г. Самара |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А65-23269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.12.2018 по делу N А65-23269/2018 (судья Абдрахманов И.И.), принятое по заявлению акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (ОГРН 1021602027622, ИНН 7709035101), г.Набережные Челны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (ОГРН 1041621126755, ИНН 1655048573), г.Казань, об оспаривании постановлений о назначении административного наказания от 18.07.2018 N 134 и от 18.07.2018 N 125,
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" - представителя Афлятоновой Г.М. (доверенность от 31.12.2018);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (далее - АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 18.07.2018 N 134 о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании заявления возбуждено производство по делу N А65-23269/2018.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления административного органа от 18.07.2018 N 125 о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
На основании заявления возбуждено производство по делу N А65-23276/2018.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2018 дела N А65-23269/2018 и N А65-23276/2018 объединены в одно производство с присвоением делу N А65-23269/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.12.2018 по делу N А65-23269/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что оно добросовестно исполняло обязанности, возложенные на него валютным законодательством, не допускало в своих действиях (бездействиях) пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, которые привели к существенной угрозе общественным отношениям, и нанесению ущерба интересам государства.
Административный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
В судебном заседании в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 04 февраля 2019 года до 11 февраля 2019 года до 13 час. 55 мин., после чего судебное заседание продолжено. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11aas.arbitr.ru.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения валютного законодательства, в отношении общества, административный орган установил, что 27.12.2002 АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" открыло счета N 808212191908092001 и N 80821291908092014 в банке "BANK OF CHINA" (Китайская Народная Республика).
04.04.2003 общество представило в ИФНС России по г.Набережные Челны уведомления об открытии указанных счетов в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Банк "BANK OF CHINA", расположенный на территории Китайской Народной Республики и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства, является банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, на резидентов, открывших счета (вклады) в указанном банке, распространяются установленные частью 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) требования о представлении налоговым органам отчетов по данным счетам (вкладам).
17.10.2016 общество представило в административный орган отчет о движении средств по счету N 808212191908092001 за 3 квартал 2016 года
16.01.2018 общество представило в административный орган отчет о движении средств по счету N 808212191908092014 за 4 квартал 2017 года.
Указанные отчеты представлены без подтверждающих банковских документов.
Административный орган направил в адрес общества сообщение от 14.03.2018 N 2.10-0-40/02427@ с требованием представления пояснений и документов.
В ответ на указанный запрос общество сообщило об отсутствии возможности представления подтверждающих банковских документов по счетам N 808212191908092001 и N 80821291908092014 к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, в связи с тем, что операции по данному счету "заблокированы налоговым органом Китая".
Административный орган 29.03.2018 направил в адрес общества письмо с просьбой представить копии документов, подтверждающих введение ограничительных мер по счетам N 808212191908092001 и N 80821291908092014, в том числе переписку с "BANK OF CHINA", по вопросу представления подтверждающих банковских документов.
АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" представило копии документов и переписку по закрытию представительства общества и счетов N 808212191908092014, N 808212191908092001.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, административный орган составил в отношении общества протоколы от 11.07.2018 N 168120180711004101, N 168120180711005001 и вынес постановления от 18.07.2018 NN 125, 134, которыми привлек общество к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 40000 руб. по каждому постановления.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями о признании незаконными указанных постановлений.
С учетом положений части 3 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявлений общества.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, образует нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В силу ч.2 ст.5 и п.2 ч.2 ст.24 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в соответствии с обязательными для них актами органов валютного регулирования.
Законом N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 утверждены "Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2-х экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Порядок представления подтверждающих банковских документов регламентируется п.5 Правил, согласно которому "подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала".
В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов (п.10 Правил).
Из п.7 Правил следует, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Нарушение обществом перечисленных требований валютного законодательства установлено судом первой инстанции и подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.
В письме ФНС России от 12.07.2013 N АС-4-2/1251 разъяснено, что в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, не направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов с подтверждающими банковскими документами.
На основании изложенного суд первой инстанции признал обоснованными доводы административного органа о том, что обществом не соблюдены требования п.7 ст.12 Закона N 173-ФЗ и п.5 Правил, что составляет объективную сторону вменяемого обществу правонарушения.
Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.6 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании ч.4 ст.1.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что постановления приняты уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штрафы назначены в минимальном размере санкции вменяемой статьи.
Наложение на общество штрафов в размере 40000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2018 года по делу N А65-23269/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23269/2018
Истец: АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань