г. Москва |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А40-142219/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Аэропорт Кольцово" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 по делу N А40-142219/18, принятое судьей Е.А. Вагановой (139-1608)
по заявлению ПАО "Аэропорт Кольцово" (ИНН 6608000446, ОГРН 1026605419202)
к Федеральному агентству воздушного транспорта (ИНН 7714549744, ОГРН 1047796301002)
третье лицо: Министерство финансов РФ
о признании незаконными и отмене решения от 13.03.2018 N Исх-5757/13,
при участии:
от заявителя: |
Шлыков А.А. по дов. от 27.07.2018; |
от ответчика: |
Степанова М.В. по дов. от 24.12.2018; |
от третьего лица: |
Лобова Е.Н. по дов. от 25.07.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Аэропорт Кольцово" (далее - заявитель, Общество), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ принятых судом, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - ответчик, Росавиация) о признании незаконным Решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в письме от 13.03.2018 N Исх-5757/13, и о возложении обязанности на Росавиацию принять решение о предоставлении субсидии.
Решением суда от 31.10.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, суд первой инстанции обязан был применить Постановление КС РФ N 32-П от 16.07.2018, руководствуясь абзацем 5 ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении требований ПАО "Аэропорт Кольцово".
Представители Росавиации и Минфина РФ в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.01.2018 в Росавиацию поступило заявление ПАО "Аэропорт Кольцово" о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2017 год от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, на сумму 6 014 915,73 руб. (письмо N ВХ-935 от 10.01.2018).
20.02.2018 в Росавиацию поступило заявление ПАО "Аэропорт Кольцово" о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2017 год от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, на сумму 10 766 960,82 руб. (письмо N ВХ-9535 от 20.02.2018).
Так как по состоянию на 06.03.2018 лимит бюджетных обязательств был фактически исчерпан - все доведённые бюджетные средства распределены между заявителями, |Росавиация письмом исх. N Исх-5757/13 от 13.03.2018 известила организации гражданской авиации, в том числе ПАО "Аэропорт Кольцово", об отказе в предоставлении субсидии.
Отказ мотивирован исчерпанием лимитов бюджетных обязательств, утверждённых ведомству на цели предоставления субсидии из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.
Полагая решение об отказе незаконным, Общество обжаловало его в части, касающейся ПАО "Аэропорт Кольцово", в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, Росавиация была вправе отказать заявителю в предоставлении субсидии при исчерпании лимитов бюджетных обязательств, на основании Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 37, а действие Постановления КС РФ от 16.07.2018 N 32-П распространяется на правоотношения, имевшие место после 17.07.2018.
Апелляционный суд, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Из материалов дела следует, что обжалуемый отказ принят на основании статьи 69 Воздушного кодекса РФ, пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" (далее по тексту - Правила предоставления субсидий).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично- правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693).
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Согласно пункту 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) на Правительство Российской Федерации возложена обязанность установить порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание и обеспечение полетов воздушных судов.
Во исполнение данной нормы закона Правительство Российской Федерации установило, что субсидии предоставляются единовременно в порядке очередности поступления от организаций заявлений о предоставлении субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта (пункты 3 и 6 Правил предоставления субсидий).
В то же время Правила предоставления субсидий не предусматривали такого основания для отказа в удовлетворении заявления лица, обратившегося за получением субсидии, как исчерпание выделенных на эти цели бюджетных ассигнований.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 32-П, принятым по заявлениям АО "Международный аэропорт Нижний Новгород" и ПАО "Аэропорт Кольцово" положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.
Следовательно, само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не могло служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидии обществу, поскольку возможность такого отказа, с учетом природы рассматриваемой субсидии, не вытекает из положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса и не предусмотрена Правилами предоставления субсидий.
Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
В данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, Росавиация по существу лишила общество права на возмещение стоимости оказанных услуг. В результате общество вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с обеспечением полетов воздушных судов рядом федеральных учреждений в рамках выполнения ими государственных задач без какого-либо возмещения понесенных затрат. Однако в силу изложенного выше, государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности.
Кроме того, вопреки положениям части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации общество было поставлено в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание таких же услуг и получивших возмещение их стоимости из федерального бюджета при том, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении обществом порядка предоставления субсидии, установленного Правительством Российской Федерации, ответчик не указал, суд первой инстанции не установил.
При рассмотрении данного дела, судом апелляционной инстанции также учитывается, что согласно п. 4 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ N 32-П от 16.07.2018 г., правоприменительные решения, принятые по делам публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово" и акционерного общества "Международный аэропорт Нижний Новгород", подлежат пересмотру в установленном порядке с учетом данного Постановления.
На основании абзаца 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Таким образом, оспариваемые решение Федерального агентства воздушного транспорта не соответствуют законодательству и нарушает права и законные интересы ПАО "Аэропорт Кольцово" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влечет удовлетворение заявленных требований.
Учитывая частичную выплату заявителю ответчиком субсидии, апелляционный суд обязывает Росавиацию восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке, с учетом Постановления КС РФ N 32 от 16.07.2018 г.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Судебные расходы по делу в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2018 по делу N А40-142219/18 отменить.
Признать незаконным решение Федерального агентства воздушного транспорта об отказе в предоставлении субсидии, выраженное в письме Федерального агентства воздушного транспорта от 13.03.2018 N Исх-5757/13. Обязать ответчика восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с Федерального агентства воздушного транспорта в пользу ПАО "АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО" государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить из федерального бюджета ПАО "АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142219/2018
Истец: ПАО "АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА