переданных абонентами по телефону, по SMS, мобильным сборщиком, ведомостями контрольных обходов (л.д. 133-136, 140-143, 147-150, 151-159 т. 8, л.д. 1-126 т. 9).
В материалы дела также представлены начисления и оплаты в разрезе лицевых счетов в электронной форме (ходатайство и диск - л.д. 13 т. 10).
На оплату потребленной в период с ноября 2015 года по декабрь 2016 года электроэнергии истец выставил ответчику счета-фактуры.
Стоимость электроэнергии определена по тарифам, установленным приказами РСТ Забайкальского края (л.д. 91-106 т. 1).
Доказательств оплаты потребленной электроэнергии в материалы дела не представлено.
Ссылаясь на то, что обязательства по оплате потребленной электрической энергии ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, надлежащим образом не выполняет, на претензию (л.д. 89-90 т. 1) не ответил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения, сложившиеся между истцом и ответчиком, являются отношениями по снабжению электрической энергией через присоединенную сеть многоквартирного дома, следовательно, регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными нормами, предусмотренными Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По части 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
По части 3 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30) указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Согласно пункту 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается, что в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, оплата ресурса производится путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление Пленума N 22), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, оплата коммунального ресурса напрямую ресурсоснабжающей организации при управлении домом управляющей организацией возможна при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В пункте 35 Постановления Пленума N 22 указано, что приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель-абонент, приобретающий электрическую энергию или иные энергетические ресурсы, и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство вводит в это правоотношение дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации соответствующие коммунальные ресурсы, а с другой, оказывает потребителям коммунальные услуги.
По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Соответственно, такой исполнитель и оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность лиц, проживающих в многоквартирном доме, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В силу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Пункт 14 Правил N 354 связывает возникновение обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией (в отсутствие договора).
Иное толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Таким образом, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). При этом из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависит от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей организации влечет для него возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг по отношению к жителям находящегося в управлении многоквартирного дома с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, доводы, которые заявитель апелляционной жалобы приводит в обоснование своей жалобы в виде отсутствия у него статуса исполнителя коммунальных услуг и отсутствия оснований для взимания платы за поставку электроэнергии в связи с непосредственными отношениями собственников жилых помещений с ресурсоснабжающей организацией, противоречат действующему законодательству.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что у него отсутствует обязанность заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, несостоятельны в правовом отношении, поскольку такая обязанность законодательно возложена на управляющую организацию статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 31 Правил N 354.
Довод заявителя жалобы о том, что он выбран управляющей организацией в спорных домах только лишь для оказания услуги по вывозу мусора, не соответствует указанному правовому регулированию и опровергается материалами дела.
Так, постановлением Администрации муниципального района "Читинский район" от 10.09.2015 N 1981 (л.д. 41-42 т. 2) с учетом его изменения постановлением от 24.09.2015 N 2088 (л.д. 132-133 т. 2) принято решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения "Новокукинское" в с. Новая Кука, мкр. ЗПФ, дома 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 13, 14, утверждена конкурсная документация (л.д. 46-131 т. 2), извещение о проведении открытого конкурса (л.д. 43-45 т. 2).
Обязанность органа местного самоуправления провести такой конкурс прямо предусмотрена частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
О том, что администрация проводила конкурс именно в целях отбора управляющей организации для управления многоквартирными домами, а не для оказания отдельной услуги, свидетельствует ссылка в ее постановлении и извещении на постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Конкурсная документация содержала условия для участия в конкурсе на право заключения договора управления многоквартирными домами, проект которого является приложением N 6 к конкурсной документации (л.д. 120-129 т. 2) и который предусматривает обязанность управляющей организации обеспечивать пользователей помещений в МКД коммунальными услугами, проводить проверку технического состояния коммунальных систем в помещениях пользователей, помещений МКД, проверять правильность учета потребления ресурсов согласно показаниям приборов учета, проверять работу установленных приборов учета и сохранности пломб (пункты 2.1.8, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4), стоимость подлежащих оплате коммунальных услуг мест общего пользования (подъезды, подвалы, чердаки) распределяется между пользователями пропорционально площади занимаемых помещений (пункт 3.3), внесение платы за коммунальные услуги осуществляется пользователями соразмерно их обязательствам управляющей организации (пункт 3.4).
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 14.10.2015 управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных жилых домов является ответчик (л.д. 24-25 т. 1).
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом к оплате предъявлен долг за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирными домами, за период ноябрь 2015-декабрь 2016 года.
Расчет потребленной электроэнергии произведен истцом с учетом Правил N 124 как разница между потреблением электроэнергии в целом по домам и индивидуальным потреблением, которая составила за заявленный период 1 289 720,29 руб. (расчет - л.д. 3-5 т. 10).
Расчеты судом проверены и признаны верными.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 12505/11 по делу N А56-1486/2010).
Доводы ответчика о производившихся гражданами платежах и вынесенных судебных приказах в части общедомовых нужд истцом учтены, оплаты учтены истцом в расчете, в материалы дела представлены реестры оплат. Возражения ответчика по дому N 6 были приняты истцом, с учетом этого, остаток задолженности составил 881187,74 руб. (уточнение - л.д. 75-76 т. 10).
Документов, опровергающих доказательства истца в части объемов и стоимости электроэнергии, ответчик в материалы дела не представил, расчеты истца не опроверг.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 октября 2018 года по делу N А78-11023/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11023/2017
Истец: АО "ЧИТАЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "Меркурий"
Третье лицо: Администрация муниципального района "Читинский район"
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-11023/17
28.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2204/19
05.04.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-11023/17
04.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6678/18
03.10.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-11023/17