Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2019 г. N Ф07-8786/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А21-13764/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Лебедев С.В., доверенность от 04.02.2019;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6098/2019) государственного бюджетного учреждения Калининградской области нетиповой образовательной организации "Центр развития одаренных детей" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2019 по делу N А21-13764/2018 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению государственного бюджетного учреждения Калининградской области нетиповой образовательной организации "Центр развития одаренных детей"
к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ГБУ Калининградской области нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей" (далее - Центр) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального Управления Ростехнадзора от 26.10.2018 N 8.2-Пс/0231-0571прпл-2018 о назначении административного наказания на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.02.2019 арбитражный суд заменил Центрального Управления Ростехнадзора на Северо-Западное управление Ростехнадзора (далее - Управление); признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Центрального Управления Ростехнадзора в части назначения заявителю административного штрафа в размере, превышающем 100 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Центр просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, Центральным Управлением Ростехнадзора не доказано совершение заявителем административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ; в данном случае Центру нет необходимости получать спорную лицензию, поскольку котельная используется для собственных нужд.
В своих возражениях Управление выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Центра поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что заявитель эксплуатирует опасный объект III класса опасности - сеть газопотребления (внесена в Государственный реестр опасных производственных объектов 05.03.2014 рег. N А21-06656-0001).
Основанием для привлечения Центра к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, послужило нарушение подателем жалобы требований статей 9, 10, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 12, части 1, статьи 12 Федерального закона от 22.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (далее - Правила N 538), пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 (далее - Правила N 542).
Нарушения выявлены Управлением в ходе плановой выездной проверки по адресу: Калининградская область, Гурьевский р-н, Ушаково, ул. Дружбы и выразились в эксплуатации Центром объекта III класса опасности без соответствующей лицензии; отсутствии у заявителя положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания, внесенного в реестр экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке безопасной эксплуатации спорного объекта; отсутствии исполнительной документации на объект III класса (паспорт завода-изготовителя регулятора давления газа ИДНК-50П, паспорт завода-изготовителя фильтра газа ФГ-50С); отсутствии плана мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций объекте III класса опасности, согласованного с аварийно-спасательным формированием; необеспечением проверки технического состояния вентиляционных каналов и дымоотводящих систем котельной с периодичностью не реже 2-х раз в год.
Постановлением Управления от 26.10.2018 N 8.2-Пс/0231-0571прпл-2018 Центр привлечен к административной ответственности в виде 200 000 руб. штрафа.
Заявитель оспорил указанное постановление в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителя подателя жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ).
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях (пункт 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах (пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ).
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона N 116-ФЗ).
Заключение экспертизы промышленной безопасности подлежит внесению в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности и исключительно с этой даты может быть использовано в целях, установленных Законом (пункт 5 статьи 13 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (пункт 12 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы; Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям (пункт 7 Правил N 538).
Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ (Требование установлено в соответствии с подпунктом "к" пункта 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870) (пункт 9 Правила N 542).
Как правильно указано в обжалуемом решении, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А21-2264/2015 установлено, что спорный объект является опасным производственным объектом и относится к классу опасности не ниже третьего. Судебными актами по делу N А21-30/2015 заявитель освобожден от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку Центр руководствовался письмом Ростехнадзора от 10.09.2014 N 00-04-05/1497 (в последствии отменено), в связи с чем в его действиях отсутствовала вина в совершении административного правонарушения. С указанного времени прошло три года, в течение которых Центр имел возможность получить необходимую лицензию, доказательств иного не представлено. В пояснительной записке на спорную котельную данные о сроке эксплуатации здания отсутствуют. В представленных паспортах отсутствуют заводские номера технических устройств, печати ОТК, подписи ответственных лиц завода-изготовителя. Доказательств разработки и утверждения плана, предусмотренного пунктом 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ, не представлено. Представленные заявителем акты обследования систем вентиляции и газоудаления от 08.10.2018 и от 11.04.2018 исключают нарушение, указанное в пункте 5 оспариваемого постановления.
Утвержденный Центром и согласованный Управлением в 2014 году план взаимодействия служб различных ведомств по локализации и ликвидации возможных аварий на газопроводах учреждения правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку наличие указанного документа предусмотрено пунктом 11.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9. Данные правила утратили силу 27.07.2014.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае имеются основания для снижения назначенного заявителю Управлением административного штрафа до 100 000 руб.
В рассматриваемом случае назначенное наказание согласуется с положениями части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы об отсутствии вины в совершенном административном правонарушении, основанный на постановлении от 07.09.2017 по делу N 5-128/2017, апелляционный суд отклоняет, поскольку в рамках дела N 5-128/2017 исследовались иные обстоятельства.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не истек. В данном случае правонарушение выявлено Управлением в ходе плановой выездной проверки (акт проверки от 19.10.2018 N 8.2-к-0571-прпл-А/--33-2018, протокол об административном правонарушении от 19.10.2018 N 8.2-Пр/0231-0571прпл-2018). Постановление вынесено заинтересованным лицом 26.10.2018, то есть в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2019 по делу N А21-13764/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ Калининградской области нетиповой образовательной организации "Центр развития одаренных детей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13764/2018
Истец: ГБУ КО нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей", ГБУ Нетиповая образовательная орагнизация "Центр развития одаренных детей"
Ответчик: Начальник отдела промышленного надзора по КО Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ожегов Сергей Олегович, Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Северо-западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8786/19
20.06.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13764/18
09.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6098/19
07.02.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13764/18