18 февраля 2019 г. |
Дело N А83-20311/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 18.02.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Енокян В.А.,
при участии:
представителя истца - Юшковой С.А., доверенность от 06.12.2018 N 02-13/2888,
представителя ответчика - Адамова С.Ю., доверенность от 25.12.2018 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2018 по делу N А83-20311/2017 (судья Титков С.Я.)
по иску Администрации города Алушты Республики Крым
к Обществу с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман"
о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" (далее - ООО "Сиреневый туман", Общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 30.07.2017 в размере 1170507,26 рублей, а также пени за период с 01.01.2017 по 23.08.2017 в размере 112509, 03 рублей.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств в части своевременного и полного внесения арендной оплаты по договору аренды, в связи с чем у последнего образовалась задолженность по арендной плате.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Решение суда первой инстанции мотивировано установлением факта ненадлежащего исполнения ответчиком - арендатором обязанности по внесению арендной платы, вследствие чего у последнего образовалась задолженность перед истцом на сумму 1170507, 26 рублей. С учетом установления факта несвоевременного и неполного внесения арендной платы, судом первой инстанции взыскана также пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению истцу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при расчете задолженности Администрация исходила из вида разрешенного использования земельного участка "гостиничное обслуживание", вместе с тем надлежащий вид разрешенного использования земельного участка "туристическое обслуживание", что подтверждается ответом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.04.2018 N 4. Кроме того, апеллянтом представлен контррасчет задолженности, который, по его мнению, был не проверен судом первой инстанции.
Определением от 19.11.2018 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 18.12.2018.
Определениями от 18.12.2018 и 22.01.2019 судебное разбирательство откладывалось, очередное судебное заседание назначено на 11.02.2019.
В судебное заседание 12.02.2019 явились представители сторон.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в судебном заседании 16.01.2019 Общество заявило ходатайство об истребовании доказательств по делу, а именно: надлежащим образом заверенной копии технической документации либо выписки из технической документации по нормативной денежной оценке земель населенного пункта Малореченского сельского совета: с. Солнечногорское, а также надлежащим образом заверенной копии выпуска газеты "Алуштинский вестник" либо выдержки из нее, в которой было опубликовано решение Малореченского сельского совета от 11.02.2010 N 46/62 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель населенного пункта Малореченского сельского совета: с. Солнечногорское".
Протокольным определением от 16.01.2019 в удовлетворении указанного ходатайства отказано в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд вправе истребовать доказательство от лица, у которого оно находится, по ходатайству лица, участвующего в деле и не имеющего возможности самостоятельно получить это доказательство. При этом суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства. Отказ суда в истребовании дополнительных доказательств не является процессуальным нарушением.
Удовлетворение ходатайства об истребовании доказательств является правом, а не обязанностью суда.
В данном случае, при рассмотрении ходатайства об истребовании доказательств суд учел, что указанное ходатайство ответчиком не заявлялось в суде первой инстанции, а также ответчик не представил надлежащих доказательств того, что им предпринимались попытки самостоятельного получения указанного доказательства.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2016 Администрация города Алушты Республики Крым и Общество с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" заключили договор аренды земельного участка площадью 20000 кв.м, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание, кадастровый номер 90:15:060401:434, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Прибрежная, 11 (пункт 1.1 Договора). На договоре имеется отметка о том, что он зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.06.2016 (т. 1 л.д. 11-19).
Земельный участок передан Арендатору в соответствии с актом приема-передачи от 28.01.2016 (т. 1 л.д. 21).
Согласно пункту 5.2 Договора арендная плата вносится равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Арендная плата за декабрь вносится до 10 декабря текущего финансового года.
При этом, пунктом 5.6 Договора определено, что расчет арендной платы определен в приложении 1 к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.
Из содержания приложения N 1 к Договору аренды следует, что расчет арендной платы произведен Администрацией на основании нормативной денежной оценки земель с.Солнечногорское, утвержденной решением Малореченского сельского совета от 11.02.2010 N 46/62 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель населенного пункта Малореченского сельского совета с.Солнечногорское", в соответствии с которой стоимость 1 кв.м, земель по экономико - оценочным районам с учетом коэффициента функционального использования составляет 88,30 гривен.
Названным приложением установлено, что арендная плата за пользование земельным участком составляет 225990,00 рублей в год.
В соответствии с пунктом 5.7 Договора размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования городской округ Алушта, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в Договор. Исчисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании Договора начиная со дня вступления в силу нормативного акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы и (или; отдельные коэффициенты. Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно после вступления в силу указанных правовых актов. Арендодатель оставляет за собой право направить Арендатору извещение о размере арендной платы на соответствующий период.
