Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 августа 2019 г. N Ф02-3183/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А33-16598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - администрации Березовского района Красноярского края - Назаровой Е.А., представителя по доверенности от 15.01.2019 N 19, Каданова А.И., представителя по доверенности от 15.04.2019 N218,
от третьего лица - индивидуального предпринимателя Метревели Виталия Цицикоевича-
Ковалева А.Г., представителя по доверенности от 20.07.2018 серии 24 АА N 3096649,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, индивидуального предпринимателя Метревели Виталия Цицикоевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" января 2019 года по делу N А33-16598/2018, принятое судьёй Шишкиной И.В.
установил:
Администрация Березовского района Красноярского края (ИНН 2404000352, ОГРН 1022400557321, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Есаульского Сельсовета Березовского района Красноярского края (ИНН 2404000602, ОГРН 1022400560775, далее - ответчик) о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края на следующие земельные участки:
-земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292;
-земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16701;
-земельный участок с кадастровым номером 24:04:0514001:2378;
-земельный участок с кадастровым номером 24:04:000000016700;
-признании отсутствующим права собственности муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края на данные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, муниципальное автономное учреждение "Центр спортивного и социального развития муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края"; индивидуальный предприниматель глава КФХ Рассадников Никита Владимирович, индивидуальный предприниматель Метревели Виталий Цицикоевич, администрация муниципального образования Вознесенский сельсовет Березовского района Красноярского края, администрация муниципального образования Маганский сельсовет Березовского района Красноярского края, администрация муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2019 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Метревели В.Ц. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в решении не определено правовое положение земельных участков, что не позволяет с однозначностью определить заинтересованность администрации Березовского района;
-в решении суд воспроизводит нормативное обоснование истца невозможности нахождения земельного участка в собственности Есаульского сельсовета, не подкрепленное доказательствами того факта, что право распоряжения спорными земельными может принадлежать ему.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указала, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-на основании норм законодательства, действующих до 31.12.2016 включительно, администрацией Есаульского сельсовета было реализовано возникнувшее право по распоряжению вышеуказанного земельного участка.
-истцом предоставлены и картографические материалы и документы, подтверждающие использование земель на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, только на 1997 год, и не могли быть использованы истцом для доказывания своих доводов и требований.
-Постановление администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998 учло то, что не было учтено в материалах корректировки на 1997 год.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2019 года апелляционные жалобы приняты к производству, рассмотрение жалоб назначено на 16.04.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрацией Березовского района Красноярского края принято постановление N 369 от 12.05.1998 "Об уточнении площадей сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность, пользование, аренду", которым постановлено:
-закрепить за сельскохозяйственными предприятиями в собственность бесплатно сельскохозяйственные угодья и другие земли согласно приложения N 1;
-передать сельскохозяйственным предприятиям в постоянное пользование с/х угодья согласно приложения N 2;
-передать сельскохозяйственным предприятиям в аренду сельскохозяйственные угодья из фонда перераспределения района согласно приложения N 3;
-передать в ведение поселковой и сельских администраций сельскохозяйственные угодья согласно приложения N 4;
-передать в безвозмездное пользование земли, находящиеся на территории сельскохозяйственных предприятий согласно приложению N 6.
Постановление принято со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" на основании материалов корректировки проектов реорганизации совхоза "Имени 60 лет СССР" и "Зыковский".
В приложении N 4 к данному постановлению указан состав сельскохозяйственных земель, переданных в ведение поселкового и сельских советов, в том числе Есаульского сельского совета площадью 1872 га.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края N 452 от 19.08.2016 предоставлен Администрации Есаульского сельсовета на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 1872 га, расположенного по адресу Красноярский край, Березовский район. Постановление принято со ссылкой на постановление Администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998 "Об уточнении площадей сельскохозяйственных угодий (далее с/х угодья), переданных сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность, пользование, аренду", Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 932 от 30.12.2016 предоставлен на праве собственности муниципальному образованию Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края земельный участок общей площадью 1872 га, расположенный по адресу Красноярский край, Березовский район. Постановление принято со ссылкой на постановление Администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998 "Об уточнении площадей сельскохозяйственных угодий (далее с/х угодья), переданных сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность, пользование, аренду", Федеральный Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 22 от 19.09.2017 в реестр муниципальной собственности Есаульского сельсовета Березовского района включен как объект муниципальной казны земельный участок общей площадью 1872 га. Постановление принято со ссылкой на постановление Администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998 "Об уточнении площадей сельскохозяйственных угодий (далее с/х угодья), переданных сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность, пользование, аренду".
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 472 от 30.11.2017 внесены изменения в постановление N 452 от 19.08.2016, пункт 1.1 постановления дополнен кадастровым номером земельного участка 24:04:0000000:16292.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 471 от 30.11.2017 внесены изменения в постановление N 932 от 30.12.2016, пункт 1.1 постановления дополнен кадастровым номером земельного участка 24:04:0000000:16292.
Земельный участок площадью 1872 га поставлен на кадастровый учет 09.10.2017 с присвоением кадастрового номера 24:04:0000000:16292 с видом разрешенного использования сельскохозяйственные угодья как ранее учтенный земельный участок, категория земель не установлена.
Согласно выписке от 22.12.2017 из ЕГРН, граница земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета на указанный участок зарегистрировано в ЕГРН 18.12.2017.
Право собственности муниципального образования Есаульский сельсовет на данный участок зарегистрировано в ЕГРН 20.12.2017 (выписка из ЕГРН от 22.12.2017).
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 512 от 27.12.2017 земельный участок площадью 18 720 000 кв.м. отнесен к категории земель - Земли особо охраняемых территорий и объектов, уточнен основной вид разрешенного использования участка - использование лесов.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 511 от 27.12.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 площадью 18 720 000 кв.м. отнесен к категории земель - Земли особо охраняемых территорий и объектов, уточнен основной вид разрешенного использования участка - использование лесов.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 6/1 от 17.01.2018 (в редакции постановления N 79 от 02.04.2018 о внесении изменений) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в результате раздела исходного земельного участка N 24:04:0000000:16292 категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 782 529 кв.м, местоположением: Красноярский край, Березовский район, разрешенное использование - использование лесов. Территориальный регламент градостроительной зоны не установлен.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 8/1 от 17.01.2018 (в редакции постановления N 77 от 03.04.2018) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в результате раздела исходного земельного участка N 24:04:0000000:16292 категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 2 670 828 кв.м, местоположением: Красноярский край, Березовский район, разрешенное использование - использование лесов. Территориальный регламент градостроительной зоны не установлен.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 8/2 от 17.01.2018 (в редакции постановления N 78 от 03.04.2018) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в результате раздела исходного земельного участка N 24:04:0000000:16292 категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 15 201 894 кв.м, местоположением: Красноярский край, Березовский район, разрешенное использование - использование лесов. Территориальный регламент градостроительной зоны не установлен.
В материалах кадастровых дел на спорные участки имеются межевые планы по разделу исходного земельного участка N 24:04:0000000:16292.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 образованы три новых земельных участка с кадастровыми номерами 24:04:0514001:2378 площадью 2 760 828 кв.м., N 24:04:0000000:16701 площадью 15 201 694 кв.м., N 24:04:0000000:16700 площадью 782 529 кв.м., площадь исходного земельного участка с кадастровым номером 24:84:0000000:16292 уменьшилась и составила 64 949 кв.м.
Право муниципальной собственности Есаульского сельсовета и право постоянного (бессрочного) пользования Администрации Есаульского сельсовета зарегистрировано в ЕГРН на вновь образованные земельные участки:
-N 24:04:0514001:2378 площадью 2 760 828 кв.м., дата регистрации 23.04.2018.
-N 24:04:0000000:16701 площадью 15 201 694 кв.м. дата регистрации 24.04.2018;
-N 24:04:0000000:16700 площадью 782 529 кв.м. дата регистрации 24.04.2018.
Согласно выпискам из ЕГРН от 18.08.2018 земельные участки с кадастровыми N 24:04:0514001:2378 площадью 2 760 828 кв.м., N 24:04:0000000:16701 площадью 15 201 694 кв.м., N 24:04:0000000:16700 площадью 782 529 кв.м. прошли межевание, имеют установленные границы. Земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 не имеет установленных границ в соответствии с требованиями земельного законодательства. Участки имеют разрешенное использование - Использование лесов, категория земель не установлена.
Согласно ответу ФГБУ ФКП Росреестра от 11.10.2018 на запрос суда:
- земельный участок с кадастровым номером N 24:04:0514001:2378 площадью 2 760 828 кв.м. расположен в границах муниципального образования Маганский сельсовет Березовского района Красноярского края;
- участок с кадастровым номером N 24:04:0000000:16701 площадью 15 201 694 кв.м. расположен на землях муниципального образования Вознесенский сельсовет Березовского района Красноярского края;
- участок с кадастровым номером N 24:04:0000000:16700 площадью 782 529 кв.м. расположен на землях муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края.
В указанном ответе кадастровой палаты сообщается, что представить информацию о муниципальном образовании, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 не представляется возможным по причине отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ данного земельного участка.
Постановлением N 117 от 15.05.2018 Администрация Есаульского сельсовета передала в оперативное управление Муниципального автономного учреждения "Центр спортивного и социального развития муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края" 17 570 куб.м. леса в виде лесных насаждений расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:04:0514001:2378. В материалы дела представлен договор от 15.05.2018 о передаче леса в объеме 17570 куб.м. в оперативное управление данного учреждения.
Между МАУ "Центр спортивного и социального развития муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края" (заказчик) и Главой КФХ Рассадниковым Н.В. (исполнитель) заключен договор 29.05.2018 на выполнение работ по рубкам ухода на территории Есаульского сельсовета (лесной квартал N 10 выдел N 11 общей площадью 14,86 га в объеме 1385 куб.м.
Между МАУ "Центр спортивного и социального развития муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края" (продавец) и ИП Метервели В.Ц. (покупатель) заключен договор N 11 от 29.05.2018 купли-продажи древесины у пня, согласно которому учреждение продает предпринимателю древесину в объеме 1241 куб.м. в лесном квартале 10 выдел 11 на площади 14,86 га.
Администрация Березовского района Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Есаульского Сельсовета Березовского района Красноярского края о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края на следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292;
- земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16701;
- земельный участок с кадастровым номером 24:04:0514001:2378;
- земельный участок с кадастровым номером 24:04:000000016700;
- признании отсутствующим права собственности муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края на данные земельные участки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом избранный таким лицом способ защиты должен соответствовать имеющемуся или предполагаемому нарушению права и обеспечивать его восстановление.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии заинтересованности истца в исходе дела.
Так, суд правомерно указал, что в силу статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации до разграничения государственной собственности на конкретный земельный участок, он является источником пополнения бюджета района.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьей 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами; право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество; ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 Постановления 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что на спорные земельные участки в 2017 - 2018 годы зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета и право муниципальной собственности Есаульского сельсовета.:
Согласно ответу ФГБУ ФКП Росреестра от 11.10.2018 на запрос суда:
-земельный участок с кадастровым номером N 24:04:0514001:2378 площадью 2 760 828 кв.м. расположен в границах муниципального образования Маганский сельсовет Березовского района Красноярского края;
-участок с кадастровым номером N 24:04:0000000:16701 площадью 15 201 694 кв.м. расположен на землях муниципального образования Вознесенский сельсовет Березовского района Красноярского края;
- участок с кадастровым номером N 24:04:0000000:16700 площадью 782 529 кв.м. расположен на землях муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края.
В указанном ответе кадастровой палаты сообщается, что представить информацию о муниципальном образовании, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 не представляется возможным по причине отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ данного земельного участка.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2014) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Правила землепользования и застройки муниципального образования Есаульский сельсовет утверждены решением Березовского районного Совета депутатов 29.06.2016 решение N 10-60Р, в связи с чем распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенными на территории муниципального образования Есаульский сельсовет, осуществляла Администрация Есаульского сельсовета с 29.06.2016 до 01.01.2017.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что неправомерные действия по распоряжению спорными земельными участками (неразграниченными землями) могли повлиять не доходность бюджета муниципального образования Березовский район Красноярского края, следовательно, заинтересованность истца подтверждается обстоятельствами дела.
Доводы заявителей жалоб о том, что основанием для возникновения права муниципальной собственности Есаульского сельсовета на земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 площадью 18 720 000 кв.м. (1872 га) является постановление Администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998 "Об уточнении площадей сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность, пользование, аренду" которым постановлено закрепить за сельскохозяйственными предприятиями в собственность бесплатно сельскохозяйственные угодья и другие земли согласно приложения N 1; передать сельскохозяйственным предприятиям в постоянное пользование с/х угодья согласно приложения N 2; передать сельскохозяйственным предприятиям в аренду сельскохозяйственные угодья из фонда перераспределения района согласно приложения N 3; передать в ведение поселковой и сельских администраций сельскохозяйственные угодья согласно приложения N 4; передать в безвозмездное пользование земли, находящиеся на территории сельскохозяйственных предприятий согласно приложения N 6, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Судом верно указано, что постановление N 369 от 12.05.1998 не является основанием для возникновения права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Есаульского сельсовета и права муниципальной собственности на землю Есаульского сельсовета на спорные участки, поскольку принято не в целях разграничения государственной собственности на землю либо наделения правом собственности сельских советов на землю, а в целях закрепления за сельскохозяйственными предприятиями земель Березовского района в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, а также определения площади земель, передаваемых в ведение сельских администраций для целей выполнения ими функций по распоряжению земельными участками.
Содержание постановления не позволяет достоверно идентифицировать и сопоставить местоположение участка площадью 1872 га со спорными земельными участками. Схемы местоположения земель площадью 1872 га на территории Есаульского сельсовета в материалы дела не представлены, у ответчика такие документы отсутствует. Согласно пояснениям истца у Администрации Березовского района Красноярского края также не сохранилось указанных документов.
Постановление N 369 от 12.05.1998 принято со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" на основании материалов корректировки проектов реорганизации совхоза "Имени 60 лет СССР" и "Зыковский", необходимость рационального использования сельскохозяйственных угодий.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (утратило силу с 27 января 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912 в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") определено, что в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Правительство Российской Федерации постановляет:
-совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке;
-для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР";
- министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и их органы на местах, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей и автономных образований сформировать до 1 февраля 1992 г. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов и колхозов, и реорганизацию этих хозяйств;
-районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Статьей 2 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" предусмотрено, что в соответствии с Конституцией РСФСР земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Статьями 15 и 16 указанного Закона предусмотрено, что местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе. Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли. На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Таким образом, передача земель в собственность сельских советов решениями органов местного самоуправления муниципальных районов указанным Законом не предусматривалась.
В соответствии с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента РСФСР от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства РСФСР от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Постановлением Правительства РСФСР от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию и до 01.01.1993 привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
При реорганизации коллективных предприятий, совхозов в соответствии с Указом Президента РСФСР от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и Постановлением Правительства РСФСР от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" коллективам сельхозпредприятий, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования надлежало принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. В свою очередь, органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам должны быть приняты решения по перераспределению земель в целях осуществления реорганизации колхозов и совхозов.
Согласно пункту 1.3. Методических рекомендаций о порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов, утвержденных Госкомземом РСФСР 25.03.1991 (далее - Методические рекомендации) при проведении работ по установлению состава земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов, проводится установление черты, представляющей собой границу земель сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
В соответствии с пунктом 1.10. Методических рекомендаций передача земель в ведение сельских Советов народных депутатов осуществляется в два этапа:
-на первом этапе проводится оформление материалов по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов;
-на втором этапе выполняются работы по закреплению в натуре (на местности) установленной черты сельских населенных пунктов и границ дополнительных земельных участков, включенных в состав земель, передаваемых в ведение сельских Советов народных депутатов.
Пункт 2.4.3. Методических рекомендаций предусматривает, что материалы по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов согласовываются с колхозом, межхозом, госхозом, другим землевладельцем (землепользователем), на территории которого расположен данный населенный пункт, районными архитектурно-градостроительными органами, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, о чем делают соответствующие надписи на чертежах установления границ земель, заверенные подписями полномочных представителей сторон и печатями, и рассматриваются сельским Советом народных депутатов. По итогам рассмотрения материалов сельским Советом народных депутатов принимается соответствующее решение.
После рассмотрения сельским Советом народных депутатов материалы утверждаются в порядке, устанавливаемом Советами народных депутатов областей, краев, автономных округов, автономных областей, республик, входящих в состав Российской Федерации (2.4.4.).
Согласно статье 72 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
Городская, поселковая черта и черта сельских населенных пунктов устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
В республиках, входящих в состав РСФСР, городская черта городов, поселков, сельских населенных пунктов устанавливается и изменяется в порядке, определяемом законодательством этих республик.
Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что издание постановления N 369 от 12.05.1998 Администрацией Березовского района Красноярского края преследовало иную цель - определить в районе участки, передаваемых в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду сельскохозяйственным предприятиям района и выделить земли, остающиеся в государственной собственности в границах сельсоветов для целей последующего распоряжения ими, соответственно в границах Есаульского сельсовета определено 1872 га государственных земель.
Согласно пояснениям Управления Росреестра по Красноярскому краю и материалов регистрационного и кадастрового дела на исходный земельный участок N 24:04:0000000:16292 площадью 18 720 000 кв.м., регистрация права муниципальной собственности Есаульского сельсовета на указанный земельный участок производилась ЕГРН не на основании Постановления Администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998 "Об уточнении площадей сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность, пользование, аренду", а на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с передачей данного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Есаульского сельсовета по постановлению Администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края N 452 от 19.08.2016 (в редакции постановления N 472 от 30.11.2017).
Согласно материалам регистрационного дела на земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292, сведения о котором как ранее учтенном внесены в ЕГРН по заявлению Администрации Есаульского сельсовета, 12.10.2017 Администрация обратилась за регистрацией права муниципальной собственности на данный земельный участок, представив выписку из реестра муниципальной собственности Есаульского сельсовета от 21.09.2017 о включении в реестр муниципальной собственности.
Уведомлением от 26.10.2017 N КУВД-002/2017-318793/1 Управление Росреестра по Красноярскому краю приостановило государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный участок на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав) в связи с отсутствием документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности Есаульского сельсовета, отсутствием в ЕГРН сведений о наличии на участке объектов недвижимости, принадлежащих муниципальному образованию Есаульский сельсовет березовского района Красноярского края, непредставления документов для регистрации права муниципальной собственности по основанию разграничения государственной собственности на землю.
На основании заявления Администрации Есаульского сельсовета от 26.10.2017 регистрация права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 прекращена (уведомление Росреестра от 26.10.2017 N КУВД-002/2017-318973/2.
10.11.2017 Администрация Есаульского сельсовета повторно обратилась с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок N 24:04:0000000:16292 на основании выписки из реестра муниципальной собственности от 21.09.2017, распоряжения Администрации Есаульского сельсовета N 22 от 19.09.2017 и постановления Администрации Березовского района Красноярского края N 369 от 12.05.1998.
Уведомлением от 22.11.2017 N КУВД-002/2017-394134/1 Управление Росреестра по Красноярскому краю приостановило государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный участок на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), пункта 14 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона) в связи с отсутствием документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности Есаульского сельсовета, отсутствием в ЕГРН сведений о наличии на участке объектов недвижимости, принадлежащих муниципальному образованию Есаульский сельсовет березовского района Красноярского края, непредставления документов для регистрации права муниципальной собственности по основанию разграничения государственной собственности на землю.
06.12.2017 Администрация Есаульского сельсовета обратилась с заявлением о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Есаульского сельсовета Красноярского края на земельный участок N 24:04:0000000:16292, приложив к заявлению постановление Администрации Есаульского сельсовета N 452 от 19.08.2016 о предоставлении данного участка администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования и постановление Администрации Есаульского сельсовета N 472 от 30.11.2017 о дополнении постановления N 452 от 16.08.2017 указанием на кадастровый номер участка - 24:04:0000000:16292.
Право постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета на указанный участок зарегистрировано в ЕГРН 18.12.2017 на основании постановления N 452 от 16.08.2016 в редакции постановления N 472 от 30.11.2017.
Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок N 24:04:0000000:16292 за Администрацией Есаульского сельсовета устранило препятствия для регистрации права муниципальной собственности Есаульского сельсовета на указанный участок, в связи с чем право собственности муниципального образования Есаульский сельсовет на данный участок зарегистрировано в ЕГРН 20.12.2017 на основании пункта 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по такому основанию, как "земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления".
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.2006 - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 Закона N 101-ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Доказательства разграничения земельного участка N 24:04:0000000:16292 актом Правительства Российской Федерации согласно правил Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" отсутствуют.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В пунктах 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой, названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
С учетом изложенного, земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были предоставлены соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что при этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
На момент вступления в силу статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 не был сформирован и предоставлен Администрации Есаульского сельсовета, следовательно, оснований считать спорные участки относящимися к собственности Есаульского сельсовета в соответствии с названной нормой права не имеется.
Основания относить указанный участок муниципальной собственности в силу иного Федерального закона не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 предоставлен муниципальному учреждению "Администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края" в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации Есаульского сельсовета N 452 от 18.08.2016 (в редакции постановления N 472 от 30.11.2017), то есть после вступления в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Предоставление администрацией Есаульского сельсовета постановлением N 452 от 16.08.2016 (в редакции постановления N 472 от 30.11.2017) в рамках предоставленных ей полномочий, земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 муниципальному учреждению "Администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края" на праве постоянного (бессрочного) пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретение соответствующего права муниципальным образованием поселения.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за ответчиком не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 после постановки его на кадастровый учет имел разрешенное использование - сельскохозяйственные угодья.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета N 511 от 27.12.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:16292 площадью 18 720 000 кв.м. отнесен к категории земель - Земли особо охраняемых территорий и объектов, уточнен основной вид разрешенного использования участка - использование лесов.
На основании регистрации права постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета на указанный участок 18.12.2017 произведена государственная регистрация 20.12.2017 права муниципальной собственности муниципального образования Есаульский сельсовет на указанный участок.
Доказательства, подтверждающие предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования для использования земли по назначению (ведение сельского хозяйства либо для использования лесов), в материалы дела не представлены, фактически закрепление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка за муниципальным учреждением "Администрация Есаульского сельсовета" осуществлялось с целью оформления права собственности муниципального образования есаульский сельсовет на данный земельный участок.
Вследствие непредставления ответчиком документов, предусмотренных законом для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, доказательств факта разграничения права государственной собственности на земельный участок N 24:04:0000000:16292, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что регистрация оспариваемых прав была произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Другие земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0000000:16701;
N 24:04:0514001:2378; N 24:04:000000016700 образованы в результате раздела исходного участка N 24:04:0000000:16292 и не имеют самостоятельных оснований для возникновения права постоянного (бессрочного) пользования администрации сельсовета и муниципальной собственности муниципального образования, отличных от оснований регистрации права на исходный участок.
Поскольку на момент вступления в силу норм закона, регулирующих порядок разграничения государственной собственности на землю, исходный участок N 24:04:0000000:16292 не был предоставлен ответчику, и на этих участках отсутствуют принадлежащие муниципальному образованию объекты недвижимости, оспариваемое право муниципальной собственности на данные земельные участки возникнуть не могло.
Таким образом, спорный земельный участок на момент регистрации права собственности относился к категории объектов, государственная собственность на которые не разграничена.
Сведений о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в материалах дела не имеется.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет пределы осуществления гражданских прав, исходя из которых не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данных требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены документы, подтверждающие местоположение исходного земельного участка площадью 1872 га до его постановки на государственный кадастровый учет как ранее учтенного.
При этом Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выделяемых из исходного участка N 24:04:0000000:16292 определяет их местоположение на территории Бархатовского, Вознесенского и Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края.
Законом Красноярского края N 13-3025 от 18.02.2005 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Березовский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" установлены границы муниципальных образований, входящих в березовский район Красноярского края, в том числе Есаульского сельсовета.
Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование администрации Есаульского сельсовета на основании постановлений N 452 от 16.08.2016 в редакции постановления N 472 от 30.11.2017 противоречит правилам пункта 13 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0000000:16701; 24:04:0514001:2378; 24:04:000000016700 не находятся на территории Есаульского сельсовета.
В данном споре действия ответчика направлены на определение себя в качестве собственника ликвидного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с нарушением правил статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ограничение интересов муниципального образования Березовский район Красноярского края в лице Администрации Березовского района Красноярского края на получение дохода от его использования.
Доказательства добросовестного поведения ответчиком в материалы дела не представлены.
Ссылки заявителя жалобы формально дают ему право на приобретение в собственность поселения любого неразграниченного (находящегося в государственной собственности) земельного участка, без учета интересов третьих лиц, что целью пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не являлось.
Иных доказательств в подтверждение правовых оснований возникновения права собственности на спорный земельный участок муниципальным образованием Есаульский сельсовет в лице в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края в материалы дела не представлено.
Зарегистрированное право собственности муниципального образования Есаульский сельсовет и право постоянного (бессрочного) пользования Администрации есаульского сельсовета на спорные участки нарушает публичные интересы Березовского района Красноярского края, как органа наделенного правом распоряжаться неразграниченными землями, а также повлекло за собой нарушение права данного муниципального образования в части пополнения его бюджета за счет доходов от передачи в аренду спорных земельных участков.
Доводы третьего лица о нахождении спорных земельных участков на землях, переданных в собственность и постоянное (бессрочное) пользование сельскохозяйственных предприятий Березовского района подлежат отклонению как документально неподтвержденные вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск в полном объеме.
В целом доводы жалоб по существу дублируют доводы, заявленные ответчиком и третьим лицом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, при этом сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ИП Метревели В.Ц.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2019 года по делу N А33-16598/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16598/2018
Истец: Администрация Березовского района
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЕСАУЛЬСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрацию муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края, Администрацию муниципального образования Вознесенский сельсовет Березовского района Красноярского края, Администрацию муниципального образования Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края, ГУ Начальнику Управления по вопросам миграции МВД России по Красноярскому краю, МАУ "Центр спортивного и социального развития муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края", Метревели Виталиий Цицикоевич, Прокуратура Березовского района Красноярского аря, Рассадников Никита Владимирович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия т Республике Тыва, Березовский районный суд Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3183/19
23.04.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1387/19
22.01.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16598/18
29.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16598/18