г. Пермь |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А50-24726/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Борисова О.В., паспорт, доверенность от 12.02.2019, Седегова А.В., паспорт, доверенность от 10.01.2018;
от ответчика ГБУЗ Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1185958003175, ИНН 5902047158) - Ганищев В.А., паспорт, доверенность от 21.11.2018, Кривоносов П.Д., паспорт, доверенность от 21.11.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ГБУЗ Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2018 года
по делу N А50-24726/2018,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к ГБУЗ Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи"
о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств, штрафа, пени,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, фонд, ТФОМС ПК) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением ГБУЗ Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее также - ответчик, учреждение, ГБУЗ ПК "ПССМП"), о взыскании использованных не по целевому назначению средств в сумме 5 290 816,81 руб., пени в сумме 304 795,14 руб., штрафа в сумме 529 081,68 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2018 исковые требования удовлетворены в части. С учреждения в бюджет ТФОМС ПК взысканы денежные средства в сумме 5 290 816,81 руб., использованные не по целевому назначению, пени в сумме 304 795,14 руб., штраф в сумме 25 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 51 103 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в случае, если суд не усмотрит оснований для отмены решения полностью, указанное решение изменить, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 760 649,20 руб., в удовлетворении остальной части иска отказать, либо изменить решение суда первой инстанции, взыскав с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 4 769 018,77 руб., в удовлетворении требований о взыскании пени и штрафа отказать. По мнению ответчика, решение подлежит отмене или изменению, поскольку суд неверно применил нормы материального права, не полностью выяснил обстоятельства по делу, а именно: не учел отсутствие вины ответчика, которое ответчик обосновывает представленным с апелляционной жалобой приговором Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2018 по делу N 1-258/18, вынесенным в отношении Карташова Д.В., признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) с назначением наказания в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего вида режима. Ответчик отмечает, что вступившим в законную силу приговором суда установлено, что указанное физическое лицо, будучи работником правопредшественника учреждения, в период с января 2015 года по декабрь 2016 года незаконно перечислило на свой текущий счет сверх сумм заработной платы денежные средства в размере 4 008 369,57 руб. и 750 649,20 руб. - на выплату заработной платы работникам по гражданской обороне. В силу указанных обстоятельств, ответчик также полагает, что взыскание пени и штрафа нарушает права учреждения.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными и основанными на неверном толковании действующего законодательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и истца поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии приговора Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2018 по делу N 1-258/18.
Учитывая необходимость оценки представленного документа в совокупности с другими имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что не приобщение представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции документов может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ, приобщил представленный ответчиком документ к материалам дела.
При этом процессуальных нарушений прав истца приобщением дополнительных доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, фондом в период с 11.09.2017 по 20.10.2017 проведена плановая проверка использования средств, полученных правопредшественником учреждения - ГБУЗ Пермского края "Станция скорой медицинской помощи" Пермского муниципального района (ОГРН 1075948002437, ИНН 5948033302) на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт проверки 20.10.2017 N 105, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения.
В ходе проверки выявлены факты использования правопредшественником ответчика средств ОМС не по целевому назначению в сумме 5 290 816,81 руб.
В акте проверки от 20.10.2017 N 105 отражено требование о возврате указанных средств (5 290 816,81 руб.) фонду и уплате штрафа в соответствии частью 9 статьи 39 федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 326-ФЗ) в размере 529 081,68 руб., правопредшественнику учреждения начислены пени.
ТФОМС ПК в адрес правопредшественника учреждения направлена претензия от 29.01.2018 N 07/444 с требованием возвратить в бюджет фонда денежные средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 5 290 816,81 руб., уплатить штраф в сумме 529 081,68 руб. и пени в сумме 76 320,03 руб.
Неисполнение учреждением в добровольном порядке требований фонда обусловило обращение ТФОМС ПК в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Признав требования в части взыскания основного долга и пени обоснованными и по праву, и по размеру, суд удовлетворил иск в указанной части полностью. С учетом статуса ответчика, и его правопредшественника, социально значимого вида деятельности, который ими осуществлялся, размер штрафа снижен судом с 529 081,68 руб. до 25 000 руб.
Ответчик по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда подлежит отмене либо изменению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ (в редакции федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 19 федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 34 закона N 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу положения статьи 37 закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 закона N 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с частью 8 статьи 26 закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Согласно части 7 статьи 34 закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Сходные нормативные установления, определяющие права заинтересованного лица, содержит и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 29.07.2011 N 508-п.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее - положение N 73).
Часть 9 статьи 39 закона N 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном законом N 326-ФЗ (пункт 27 Положения N 73).
С учетом указанных нормативных установлений, составленный территориальным фондом в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является основанием для возврата медицинской организации в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 и от 19.12.2015 N 1382 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - методика расчета, методика N 158н).
