30 сентября 2019 г. |
Дело N А66-11273/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Волжские просторы" - Скляровой А.Э., Лузиной Е.В. (доверенность от 30.04.2019), от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - Арсеньевой М.А. (доверенность от 10.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.01.2019 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А66-11273/2018,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские просторы" (далее - Общество) об устранении препятствий в пользовании Учреждением земельным участком с кадастровым номером 69:10:0000024:373 путем прекращения Обществом использования (в том числе осуществления охотхозяйственной деятельности) земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:373, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Калининский р-он, с/п Никулинское в районе д. Мотавино в лесных кварталах N 36-65, 68-73, 78-83, 89, 90, 94, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с договором от 29.03.2010 N 72 (требования с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство экологии).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Министерство экологии просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества и Министерства экологии ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оставить ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждению на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны от 28.04.2015 N 875 на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000024:373, площадью 4462 га, расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-он, с/п Никулинское, в районе д. Мотавино, относящийся к землям обороны.
Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопредшественником Министерства экологии) и Обществом 29.03.2010 заключен договор N 72 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром, предметом которого является предоставление территории Тверской области, необходимой для осуществления пользования животным миром, расположенной в Калининском районе Тверской области площадью 10 000 га в границах:
северная - западная граница - от населенного пункта Моркино - Городище (вниз по течению и по фарватеру реки Волга до населенного пункта Щербово);
восточная граница - от населенного пункта Щербово на юг по границе запрета охоты по автодороге до пересечения с автодорогой Тверь-Старица;
южная граница - от точки пересечения границы запрета охоты с автодорогой Тверь-Старица, по автодороге Тверь-Старица через населенные пункты Некрасово, Борисково до пересечения с лесной дорогой Антоново- Дубровки, далее по лесной дороге Антоново-Дубровки через населенный пункт Дубровки на населенный пункт Моркино-Городище (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора Департамент на основании распоряжения администрации Тверской области от 22.03.2010 N 243-ра "О предоставлении территории для осуществления пользования животным миром в виде охоты" предоставляет, а пользователь принимает территорию, указанную в пункте 1.1 договора для осуществления пользования животным миром в виде охоты.
Согласно пункту 2.3 договора Общество имеет право: осуществлять пользование охотничьими животными в пределах установленных норм, квот, лимитов, сроков и целей пользования; собственности на добытые объекты животного мира и продукцию от них; выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов; заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий; вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной а процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира; реализовывать произведенные продукцию и изделия.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует 49 лет (пункт 3.1 договора).
Обществу выдана долгосрочная лицензия от 29.03.2010 серии 69 N 0000070 на пользование объектами животного мира, разрешенный вид пользования животным миром: охота; границы и площадь территории определены согласно распоряжению администрации Тверской области от 22.03.2010 N 243-ра "О предоставлении территории для осуществления пользования животным миром в виде охоты" и договору от 29.03.2010 N 72. Срок действия лицензии с 22.03.2010 по 22.03.2059.
В границы охотничьих угодий, предоставляемых Обществу, вошли земельные (лесные участки), а именно: лесные кварталы N 36-65, 68-73, 78-83, 89, 90, 94, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:373, отнесенного к землям обороны и безопасности Ворошиловского участкового лесничества Тверского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение, ссылаясь на то, что в границы охотничьих угодий вошли лесные участки, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:373, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, без соответствующего согласия Министерства, договор от 29.03.2010 N 72 в данной части является ничтожным, обратилось с иском в суд.
Впоследствии Учреждение отказалось от исковых требований о признании недействительным договора от 29.03.2010 N 72, уточнив, что его требования направлены на пресечение действий, нарушающих права истца как землепользователя, а также создающих угрозу нарушения его прав.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными по праву.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.04.2010, (далее - Закон об охоте) статья 93 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5.1, согласно которому допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Кодекса (пункт 2 статьи 4 ГК РФ).
В соответствии со статьей 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Часть 3 статьи 71 Закона об охоте признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П.
В соответствии с пунктом 5.3 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в целях обеспечения стабильности правоотношений в области охотхозяйственной деятельности, а также соблюдения баланса законных интересов субъектов данных правоотношений Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает возможным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
Таким образом, заключенный с Обществом договор от 29.03.2010 N 72 соответствует закону, основания считать его недействительной сделкой отсутствуют.
Данный договор является надлежащим правовым основанием для осуществления Обществом охотхозяйственной деятельности в границах охотничьих угодий. Правомерная деятельность Общества в пределах земельных участков, указанных Учреждением, не может быть признана нарушением прав истца.
При таких обстоятельствах в иске отказано правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области 30.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А66-11273/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.