Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 мая 2019 г. N Ф02-2022/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
7 февраля 2019 г. |
Дело N А19-21457/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метрон" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2018 года по делу N А19-21457/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метрон" (ОГРН 1144712000091, ИНН 4712025500) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании недействительным заключения N 1016/18 от 30.08.2018 и обязании исключить сведения о заявителе из реестра недобросовестных поставщиков,
суд первой инстанции, судья Пугачёв А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мордовина И.М, представителя по доверенности от 07.12.2018;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСНЕФТЬВОСТОК" (ОГРН 1063801003617 ИНН 3801079671): не было
установил:
Заявитель, ООО "Метрон", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании недействительным заключения N 1016/18 от 30.08.2018 и обязании исключить сведения о заявителе из реестра недобросовестных поставщиков.
Решением суда первой инстанции от 13.11.2018 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Комиссия антимонопольного органа правомерно пришла к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Метрон" недобросовестности поведения и уклонения от заключения договора, как победителя закупки (извещение N 31806557879 в ЕИС).
Таким образом, заключение Управления ФАС по Иркутской области от 30.08.2018 N 1016/18 принято с соблюдением действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы ООО "Метрон".
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Из апелляционной жалобы следует, что решение суда принято без учета фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм материального права. Суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно Правилам закупки, срок заключения договора и представления документов составлял 10 дней, а не 7, как указало Управление. Более, то общество признали уклонившимся от заключения договора до истечения семидневного срока.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.12.2018.
Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.01.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заказчиком (ООО "Транснефть-Восток") на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе размещено извещение N 31806557879 о проведении закупки в порядке Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на поставку "Запасные части к насосам" лот N С-127.12.18 (открытый аукцион в электронной форме).
Из протокола от 06.07.2018 следует, что решением закупочной комиссии закупка по извещению N 31806557879 была признана состоявшейся, победителем признано ООО "Метрон", предложивший наиболее низкую цену в сумме 4 310 360,00 руб. (т. 1, л. 36).
09.07.2018 ООО "Транснефть-Восток" письмом N ТНВ-01-24-06/25736 направило ООО "МЕТРОН" уведомление о признании победителем открытого аукциона в электронной форме по лоту N С-127.12.18 "Запасные части к насосам".
Названное письмо также содержит требование о подтверждении победителем аукциона в соответствии с требованиями аукционной документации (пункта 15.4 Инструкции для участника закупки) возможности исполнения договора, с целью исключения поставки контрафактных комплектующих к насосам, путем направления копий действующих договоров (предварительных договоров, соглашений о намерениях, гарантийных писем) с производителями (официальными представителями, дилерами) ООО НПЦ "АНОД" и АО "Гидромашсервис" с обязательным указанием продукции необходимой к поставке, в срок до 12:00 (МСК) 11.07.2018. (т. 1, л. 44).
10.07.2018 г. ООО "Транснефть-Восток" направило ООО "МЕТРОН" письмо N ТНВ01-05-07/25833 о признании победителем закупки по лоту N С-127.12.18 "Запасные части к насосам" с предложенной ценой заявки в сумме - 4 310 360,00 руб. и приглашением уполномоченного представителя ООО "Метрон" прибыть в течение 7 рабочих дней с момента размещения в единой информационной системе итогового протокола для подписания договора, согласие с условиями которого получено в ходе проведения закупки, по адресу. 665734, г. Братск, ул. Олимпийская, 14.
В письме также указано, что по истечении указанного выше срока, ООО "Транснефть-Восток" вправе совершить действия, предусмотренные п. 12.3 Положения о закупке (т.1, л. 42).
Из протокола от 17.07.2018 следует, что решением закупочной комиссии закупка по извещению N 31806557879 была признана состоявшейся, победителем признано ООО "Метрон", предложивший наиболее низкую цену в сумме 4 310 360,00 руб.
В связи с тем, что ООО "Метрон" на 17.07.2018 от подписания договора уклонился в соответствии с п. 12.3 Положения о закупке победителем признан АО "Гидромашсервис" с суммой оферты 4 354 360,00 руб., заявка которого признана наилучшей после заявки ООО "МЕТРОН" (т. 1, л. 40).
Между ООО "Транснефть-Восток" и АО "Гидромашсервис" заключен договор поставки N ТНВ-2134/01- 24-18 от 31.07.2018 г.
В связи с уклонением ООО "МЕТРОН" от заключения договора ООО "Транснефть-Восток" обратилось в Управление с заявлением о включении сведений в отношении ООО "Метрон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия антимонопольного органа установила, что бездействие ООО "Метрон", выразившееся в неподписании договора поставки по месту нахождения заказчика, свидетельствует о недобросовестном поведении и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче заявки на участие в закупке, что подтверждает факт уклонения ООО "Метрон" от заключения договора поставки.
По результатам рассмотрения обращения комиссией антимонопольного органа установлено, что ООО "Метрон" уклонилось от заключения договора по результатам открытого аукциона, на поставку "Запасные части к насосам" С-127.12.18 (извещение N 31806557879 в ЕИС), в связи с чем антимонопольным органом вынесено заключение N1016/18 от 29.08.2018 о включении сведений об ООО "Метрон" в реестр недобросовестных поставщиков (т.2, л. 2 ).
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках закупочной процедуры.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора или от исполнения условий договора, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем закупки, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) или к нарушению срока исполнения договора, что в итоге приводит к неэффективному использованию денежных средств.
При этом ни Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ни Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, не со держат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках N 223-ФЗ либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т.д.
Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник конкурентной процедуры по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания договора.
Статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (ч.1).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2).
Как следует из материалов дела закупочную деятельность ООО "ТРАНСНЕФТЬВОСТОК" регламентирует Положение о закупке товаров работ, услуг ПАО "Транснефть-Восток" утверждённое Решением внеочередного общего собрания участников 20.04.2017 (т. 2, л. 291).
Пунктом 12.1 Положения предусмотрено, что после подписания итогового протокола победителю закупки направляется письменное уведомление о выборе его победителем и необходимости явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.
Пунктом 12.2 Положения установлено, что Победитель закупки обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки в течение 7 рабочих дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола, если иной срок закупки или иное место или иной порядок не предусмотрены в документации о закупке.
В случае, если победитель закупки предоставляет до момента подписания договора определенные документацией о закупке документы, то победитель закупки обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки в течение 10 рабочих дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола, если иной срок не или иное место или иной порядок не предусмотрены в документации о закупке.
Если победитель закупки не подписывает ( не предоставляет подписанный) договор в указанный в настоящем пункте срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим положением.
Если в документации о закупке, предусмотрено требование к победителю о предоставлении определенных документацией о закупке документов, то в случае не предоставления до момента подписания договора со стороны победителя закупки определенных документацией о закупке документов, конкурсная комиссия вправе признать такого победителя уклонившимся от заключения договора.
Пунктом 12.3 Положения установлено, что в случае уклонения победителя закупки от подписания (заключения) договор (отстранения победителя закупки от дальнейшего участия в закупке до заключения договора при наличии предусмотренных настоящим Положением оснований), заказчик, организатор закупки вправе заключить договор с участником закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя закупки.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, в пункте 31 Извещения об осуществлении закупки указано, что перечень документов, предоставляемых участником закупки, указаны в документации о закупке (т. 2, л. 263, 260).
В п. 15.4 Инструкции для участников закупки (составная часть документации о закупке) указано следующее.
Победитель закупки обязан (в случае если указанное требование установлено в извещении о закупке) не позднее 3 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, предоставить в адрес организатора закупки документы, подтверждающие возможность поставки товаров по закупке, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара и заканчивая победителем закупки, по позициям, по которым в столбце "Подтверждение возможности исполнения договора" формы 2 "Расчет цены договора (цены лота)" установлено требование о предоставлении данного подтверждения. Указанные документы необходимо предоставить в графическом виде на адрес электронной почты организатора закупки.
