город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2019 г. |
дело N А53-36447/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Инженерный центр "Грант"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.01.2019 по делу N А53-36447/2018, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества Инженерный центр "Грант"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное)
о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской
Федерации о страховых взносах за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество инженерный центр "Грант" (далее - заявитель, ЗАО ИЦ "Грант", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (далее - управление, фонд) от 04.10.2018 N 071/043/42-2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее -Федеральный закон N 212-ФЗ) за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 139,65 руб.; данным решением начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 134,31 руб., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды начиная с 01.01.2015 по 31.12.2016 в размере 1 123 846,83 руб. и недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 294 911,40 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество инженерный центр "Грант" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Общество полагает, что поскольку вознаграждение членам совета директоров общества выплачивалось не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания акционеров, то данные вознаграждения не считались объектом обложения страховыми взносами. Также общество указывает, что поскольку выплаты производились в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 до вынесения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О, то соответствующая обязанность по исчислению страховых взносов со спорных выплат не возникла.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске (межрайонное) проведена выездная проверка ЗАО ИЦ "Грант" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов за период ЗАО ИЦ "Грант" с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 03.09.2018 N 071/043/42-2018, в котором Управление ПФ указало на то, что обществом в нарушение Федерального закона N 212-ФЗ не включены в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование суммы, выплаченные членам совета директоров за расчетные периоды с 2015 по 2016 годы в размере 5 780 000 руб. В связи с чем, Управление ПФ указало на необходимость доначисления страховых взносов на выплаты в пользу членов совета директоров за указанный период.
Управление ПФ 04.10.2018 вынесло решение N 071/043/42-2018 о привлечении ЗАО ИЦ "Грант" к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 139,65 руб.; данным решением начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 134,31 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды начиная с 01.01.2015 по 31.12.2016 в размере 1 123 846,83 руб. и недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 294 911,40 руб.
Полагая, что указанное решение в части доначисления страховых взносов, исчисленных с сумм выплат членам совета директоров за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, и, соответственно, начисление пеней и штрафов по ним является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Отношения с участием членов совета директоров и ревизионной комиссии в полной мере подпадают под предмет регулирования гражданско-правового законодательства, как он установлен в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" члены совета директоров и ревизионной комиссии избираются общим собранием акционеров. Статус члена совета директоров и ревизионной комиссии предполагает возникновение у гражданина, как прав, так и обязанностей, а также возможность привлечения его к ответственности за убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием), согласно статье 71 указанного Федерального закона.
Между тем, граждане приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ). Соответственно, для приобретения статуса члена совета директоров или члена ревизионной комиссии требуется выражение согласия избираемого лица. Следовательно, члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимого для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества. По существу речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу члена совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров.
В рассматриваемом случае общество не включило в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования вознаграждения членам совета директоров, в результате чего сумма неуплаченных страховых взносов за заявленный обществом период с 01.01.2015 по 31.12.2016 составила 5 780 000 руб.
В определении от 06.06.2016 N 1170-О Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя спорную ситуацию по обложению страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров, отметил, что Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества и ревизионная комиссия представляют собой коллегиальные органы управления корпорацией, которые, как следует из пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), контролируют деятельность исполнительных органов и выполняют иные функции, возложенные на них законом и уставом акционерного общества. В частности, в силу Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) совет директоров может заниматься общим руководством деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (пункт 1 статьи 65 Закона N 208-ФЗ), а ревизионная комиссия (ревизор) общества осуществляет контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью (пункт 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ). По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества; размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 64 Закона N 208-ФЗ); аналогичное правило установлено и для членов ревизионной комиссии (абзац второй пункта 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ).
Пункт 2 статьи 64 и пункт 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ предусматривают два вида выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии: вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением ими своих функций. Компенсация расходов, связанных с исполнением лицом своих обязанностей, не является для членов совета директоров или ревизионной комиссии встречным предоставлением за исполнение ими своих договорных обязанностей; она призвана компенсировать фактические расходы (издержки), возникшие у данных лиц в связи с осуществлением ими своей деятельности. В свою очередь, вознаграждение выплачивается в связи с исполнением обязанностей членами совета директоров и ревизионной комиссии, что характеризует его как встречное предоставление общества за исполнение лицами указанных обязанностей.
При этом, выплата данного вознаграждения может осуществляться на основании решения общего собрания акционеров как при наличии соответствующего условия в договоре, заключаемом между членом совета директоров или ревизионной комиссии и обществом, так и в отсутствие такого условия.
В связи с этим в целях обеспечения социальных прав членов совета директоров, а также с учетом характера и природы соответствующих выплат законодатель предусмотрел освобождение от уплаты страховых взносов только с выплат, производимых физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании, в части компенсации им расходов, связанных с осуществлением ими соответствующей деятельности (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ), без распространения аналогичного правила в отношении вознаграждения членов совета директоров и ревизионной комиссии общества.
Таким образом, действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, выплаты и иные вознаграждения членам совета директоров относятся к объекту обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Довод общества о том, что поскольку выплаты производились в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 до вынесения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О, то соответствующая обязанность по исчислению страховых взносов со спорных выплат не возникла, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Данная обязанность по исчислению страховых взносов в 2015 -2016 годах у общества существовала в силу требований Федерального закона N 212-ФЗ.
В приведенном выше определении Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил действительный нормативно-правовой смысл норм законодательства и отметил, что действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Практика применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, была не изменена, а определена (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01..2010 N 1-П).
Между тем, при принятии решения о не начислении страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров ЗАО ИЦ "Грант" руководствовалось официальными разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, содержащимися в письмах от 07.05.2015 N 17-3/6-234, от 26.03.2014 N 17-4/ООГ-200.
В связи с этим Управлением ПФ правомерно доначислены обществу страховые взносы за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в сумме 1 418 758,23 руб., в том числе: в Пенсионный фонд РФ на обязательное медицинское страхование в сумме 1 123 846,83 руб. и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование в сумме 294 911,40 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 9 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным
вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Учитывая изложенное, управление верно произвело расчет штрафа и пени с сумм недоимки только за период с 01.07.2016 (то есть после вынесения КС РФ определения N 1169-О).
Аналогичные выводы содержатся и в постановлениях Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2018 по делу N А53-36722/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А27-2855/2017, Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу N А73-2692/2017, Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-186021/2017, Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А44-2196/2017, Арбитражного суда Центрального округа по делу N А09-5359/2017.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным. Не согласие с принятым судебным актом само по себе не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2019 по делу N А53-36447/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.