г. Пермь |
|
03 августа 2011 г. |
Дело N А50-3360/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Полевщиковой С.Н., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от истца Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чусовом Пермского края (ОГРН 1025902085142, ИНН 5921014373): не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ООО "Благодать-Чусовой" (ОГРН 1055906481840, ИНН 5921017705): не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чусовом Пермского края (истец по делу)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2011 года
по делу N А50-3360/2011,
принятое судьей Байдиной И.В.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чусовом Пермского края
к ООО "Благодать-Чусовой"
о взыскании финансовой санкции в сумме 117 465 руб. 80 коп,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чусовом Пермского края обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с ООО "Благодать-Чусовой" финансовой санкции в сумме 117 465 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чусовом Пермского края (истец по делу), не согласившись с принятым решением, обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение принято с учетом норм права, которые на дату рассмотрения дела утратили силу - п.2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, п.1 ст. 25.1 Закона N 137-ФЗ. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ. Такими полномочиями наделены только территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Указанная позиция основана на Определении Высшего Арбитражного суда РФ от 04.03.2008 г. N 2206/08.
ООО "Благодать-Чусовой" (ответчик по делу) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании выписки из акта N 63 выездной налоговой проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России N14 по Пермскому краю в отношении ООО "Благодать-Чусовой" (т.1, л.д.22-27), 17.11.2010 вынесено решение N 2 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за представление недостоверных сведений в отношении 161 работника (т.1, л.д.11-12).
Решением N 2 от 17.11.2010 общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 117 465 руб. 80 коп.
Определяя размер финансовых санкций, орган ПФ РФ исчислил 10 процентов от суммы взносов за 2007-2008 гг., которые работодатель был обязан уплатить за 161 застрахованное лицо, то есть от 1 174 658 руб. 00 коп. (2007 год: 519 178+140893; 2008 год: 325 171+189 416).
Неисполнение в добровольном порядке требования N 2 от 13.12.2010 г. об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования послужило основанием для обращения в суд (т.1, л.д.14).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия у истца правовых оснований для вынесения решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на основании только выписки из акта выездной налоговой проверки, выводы которого не являются результатом проведенной проверки. Суд указал, что решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, не вступило в законную силу. Кроме того, в решении Управления содержится лишь констатация факта занижения базы для исчисления страховых взносов, но не указывается в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя, что противоречит требованиям статей 100,101,106 и 108 НК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда указывает, что оно принято с учетом норм утратившего силу законодательства - п.2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, п.1 ст. 25.1 Закона N 137-ФЗ. Указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ. Такими полномочиями наделены только территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Указанная позиция основана на Определении Высшего Арбитражного суда РФ от 04.03.2008 г. N 2206/08.
Исследовав доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
С 01.01.2010 в силу вступил Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 и главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ) с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 38 Федерального закона N 213-ФЗ, а также позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 21.12.2009 N 03-04-07-02/20, налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой единого социального налога, в отношений налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом согласно письму Минфина России от 14.07.2008 N 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок. Указанная позиция основана на Определении Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 04.03.2008 N 2206/08.
Таким образом, территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы.
Передаче территориальным органам ПФР подлежат акты (выписки из актов) проверок и иные документы, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
ФНС России поручает территориальным налоговым органам передавать территориальным органам ПФР акты камеральных проверок, выписки из актов выездных (повторных выездных) налоговых проверок и иные необходимые материалы проверок, проводимых по вопросам контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки лицами, проводившими соответствующую проверку.
Выписка из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна состоять из вводной части акта, описательной и итоговой частей акта только в части проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с копией листов акта с подписями лиц, проводивших проверку, подписью руководителя организации (физического лица) (их представителя), а также с подписью должностного лица территориального органа, свидетельствующей о получении экземпляра акта и дате его получения (если акт проверки был вручен налогоплательщику до направления выписки из акта проверки органу ПФР), или с записью об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Выписка из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна быть заверена руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, составившего выписку.
К выписке из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны быть приложены соответствующие данной выписке материалы проверки, относящиеся к контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также копия почтовой квитанции в случае направления акта проверки налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением.
Вышеуказанный порядок взаимодействия между органами пенсионного фонда и налоговыми органами установлен в совместном письме Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 и Федеральной налоговой службы РФ N ММВ-22-2/422 от 31.08.2010 г. в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды до 01.01.2010 г.
Таким образом, исходя из содержания изложенных норм и разъяснений пенсионного фонда и налогового органа следует, что на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2010 года и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно привлекает страхователя к ответственности в виде штрафов, выносит соответствующие решения.
Согласно ч.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Во исполнение вышеуказанного порядка, Межрайонной ИФНС России N 14 по Пермскому краю в отношении ООО "Благодать-Чусовой" была проведена выездная налоговая проверка, в том числе по контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2006-2008 годы (на основании решения от 27.11.2009 г.)
Письмом от 02.09.2010 г. N 10.14 налоговым органом в органы пенсионного фонда направлена выписка из акта выездной налоговой проверки и копии материалов проверки, относящихся к контролю за правильностью исчисления страховых взносов с приложениями к акту в количестве 399 листов.
На основании выписки из акта N 63 выездной налоговой проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России N14 по Пермскому краю в отношении ООО "Благодать-Чусовой" (т.1, л.д.22-27), органом Пенсионного фонда составлен акт камеральной проверки от 14.10.2010 г., который выслан вместе с извещением N 2 от 14.10.2010 г. о рассмотрении материалов проверки на 17.11.2010 г. в адрес общества, Согласно почтовому уведомлению указанные документы получены представителем страхователя 18.10.2010 г.
Факты выявленных нарушений в части занижения налоговой базы по страховым взносам (с указанием в приложениях конкретных физических лиц, по которым занижена база для исчисления страховых взносов) зафиксированы как в акте выездной проверки налогового органа, так и в акте камеральной проверки, составленным на основании данных налогового органа.
Доказательств того факта, что обстоятельства, установленные выездной налоговой проверкой, либо указанные в акте камеральной проверки о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователем оспаривались, в материалах дела не имеется.
17.11.2010 г. материалы проверки рассмотрены в отсутствие представителя страхователя, при наличии надлежащего подтверждения о его извещении о явке на рассмотрение материалов проверки, и органом Пенсионного фонда вынесено решение N 2 от 17.11.2010 г. о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в виде штрафа в общей сумме 117 465 руб. 80 коп. Таким образом, органом Пенсионного фонда не допущено процессуальных нарушений при рассмотрении материалов проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности.
Факт совершения по вине страхователя правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.17 ФЗ N 27-ФЗ, подтверждается материалами проверки.
Из актов камеральной проверки N 2 от 14.10.2010 г. и решения о привлечении к ответственности N 2 от 17.11.2010 страхователю вменяется занижение налогооблагаемой базы в результате недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В акте выездной проверки налогового органа, в акте камеральной проверки органа Пенсионного фонда, в приложениях к акту, в решении управления от N 2 от 17.11.2010 содержится информация о физических лицах, в отношении которых не представлены сведения (или представлены недостоверные сведения), необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, приведены суммы неисчисленных страховых взносов, в связи с чем, доказан факт занижения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 1 174 658 руб.
Размер финансовой санкции правомерно исчислен от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых страхователем представлены неполные или недостоверные сведения за 2007-2008 г.г. в размере 10%, что составило 117 465 руб. 80 коп.
Вина в действиях страхователя установлена органом пенсионного фонда в форме умысла, что отражено в решении о привлечении к ответственности.
Обстоятельств смягчающих ответственность страхователя (или исключающих ответственность) ни органом Пенсионного фонда РФ, ни судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о подтверждении факта представления по вине общества недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС в отношении застрахованных лиц, в связи с чем, страхователь обоснованно привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 117 465 руб. 80 коп. за непредставление в установленный законом срок сведений за 2006-2008 гг., необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе ОПС.
В результате изложенного решение Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2011 года следует отменить. Исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чусовом Пермского края удовлетворить. Взыскать с ООО "Благодать-Чусовой" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в размере 117 465 руб. 80 коп.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ООО "Благодать-Чусовой" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 4 524 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2011 года по делу N А50-3360/2011 отменить.
Исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чусовом Пермского края удовлетворить.
Взыскать с ООО "Благодать-Чусовой" (ОГРН 1055906481840, ИНН 5921017705) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в размере 117 465 (Сто семнадцать тысяч четыреста шестьдесят пять) руб. 80 коп.
Взыскать с ООО "Благодать-Чусовой" (ОГРН 1055906481840, ИНН 5921017705) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 524 (Четыре тысячи пятьсот двадцать четыре) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
В. Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.