К указанным документам относятся:
-договоры, в том числе предварительные, с производителем, дистрибьютером, официальным представителем, и (или)
-гарантийные письма производителя, дистрибьютера, официального представителя и (или)
-акты приема-передачи и другие документы, подтверждающие фактическое наличие товара у победителя закупки и (или)
-другие документы, выданные производителем, дистрибьютером, официальным представителем, дилером или иным лицом, привлекаемым победителем закупки для поставки товаров, гарантирующие возможность исполнения договора победителем закупки.
Из материалов дела следует, что общество, подписав форму 4 и форму 4.1 утвержденные документацией о закупке, был извещен о выполнении указанной обязанности.
Между тем, суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Как было указано выше, пунктом 12.2 Положения о закупке (т.2, л. 273) установлено два срока подписания победителем закупки договора по месту нахождения организатора закупки:
в течение 7 рабочих дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола, если иной срок закупки или иное место или иной порядок не предусмотрены в документации о закупке;
в течение 10 рабочих дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола, если иной срок не или иное место или иной порядок не предусмотрены в документации о закупке в случае, если победитель закупки предоставляет до момента подписания договора определенные документацией о закупке документы.
Как было указано выше, следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 15.1 Инструкции участника закупки победитель обязан был представить в адрес организатора закупки документы, подтверждающие возможность поставки товаров по закупке, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара и заканчивая победителем закупки по позициям, по которым в столбце "Подтверждение возможности исполнения договора" формы 2 "Расчет цены договора (цены лота)" установлено требование о предоставлении данного подтверждения.
Следовательно, победитель закупки, ООО "Метрон" вправе был заключить договор в течение 10 рабочих дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола, если иной срок или иное место или иной порядок не предусмотрены в документации о закупке.
Как следует из материалов дела (т.2, л. 201) итоговый протокол закупки размещен 06.07.2018 в 13 ч. 50 мин. МСК+5.
Статьей 191 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, десять рабочих дней, срок для заключения ООО "Метрон" договора истекал 20.07.2018 года, и с учетом ст. 193 Гражданского кодекса РФ исчислялся с 09.07.2018.
Между тем, как следует из материалов дела, ООО "Метрон" признали уклонившимся 17.07.2018 (т. 1, л. 40) разместив указанную информацию 19.07.2018 (т. 2, л. 201), в то время как у ООО "Метрон" не истек срок на заключение договора, установленный абзацем 2 п. 12.2 Положения о закупке.
Более того, 17.07.2018, это всего 7 день отведенный победителю закупки на заключение договора в порядке абзаца 1 п. 12.2 Положения о закупке, следовательно, лицо будет считаться уклонившимся по истечении рабочего дня, т.е. с 18.07.2018.
Довод третьего лица о том, что документы подлежащие представлению по п. 15.4 Инструкции подлежали представлению в трехдневный срок, суд апелляционной инстанции признает как не имеющий правого значения в данном случае, поскольку наличие данного срока и его нарушение не изменяет десятидневного срока, установленного абзацем 2 п. 12.2 Положения о закупке, для заключения договора при наличии условия предоставления победителем дополнительных документов.
Следовательно, поскольку ООО "Метрон" признали уклонившимся от заключения договора до истечения срока, предоставленного ему абзацем 2 п. 12.2 Положения о закупке, суд апелляционной инстанции полагает, что решение антимонопольного органа о включении данного лица в реестр недобросовестных поставщиков является незаконным, нарушающими права и законные интересы общества.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неприменением закона, подлежащего применению.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Метрон" судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 4 500 руб. на основании платежных поручений N 989 от 10.09.2018 (т.1, л. 62), N 1157 от 07.12.2018 (т.4, л. 11).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "13" ноября 2018 года по делу N А19-21457/2018 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) N 1016/18 от 30.08.2018 незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Метрон" (ОГРН 1144712000091, ИНН 4712025500) путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Метрон".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Метрон" (ОГРН 1144712000091, ИНН 4712025500) судебные расходы в размере 4 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21457/2018
Истец: ООО "Метрон"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ООО "Транснефть-Восток"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1328/20
22.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7705/18
23.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2022/19
07.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7705/18
13.11.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21457/18