Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2019 г. N Ф07-9209/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А66-11273/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Севастьянова М.К. по доверенности от 18.12.2018, от Министерства обороны Российской Федерации Рушмановой Н.Б. по доверенности от 06.12.2018, от общества с ограниченной ответственностью "Волжские просторы" Скляровой А.Э. по доверенности от 30.04.2019, Лузиной Е.В. по доверенности от 30.04.2019, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Лактионова И.А. по доверенности от 11.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2019 года по делу N А66-11273/2018,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 119435, Москва, улица Пироговская Б., дом 21, строение 1; ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские просторы" (адрес: 170040, город Тверь, шоссе Старицкое, дом 50, офис 1; ОГРН 1096952015632, ИНН 6952022231, далее - Общество) об устранении препятствий в пользовании Учреждением земельным участком с кадастровым номером 69:10:0000024:373 путем прекращения Обществом использования (в том числе осуществления охотхозяйственной деятельности) земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:373, почтовый адрес ориентира: Твесркая обл., Калининский р-он, с/п Никулинское в районе д. Мотавино в лесных кварталах N 36-65, 68-73, 78-83, 89, 90, 94, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с договором от 29.03.2010 N 72 (с учетом уточнения исковых требований и состава лиц, участвующих в деле).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением суда от 30 января 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в спорных лесных кварталах дислоцируются общевойсковой гарнизонный полигон, производится уничтожение взрывчатых веществ. Без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, осуществлять хозяйственную деятельность запрещается.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
Представители ответчика и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Учреждению на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 28.04.2015 N 875 на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000024:373, площадью 4462 га, расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-он, с/п Никулинское, в районе д. Мотавино, относящийся к землям обороны, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.05.2018 N 99/2018/96840415.
Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопредшественником Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области), и Обществом 29.03.2010 заключен договор N 72 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром, предметом которого является предоставление территории Тверской области, необходимой для осуществления пользования животным миром, расположенной в Калининском районе Тверской области площадью 10 000 га в границах:
северная - западная граница - от населенного пункта Моркино -Городище (вниз по течению и по фарватеру реки Волга до населенного пункта Щербово;
восточная граница - от населенного пункта Щербово на юг по границе запрета охоты по автодороге до пересечения с автодорогой Тверь-Старица;
южная граница - от точки пересечения границы запрета охоты с автодорогой Тверь-Старица, по автодороге Тверь-Старица через населенные пункты Некрасове, Борисково до пересечения с лесной дорогой Антоново- Дубровки, далее по лесной дороге Антоново-Дубровки через населенный пункт Дубровки на населенный пункт Моркино-Городище (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора Департамент на основании распоряжения администрации Тверской области от 22.03.2010 N 243-ра "О предоставлении территории для осуществления пользования животным миром в виде охоты" предоставляет, а пользователь принимает территорию, указанную в пункте 1.1 договора для осуществления пользования животным миром в виде охоты.
Согласно пункту 2.3 договора Общество имеет право: осуществлять пользование охотничьими животными в пределах установленных норм, квот, лимитов, сроков и целей пользования; собственности на добытые объекты животного мира и продукцию от них; выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов; заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий; вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной а процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира; реализовывать произведенные продукцию и изделия.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует 49 лет (пункт 3.1 договора).
Обществу выдана долгосрочная лицензия от 29.03.2010 серии 69 N 0000070 на пользование объектами животного мира, разрешенный вид пользования животным миром: охота; границы и площадь территории определены согласно распоряжению администрации Тверской области от 22.03.2010 N 243-ра "О предоставлении территории для осуществления пользования животным миром в виде охоты" и договору от 29.03.2010 N 72. Срок действия лицензии с 22.03.2010 по 22.03.2059.
В границы охотничьих угодий, предоставляемых Обществу, вошли земельные (лесные участки), а именно: лесные кварталы N 36-65, 68-73, 78-83, 89, 90, 94, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:373, отнесенного к землям обороны и безопасности Ворошиловского участкового лесничества Тверского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение, ссылаясь на то, что в границы охотничьих угодий вошли лесные участки, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:373, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, без соответствующего согласия Министерства, договор от 29.03.2010 N 72 в данной части является ничтожным, обратилось с иском в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.04.2010, (далее - Закон об охоте) статья 93 ЗК РФ дополнена пунктом 5.1: допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Кодекса (пункт 2 статьи 4 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Федеральный закон N 209-ФЗ не содержит положений о его применении к правоотношениям, возникшим до дня введения его в действие.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2016 по делу N А13-2433/2016.
Договор от 29.03.2010 N 72 заключен Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и Обществом в порядке, регламентированном статьей 71 Закон об охоте, в связи с чем, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы земельного участка охотничьих угодий, у Общества отсутствовало.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении искового заявления.
Оценивая возражения истца об отнесении спорного земельного (лесного) участка к запретной зоне, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации, в частности, Постановлением N 405, согласно абзацу 4 пункта 2 которого "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 12 Постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
Истец указывает, что на основании решения межведомственной комиссии (протокол от 03.11.2015 N 1/МК), в отношении спорного земельного участка установлена запретная зона военного объекта (том 2, листы 60-75). Между тем, право пользования охотничьими угодьями возникло у ответчика ранее, с 2010 года.
Поскольку спорный договор и осуществляемые на его основании права на ведение охотхозяйственной деятельности не препятствуют реализации истцу принадлежащих ему прав на землю, последним не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии нарушения его прав, как не представлено и доказательств незаконного осуществления охотхозяйственной деятельности в границах спорных кварталов, оснований для запрета охотпользователю охотхозяйственной деятельности и использования спорного земельного участка не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции учтено отсутствие установленного в соответствии с пунктами 22, 23 Постановления N 405 обозначения местоположения границ запретной зоны информационными ограничительными знаками, а также направленной информации в орган кадастрового учета для включения соответствующих сведений в схему территориального планирования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные Учреждением в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, основаны на иной оценке апеллянтом представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 января 2019 года по делу N А66-11273/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.