Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2019 г. N Ф07-8600/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А26-12006/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Береснев Д.С. по доверенности от 09.01.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6069/2019) общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2019 по делу N А26-12006/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
3-е лицо: ООО "Карельская энергосервисная компания"
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее Комитет) от 25.09.2018 N 067/13-12/РИ/731 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Карелия.
Решением суда от 21.01.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Комитета является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Комитет и ООО "Карельская энергосервисная компания" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 01.08.2018 в Комитет, в чьи полномочия входит осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, поступило заявление от 31.07.2018 N 167 общества с ограниченной ответственностью "Карельская энергосервисная компания" (ОГРН 1111001015245), являющегося владельцем лицензии от 30.04.2015 N 79 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, о включении в реестр лицензий информации о многоквартирном доме N 9 по улице Пограничной в городе Петрозаводске Республики Карелия.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр., согласно пункту 3 Порядка определено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а"), и копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "в").
К заявлению ООО "Карельская энергосервисная компания" от 31.07.2018 были приложены: договор управления от 01.09.2018 N П-9, копия протокола от 20.07.2018 N 1 общего собрания собственников помещений дома, копии решений собственников помещений дома и копия листа регистрации присутствия собственников помещений дома на общем собрании.
В связи с тем, что на 01.08.2018 в отношении дома N 9 по улице Пограничной в городе Петрозаводске в реестре были указаны сведения об иной управляющей организации (ООО "Гарантия-Плюс"), рассмотрение заявления ООО "Карельская энергосервисная компания" было приостановлено на основании подпункта "в" пункта 5 Порядка (заключение от 14.08.2018).
Согласно подпункту "в" пункта 15 Порядка в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, орган государственного жилищного надзора при приостановлении рассмотрения заявления проводит проверку полученного заявления и документов.
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17), а именно: о внесении изменений в реестр либо об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов.
По результатам проверки заявления ООО "Карельская энергосервисная компания" от 31.07.2018 Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору вынесено оспариваемое решение об исключении сведений о многоквартирном доме N 9 по улице Пограничной в городе Петрозаводске из реестра лицензий Республики Карелия в отношении ООО "Гарантия-Плюс" и решение от 25.09.2018 N 095/13-12/РИ/734 о включении сведений об этом доме в реестр лицензий Республики Карелия в отношении ООО "Карельская энергосервисная компания".
Основанием для принятия указанных решений послужило заключение государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 25.09.2018.
Не согласившись с решением Комитета от 25.09.2018 N 067/13-12/РИ/731, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, указываются, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, содержащий раздел со сведениями об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно частям 2 и 3 статьи 198 Жилищного кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. После получения этих сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
К таким условиям относится:
- соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
- достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
- отсутствие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
- выполнение заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
- отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы Общества относительно того, что действующий договор управления, заключенный с управляющей организацией, собственники помещений многоквартирного дома могут расторгнуть только в судебном порядке и только при существенном нарушении управляющей организацией условий этого договора, а в рассматриваемом же случае собственники помещений спорного дома не включали в предмет обсуждения на общем собрании вопрос о ненадлежащем выполнении ООО "Гарантия-Плюс" условий договора управления от 01.04.2006 и приняли решение о расторжении данного договора с 01.09.2018 в одностороннем порядке, что противоречит положениям частей 8 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса во взаимосвязи с положениями статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также о том, что в надзорный орган не были представлены сведения о заключении договора управления с новой управляющей организацией всеми собственниками помещений дома, вследствие чего у Комитета не имелось оснований считать достоверными представленные ООО "Карельская энергосервисная компания" сведения о заключении нового договора управления в отношении спорного дома обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с частями 8 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Статьей 450 Гражданского кодекса предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной (подпункт 1 пункта 2).
Между тем, названные правовые нормы не лишают домовладельцев возможности изменить ранее выбранную ими управляющую организацию в одностороннем порядке и без объяснения причин (указанное толкование вышеприведенных законоположений дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что из протокола от 20.07.2018 N 1 усматривается, что в повестку внеочередного общего собрания собственников помещений спорного дома был включен вопрос о расторжении в одностороннем порядке с 01.09.2018 договора управления с ООО "Гарантия-Плюс", "за" это предложение проголосовало большинство собственников, кворум составил 75,83 % от общего числа голосов; сведений о признании данного решения недействительным в материалах дела не имеется, признаков его ничтожности не усматривается.
На этом же собрании собственники определили новую управляющую организацию (ООО "Карельская энергосервисная компания") и условия договора управления с ней.
В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что само по себе представление в рамках проверки в Комитет договоров управления, заключенных ООО "Карельская энергосервисная компания" не со всеми собственниками помещений спорного дома не свидетельствует о недостоверности сведений, представленных в надзорный орган.
Так, в соответствии с частью 1 и пунктом 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к его компетенции относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса определено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что действительное решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о заключении договора с новой управляющей организацией подтверждает возникновение взаимных прав и обязанностей всех сторон домовладельцев по договору управления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 января 2019 года по делу N А26-12006/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.