г. Тула |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А09-11805/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нептун" (г. Брянск, ОГРН 1143256016860, ИНН 3257024369) - Цепляева Д.А. (доверенность от 20.05.2019 N 12), в отсутствие заявителя - управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1033265001660, ИНН 3234016700), извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нептун" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2019 по делу N А09-11805/2018 (судья Копыт Ю.Д.),
УСТАНОВИЛ:
управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (далее - УМВД России по Брянской области, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нептун" (далее - ООО "Нептун", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2019 заявленные требования удовлетворены, ООО "Нептун" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей, алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 12.10.2018 в количестве 1-й единицы (шампанское "Российское", объемом 0,75 л), указано уничтожить в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
В апелляционной жалобе общество просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на необходимость квалификации вменяемого ему административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и прекращения производства по настоящему делу в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
УМВД России по Брянской области в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 12.10.2018 в 15 час. 20 мин. в кафе "Кристина", расположенном по адресу: Брянская область, г. Сураж, ул. Ленина д. 56а, сотрудниками отдела организации применения административного законодательства управления организации охраны общественного порядка УМВД России по Брянской области (далее - ООПАЗ УОООП УМВД России по Брянской области) выявлен факт реализации алкогольной продукции - шампанского "Российское" 0,75 л без соответствующей лицензии (без вскрытия потребительской тары) в нарушение пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 12.10.2018, алкогольная продукция изъята сотрудниками ООПАЗ УОООП УМВД России по Брянской области с оформлением протокола изъятия вещей и документов от 12.10.2018.
Усмотрев в действиях ООО "Нептун" признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ (оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии), должностное лицо ООПАЗ УОООП УМВД России по Брянской области 25.10.2018 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 827/М0080034, после чего обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Лицензии на указанный вид деятельности выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пункт 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Закона.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац шестой пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также запрет на розничную продажу алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено данным Законом.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Нептун" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции от 29.01.2018 N 32РПА 0001684 и лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 19.07.2018 N 32РПО 0000082.
Кафе "Кристина", расположенное по адресу: Брянская область, г. Сураж, ул. Ленина д. 56а, указано в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 19.07.2018 N 32РПО 0000082 в качестве обособленного подразделения общества, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, и не указано в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 29.01.2018 N 32РПА 0001684.
Таким образом, в упомянутом кафе общество вправе осуществлять только розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Несмотря на это, работниками ООО "Нептун" 12.10.2018 в 15 час. 20 мин. в данном кафе реализована алкогольная продукция - шампанское "Российское" 0,75 л без вскрытия потребительской тары.
Обстоятельства совершенного обществом правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2018 N 827/М0080034, из которого следует, что продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии и без вскрытия потребительской тары квалифицирована административным органом как нарушение пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и полагает такую квалификацию надлежащей, поскольку, как указывалось выше, оборот алкогольной продукции включает в себя, в числе прочего, и продажу. Следовательно, осуществление данной деятельности в отсутствие лицензии возможно квалифицировать по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что вменяемое правонарушение следует квалифицировать по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 17 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой в данном пункте Обзора ситуации было установлено нарушение именно особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившееся в розничной продаже алкогольной продукции в ночное время, тогда как в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2018 N 827/М0080034 указано на иное нарушение, допущенное обществом.
Приведенный подход согласуется с выводами Арбитражного суда Центрального округа, содержащимися в постановлении от 22.01.2019 по делу N А09-4763/2018.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства об обороте алкогольной продукции, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
На основании изложенного суд области справедливо заключил о наличии в действиях ООО "Нептун" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей назначено обществу в пределах санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2019 по делу N А09-11805/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.