Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2019 г. N Ф07-4871/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А56-102551/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Злобина Т.С. - доверенность от 07.08.2018 Шегеда Т.В. - доверенность от 07.08.2018
от ответчика (должника): 1) Скочилов Д.Н. - доверенность от 19.03.2018 2) Царев А.В. - доверенность от 14.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34159/2018) ООО "АСК-АВТО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2018 по делу N А56-102551/2018 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению ООО "АСК-АВТО"
к 1) УФНС по Санкт-Петербургу, 2) МИФНС N 23 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АСК-АВТО" (далее - Общество налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.02.2018 N 2 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления ФНС по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 19.04.2018 N 16-13/25019, обязании инспекции устранить допущенные нарушения путем возмещения НДС за 2 квартал 2017 года в сумме 54 166 рублей.
Решением суда первой инстанции от 06.11.2018 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее у4дволетворении.
Представители инспекции и Управления с жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Обществом 21.08.2017 представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017.
По результатам камеральном проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт N 4501 от 05.12.2017 и принято решение N 2 от 12.02.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 600 руб., уменьшен, предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 54 166 руб., предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 19.04.2018 N 16-13/25019 оставлена без удовлетворения.
Считая решения инспекции и Управления не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налоговых органов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на соответствие решений Инспекции и Управления требованиям налогового кодекса РФ.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 49 615,61 рублей послужил вывод Инспекции о предъявлении к возмещению из бюджета спорной суммы НДС за пределами трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Статья 171 НК РФ предусматривает право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты, которые по общему правилу производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Статья 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) получены, после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов, в том числе счетов-фактур.
На основании пункта 3 статьи 172 НК РФ вычет сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в порядке, предусмотренном этой статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - постановление N 33), правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
В силу пункта 28 постановления N 33 право на налоговый вычет может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница.
Таким образом, из совокупности указанных выше положений следует, что налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога, заявленного в налоговой декларации, в том числе уточненной в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов, применение которых ведет к возникновению суммы возмещения.
В ходе камеральной проверки установлено, что Обществом предъявлен к возмещению НДС в сумме 49 615,61 рубль по счетам-фактурам, выставленным поставщиками товаров в период с 12.01.2007 по 10.06.2014.
Признавая законными оспариваемые решения, суд первой инстанции исходил из того, что трехлетний срок для подачи налоговых деклараций за период 1 квартал 2007 года - 2 квартал 2014 года истек 31.03.2010 - 30.06.2017, в то время как уточненная налоговая декларация, в которой заявлено о возмещении налога из бюджета, подана Обществом в налоговый орган 21.08.2017 - по истечении установленного законом срока.
Доводы Общества о неправомерно неприменении судом первой инстанции положений п. 9 ст. 346.26 НК РФ отклоняется апелляционным судом.
Материалами дела установлено, что Общество применяет общую систему налогообложения, в связи с чем, в силу ст. 143 НК РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость. Кроме того, Общество применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и в соответствии со ст.346.28 НК РФ является плательщиком единого налога на вмененный доход в отношении объекта, расположенного на территории Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу.
Обществом изначально товары, вычет по которым предъявлен в уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, приобретены для осуществления деятельности по ЕНВД и приняты к учету.
Фактически во втором квартале 2017 года товары были реализованы юридическим лицам, в связи с чем указанные операции подлежат налогообложению по общей системе.
По мнению Общества, только во 2 квартале 2017 года имелись в наличии условия, позволяющие принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения.
Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Пунктом 7 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (ст. 146 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 153 НК РФ налоговая база по НДС установлена как выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, которая определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ).
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171 - 172 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественный прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 этой статьи установлены требования к его содержанию и оформлению, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.
Пунктом 1 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями данной главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, установленных п. 2 данной статьи.
При этом суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) либо приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 названной статьи, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 данного пункта, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ.
В силу указанных норм материального права, налогоплательщики, при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению как по общей системе, так и ЕНВД, принимают к вычету "входной" НДС в соответствии с положениями ст. 169 - 173 НК РФ, а в случае использования приобретенного товара в деятельности по ЕНВД, принятый к вычету "входной" НДС подлежит восстановлению.
По состоянию на дату приобретения товаров у Общества имелись основания для применения налогового вычета по спорным счетам-фактурам, поскольку условия, определенные ст. 171 - 172 НК РФ соблюдены.
Приобретенные товары приняты на учет, то есть оприходованы налогоплательщиком.
При этом для вычета НДС важен сам факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете. Счет на котором оприходованы товары (работы, услуги), в данном случае значения не имеет.
Действующее налоговое законодательство не предоставляет налогоплательщику право по своему усмотрению определять налоговый период, в котором будут предъявлены к вычету суммы НДС, право на вычет которых возникло в конкретном налоговом периоде. Иной порядок заявления за рамками соответствующего периода налоговых вычетов позволил бы произвольно применять пункт 2 статьи 173 НК РФ в части ограничения срока на возмещение НДС из бюджета тремя годами после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло такое право.
При этом под соответствующим налоговым периодом понимается тот период времени, в котором у налогоплательщика возникло право на отражение в налоговой декларации суммы налоговых вычетов по НДС.
Таким образом, право на применение налоговых вычетов возникло у Общества при приобретении товаров, соответственно в период 1 квартал 2007 года - 2 квартал 2014 года.
Исходя из пункта 2 статьи 173 НК РФ налогоплательщик утрачивает право на возмещение отрицательной разницы между суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и налоговыми вычетами, если налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
При этом, Обществом, при ведении раздельного учета, приобретенные товары учтены на деятельность по ЕНВД, вычеты в соответствующих периодах не заявлены, а при реализации товаров (использовании товаров в деятельности подлежащей налогообложению по общей системе), налогоплательщик за пределами срока, установленного ст. 173 НК РФ, предъявил к вычету "входной" НДС по счетам-фактурам, выставленным в 2007 - 2014 годах.
