Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2019 г. N Ф10-3546/18 настоящее постановление оставлено без изменения
08 апреля 2019 г. |
Дело N А83-13233/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 08.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
при участии:
от Администрации города Алушты Республики Крым - Торопова И.В., представитель по доверенности N 02-13/2851 от 03.12.2018, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" - Кутковая Н.М., представитель по доверенности б/н от 22.03.2019, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Алуштинского городского совета Республики Крым - Торопова И.В., представитель по доверенности N 02-13/2852 от 03.12.2018, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 января 2019 года по делу N А83-13233/2017 (судья Авдеев М.П.)
по иску Администрации города Алушты Республики Крым
(пл. Советская, д.1, г. Алушта, Республика Крым, 298516)
к обществу с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща"
(ул. Аллея Декабристов, д.5, г. Алушта, Республика Крым, 298500),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца:
Управления земельных отношений Администрации города Алушты
(пл. Советская, д.1, г. Алушта, Республика Крым, 298516),
Алуштинского городского совета Республики Крым
(пл. Советская, д.1, г. Алушта, Республика Крым, 298516),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
(ул. Севастопольская, д.17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015),
о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" (далее - ответчик, ООО "Миндальная Роща") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 2 292 212,58 рублей, а также пеню за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 235 385,65 рублей.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора аренды земельного участка в части внесения арендных платежей с учетом Решения Алуштинского городского совета от 25.12.2016 N 25/79.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.01.2019 года по делу N А83-13233/2017 (судья Авдеев М.П.) исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Миндальная роща" в пользу Администрации города Алушты Республики Крым взыскана задолженность за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 2 292 212,58 рублей и пеня за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 235 385,65 рублей; государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 35 638,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции при вынесении решения не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем, по мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, которые содержатся в материалах дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; допущено неправильное истолкование закона, не применен закон, подлежащий применению.
Так, по мнению апеллянта, судом первой инстанции при вынесении решения не применен пункт 1 Постановления Совета министров Республики Крым N 450 во взаимосвязи с пунктом 3.4 Приложения N 3 к данному постановлению, а также во взаимосвязи со статьями 18, 20, 23 Закона Украины N 1378-IV "Об оценке земель", что повлекло в свою очередь нарушение норм статьи 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК, а также статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и основных принципов определения арендной платы, в частности принципа предсказуемости и экономической обоснованности расчета размера арендной платы, закрепленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Кроме того, заявитель указывает на то, что решение Алуштинского городского совета от 23.12.2016 N 25/79 нельзя считать нормативным актом, устанавливающим порядок определения нормативной цены, либо актом, устанавливающим новый расчет нормативной цены без надлежащего обоснования, а присвоенный вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание", указанный в договоре аренды от 24.12.2015, не позволяет муниципалитету автоматически изменить вид функционального назначения земельного участка и перевести его в категорию земель коммерческого использования.
Также заявитель апелляционной жалобы обращает внимание суда на то, что согласно подпунктам 2.10, 2.11 пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 244 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378" для вида функционального использования земельного участка "для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов_) вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание" заменен на "туристическое обслуживание", который (как соотносимый с категорией земельного участка) действовал на дату предъявления истцом иска и на дату вынесения отмененных актов.
Фактическое использование земельного участка, по мнению апеллянта, не противоречит ни виду его разрешенного использования (гостиничное обслуживание код 4.7), вынужденно выбранного при отсутствии иной альтернативы при заключении договора от 24.12.2015 как наиболее близкого к целевому использованию земельного участка, ни виду разрешенного использования "Туристическое обслуживание" по коду 5.2.1, внесенному в Таблицу Постановлением Совета Министров Республики Крым N 244, а также совпадает с видом деятельности ООО "Миндальная Роща", предусмотренном Уставом. Нормативная цена (стоимость) 1 кв.м в размере 278,71 грн. применена для расчета суммы арендной платы обоснованно и соответствует фактическому использованию арендатором земельного участка в настоящее время, а также ранее действовавшему договору аренды от 18.11.2009.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
21.03.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" от Администрации города Алушты Республики Крым и Алуштинского городского совета Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец и третье лицо настаивали на том, что Постановление Совета Министров Республики Крым N 450 является документом, который определяет стоимость 1 кв.м. на основании ранее действующих технических документаций и подлежит применению муниципалитетами ко всем случаям в сфере земельных отношений с 01.01.2017 в соответствии с положениями статьи 12 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьи 12 и пункта 6 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросов земельных отношений", а решение Алуштинского городского совета N 25/79 от 23.12.2016 определяет порядок начисления арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков.
По утверждению истца, ответчиком не представлены доказательства установления нормативной цены земельного участка по состоянию на 2014 год, как указано в пункте 1 постановления N 450, а также не обоснована правомерность применения законодательства Украины (решения об утверждении технической документации) к правоотношениям за период с 01.01.2017, в то время как с 2014 года Республика Крым руководствуется актами, изданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация и Совет также пояснили, что при приведении договора аренды в соответствие с законодательством Российской Федерации стоимость 1 кв.м. с учетом вида разрешенного использования не корректировалась, Администрацией воспроизведены те сведения, которые представлены ответчиком. Полномочиями по применению верной нормативной цены с учетом вида разрешенного использования муниципалитет наделен лишь с 01.01.2017. Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, поскольку считают его законным и обоснованным.
В ходе судебного заседания, назначенного на 25.03.2019, представитель общества с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации города Алушты Республики Крым и Алуштинского городского совета Республики Крым возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании судом объявлен перерыв до 01.04.2019.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
18.11.2009 между обществом с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" и Алуштинским городским Советом на основании решения 45 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета N 45/35 от 09.09.2009 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01 103 000 00:01:007:0168, общей площадью 5,5539 га, земли рекреационного назначения, расположенного по адресу: г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5, сроком на 49 лет (далее - Договор).
01.12.2010 по акту приема-передачи земельный участок был передан арендатору - обществу с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща".
30.03.2012 между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому нормативная денежная оценка арендованного участка с 01.01.2012 составляет 294 585 гривен, арендная плата вносится в размере 3% от нормативной денежной оценки земельного участка в сумме 88 375,77 гривен в год, 7 364,65 гривен в месяц.
В соответствии с пунктом 10 Договора, расчет размера арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются во время заключения или изменения условий договора аренды или продления его действия.
Арендная плата вносится ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца, следующего за последним календарным днем отчетного месяца (пункт 11 Договора).
Как верно установлено судом первой инстанции, исходя из положений Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пункта 6 статьи 26 Закона Республики Крым N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", с учетом пункта 3 решения N 5/91 "О вопросах правопреемства", принятого Алуштинским городским советом 19.12.2014, Администрация города Алушты Республики Крым является правопреемником Арендодателя по Договору.
Общество с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" привело свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировалось 07.10.2014 в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1149102052395.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым" 24.12.2015 приведен в соответствие договор аренды земельного участка площадью 10570 кв.м, кадастровый номер 90:15:010107:113, расположенный по адресу: г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5, путем заключения между сторонами Договора аренды земельного участка и составления акта приема-передачи земельного участка. Договор прошел государственную регистрацию в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 22.03.2016 N 90.90/016-90/001/999/2016-1910/1 (далее - Договор аренды от 24.12.2015).
Согласно пункту 1.1. Договора аренды от 24.12.2015 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 10570 кв.м из земель, находящихся в собственности муниципального образования городского округа Алушта, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание, кадастровый номер 90:15:010107:113, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5.
Пунктом 5.6. Договора аренды от 24.12.2015 предусмотрено, что расчет размера арендной платы определен в приложении 1 к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.
23.12.2016 Алуштинским городским советом принято решение N 25/79 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков" (далее - решение N 25/79).
Данным решением (в том числе с учетом изменений от 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета N 33/116) определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Как установлено судом, в период с 01.01.2016 по 10.08.2017 ООО "Миндальная Роща" перечислило за аренду земельного участка 671 050,53 рублей.
Согласно акту сверки, составленному Управлением земельных отношений Администрации города Алушты, за обществом с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" числится задолженность по арендной плате с 01.01.2016 по 10.18.2017 в размере 2 455 574,11 рублей, на которую начислена пеня в размере 235 408,32 рублей.
Расчет произведен истцом исходя из нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - постановление N 450), согласно Приложения N 3 к которому раздел 2 устанавливает порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым по формуле (НЦзу=НЦхП, где НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях; НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему постановлению, в рублях; П - площадь земельного участка, в квадратных метрах).
14.08.2017 Администрация направила в адрес общества предупреждение (требование) о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате, а также пени за ненадлежащее выполнение обязательств по договору.
В ответ на предупреждение ответчик направил в адрес истца письмо (исх. N 66 от 24.08.2017), в котором указал на то, что при расчете задолженности по арендной плате истцом неправомерно применено постановление Совета Министров Республики Крым N 450 и в одностороннем порядке изменены условия договора, просил арендодателя привести расчеты по арендной плате в соответствие с нормативной оценкой земельного участка, установленной по состоянию на 2015 год.
Ненадлежащее исполнение обществом своих обязательств по договору в части оплаты арендной платы за 2016, 2017 годы стали основаниями для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
Как верно установлено судом первой инстанции, возникшие между сторонами отношения, регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей правоотношения по договору аренды.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Исходя из положений части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пунктах 16, 19 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, необходимо учитывать, что к договору аренды, заключённому после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок ещё не был установлен.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом, дополнительного изменения договора аренды не требуется.
При этом, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Пунктами 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли, как по законодательству Украины, так и по законодательству Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
При этом, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 9330/09, от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу N А83-965/2014, от 17.06.2016 года по делу N А83-3145/2015.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель служит обстоятельством для пересмотра размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли.
Отсутствие дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не может служить основанием для освобождения арендатора от внесения арендной платы в соответствующем размере.
Как верно указал суд первой инстанции, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В тоже время стороны не лишены возможности требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный сторонами договор аренды. Однако необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 12.1 Федерального закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ, статья 12 Закона Республики Крым от 24.12.2014 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015), статья 11 Закона N 38-ЗРК).
Согласно статье 11 Закона N 38-3PK нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 01 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.
Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Как установлено судами обоих инстанций, 12.11.2014 Советом министров Республики Крым принято постановление N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым в том числе утверждена нормативная цена земельных участков (далее - Постановление N 450).
Согласно пункту 1 Постановления N 450 нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (Приложение 1).
Порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления (статья 12 Закона N 66-ЗРК/2015).
Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 года порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления.
23.12.2016 Алуштинским городским советом принято решение N 25/79 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков" (далее - Решение N 25/79), которым определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Указанным решением утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков (далее - Положение); поручено Управлению земельных отношений Администрации города Алушты РК привести в соответствие с настоящим решением расчеты годового размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Данное решение опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым - газете "Алуштинский вестник" от 29.12.2016 N 51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017 года.
Согласно пункту 2.4. Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Положение об арендной плате) определено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ).
При этом, как усматривается из пункта 2.5. Положения, годовой размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле: АП = КСзу х % ВРИ х Ки, где: АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли); Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
18.08.2017 решением Алуштинского городского совета N 33/116 внесены изменения в пункт 2.5. Положения об арендной плате, который дополнен абзацем следующего содержания: "В расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года N 450 (в редакции от 29.12.2016 года), до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации".
Согласно пунктам 2.4. и 2.5 Положения об арендной плате основой для определения размера арендной платы с 01.01.2017 на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым является нормативная цена земли, утвержденная в пункте 2 Постановления N 450.
Как установлено судом, арендная плата рассчитана истцом исходя из вида разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7). Данный вид разрешенного использования соответствует целевому назначению земельного участка, установленному в Договоре.
Исследуя вопрос фактического использования спорного земельного участка, с учетом вида его разрешенного использования и вида деятельности ответчика, судом первой инстанции установлено, что согласно пунктам 1 и 2 договора от 18.11.2009 в аренду передан земельный участок площадью 5,5539 га - земли рекреационного назначения, используемые для отдыха.
Как усматривается из пункта 1.1. Договора от 24.12.2015, в аренду передается земельный участок площадью 10570 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - "гостиничное обслуживание".
Вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7) выбран сторонами исходя из действующего на дату перезаключения договора (24.12.2015) перечня, ввиду отсутствия в нем какой-либо сопоставимой альтернативы, колее близкой по смыслу к целевому использованию земельного участка в условиях, сформировавшихся до марта 2014 года арендных правоотношений. Указанное обстоятельство подтверждено ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Также, ответчиком не оспаривалось, что фактическое использование спорного земельного участка не противоречит виду его разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7) как наиболее близкого к целевому использованию земельного участка, ни виду разрешенного использования "Туристическое обслуживание" по коду 5.2.1, внесенному в Таблицу Постановлением Совета Министров Республики Крым от 06.06.2016 N 244, а также совпадает с видом деятельности ООО "Миндальная Роща", предусмотренном Уставом.
Как установлено судами обоих инстанций, на данном земельном участке на дату перезаключения договора аренды располагалось и располагается в настоящее время нежилое строение площадью 52,1 кв.м (бытового значения), используемое как вспомогательное и фактически являющееся частью рекреационного комплекса "Миндальная Роща".
При этом, судебная коллегия полагает, что доводы ответчика о том, что размер арендной платы должен определяться исходя из нормативной денежной оценки земельного участка, указанной в договоре не соответствует требованиям действующего законодательства.
Нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель служит обстоятельством для пересмотра размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли. При этом, отсутствие дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не может служить основанием для освобождения арендатора от внесения арендной платы в соответствующем размере.
Как верно установлено судом первой инстанции, в материалах дела не содержится доказательств в понимании статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствующих об установлении нормативной цены земельного участка по состоянию на 2014 год, как указано в пункте 1 Постановления N 450, на который ссылается ответчик. Решение совета об утверждении нормативной денежной оценке земли, являясь нормативным правовым актом, не устанавливает нормативную стоимость земельного участка. В то же время решение совета об утверждении технической документации определяет базовую величину стоимости 1 кв.м., как основной базовый элемент, необходимый для исчисления нормативной цены. После применения иных составных элементов, действовавших на территории Украины, ранее, рассчитывалась нормативная цена, которая указана в извлечении из нормативной денежной оценке земель.
Согласно Решению Алуштинского городского совета N 7/560 от 26.12.2017 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель города Алушты" стоимость 1 кв.м земельного участка с учетом вида разрешенного использования земельного участка составляет 1 393,52 грн.
Как верно указал суд первой инстанции, ссылка ответчика на расчет размера годовой арендной платы, являющегося приложением к договору аренды от 24.12.2015, относительно спорного периода, не подтверждает нормативную цену по состоянию на 01.01.2017. При приведении договора аренды в соответствие с законодательством Российской Федерации Администрация не корректировала стоимость 1 кв.м. с учетом вида разрешенного использования, а воспроизвела сведения, предоставленные контрагентом. Полномочиями по применению нормативной цены с учетом вида разрешенного использования муниципалитет наделен лишь с 01.01.2017.
К правоотношениям с 01.01.2017 подлежат применению положения пункта 5.7. Договора во взаимосвязи с пунктами 8.1., 9.1., 6.4. Договора.
Пункт 5.7 договора от 24.12.2015 предусматривает изменение арендной платы со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования городской округ Алушта, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор. При этом, перерасчет сумм арендной платы производится арендатором
С учетом изложенного выше, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что Администрацией при расчете арендной платы правильно применена нормативная цена земли, исходя из пункта 2 Постановления N 450 (Приложение N 1) и соответствующего вида разрешенного использования.
Ссылка ответчика на то, что Администрация не уведомляла общество об изменении размера арендной платы, так как обязанность по внесению арендной платы в полном объеме с учетом действующего нормативного регулирования лежит на арендаторе, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание в виду следующего.
В соответствии со статьями 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Исходя из положений пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно сведениям, находящихся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 90:15:010107:113 по состоянию на 17.03.2018 составляла 74 881 763,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 450 и на основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5% соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055, на 2016 год не превышает 6,4%, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,064, в 2017 году - 1,04.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость (нормативная цена) земельного участка в размере 74881763,00 рублей, взятая за основу муниципалитетом в расчетах с 01.01.2017, рассчитана следующим образом: 6 658,24 рублей - стоимость 1 кв.м, согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 по ВРИ - гостиничное обслуживание (код 4.7) х 10 570 кв.м.- площадь земельного участка х 1,064 - коэффициент инфляции на 2016 год.
Как верно установлено судом первой инстанции, расчет Администрацией осуществлен в соответствии с пунктом 2.5. Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского горсовета Республики Крым от 23.12.2016 N 25/79 следующим образом: 74 881 763,00 рублей (6 658,24 х 10 570 х 1,064) х 6% х 1,040 = 4 672 622,01 рублей за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, где: 6% - % ВРИ согласно решению Совета N 25/79; 1,040 - коэффициент инфляции на 2017 год.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции относительно того, что представленный истцом расчет задолженности за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года в размере 46 604,50 рублей и за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 2 292 212,58 рублей является верным.
Статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно того, что заявленные Администрацией требования о взыскании с общества задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 подлежат удовлетворению в размере 2 292 212,58 рублей.
Относительно исковых требований о взыскании с ответчика пени за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 235 385,65 рублей, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).
Как усматривается из пункта 5.2 Договора, арендная плата вносится равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
В случае невнесения несвоевременного либо неполного вынесения арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению арендодателю (пункт 5.9 Договора).
Согласно расчету, представленному истцом, за период с 01.01.2017 по 11.08.2017 за обществом с ограниченной ответственностью "Миндальная роща" образовалась задолженность в размере 2 432 897,59 рублей, на которую в силу пункта 5.9 Договора начислена пеня в размере 235 385,65 рублей.
Проверив указанный расчет пени, судебная коллегия признает его арифметически верным. Контррасчет пени ответчиком в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении указанных исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что они не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 января 2019 года по делу N А83-13233/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13233/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "МИНДАЛЬНАЯ РОЩА"
Третье лицо: АЛУШТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, мИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, Управление земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3546/18
07.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17
16.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17
08.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-592/18
09.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17
27.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3546/18
22.06.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-592/18
28.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17