город Воронеж |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А14-24764/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Михайловой Т.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) на решение арбитражного суда Воронежской области от 11.02.2019 по делу N А14-24764/2018 (судья Максимович Т.Н.), принятое по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) (ОГРН 1023601511768, ИНН 3652006650) к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования "Детская художественная школа г. Лиски" (ОГРН 1023601514650, ИНН 3652000908) о взыскании финансовых санкций,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования "Детская художественная школа г. Лиски" (далее - детская художественная школа г. Лиски, школа, страхователь) о взыскании 13 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ), о страховом страже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) за 2017 год.
Данное дело было рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных требований управлению Пенсионного фонда было отказано в полном объеме.
На основании заявления фонда 11.02.2019 арбитражным судом Воронежской области в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса было изготовлено мотивированное решение по делу N А14-24764/2018.
Не согласившись с решением арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019, ссылаясь на его вынесение без учета фактических обстоятельств дела, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы страховщик ссылается на представление отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год с кодом "ИСХД" лишь 12.03.2018, то есть за пределами установленного срока. При этом в соответствии с положениями Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р (далее - Технология обмена документами) в случае, если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, страхователь обязан устранить указанные в протоколе ошибки и повторить всю процедуру представления сведений.
Таким образом, по мнению фонда, материалами дела подтверждается как наличие в действиях страхователя вменяемого ему правонарушения, так и вины в его совершении. Установленные судом первой инстанции обстоятельства согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П, являются основанием для применения смягчающих ответственность обстоятельств, но не для освобождения от ответственности.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 22.02.2018 страхователем в управление Пенсионного фонда были направлены исходные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 26 застрахованных лиц.
Указанные сведения поступили в управление Пенсионного фонда согласно квитанциям о получении от 22.02.2018 в 09:14 и от 28.02.2018 в 18:22 (л.д.41,43).
Согласно сообщениям оператора - общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" от 26.02.2018 в 08:49:38, от 26.02.2018 в 17:05:38, от 27.02.2018 в 08:06:39 и от 28.02.2018 в 15:07:12, представленная отчетность не была обработана в связи с ошибкой - нарушением целостности электронно-цифровой подписи (л.д.56-59).
Протокол проверки отчетности, согласно которому представленная отчетность не прошла форматно-логический контроль, был сформирован и передан страхователю 12.03.2018.
Указанное послужило основанием для повторного формирования и направления в адрес управления Пенсионного фонда исходных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 26 застрахованных лиц, поступивших и принятых фондом 12.03.2018.
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления указанных сведений фондом 31.05.2018 был составлен акт N 046S18180008977 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому было установлено нарушение срока представления соответствующих сведений.
Рассмотрев указанный акт в совокупности с представленными возражениями страхователя, начальник управления Пенсионного фонда 06.07.2018 принял решение N 046S19180009813 о привлечении детской художественной школы г. Лиски к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 13 000 руб.
27.07.2018 фондом в адрес школы было направлено требование N 046S01180019025 об уплате в срок до 14.08.2018 финансовой санкции в сумме 13 000 руб., неисполнение которого в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в суд с соответствующим заявлением о взыскании.
Суд области, рассмотрев заявленное требование, обосновано отказал в его удовлетворении, сославшись на отсутствие в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Соглашаясь с решением суда, апелляционная коллегия исхолдит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) детская художественная школа г. Лиски является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)": формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" (далее- постановление от 11.01.2017 N 3п).
Порядок взаимодействия страхователей и органов Пенсионного фонда регулируется Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации и Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно части 7 Технологии обмена документами Абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение Абонента.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган Пенсионного фонда и сохраняет ее. В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений. В случае возникновения технических сбоев на стороне органа Пенсионного фонда Абонент через свою организацию получит сообщение об ошибке.
Ответственность за нарушение сроков представления отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом с 01.01.2017 к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В частности, в силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Статьей 109 Налогового кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения): отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
При этом при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год была направлена страхователем в пределах установленного законодательством срока - 22.02.2018, что управлением Пенсионного фонда не оспаривается, однако, она не была обработана в установленном порядке, о чем страхователем было получено сообщение об ошибке через оператора связи.
При этом в соответствии с письмом общества "Компания "Тензор" от 15.03.2018 N 031562 на транспортный сервер оператора связи не поступили протоколы проверки (л.д.54).
Фактически, как это следует из материалов дела, протокол контроля сведений, являющийся основанием для устранения указанных в нем ошибок и повторения всей процедуры представления сведений, был получен страхователем лишь 12.03.2018, в связи с чем исправленные сведения были представлены в управление Пенсионного фонда в тот же день 12.03.2018.
Следовательно, учитывая положение пункта 7 Технологии обмена документами, устанавливающего, что именно получение страхователем протокола контроля сведений является основанием для их повторного направления, судом области был сделан обоснованный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае вины страхователя в соверешении вменяемого ему нарушения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанное, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии у фонда оснований для привлечения детской художественной школы г. Лиски к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В данной связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела и сделал верные выводы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом не допущено.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Доводы о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в апелляционной жалобе отсутствуют.
В суде первой инстанции лицами, участвующими в деле, не приводилось доводов о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019 по делу N А14-24764/2018 вынесено законно и обоснованно, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2019 по делу N А14-24764/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.