г. Тула |
|
28 марта 2019 г. |
Дело N А62-5546/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Рыжовой Е.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии от истца - Курзинер О.В. (доверенность от 14.01.2019, паспорт), от ответчика - Петраченков А.С. (доверенность от 04.03.2019, паспорт), Самунь И.И. (доверенность от 12.07.2019, паспорт),
в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.12.2018 по делу N А62-5546/2018 (судья Савчук Л.А.), принятое по иску Администрации города Смоленска (ИНН 6730012070; ОГРН 1026701449719) к открытому акционерному обществу "Смоленскотель" (ИНН 6730013243; ОГРН 1026701429732) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области (Управление Росреестра по Смоленской области) (ОГРН 1046758340507; ИНН 6730055050), об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Смоленска (далее - истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Смоленскотель" (далее также - ответчик, ОАО "Смоленскотель") об истребовании из чужого незаконного владения имуществанежилого помещения площадью 5012,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 2/1 (далее - спорный объект), путем его освобождения и передачи ключей от него Администрации в течении десяти дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением суда области от 20.12.2018 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, указывает на необоснованность вывода суда о приватизации спорного здания, поскольку из плана приватизации, актов оценки, данных бухгалтерского учета этого не следует. Считает необоснованным ссылку суда на проспект эмиссии второго выпуска обыкновенных именных акций ОАО "Смоленскотель" от 11.12.1996, поскольку стоимость основных средств ОАО "Смоленскотель" не соотносится со стоимостью здания, что свидетельствует о пользовании спорным зданием в уставных целях. Заявитель указывает, что судебные решения по иным делам не имеют правового значения для рассмотрения спора, поскольку включение в уставной капитал общества спорных нежилых помещений предметом рассмотрения этих дел не являлось. По мнению администрации, судом области неверно определен срок исковой давности, который надлежит исчислять с 09.09.2016 (дата регистрации права собственности ответчика на спорное здание).
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился, решение просил оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
По смыслу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения необходима совокупность условий: судом должны быть достоверно установлены индивидуальная определенность истребуемой вещи; наличие права собственности истца на истребуемую вещь; факт владения ответчиком спорной вещью; незаконность владения ответчика, а также отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество. Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Истец, указывая на наличие права собственности, ссылается на Решение XI сессии Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992 "О передаче государственных предприятий и учреждений, а также государственного имущества, находящегося в пользовании негосударственных юридических лиц, в муниципальную собственность районов городов Смоленска и Десногорска", согласно которому объединение гостиничного хозяйства как объект социально-культурного и коммунально-бытового назначения передан в муниципальную собственность города Смоленска (п. 99 Перечня предприятий, организаций, учреждений, а также государственного имущества, находящегося в пользовании негосударственных юридических лиц, являющихся муниципальной собственностью города Смоленска).
Согласно ответа Администрации города Смоленска от 12.12.2018 N 24/18923-исх нежилое помещение по улице Ленина, д. 2/1, площадью 5012,9 кв.м в реестре муниципального имущества города Смоленска не числиться.
Одновременно с этим право собственности на спорное здание зарегистрировано за ОАО "Смоленскотель", что подтверждено данными из ЕГРП. Ответчик в обоснование возникновения права собственности за спорным имуществом ссылается на приватизацию объекта.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" определено, что приватизацией государственных и муниципальных предприятий является в том числе и приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий; оборудования, зданий, сооружений и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника).
В силу пункта 1 статьи 15 вышеуказанного Закона приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
План приватизации является сделкой, поскольку в результате его принятия право муниципальной собственности на имущество предприятия прекращено и возникло право собственности АООТ "Смоленскотель".
Приватизация предприятия осуществлена в порядке, предусмотренном Указами Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" и от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 преобразование предприятий в акционерные общества осуществлялось в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии.
В силу п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Положением, определялась в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66.
Согласно приложению N 2 Временных методических указаний оценка имущества осуществлялась предприятием на основе данных его полной 9 инвентаризации, проводимой в соответствии с "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов", (письмо Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 года N 179) с последующими изменениями и дополнениями, "Указаниями о порядке проведения инвентаризации незавершенного производственного строительства" (Постановление Госкомстата СССР от 10.11.89 N 207), а также настоящими методическими указаниями.
На основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия.
Согласно п. 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66, со дня регистрации акционерного общества государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества. На баланс акционерного общества передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, а также государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному обществу по договору.
При определении начальной цены предприятия при его продаже и уставного капитала и включения его в План приватизации действовали "Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации" (приложение N 2 к Указу президента РФ от 29.01.1992 N 66).
Начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества установлены комиссией в Приложении N 9 Плана Приватизации и составили 1 713,0 тыс. руб.
Указанные акты утверждены соответствующим комитетом по управлению имуществом.
В п. 1 приложения N 4 Плана приватизации по состоянию на 01.07.1993 подтверждена стоимость оценки всех приватизируемых основных средств в размере - 2 587,0 тыс. руб., которые состоят из стоимости зданий и сооружений в размере 1 029,6 тыс. руб. и стоимости оборудования в размере 1 557,4 тыс. руб.
Перечень приватизируемых зданий и сооружений и их оценочная стоимость указан в Приложении N 1 к Плану приватизации "Оценка стоимости зданий и сооружений" (гр. 7). Стоимость зданий составила 1 029,6 тыс. руб., из которой стоимость гостиницы "Центральная" 374,0 тыс. руб., а стоимость гостиницы "Смоленск", не подлежащей приватизации - 655,6 тыс. руб.
Перечень и оценка остаточной стоимости машин и оборудования и других основных средств указан в Приложении N 3 Плана приватизации (гр. 8). Стоимость оборудования составила 1 557,4 тыс. руб., из которой стоимость оборудования по гостинице "Центральная" - 1 243,6 тыс. руб.
Таким образом, общая стоимость всех объектов основных средств по гостинице "Центральная" согласно Плану приватизации N 63-1-П-374 от 26.10.1993 составляет 1 617,6 тыс. руб. (374,0 тыс. руб. по Приложению N 1+ 12 43,6 тыс. руб. по Приложению N 3).
Стоимость оценки уставного капитала определена в п. 3 Приложения N 9 Плана приватизации и составляет 1 713,0 тыс. руб.
Таким образом, величина уставного капитала (эмиссии ценных бумаг) или оценка приобретения имущества гостиницы "Центральная" превышает оценку стоимости приватизируемого имущества.
Представленные в материалы дела документы содержат сведения о включении здания гостиницы в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации (перечень основных средств предприятия, акт оценки здания гостиницы, акт оценки стоимости машин, оборудования с включением в него лифтов (как неотъемлемой составляющей здания гостиницы), проспект эмиссии второго выпуска обыкновенных именных акций ОАО "Смоленскотель").
Также ранее данные обстоятельства исследовались судами при рассмотрении споров (решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 10 14.05.2015 года по делу N 2-307/15, решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.06.1996 по делу N 505/1-Л, решение Арбитражного суда Смоленской области по делу N 506/1-л от 28.06.1996, решение Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-191/2009 от 16 июля 2009 года, решение Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1421/2004 от 29.06.2007, решение Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62- 6428/2011 от 16.03.2011).
В рамках указанных дел рассматривался в том числе и вопрос о включении в акт оценки при приватизации имущества МУП "Гостиничное хозяйство" здания гостиницы "Центральная" и неоднократно констатировался факт принадлежности ОАО "Смоленскотель" на праве собственности сорного здания.
Администрация города Смоленска принимала участие в делах, рассматриваемых в арбитражных и районных судах, занимала активную позицию, приводила свои доводы по вопросам, возникающим в рамках рассмотрения дел, однако возражений относительно принадлежности ответчику нежилых помещений здания гостиницы "Центральная" не заявляла.
Таким образом, созданное в результате реорганизации АООТ "Объединение гостиничного хозяйства "Смоленскотель", правопреемником которого является ОАО "Смоленскотель" приобрело спорный объект в порядке приватизации и зарегистрировало на него право в установленном порядке.
Правомерность проведенных регистрационных действий 09.09.2016 права собственности ОАО "Смоленскотель" на нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020313:124 площадью 5012,9 кв.м. рассмотрена в рамках дела N А62-5555/2018, решением от 25.10.2008 в удовлетворении требований Администрации города Смоленска отказано.
Кроме того, как справедливо отметил суд области, 08.05.2014 подписано соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, в том числе муниципального образования "город Смоленск" и ОАО "Смоленскотель", регистрация права земельного участка под нежилыми помещениями площадью 5012,0 кв.м за ОАО "Смоленскотель" произведена 14.07.2014.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по предъявленным требованиям. Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. При этом общий срок исковой давности, который распространяется и на заявленные исковые требования, составляет три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016) указано, что применительно к ст. ст. 301, 302 ГК срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено. Такой момент должен объективно определяться судом с учетом реальной возможности к восстановлению нарушенного права лица, обратившегося в суд за его защитой, и особенностей спорных правоотношений, а также исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, на что указал Конституционный Суда РФ в определении от 23 сентября 2010 г. N 1227-0-0.
Как следует из материалов дела, истец должен был знать о переходе прав на спорный объект к АООТ "Смоленскотель" как минимум при рассмотрении споров в рамках дел, рассмотренных Арбитражным судом Смоленской области в 1995- 1996 годах (N 735/2, N 505/1-Л, N 506/1-Л) при регистрации проспекта эмиссии второго выпуска акций в декабре 1996 года, в последующем при рассмотрении споров Арбитражным судом Смоленской области по делам А62-191/2009 и А62-6428/2011, Ленинским районным судом г. Смоленска N 2-307/15 в 2015 году. А также после подписания 08.05.2014 соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, в том числе муниципального образования "город Смоленск" и ОАО "Смоленскотель". В связи с чем, доводы жалобы о необходимости исчисления срока исковой давности с 09.09.2016 (дата регистрации права собственности за ответчиком) являются несостоятельными.
Администрация обратилась в суд с иском 25.06.2018, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.12.2018 по делу N А62-5546/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановления вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5546/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Ответчик: ОАО "СМОЛЕНСКОТЕЛЬ"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области