Пунктом 8.1 Договора предусмотрено, что изменения и дополнения к договору, оформляются сторонами в письменной форме путем заключения дополнительных соглашений за исключением пункта 5.7 Договора.
Вместе с тем, 23.12.2016 Алуштинским городским советом принято решение N 25/79 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков".
Согласно решению N 25/79 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков; поручено Управлению земельных отношений Администрации города Алушты РК привести в соответствие с настоящим решением расчеты годового размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования. Указанное решение было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта РК - газете "Алуштинский весник" 29.12.2016 N51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017.
Так, пунктом 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым определено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии, с видом разрешенного использования (ВРИ).
Пунктом 2.5. Положения об арендной плате определено, что годовой размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле:
АП = КСзу х % ВРИ х Ки, где:
АП - годовой размер арендной платы за земельный участок КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли);
Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно Акту сверки Управления земельных отношений по Договору аренды за ООО "Сиреневый туман" числится задолженность по арендной плате.
Расчёт осуществлён следующим образом:
1 681,04 руб. (стоимость 1 кв.м по виду 4.7)
*20 000 кв.м (площадь земельного участка)
*6% (% ВРИ на основании решения совета N 25/79 от 23.12.2016)
*1,064 (коэффициент инфляции на 2016 год)
*1,040 (коэффициент инфляции на 2017 год) = 2232205,95 руб. в год / 12 месяцев
= 186017,16 руб. в месяц.
Расчёт задолженности Администрацией за период с 01.01.2017 по 30.07.2017 осуществлён следующим образом:
186017,16 руб. в месяц *7 месяцев
- 65051,86 руб. (переплата по состоянию на 01.01.2017)
- 66561,00 руб. (оплачено за указанный период) = 1170507, 26 руб.
Согласно пункту 6.4 Договора Арендатор обязуется своевременно оплачивать арендную плату.
При этом, пунктом 9.1 Договора предусмотрено, что стороны несут ответственность за невыполнение или не надлежащее выполнение условий договора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
23.08.2017 Администрация направила в адрес Общества предупреждение исх. N 02-19/1574 о необходимости оплаты образовавшейся задолженности по арендной плате в период с 01.01.2017 по 23.08.2017 в размере 1170507,26 руб. в течение 10-ти дней с момента получения данного требования. При этом, Администрация уведомила Общество, что в случае неисполнения обязательств будет вынуждена обратиться в суд (т. 1 л.д. 30-31).
Данная претензия ответчиком оставлена без ответа.
Основанием обращения в суд Администрации с исковым заявлением о взыскании с Общества задолженности по арендной плате в размере 1170507,26 руб. и пени в размере 112509,03 руб. послужило ненадлежащее исполнение последним условий вышеуказанного договора аренды.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в обжалуемой части и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Заключенный между сторонами Договор является договором аренды, отношения по которому регулируются главой 34 ГК РФ.
Статьей 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункты 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли по законодательству Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
При этом, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 9330/09, от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу N А83-965/2014, от 17.06.2016 года по делу N А83-3145/2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель служит обстоятельством для пересмотра размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли. При этом, отсутствие дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не может служить основанием для освобождения арендатора от внесения арендной платы в соответствующем размере.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены возможности требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный сторонами договор аренды. Однако необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации отсутствует.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Статьей 11 Закона N 38-3PK определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Советом министров Республики Крым 12.11.2014 принято постановление N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым в том числе утверждена нормативная цена земельных участков (далее - постановление N 450).
В соответствии с пунктом 1 постановления N 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Согласно пункту 2 постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
Статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015) определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
23.12.2016 Алуштинским городским советом принято решение N 25/79 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков" (далее - решение N 25/79).
Согласно решению N 25/79 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков (далее - Положение); поручено Управлению земельных отношений Администрации города Алушты РК привести в соответствие с настоящим решением расчеты годового размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования. Указанное решение было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым - газете "Алуштинский вестник" 29.12.2016 N 51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017.
Решением N 25/79 определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Пунктом 2.4. Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Положение об арендной плате) определено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ).
Пункт 2.5. Положения об арендной плате определено, что годовой размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле:
АП = КСзу х % ВРИ х Ки, где:
АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли);
Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 2.5. Положения об арендной плате 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета N 33/116, данный пункт дополнен абзацем следующего содержания "В расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 (в редакции от 29 декабря 2016 года), до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации."
Исходя из содержания пунктов 2.4. и 2.5 Положения об арендной плате основой для определения размера арендной платы с 01.01.2017 на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым является нормативная цена земли, утвержденная в пункте 2 постановления N 450.
