Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2019 г. N Ф10-3643/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А14-26539/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Миневич А.А. - представителя по доверенности от 09.06.2017 (сроком на 3 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019 по делу N А14-26539/2018 (судья Соколова Ю.А.), по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885), г. Воронеж к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915), г. Воронеж, о признании недействительным решения от 13.09.2018 N 154 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - заявитель, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ФСС РФ, Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным решения от 13.09.2018 N 154 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2018 заявление принято судом в порядке упрощенного производства.
Определением от 22.02.2019 дело рассматривается по общим правилам административного судопроизводства, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство.
Решением от 09.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ФСС РФ, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы страховщик указывает, что положения действующего законодательства об обязательном социальном страховании прямо предусматривают исключение из базы для исчисления страховых взносов на социальное страхование сумм материальной помощи в пределах 4 000 руб. (пункт 11 часть 1 статьи 9 Федерального закона 212-ФЗ).
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" возражает против доводов апелляционной жалобы ФСС РФ, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, филиалом N 8 Фонда социального страхования была проведена выездная проверка страхователя - открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" в лице филиала ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" в г. Бутурлиновке за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 по вопросу исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечислению) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а так же правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем. Итоги проведенной проверки отражены в акте N 154освс от 21.08.2018.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки директором филиала N 8 ГУ - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение N 154 от 13.09.2018 о непринятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, так как к ним не применяются положения п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 N125-ФЗ; по результатам проверки сумма не принятых к зачету расходов в размере 6 395,16 руб., а так же сумма пособий, произведенных с нарушением законодательства за счет средств работодателя в размере 1 611,06 руб. включена в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
Не согласившись с решением от 13.09.2018 N 154 ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, к числу которых отнесены, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансирование выплаты рассматриваемых пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из акта проведенной проверки, а также оспариваемого решения, основанием для отказа в принятии к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 6395,16 руб. послужил вывод отделения Фонда социального страхования о необоснованности включения страхователем в расчет среднего заработка для исчисления указанных пособий сумм материальной помощи в пределах 4000 руб., выплачиваемой работникам при их уходе в очередной ежегодный отпуск. При этом страхователь исчислял с указанной материальной помощи (со всего ее размера) страховые взносы на социальное страхование, полагая, что выплата данной материальной помощи обусловлена выполнением работниками трудовых обязанностей, качеством такого выполнения и, соответственно, является стимулирующей выплатой.
Оспаривая решение ФСС РФ ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" ссылается на правомерность включения в размер среднего заработка работников, из которого исчислены пособия по временной нетрудоспособности, сумм материальной помощи в размере до 4000 руб., ранее выплаченных к очередному отпуску названных работников. При этом заявитель указывал, что выплата материальной помощи, предусмотренная Коллективным договором Общества, носит систематический характер, не зависит от социальных нужд работников, является стимулирующей, ввиду чего, исходя из установленных коллективным договором условий получения указанной выплаты, определения ее размера, не может быть оценена как материальная помощь, в связи с чем, подлежит обложению страховыми взносами (страховые вносы были исчислены с данных выплат в установленном порядке) и, соответственно, включается в средний заработок, исходя из которого исчисляются рассматриваемые пособия.
В представленном в материалы дела отзыве ФСС РФ возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что положения действующего законодательства об обязательном социальном страховании прямо предусматривают исключение из базы для исчисления страховых взносов на социальное страхование сумм материальной помощи, в том числе к очередному отпуску, в пределах 4000 руб.
При этом заинтересованное лицо отмечает, что в Коллективном договоре Общества оспариваемые выплаты за проверяемый период указывались как материальная помощь к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, в результате чего данные выплаты не могут рассматриваться как стимулирующие и являться частью оплаты труда.
Оценивая доводы сторон относительно правомерности оспариваемого решения, обусловившего отказ в принятии к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 6395,16 руб. работникам ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", суд области обоснованно руководствовался следующим.
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком установлен статьей 14 Федерального закона N255-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно).
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
В силу положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
Взаимосвязанное толкование положений статей 15, 16, 56, 57, 129, 132, 135, 164, 165, 191 Трудового кодекса Российской Федерации и нормы статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
В то же время, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.10.16 Коллективного договора ОАО "Воронежоблгаз" (ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" является стороной указанного коллективного договора в соответствии с соглашением от 12.12.2013), пп. 5.3., 5.3.1, 5.3.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (принято в новой редакции дополнительным соглашением N 1 от 23.08.2016 к коллективному договору), его работникам оказывается материальная помощь при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск (с 23.08.2016 - единовременная стимулирующая выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску). При этом согласно п. 10.16 Коллективного договора размер материальной помощи устанавливается в зависимости от стажа работы в Обществе. Согласно пп. 5.3.1 -5.3.2 названного Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников размер стимулирующей выплаты устанавливается в зависимости разновидности системы оплаты труда, а также в зависимости от стажа работы в организациях группы лиц ООО "Газпром межрегионгаз".
Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 N 309-ЭС14-520, Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 N309-ЭС14-377, ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9555/13 установлено, что в случае, если размер основанной на коллективном договоре либо ином локальном нормативном акте работодателя выплаты в пользу работника зависит от заработной платы (установлен в процентах от оклада, тарифной ставки) и (или) соблюдения трудовой дисциплины (учитывается стаж работы, должность, производственные результаты, отсутствие дисциплинарных взысканий), то данные выплаты, признаются элементами оплаты труда и носят стимулирующий характер, следовательно, относятся к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды и подлежат включению в базу для их начисления в полном объеме.
Судом установлено, что спорные суммы материальной помощи к отпуску, оказанные заявителем, не зависят от критериев, позволяющих отнести ее к элементам оплаты труда, подлежащей обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды и, соответственно, не должны включаться в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в полном размере. Следовательно, спорные выплаты не являются элементами оплаты труда и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, соответственно, не должны облагаться страховыми взносами в полном объеме.
С учетом изложенного решение отделения Фонда социального страхования от 13.09.2018 N 154 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является недействительным.
Рассматривая настоящий спор, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Доводы жалобы Фонда основаны на ошибочном толковании подлежащих применению норм права и выводов суда первой инстанции не опровергаю, ввиду чего жалобы удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2019 по делу N А14-26539/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.