г. Ессентуки |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А20-2181/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Аммар Мохамад Аллаа Гази и ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2019 по делу N А20-2181/2018 (судья А.Л. Сохрокова) по заявлению индивидуального предпринимателя Аммар Мохамад Аллаа Гази к инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, о признании утратившим право взыскания задолженности, третье лицо - ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР,
при участии в судебном заседании представителя ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР - Дзамихова С.Б. по доверенности от 29.12.2018.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Аммар Мохамад Аллаа Гази (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд КБР с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Нальчику (далее - инспекция, налоговый орган) о признании инспекции утратившей право на взыскание задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени в штрафам по состоянию на 10.04.2018 г. в размере 690 622 руб. 83 коп., в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые ПФ РФ на выплату страховых пенсий до 01 января 2017 года - 175 595 рублей 46 копеек, в том числе недоимка - 120 494 рублей 68 копеек, пени - 54 308 рублей 78 копеек, штраф 792 рубля;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые |ПФ РФ на выплату страховых пенсий с 01 января 2017 года - 51870 рублей 16 копеек, в том числе недоимка - 49175 рублей 17 копеек, пени - 1961 рубль 66 копеек, штраф733 рубля 33 копейки;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности до 01.01.2017 г. 47 рублей 53 копейки, в том числе пени 47 рублей 53 копейки; - страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности с 01.01.2017 г. 96 рублей 67 копеек, в том числе штраф 96 рублей 67 копеек; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, счисляемые в ФФОМС РФ до 01 января 2017 года - 23 351 рублей 36 копеек, в т.ч. недоимка - 16 497 рублей 83 копейки, пени - 6 669 рублей 93 копейки, штраф - 183 рубля 60 копеек; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года - 5 849 рублей 85 копеек, в том числе недоимка - 5 849 рублей 85 копеек; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховых пенсий -88019 рублей 66 копеек, в т.ч. недоимка - 74 447 рублей 67 копеек, пени - 13 571 рубль 99 копеек; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии 1502 рубля 30 копеек, в т.ч. недоимка - 1 061 рубль, пени 441 рубль 30 копеек; - НДФЛ 9124 рубля 78 копеек, в том числе недоимка -8190 рублей, пени 207 рублей 38 копеек, штраф 727 рублей 40 копеек; - транспортный налог с физических лиц -252950 рублей 03 копейки, в том числе недоимка 212385 рублей 55 копеек, пени 40564 рубля 48 копеек; - налог на имущество физических лиц 15254 рубля 80 копеек, в том чмсле недоимка 13547 рублей 41 копейка, пени 1707 рублей 39 копеек; - земельный налог с физических лиц 26311 рублей 80 копеек, в том числе недоимка 21991 рубль 66 копеек, пени 4320 рублей 14 копеек.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ-ОПФ РФ по КБР и НГО УФССП по КБР.
Решением от 16.01.2019 суд прекратил производство по требованию в части признания утратившей инспекцию право взыскания с физического лица Аммар Мохамад Аллаа Гази задолженности по уплате налогов, пени и штрафа в размере 294 516 рублей 63 копейки. В связи с тем, что спор о признании налогового органа утратившим право взыскания налогов, пени, штрафов, начисленных на физическое лицо, не может быть рассмотрен арбитражным судом. Признал инспекцию утратившей право взыскания с предпринимателя задолженности по уплате налогов, страховых взносов, пени, штрафов в размере 228 917 рублей 34 копейки. Судебный акт в этой части мотивирован утратой инспекцией возможности для принудительного взыскания указанной задолженности перед бюджетом. В удовлетворении остальной части требования отказано. В отказанной части требований суд согласился с позицией инспекции, что в отношении спорных сумм предпринимателю выставлялись требования, принимались решения принудительного взыскания задолженности путем обращения взыскания на имущество, возбуждены исполнительные производства. При этом исполнительные производства не окончены и не прекращены.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда в отказанной части требований и удовлетворить их, указывая на то, что судом не исследованы все обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так, заявитель считает, что пенсионным фондом не соблюдена установленная законом процедура администрирования оспариваемой задолженности.
Апелляционная жалоба пенсионного фонда свидетельствует о несогласии с выводами суда в части удовлетворённых требований. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что в отношении задолженности предпринимателя по взносам и пени фонд предпринял все меры принудительного взыскания в полном объеме; исполнительные документы приняты службой судебных приставов к исполнению, что подтверждено сопроводительными письмами, содержащими штампы с датами и подписи ответственных лиц.
В судебном заседании представитель фонда поддержал заявленные доводы и настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предпринимателя и инспекции, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, инспекция выдала предпринимателю справку "О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями" по состоянию на 10.04.2018 в размере 294 516 рублей 63 копеек, из которых 212 385 рублей 55 копеек недоимка по транспортному налогу с физических лиц, 40 564 рубля 48 копеек пени по транспортному налогу с физических лиц, 13 547 рублей 41 копейка недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по справкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, 1707 рублей 39 копеек пеня по налогу на имущество физических лиц, 21 991 рубль 66 копеек земельный налог с физических лиц, 4 320 рублей 14 копеек пеня на земельный налог.
Согласно справке N 40558 от 12.04.2018 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей" по состоянию на 10.04.2018 в размере 396 106 рублей 20 копеек указанная недоимка включает: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые ПФ РФ на выплату страховых пенсий до 01 января 2017 года - 175 595,46 руб. в том числе недоимка - 120 494,68 руб., пени - 54 308,78 руб., штраф 792 руб.; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые ПФ РФ на выплату страховых пенсий с 01 января 2017 года - 51 870, 16 руб., в том числе недоимка - 49 175,17 руб. пени - 1961, 66 руб., штраф733 рубля 33 копейки; - страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности до 01.01.2017 г. 47 рублей 53 копейки, в том числе пени 47 рублей 53 копейки; - страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности с 01.01.2017 г.-96 рублей 67 копеек, в том числе штраф 96 рублей 67 копеек; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, счисляемые в ФФОМС РФ до 01 января 2017 года - 23 351 рублей 36 копеек, в т.ч. недоимка - 16 497 рублей 83 копейки, пени - 6 669 рублей 93 копейки, штраф - 183 рубля 60 копеек.- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 - 12024 рублей 45 копеек, в т.ч. недоимка - 11 399 рублей 70 копейки, пени - 454 рублей 75 копейки, штраф - 170 рублей;- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 4 693 рубля 96 копеек, в т.ч. недоимка - 4 590 рублей, пени - 103 рубля 96 копейки, штраф - 0 рублей; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года - 5 849 рублей 85 копеек, в том числе недоимка - 5 849 рублей 85 копеек. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховых пенсий с 01.01.2017 - 23 930,02 руб, в т.ч. недоимка - 23 400 руб., пени - 530,02 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховых пенсий - 88019 рублей 66 копеек, в т.ч. недоимка - 74 447 рублей 67 копеек, пени - 13 571 рубль 99 копеек,- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии 1502 рубля 30 копеек, в т.ч. недоимка - 1 061 рубль, пени 441 рубль 30 копеек,-НДФЛ 9124 рубля 78 копеек, в том числе недоимка -8190 рублей, пени 207 рублей 38 копеек, штраф 727 рублей 40 копеек
Полагая, что инспекция утратила право на взыскание спорной задолженности, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Поскольку доводов относительно прекращения производства по делу в отношении требования о признании налогового органа утратившим право взыскания налогов, пени, штрафов, начисленных на физическое лицо, в апелляционных жалобах не содержится, при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ решение суда пересмотрено на предмет его законности и обоснованности исключительно в обжалуемой части.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов (часть 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ (часть 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 Закона N 12-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Закона (часть 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
По общему правилу, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
Из правового подхода, сформированного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 8229/10, следует, что инициирование исполнительного производства при пропуске срока на принятие решения об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика невозможно, это обстоятельство влечет прекращение процедуры принудительного взыскания и, как следствие, отзыв неисполненных инкассовых поручений, выставленных в рамках предшествующего этапа этой процедуры.
Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (часть 7 статьи 20 Закона N 12-ФЗ).
Предусмотренные статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 333/13). Эта процедура бесспорного (внесудебного) взыскания страховых взносов и пеней является единой и последовательной.
Срок давности взыскания в судебном порядке как страховых платежей, так и пеней определяется исходя из совокупности сроков: срока на направление требования, срока на его добровольное исполнение налогоплательщиком и срока для обращения в арбитражный суд. Проверка соблюдения данного срока при взыскании пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. Пропуск срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления указанного срока.
При этом Законом N 212-ФЗ предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога в зависимости от того, была ли выявлена задолженность в результате проведения проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении страховой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения страхователем обязанности по уплате в срок суммы страховых взносов, самостоятельно им исчисленной и задекларированной. Поскольку страхователь самостоятельно исчисляют страховые взносы и должны представлять расчеты в установленные сроки, подлежит исследованию и вопрос о моменте, с которого фонд мог выявить недоимку (ранее даты представления расчета или после его получения).
С момента представления расчета фонд должен был в установленный срок выявить недоимку (сравнив отраженные суммы страховых платежей с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов плательщика с внебюджетным фондом) и направить требование об уплате задолженности в сроки не позднее от установленных для каждого из спорных отчетных периодов.
Пропустил ли фонд этот срок, равно как и срок на обращение в суд, и истекли ли в соответствии с этим сроки давности взыскания задолженности по страховым взносам и пеням, судебные инстанции не проанализировали.
Одним из существенных условий правил принудительного взыскания задолженности во внесудебном порядке является ограничения срока, в пределах которого возможно взыскание за счет денежных средств или иного имущества плательщика без обращения в суд.
Реализация фондом внесудебной процедуры взыскания задолженности, инициируемая с момента истечения срока, установленного в требовании об ее уплате в добровольном порядке, путем последовательного и поэтапного принятия решений об обращении взыскания на денежные средства, затем - иного имущества плательщика, препятствует обращению в суд с вопросом о взыскании недоимки, в отношении которой во внесудебной процедуре реализован механизм ее взыскания во внесудебном порядке.
Фонд в случае непринятия решения о взыскании за счет денежных средств в двухмесячный срок мог взыскать задолженность, только обратившись в суд, постановление о взыскании упомянутой недоимки за счет имущества плательщика страховых взносов нарушает установленную Законом N 212-ФЗ процедуру.
Поскольку принятие решений о взыскании за счет денежных средств после истечения двух месяцев от дня, установленного в требовании об уплате страховых взносов частями 1, 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, не допускается, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют в том числе право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ (подпункт "а" пункта 9 части 1 статьи 29 Закона N 12-ФЗ).
Исходя из правового подхода, сформированного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 8229/10, следует, что при установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика-организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 Налогового кодекса меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика, а именно вынести соответствующее решение и постановление и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в правоотношениях по взиманию страховых платежей.
При этом наличие у задолженности признаков безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленного срока ее взыскания по правилам, определенным подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса, пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57), при оценке судом доказательств в их совокупности и взаимной связи применительно к статьям 23, 45, 46, 47, 59, 69, 70 Налогового кодекса не является безусловным основанием для отнесения недоимки к безнадежной ко взысканию, поскольку закон не исключает заявление налоговым органом ходатайства о признании причины пропуска срока на обращение с заявлением уважительными, что после оценки обстоятельств, заявленных налоговым органом в качестве препятствующих для своевременного направления соответствующего заявления в арбитражный суд в установленный законом срок, и признания уважительной указанной заявителем причины пропуска установленного срока, входит в компетенцию суда первой инстанции.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта. Такая правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07, 12.10.2010 N 8472/10, 18.05.2011 N 18602/10, 28.05.2013 N 333/13).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. В силу пунктов 3 - 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение отчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ). Это правило применяется и при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (часть 2 статьи 23 Закона N 212-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм права следует, что уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и плательщик взносов, в том числе путем подачи в суд заявления о признании недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию. Надлежащим способом защиты является и заявление о признании фонда утратившим возможность взыскания задолженности. Действующее законодательство не обязывает плательщика взносов до обращения в суд с таким заявлением обжаловать принятые уполномоченным органом в рамках внесудебного взыскания ненормативные акты по мотивам их несоответствия фактической обязанности по уплате взносов.
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции об отказе в признании безнадежной задолженности по страховым взносам, образовавшимся после 2017 года и НДФЛ постановлен на основании приложенных инспекцией уведомления о наличии задолженности перед отделением Фонда по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию, справке о наличии задолженности по уплате страховых взносов, требованиями об уплате недоимки по страховым вносам, пеней и штрафов от 24.11.2016 N 005S01160058761 (т.4, л.д. 9-8), от 05.07.2017 N 513402 (т.5, л.д. 5-6), от 11.04.2017 N 495501 (т.5, л.д. 1-2), от 19.07.2017 N 514110 (т.5 л.д. 11-12), от 08.08.2017 N 516888 (т.5 л.д. 20-21), от 17.08.2017 N 51883 (т.5 л.д. 34-35), от 02.11.2017 N 520350 (т.5 л.д. 28-29), от 03.11.2017 N 520650 (т. 5, л.д.37-38), от 26.01.2018 N522490 (т.5, л.д. 40-41), от 27.01.2018 N524962 (т.5, л.д. 43-44), от 22.01.2018 N 23029 (т.5, л.д. 63-64), от 29.01.2018 N149118 (т.5, л.д. 47-48), от 01.03.2018 N23211 (т.5, л.д. 65),от 16.03.2018 N526724 (т.5, л.д. 54-55), требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 26.04.2017 N496140 (т.1, л.д. 97-98); постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 18.04.2017 N42993, от 23.10.2017 N48222, от 23.10.2017 N48223, от 23.01.2018 N07250052168 (т.4 л.д. 123-134), от 19.03.2018 N0725005459 (т.2, л.д. 19-20), от 18.04.2018 N0725005568 (т.4 л.д. 33-34); постановления о возбуждении исполнительного производства от 14.11.2018, от 31.07.2018 (т.5, л.д. 110-126).
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что по задолженности по страховым взносам, образовавшейся после 2017 г. и НДФЛ налоговым органом представлены доказательства администрирования задолженности и предъявления вынесенных постановлений к исполнению. Доказательства возбуждения ССП исполнительных производств на сумму 167 135 рублей 46 копеек, в связи с чем в удовлетворении требования заявителя в указанной части следует отказать.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы предпринимателя о не соблюдении налоговым органом процедуры взыскания задолженности со ссылкой на возврат исполнительных документов службой судебных приставов и пропуск срока для повторного направления на исполнение в службу судебных приставов, нарушение 3-х месячного срока предъявления требования в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ.
Так выше приведенные постановления направлены налоговым органом без нарушения сроков, установленных пунктом 1 статьи 47 НК РФ, а также из материалов дела следует, что они находиться на исполнении в Нальчикском городском отделе УФССП Росси по КБР.
Подлежит отклонению довод о дублировании сумм задолженности налогоплательщика, так как меры налогового администрирования были приняты на не погашенную задолженность, образованную в результате представленных налоговых деклараций.
По эпизоду, касающемуся администрирования задолженности по страховым взносам, пени, штрафам, образовавшимся до 01.01.2017 г. на сумму 228917 рублей 34 копейки, суд исходил из того, что право взыскания с заявителя задолженности, образовавшейся до 01.01.2017 г. не подтверждено документами (в материалах дела отсутствуют доказательства направления в службу судебных приставов постановлений о взыскании с заявителя недоимки по страховым взносам и пеням. Доказательства возбуждения исполнительных производств отсутствуют. Кроме того, из имеющего в материалах дела ответа ССП следует, что действующих исполнительных производств о взыскании с должника задолженности, образовавшейся до 01.01.2017 г. на исполнении не зарегистрировано).
Изучив доводы инспекции и предпринимателя, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования предпринимателя в данной части не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В части администрирования задолженности по страховым взносам, пени, штрафам, образовавшимся до 01.01.2017 г. фонд представил в материалы дела требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: от 24.02.2015 г. N 00500140029551 на сумму - 6417,09 руб., что подтверждается почтовым реестром от 04.03.2015 г.; от 01.02.2016 г. N 005S01160001.486 на сумму - 40587,46 руб.; от 24.05.2016 г. N 005S011600391155 на сумму - 37957, 38 руб.; от 22.08.2016 г. N 005S01160048779 на сумму - 56218,91 руб.; от 17.11.2016 г. N 005S01160057095 на сумму - 206080,38 руб.; от 24.11.2016 г. N 005S01160058761 на сумму - 20801,18 руб. Решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках: от 20.10.2015 г. N 005S02150001683 на сумму - 5853,60 руб.; от 29.02.2016 г. N005S02160001461 на сумму-40578,46 руб.; от 16.06.2016 г. N005S02160013073 на сумму - 37860,43 руб.; от 26.09.2016 г. N005S02160017433 на сумму- 56218,91 руб.; от 08.12.2016 г. N005S02160021700 на сумму - 206080,38 руб. Постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика: от 12.11.2015 г. N005S04150004380 на сумму- 5853,60 руб.; от 10.10.2016 г. N005S04160016391 на сумму - 10847.90 руб.; от 10.08.2016 г. N005S04160012811 на сумму - 37015,15 руб. инкассовые поручения: от 20.10.2015 г. к решению N005S02150001683 на сумму 5853,60 руб.; от 29.02.2016 г. к решению N005S02160001461 на сумму 40578,46 руб.; от 16.06.2016 г. к решению N005S02160013073 на сумму- 37860,43 руб.; от 26.09.2016 г. к решению N005S02160017433 на сумму - 56218,91 руб.; от 04.06.2014 г. к решению N0050114ВД0011441 на сумму - 271616,37 руб.; от 03.03.2015 г. к решению N00500115ВД0001149 на сумму - 268738,46 руб.; от 03.03.2015 г. к решению N00500115ВД0001147 на сумму - 9013,95 руб.; от 03.12.2015 г. к решению N005S02150003651 на сумму - 38156,08 руб.; от 20.10.2015 г. к решению N005S02150001674 на сумму - 246476,61 руб. расчеты пени по страховым взносам, зачисляемым на страховую часть пенсии и ФФОМС за период с 01.04.2015 по 17.11.2016 г., с 01.10.2015 г. по 01.02.2016 г., с 01.01.2016 г. по 24.05.2016 г., с 01.04.2016 г. по 22.08.2016 г., с 01.07.2016 г. по 24.11.2016 г. реестры внутренних почтовых отправлений о направлении в адрес плательщика требований, решений и постановлений с отметками отделений почтовой связи.
Сопроводительные письма о направлении в территориальный орган УФССП по КБР на исполнение постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика.
Анализ представленных в дело документов позволяет сделать вывод о том, что, уполномоченным органом своевременно были сформированы требования об уплате недоимки и пени и направлены в адрес плательщика, однако в установленный срок данные требования не были исполнены добровольно, после чего, в соответствии со ст. 19 Закона N 212-ФЗ контролирующим органом были сформированы и направлены в адрес страхователя решения и постановления.
Таким образом, из материалов дела и представленных суду доказательств следует, что ГУ-ОПФР по КБР проведены исчерпывающие меры администрирования спорной задолженности.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР удовлетворить, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2019 по делу N А20-2181/2018 отменить в части признания ИФНС РФ N1 по г. Нальчику утратившей право взыскания с индивидуального предпринимателя Аммар Мохамад Аллаа Гази 228 917 рублей 34 копейки отменить, принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Аммар Мохамад Аллаа Гази отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2181/2018
Истец: Аммар Мохамад Аллаа Гази
Ответчик: ИФНС России N1 по г. Нальчику
Третье лицо: ГУ-ОПФ РФ по КБР, НГО УФССП по КБР