В соответствии со статьями 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Материалами дела подтверждается исполнение истцом обязанности по Договору по передаче объекта аренды ответчику.
Как уже указывалось, Договором была предусмотрена обязанность ответчика по своевременному внесению арендной платы (пункт 6.4 Договора).
Согласно расчету истца, сумма задолженности ответчика по арендной плате по Договору составила 1170507,26 руб.
Как установлено материалами дела, расчет задолженности за период с 01.01.2017 по 23.08.2017 составлен истцом по формуле, указанной в Положении об арендной плате, утвержденной решением Алуштинским городским советом N 25/79: АП = КСзу х % ВРИ х Ки, где: АП - годовой размер арендной платы за земельный участок КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли); Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. При этом, в расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450. В связи с чем истец представил следующий расчет задолженности: 1681,04 руб. (стоимость 1 кв.м по виду 4.7) * 20000 кв.м (площадь земельного участка) *6% (% ВРИ на основании решения совета N 25/79 от 23.12.2016) *1,064 (коэффициент инфляции на 2016 год) *1,040 (коэффициент инфляции на 2017 год) = 2232205,95 руб. в год / 12 месяцев = 186017,16 руб. в месяц.
Расчёт задолженности Администрацией за период с 01.01.2017 по 30.07.2017 осуществлён следующим образом:
186017,16 руб. в месяц *7 месяцев - 65051,86 руб. (переплата по состоянию на 01.01.2017) - 66561,00 руб. (оплачено за указанный период) = 1170507, 26 руб.
При этом, вид разрешенного использования земельного участка с кодом 4.7 - "гостиничное обслуживание".
Суд первой инстанции признал указанный расчет задолженности арифметически верным.
Однако, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том что Администрацией при расчете арендной платы правильно применена нормативная цена земли, исходя из пункта 2 постановления N 450 (Приложение N 1), а также не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что размер арендной платы должен определяться исходя из нормативной денежной оценки земельного участка, указанной в Договоре, поскольку это не соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В соответствии со статьей 18 Закона Украины "Об оценке земли" нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5 - 7 лет.
По результатам бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация (часть 1 статьи 20 Закона Украины "Об оценке земли").
Частью 1 статьи 23 Закона Украины "Об оценке земли" предусмотрено, что техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Согласно части 5 статьи 12 Закона Украины от 11.09.2003 N 1160-IV "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" определено, что регуляторные акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, официально обнародуются в печатных средствах массовой информации соответствующих советов, а в случае их отсутствия - в местных средствах массовой информации, определенных этими органами и должностными лицами, не позднее чем в десятидневный срок после их принятия и подписания.
Частью 5 статьи 59 Закона "О местном самоуправлении в Украине" предусмотрено, что решения советов нормативно-правового характера вступают в законную силу со дня их официального опубликования, если советом не установлен более поздний срок введения указанных решений в действие.
При таких обстоятельствах неопубликованное в установленном порядке решение об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земельных участков не подлежит применению.
Как утверждает апеллянт, нормативная денежная оценка земель села Солнечногорское, утверждена решением Малореченского сельского совета N 46/62 от 11.02.2010. Вместе с тем доказательств опубликования данного решения в установленном законом порядке лицами, участвующими в деле, не представлено. Кроме того, сам апеллянт представил ответ редакции газеты "Алуштинский вестник", согласно которому указанное решение в газете не было опубликовано.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о правомерном исчислении истцом задолженности по арендной плате согласно пункту 2 постановления N 450 обоснован.
Однако, в апелляционной жалобе также указано, что при расчете задолженности Администрация исходила из вида разрешенного использования земельного участка "гостиничное обслуживание", вместе с тем надлежащим видом разрешенного использования земельного участка является "туристическое обслуживание", что подтверждается ответом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.04.2018 N 4.
С целью полного и всестороннего рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции истребовал у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым копию реестрового дела земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:434, а также решение об исправлении технической ошибки в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:434 в Едином государственном реестре недвижимости, в письменном виде сведения о дате исправления технической ошибки, основаниях такого исправления, с предоставлением документов, на основании которых принято решение об исправлении технической ошибки, а также выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о виде разрешенного использования земельного участка на данный момент.
Судебной коллегией установлено, что при внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:15:060401:434 была допущена техническая ошибка в части вида разрешенного использования земельного участка. Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21.05.2018 N 90/01/2018-66321 на основании рассмотрения представленных документов N 90/ТО/2018-1351 от 21.05.2018 протокола от 21.05.2018 было выявлено неверное указание вида разрешенного использования при внесении сведений о земельном участке, в связи с чем принято решение об исправлении на "туристическое обслуживание".
Таким образом, расчет задолженности по арендной плате Администрации, который исходил из вида разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7), является неверным.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, согласно которому исправление ошибки в части вида разрешенного использования земельного участка на "туристическое обслуживание" (код 5.2.1) не повлияет на расчет задолженности по арендной плате в связи со следующим.
Согласно Приложению N 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, которым установлена нормативная цена 1 кв.м земель населенных пунктов Республики Крым, при этом цена за 1 кв.м земель села Солнечногорское с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7) установлена 1681,04 руб., в том время как за земли в указанном населенном пункте с видом разрешенного использования "туристическое обслуживание" - 336,21 руб.
Судом апелляционной инстанции самостоятельно произведен расчет суммы задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 30.07.2017 согласно пункту 2 постановления N 450 исходя из вида разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1):
336, 21 руб. (цена за 1 кв.м земли с видом разрешенного использования 5.2.1) * 20000 кв.м (площадь земельного участка) * 6% (арендная ставка, согласно решению Алуштинского городского совета N 25/79) * 1,064 (индекс инфляции 2016 год) * 1,040 (индекс инфляции 2017 год) = 446443,85 рублей / 12 = 37203,65 руб. (в месяц в 2017 году).
С учетом того, что на 01.01.2017 у Общества имелась переплата по арендной плате в сумме 65051,86 рублей, а также в спорный период им была внесена арендная плата в сумме 66051,00 рублей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии задолженности в размере 128812,69 рублей (37203,65 руб. * 7 месяцев - 65051,86 рублей - 66051,00 рублей).
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Как усматривается из договора 28.01.2016 категория передаваемых в аренду земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание, цель использования земельного участка - для строительства базы отдыха. На момент заключения договора от 28.01.2016 объекты недвижимости на земельном участке отсутствовали.
Согласно преамбуле указанного договора он заключен в порядке переоформления ранее возникшего права аренды на основании договора от 04.11.2005, согласно которому в аренду был передан земельный участок несельскохозяйственного назначения для строительства базы отдыха.
Кроме того, предоставление земельного участка для строительства базы отдыха согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" и Постановления Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 "Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", соответствует виду разрешенного использования - "туристическое обслуживание".
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами Администрации о необходимости применения при исчислении арендной платы вида разрешенного использования - "туристическое обслуживание", с момента исправления ошибки в реестре, то есть с 21.05.2018, поскольку материалами дела подтверждается ошибочность внесения этих сведений, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика арендной платы исходя из ошибочных сведений реестра не имеется.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка является специальной мерой гражданской ответственности, способствующей исполнению обязательств, которая носит как карательный, так и компенсационный характер.
Пунктом 5.9 договора предусмотрено, что в случае невнесения, несвоевременного или неполного внесения арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает арендодателю пеню в размере 0,1 % за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению Арендодателю.
Из вышеуказанного расчета следует, что за период с 01.01.2017 по 30.10.2017 за ООО "Сиреневый туман" образовалась задолженность в размере 128812,69 рублей, и в силу пункта 5.9 Договора на данную сумму начислена пеня в размере 6716,99 рублей, с учетом количества дней просрочки, указанного истцом в расчете, представленном в суд первой инстанции и не оспоренном ответчиком.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая положения статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание частичное удовлетворение апелляционной жалобы и частичное удовлетворение исковых требований, судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат возложению на ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации, с учетом того, что истец является органом местного самоуправления, в размере 2728,52 руб. (10,56% от размера государственной пошлины за подачу искового заявления при цене иска - 1283016,29 рублей).
Кроме того, учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, а постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены частично, судебная коллегия полагает необходимым, с учетом части 2 статьи 110 АПК РФ, распределить судебные расходы между сторонами, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, также пропорционально удовлетворенным требованиям, взыскав с Администрации города Алушты Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" 2683,2 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2018 по делу N А83-20311/2017, - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
2. Исковые требования Администрации города Алушты Республики Крым удовлетворить частично.
3. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" (ОГРН - 1149102089245) в пользу Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН - 1149102091610) задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка за период с 01.01.2017 по 30.07.2017 в размере 128812,69 руб. и пени за период с 01.01.2017 по 23.08.2017 в размере 6716,99 руб., а всего 135529,68 руб.
4. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" (ОГРН - 1149102089245) в доход федерального бюджета Российской Федерации судебные расходы в размере 2728,52 руб.
5. Взыскать с Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН - 1149102091610) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сиреневый туман" (ОГРН - 1149102089245) судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2683,2 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20311/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "СИРЕНЕВЫЙ ТУМАН"
Третье лицо: Адамов Сергей Юрьевич, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