В пункте 9 статьи 346.26 Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
В рассматриваемом деле Общество не прекратило использовать специальный налоговый режим ЕНВД и не переходило в полном объеме на общий режим налогообложения, в связи с чем положения пункта 9 статьи 346.26 НК РФ не подлежит применению при рассмотрнении настоящего спора.
Вышеуказанная норма Кодекса устанавливают особенности применения специальных налоговых режимов, к которым относится ЕНВД, правовые последствия перехода с них на общий режим налогообложения, а также порядок применения вычетов по НДС при переходе на общий режим налогообложения, в связи с чем недопустимым является применение по аналогии положений пункта 9 статьи 346.26 НК РФ, на чем настаивает налогоплательщик.
С учетом изложенных обстоятельств налоговый орган правомерно отказал заявителю в вычете НДС в сумме 49 615,61 рубль.
Основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в сумме 4 550,23 рубля явилось непредставление налогоплательщиком счетов-фактур, по операциям, отраженным в книге покупок.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (пункт 2 статьи 169 Кодекса).
Из перечисленных норм следует, что основными условиями, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) являются: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие надлежаще оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований, исходил из установленного налоговым законодательством порядка реализации налогоплательщиком права на налоговый вычет по НДС, включая обязательность представления налоговому органу документов, предусмотренных нормами публичного права и потому отличающихся незаменимостью, исключительностью и строгой формальной определенностью.
Положения налогового законодательства, регулирующие порядок исчисления налога на добавленную стоимость и определяющие правовые последствия выставления счета-фактуры, подлежат буквальному (неукоснительному) исполнению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.
Обязательное представление в обоснование заявленных вычетов счетов-фактур, а также соответствие счетов-фактур требованиям ст. 169 НК РФ позволяет определить контрагентов по сделке, их адреса, объект сделки, количество поставляемых товаров, цену товара, а также сумму начисленного налога, подлежащую уплате и принимаемую далее к вычету. То есть целью выставления счет-фактуры является возможность осуществить налоговым органам контроль за обоснованностью исчисления плательщиком налога и заявленных им вычетов.
Представленные Обществом документы на камеральную налоговую проверку в подтверждение права на налоговые вычеты НДС в сумме 4 550,23 руб., уплаченного при приобретении товаров у различных контрагентов, без предоставления счетов-фактур не позволяют налоговому органу проверить обоснованность таких вычетов, что является самостоятельным основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС.
Оспариваемым решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 6 600 рублей.
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
По смыслу статьи 126 НК РФ ответственность за непредставление документов наступает, когда обязанное лицо не представило в установленный срок те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля. Нарушение налогоплательщиком или налоговым агентом требований правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган с соответствующими действительности сведениями, достаточными для осуществления налогового контроля, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьи 126 НК РФ.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Из содержания статьей 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, необходимо, чтобы он, располагая истребованными налоговым органом документами (имея документы в наличии), не представил их в установленный срок либо уклонялся от их представления.
Материалами дела установлено, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом на основании статей 88, 93 НК РФ у налогоплательщика истребованы документы (в т.ч. счета-фактуры), подтверждающие правомерность применения вычетов по НДС: требование от 06.10.2017 N 10/33095/э о представлении документов (информации). Требование получено Обществом 11.10.2017, что подтверждается квитанцией о приеме.
Срок предоставления документов - не позднее 25.10.2017.
Материалами дела подтверждено, что в установленный срок (25.10.2017) Общество в налоговый орган по требованию не представлены документы в количестве 66 шт (счета-фактуры отраженные в книге покупок).
При определении размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ инспекцией применены положения ст. 112, 114 НК РФ, размер штрафа снижен в два раза и составил 6 600 рублей.
Доводы налогоплательщика о том, что с инспектором согласовано поэтапное представление документов отклоняется апелляционным судом.
Абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки.
Как правильно установлено судом, Общество не обращалось в Инспекцию с заявлением о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием в качестве основания невозможность идентифицировать запрошенные документы.
Ссылки подателя жалобы об отсутствии оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 100 рублей за непредставление счета-фактуры, утраченного налогоплательщиком, признаются апелляционным судом несостоятельными.
В силу ст. ст. 106, 108 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие документов ввиду их утраты, как на то указывает заявитель, и обстоятельство чего, как полагает заявитель, освобождает его от ответственности, не влияет на квалификацию совершенного Обществом правонарушения.
Апелляционный суд находит ошибочным толкование заявителем положений ст. 93 НК РФ и ст. 126 НК РФ как предусматривающих ответственность за правонарушение в виде непредставления документов, которыми налогоплательщик фактически располагает.
Налогоплательщик в силу закона обязан вести книги учета доходов и расходов, книги покупок и книги продаж, а также обеспечивать сохранность документов бухгалтерского и налогового учета, принимать меры к восстановлению утраченных документов.
Поскольку налогоплательщиком не доказаны обстоятельства утраты документов, равным образом Обществом не представлено доказательств своевременного принятия мер по восстановлению документов налогового учета, непредставление документов по требованию налоговой инспекции в данном случае образует состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.
Обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу ст. 109 НК РФ, обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения в силу ст. 111 НК РФ, ни при рассмотрении материалов налоговой проверки, ни при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Следовательно, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 26 декабря 2017 г. N 305-КГ17-19195.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2018 по делу N А56-102551/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102551/2018
Истец: ООО "АСК-АВТО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу