Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2019 г. N Ф10-3496/19 настоящее постановление оставлено без изменения
24 апреля 2019 г. |
Дело N А83-14755/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Реамед-Здоровье" - Зенков А.В. по доверенности от 01.06.2018, Овсянников А.Г. по доверенности от 01.06.2018, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым -Тимошевский В.А. по доверенности от 09.01.2019 N 99,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реамед-Здоровье" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 декабря 2018 года по делу N А83-14755/2018 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реамед-Здоровье" о признании недействительными приказов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реамед-Здоровье" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными приказов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики (далее по тексту - Фонд) от 26.07.2018 N 181 "О проведении внеплановой тематической проверки ООО "Реамед-Здоровье", от 08.08.2018 N 189 "О внесении изменений в приказ ТФОМС Республики Крым от 26.07.2018 N 181".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 декабря 2018 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.04.2019 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 15.50 ч. 17.04.2019.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
До начала судебного разбирательства от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, его представители в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.06.2018 общество направило в Фонд по защищенному каналу связи ViPNet реестры счетов за оказание медицинской помощи населению в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Крым за период с 25 мая по 27 июня 2018 на общую сумму 3330662 руб. 16 коп.
20.07.2018 ТФОМС Республики Крым со ссылкой на п. 11 приказа ФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" запросил у генерального директора ООО "Реамед-Здоровье" З.В. Фомичевой медицинскую документацию согласно приложения на 5 листах и сообщил, что оплата медицинской помощи будет произведена с учетом результатов контрольных мероприятий.
В период с 26.07.2018 по 30.07.2018 обществом были направлены в Фонд по защищенному каналу связи ViPNet все сформированные окончательные файлы реестров счетов оказания медицинской помощи, в том числе реестры счетов за оказанную медицинскую помощь населению в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Крым за период с 26 июня 2018 года по 25 июля 2018 года на общую сумму 2473545 руб.
26.07.2018 Фондом издан приказ N 181 о проведении внеплановой тематической проверки ООО "Реамед-Здоровье" с 30.07.2018 по 10.08.2018 объемов, сроков оказания медицинской помощи в мае-июне 2018 года и использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение лекарственных средств и расходных материалов за период с 01.05.2018 по 30.06.2018.
Согласно приложению N 1 к приказу от 26.07.2018 N 181 программа внеплановой тематической проверки следующая: 1 Организация работы дневного стационара МО. 2. Наличие и ведение медицинской документации пациентов дневного стационара МО. 3. Установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявляемых к оплате в июне 2018 года медицинских услуг, записям в первичной медицинской документации учетно-отчетной документации медицинской организации, путем проведения медико-экономической экспертизы. 4. Обеспечение лекарственными средствами и расходными материалами пациентов дневного стационара МО. 5. Соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
08.08.2018 Фондом издан приказ N 189 о внесении изменений в приказ от 26.07.2018 N 181. Пункт 1 приказа изложить в следующей редакции: "Провести внеплановую тематическую проверку ООО "Реамед-Здоровье" объемов, сроков оказания медицинской помощи в мае-июле 2018 года и использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение средств и расходных материалов.
Пункт 2 приказа изложить в следующей редакции: Установить срок проведения проверки с 30.07.2018 по 20.08.2018.
Пункт 3 приказа изложить в следующей редакции: Установить проверяемый период с 01.05.2018 по 31.07.2018.
Утвердить Программу внеплановой тематической проверки (Приложение N 1) в новой редакции.
Согласно приложению N 1 к приказу от 08.08.2018 N 189 программа внеплановой тематической проверки следующая: 1 Организация работы дневного стационара МО. 2. Наличие и ведение медицинской документации пациентов дневного стационара МО. 3. Установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявляемых к оплате в июне-июле 2018 года медицинских услуг, записям в первичной медицинской документации учетно-отчетной документации медицинской организации, путем проведения медико-экономической экспертизы. 4. Обеспечение лекарственными средствами и расходными материалами пациентов дневного стационара МО. 5. Соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Указанные выше обстоятельства послужили основание для обращения общества в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными приказов от 26.07.2018 N 181 и от 08.08.2018 N 189.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сами по себе оспариваемые приказы не свидетельствуют о безусловном нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и представлять отчет о результатах такого контроля.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в случае выявления нарушений договорных обязательств со стороны страховой медицинской организации при возмещении ей затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств.
В силу положений части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи на обязательное медицинское страхование, утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230).
Согласно пункту 38 Порядка N 230 территориальный фонд обязательного медицинского страхования на основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
Из приведенных правовых положений Закона N 326-ФЗ усматривается, что фонд наделен полномочиями по осуществлению самостоятельного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73), территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
В силу абзаца 3 пункта 5 Положения N 73 территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки. Внеплановые проверки проводятся по решению директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации, в связи с обращением страховой медицинской организации в территориальный фонд с заявкой на предоставление недостающих средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и других необходимых случаях.
В силу пункта 6 Положения N 73 основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения внеплановой проверки послужило значительное увеличение объемов оказания медицинской помощи обществом в плановой форме в условиях дневного стационара.
Согласно пункта 7 Положения N 73 для проведения проверки составляется программа проверки или используется типовая программа проверки, которые утверждаются директором территориального фонда.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемые приказы были изданы в рамках положений действующего законодательства в сфере обязательного медицинского страхования.
Кроме того, по смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ, судебная защита нарушенных гражданских прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Обращение в арбитражный суд не может заменить собой установленные законом процедуры по установлению, возникновению или прекращению прав.
Отсутствие нарушенных прав или законных интересов заявителя оспариваемыми им актами является в силу части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку сама по себе незаконность оспариваемых актов не является достаточным основанием для удовлетворения требований.
Так, в силу пунктов 23, 28 Положения N 73 по результатам проверки составляется акт проверки. При наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подготовленное структурным подразделением территориального фонда, ответственным за организацию проведения конкретной проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации.
Письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки вручается руководителю медицинской организации или лицу, им уполномоченному, под расписку либо направляется медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
Таким образом, представляется очевидным, что положения указанных пунктов Положения ориентированы на вынесение итогового решения именно по результатам рассмотрения акта, которое может быть обжаловано.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сами по себе приказы N 181 от 26.07.2018 "О проведении внеплановой тематической проверки ООО "Реамед-Здоровье" и N 189 от 08.08.2018 "О внесении изменений в приказ ТФОМС Республики Крым от 26.07.2018 N 181" не свидетельствуют о безусловном нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 декабря 2018 года по делу N А83-14755/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реамед-Здоровье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.