В соответствии с пунктом 156 вышеуказанной методики расчета, тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Исходя из пункта 157 методики N 158н, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя: 1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 закона N 326-ФЗ; 2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ; 3) расходы, определенные территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
Пунктом 158 методики N 158н определено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании пунктов 158.1 методики N 158н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); - затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Пунктом 158.2 методики N 158н закреплено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в силу пункта 158.3 Методики N 158н выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; - затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); - прочие затраты на общехозяйственные нужды.
В соответствии с пунктом 158.16 методики N 158н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов: пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9); пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами)); путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) вида медицинской помощи (медицинской услуги) для медицинской организации; - пропорционально иному выбранному показателю.
В 2015 году в Пермском крае действовала территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная законом Пермского края от 25.12.20 N 427-ПК (далее - Территориальная программа на 2015 год) и тарифное соглашение на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, заключенное 29.12.2014 между Министерством здравоохранения Пермского края, Территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, Профессионального союза медицинских работников - Пермской краевой организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Медицинской профессиональной некоммерческой организации - общественной организации "Профессиональное медицинское сообщество Пермского края" (приложение N 5 к решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 29.12.2014, протокол N 39 (далее - тарифное соглашение на 2015 год)).
В 2016 году на территории Пермского края действовала Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2015 N 1139-п (далее - Территориальная программа на 2016 год), и Тарифное соглашение на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, являющееся приложением N 4 к решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 29.12.2015, протокол N11 (далее - Тарифное соглашение на 2016 год).
Исходя из абзаца 14 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2015 год (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Пермского края от 04.12.2015 N 572-ПК - до 20.12.2015), за счет средств краевого бюджета осуществляется финансирование предоставления услуг специалистов оргметодотделов, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения.
Пунктом 11.2 Тарифного соглашения на 2015 год предусматривалось, что в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС не включаются расходы медицинской организации, которые в соответствии с территориальной программой, утвержденной в установленном порядке, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников. Сходные положения закреплены в Тарифном соглашении на 2016 год, действующем в охваченный проведенной проверкой фонда период.
В соответствии с разделом V Территориальной программы на 2015 год за счет средств краевого бюджета осуществляется финансирование медицинской помощи, предоставляемой гражданам при ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита.
Входе проверки ТФОМС ПК в деятельности правопредшественника ответчика выявлены следующие нарушения:
В нарушение абзаца 16 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2015, правопредшественником ответчика средства ОМС направлены на доплаты медицинским работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами в сумме 4 115,75 руб.;
В нарушение абзаца 13 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2015 год, пункта 11.2 Тарифного соглашения на 2015 год средства ОМС направлены правопредшественником ответчика на оплату труда специалиста гражданской обороны в сумме 305 795,83 руб.;
В нарушение пункта 11.1 раздела III Тарифного соглашения на 2015 год, согласно которому в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы медицинской организации на выполнение Территориальной программы ОМС, правопредшественником ответчика направлены средства ОМС: - на оплату работ по сопровождению программы 1С по договору подряда от 20.03.2015 N 1, от 01.07.2015 N 07/1, от 01.08.2015 N 08/1, от 01.09.2015 N 09/1, от 01.12.2015 N 12/1 заключенному с главным бухгалтером Карташовым Д.В. в сумме 428 760 руб., в том числе: - 226 "Прочие услуги" - 360 000 руб. - за работы по договорам подряда, включая НДФЛ; - 226 "Прочие услуги" - 68 760 руб. страховые взносы по договорам подряда; денежные средства перечислены по платежным поручениям от 18.05.2015 N 354359, от 10.06.2015 N 438149, от 09.07.2015 N 522798, от 06.08.2015 N 602140, от 04.09.2015 N 685251, от 02.10.2015 N 775509, от 28.12.2015 N 1083734 на общую сумму 313 200 руб., перечислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 46 800 руб., перечислены страховые взносы в сумме 68 760 руб.
При этом, как установлено фондом, фактическое выполнение работ по договорам подряда от 20.03.2015 N 1, от 01.07.2015 N 07/1, от 01.08.2015 N 08/1, от 01.09.2015 N 09/1, от 01.12.2015 N 12/1 документально не подтверждено. Наряду с этим правопредшественником ответчика заключены договоры на информационно-технологическое сопровождение от 01.02.2015 N П0079-И/15, от 01.09.2015 N П0441-И/15 с ООО "Проектные решения" на оказание услуг по установке, тестированию, сопровождению программ для ЭВМ системы "1С: Предприятие" и баз данных, включая базы данных 1С. Таким образом, Территориальным фондом по отмеченному эпизоду нарушений, при отсутствии факта реальности выполненных услуг и надлежащего документального подтверждения сделки и обоснованности использования средств ОМС, выявлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 428 760 руб.
Сходное нарушение пункта 11.1 раздела III Тарифного соглашения на 2015 год, пункта 11.1 раздела III Тарифного соглашения на 2016 год, связанное с целевым использованием средств ОМС, установлено фондом в деятельности правопредшественника ответчика и в 2015 году и в 2016 году. Так, за счет средств ОМС на лицевой счет Карташова Д.В. (за период с 01.01.2015 по 31.12.2016) перечислены денежные средства на выплату заработной платы в сумме 5 698 423,44 руб., в том числе в 2015 году - 2 274 373,95 руб., в 2016 году - 3 424 049,49 руб., при этом за проверенный период главному бухгалтеру Карташову Д.В. по расчетным листкам начислена заработная плата по ОМС по статье КОСГУ 211 в сумме 1 314 944,83 руб. (включая НДФЛ - 156 689 руб.), в том числе за 2015 год - 495 639,92 руб., за 2016 год - 819 304,91 рубля. При установленных фондом обстоятельствах, Карташову Д.В. с лицевого счета ОМС необоснованно перечислены денежные средства в сумме 4 540 167,61 руб., в том числе за 2015 год - 1 829 513,03 руб., за 2016 год - 2 710 654,58 руб., при этом НДФЛ с необоснованно перечисленных денежных средств не удерживался и не перечислялся, страховые взносы не начислялись и не перечислялись.
В нарушение абзаца 12 пункта 10.1 раздела 5 Территориальной программы на 2016 год, направлены средства ОМС на доплаты медицинским работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами в сумме 9 275,97 руб.;
В нарушение пункту 11.2 раздела III Тарифного соглашения на 2016 год, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 из заработной платы, начисленной по предпринимательской деятельности, удержаны по исполнительным документам денежные средства в сумме 2 701,65 руб., в том числе: - в отношении Мосиной И.В. за проведенные медосмотры - 2 398,88 руб., - в отношении Поповой В.Л. за проведенные медосмотры - 250,52 руб., - в отношении Рахманова А.В. - отпускные - 41,06 руб., - в отношении Сологубова М.А. за проведенные медосмотры - 12,19 рубля. При этом фактически, согласно платежных поручений от 10.03.2016 N 155634, от 10.03.2016 N 155635, от 13.04.2016 N 267334, от 13.04.2016 N 267336, от 13.04.2016 N 267337, от 11.05.2016 N 351047, от 11.05.2016 N 351048, от 09.06.2016 N 446564 денежные средства перечислены с лицевого счета ОМС, что указывает на нецелевое использование средств ОМС в сумме 2 701,65 руб.
Соответственно, как выявлено фондом в 2015 и 2016 годах средства ОМС в общей сумме 5 290 816,81 руб. использованы не по целевому назначению, в том числе на финансирование подразделений медицинских организаций, финансируемых за счет бюджета Пермского края и средств от оказания платных услуг.
Доводы ответчика о том, что использование средств ОМС на выплату заработной платы сотрудникам медицинской организации по гражданской обороне не может быть квалифицировано как нецелевое использование средств обоснованно признаны несостоятельными судом первой инстанции.
Исходя из пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС. Средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми (часть 6 статьи 14, часть 2 статьи 28, часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 156 Методики N 158н тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Абзацем 13 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2015 год определено, что финансирование предоставления услуг специалистов по гражданской обороне, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
Как установлено пунктом 11.4 раздела III Тарифного соглашения на 2015 год, за счет средств ОМС не финансируются (не оплачиваются) мероприятия и иные медицинские услуги, которые в соответствии с территориальной программой ОМС финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
Таким образом, с учетом приведенных положений БК РФ, Закона N 326-ФЗ, Методики N 158н, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 11.4 раздела III Тарифного соглашения на 2015 год и абзацем 13 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2015 год услуги в сфере гражданской обороны подлежали финансированию за счет средств бюджета Пермского края (а не за счет ОМС), расходование средств ОМС при установленных обстоятельствах обоснованно расценено фондом как нецелевое использование средств ОМС.
Выводы фонда при подтвержденном нарушении в связи с необоснованным расходованием средств ОМС по эпизодам перечислений средств работнику правопредшественника учреждения Карташову Д.В., применительно к установленным обстоятельствам, при существующем нормативном регулировании (приведенных положений БК РФ, закона N 326-ФЗ, Методики N 158н, Территориальных программ на 2015 и 2016 годы, Тарифных соглашений на 2015 и 2016 годы), являются верными.
С учетом пункта 11.4 раздела III Тарифного соглашения на 2015 год, абзаца 17 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2015 год, пункта 11.4 раздела III Тарифного соглашения на 2016 год, абзаца 12 пункта 10.1 раздела V Территориальной программы на 2016 год, выплаты медицинским работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами подлежали финансированию за счет средств бюджета Пермского края, но не средств ОМС. Нецелевое использование средств ОМС в указанной части эпизодов нарушений также подтверждено.
Таким образом, исходя из установленных ТФОМС ПК обстоятельств правопредшественником ответчика необоснованно направлены средства ОМС в сумме 5 290 816,81 руб. на цели, не включенные в Территориальную программу ОМС, поэтому фондом правомерно квалифицировано использование этих средств как нецелевое.
Как верно указал суд первой инстанции, на медицинской организации лежит обязанность по целевому использованию публичных средств, факт нецелевого использования которых подтвержден, факты ведения деятельности по оказанию медицинских услуг не освобождали правопреемника ответчика как медицинское учреждение обеспечить целевое использование публичных средств.
На основании материалов дела и сведений, содержащихся на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), судами установлено, что в Единый государственный реестр юридических лиц 01.02.2018 (ОГРН 2185958100216) внесены сведения о прекращении деятельности ГБУЗ Пермского края "Станция скорой медицинской помощи" Пермского муниципального района (ОГРН 1075948002437, ИНН 5948033302) в связи реорганизацией в форме слияния, правопреемником является ГБУЗ Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1185958003175, ИНН 5902047158) - ответчик по настоящему делу, ответчик является универсальным правопреемником ГБУЗ Пермского края "Станция скорой медицинской помощи" Пермского муниципального района, при этом в порядке универсального правопреемства к правопреемнику переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются участниками гражданско-правовых отношений, а также те, которые на момент реорганизации не были выявлены (пункт 4 статьи 57, пункт 1 статьи 58, пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 N 1995/11).
Доводы жалобы о том, что поскольку нарушение расходования средств ОМС допущено работником правопредшественника учреждения - Карташовым Д.В., в отношении которого Ленинским районным судом г. Перми вынесен приговор от 06.12.2018 по делу N 1-258/18, соответственно, на учреждение не может быть возложена обязанность по восстановлению средств ОМС и применены меры ответственности, отклоняется.
С учетом положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, статей 402, 1068 ГК РФ ответственность за нецелевое использование средств ОМС (при совершении правонарушения работником организации) должна быть возложена на медицинскую организацию.
Вопреки доводам ответчика, на основании положений пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, с учетом приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации именно на ответчике лежит обязанность восстановить средства ОМС, а факт выявленного и доказанного события и состава правонарушения до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц 01.02.2018 записи о прекращении деятельности правопредшественника учреждения, предопределяет начисление пеней и применение штрафа.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не учел отсутствие вины ответчика, которое ответчик обосновывает представленным с апелляционной жалобой приговором Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2018 по делу N 1-258/18, вынесенным в отношении Карташова Д.В., признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) с назначением наказания в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего вида режима, также подлежат отклонению.
Действительно, согласно части 4 статьи 69 АПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Между тем, как подтвердил представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции, приговор Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2018 по делу N 1-258/18 в законную силу не вступил.
Ссылки представителя ответчика на судебные акты по делу N А50-28031/2018 не принимаются с учетом разных установленных в настоящем деле и деле N N А50-28031/2018 обстоятельств.
Кроме того суд учитывает, что в настоящем деле размер штрафа, предъявленного ко взысканию снижен судом с 529 081,68 руб. до 25 000 руб., то есть более, чем в 20 раз. При этом суд первой инстанции обоснованно учел статус ответчика, и его правопредшественника, социально значимый вид деятельности, который ими осуществлялся, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины правопредшественника ответчика, финансово-имущественные аспекты деятельности учреждения, получающего в том числе бюджетное финансирование, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, Определении от 21.12.2000 N 263-О, Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, Постановлении от 25.02.2014 N 4-П о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Доводы жалобы о том, что согласно приговору Ленинского районного суда с Карташова Д.В. взыскано 4 778 384 руб., при этом сумма нецелевого использования средств ОМС, установленная ТФОМС ПК, составляет 5 290 816,81 руб., отклоняются. Выводы о нецелевом использовании средств ОМС, размере нецелевого расходования средств ОМС основаны на документах, представленных ответчиком во время проверки, контррасчет ответчиком не представлен ни ТФОМС ПК, ни при рассмотрении дела арбитражным судом.
С апелляционной жалобой ответчиком представлены расчеты, согласно которым сумма похищенных Карташовым Д.В. средств в виде заработной платы в соответствии с приговором составляет 4 008 369, 57 руб.
Между тем, ответчиком не учтено, что заработная плата работников учреждения, в том числе Карташова Д.В. складывалась из разных источников финансирования: средств ОМС, средств бюджета Пермского края, средств от предпринимательской деятельности.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, сводятся лишь к иной оценке установленных по делу обстоятельств. Они были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2018 года по делу N А50-24726/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24726/2018
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ПЕРМСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"