г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2019 г. |
Дело N А21-14348/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Лузан А.В. по доверенности от 20.11.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11039/2019) ООО "Телебалт Т" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2019 по делу N А21-14348/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Телебалт Т"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
3-е лицо: ООО "Золотой Ресурс"
о признании недействительным требования N 14э/2018 от 18.10.2018
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Телебалт Т" (ОГРН 1063905029825, адрес: 236005, г. Калининград, ул. Камская, д. 62; далее - ООО "Телебалт Т", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (ОГРН 1043900834658, адрес: 236022 г. Калининград, ул. Офицерская, д. 6; далее - Управление, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным требования N 14э/2018 от 18.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Золотой ресурс" (адрес: 236004, г. Калининград, ул. Дзержинского, д. 78Б, оф. 88; далее - ООО "Золотой Ресурс", третье лицо).
Решением от 07.03.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Телебалт Т" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что им в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) заключен договор с ООО "Золотой ресурс", которое осуществляет в течение календарного года сбор готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующей передачей на утилизацию; заявителем в адрес Росприроднадзора были представлены все запрошенные документы о выполнении нормативов утилизации.
В судебном заседании представитель ООО "Телебалт Т" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и ООО "Золотой Ресурс", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
В данный перечень входят, в том числе: Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 26.40.20.110; Группа N 26 "Техника бытовая электронная"); Печи микроволновые (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 27.51.27.000; Группа N 31 "Приборы бытовые электрические").
В соответствии с представленной Управлению Декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров за 2017 год, в результате производственной деятельности ООО "Телебалт Т" в 2017 году произведены готовые товары, включая упаковку, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.
В частности, к таковым относятся Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения в количестве 2649730,01 кг, печи микроволновые в количестве 2211267,869 кг.
Из материалов дела следует, что в целях выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров, между ООО "Телебалт Т" и ООО "Золотой Ресурс" заключен договор от 11.01.2017 N 04-17, в соответствии с которым заявитель обеспечивает утилизацию отходов от использования товаров путем передачи их ООО "Золотой Ресурс", которое осуществляет в течение календарного года сбор готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующей передачей на утилизацию.
По результату оказания услуг по выполнению нормативов утилизации, ООО "Золотой Ресурс" подготовлен Акт утилизации отходов N 785 от 29.12.2017 (л.д.27-29). Указанный акт подписан заявителем и ООО "Золотой Ресурс".
Из представленного Акта утилизации отходов следует, что ООО "Золотой Ресурс", на основании лицензии N (39)-1297 от 25.08.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Калининградской области и в соответствии со ст. 24.2. Закона N89-ФЗ, обеспечил выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров (приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения) путем утилизации товаров в количестве 145850 кг, печи микроволновые - 110 550 кг.
Заявитель письмом от 22.03.2018 N 42 представил в адрес заинтересованного лица декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2017 по формам, установленным Положением N 1417 и Правилами N 1342.
Из представленных документов следовало, что норматив утилизации для приемников телевизионных (телевизоров) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (0,05 от общего количества) составил 132486,5 кг, а передано на утилизацию и утилизировано 145850 кг, то есть сверх норматива утилизации было передано 13363,5 кг; для печей микроволновых (0,05 от общего количества) составил 110563,39, а передано на утилизацию 110550 кг, то есть сверх норматива утилизации было передано 13,39 кг, необходимо было уплатить экологический сбор.
Экологический сбор по группе товаров - печи микроволновые - был уплачен заявителем.
В ходе рассмотрения отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров и упаковки, Управлением, письмом от 31.05.2018 N 2735 были выявлены неточности в части указания веса товара в тоннах, а не килограммах, и было предложено внести корректировки в указанные документы и направить исправленные документы в адрес заинтересованного лица.
Кроме того, у Заявителя были затребованы копии договоров на утилизацию отходов, копии акта утилизации, а также первичные учетные документы, послужившие основанием для составления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров и упаковки. Копии всех запрашиваемых документов были направлены в адрес заинтересованного лица.
Заинтересованное лицо, рассмотрев все представленные заявителем документы о выполнении нормативов утилизации, выявила задолженность по уплате экологического сбора за 2017 года в размере 6 432 933 руб. 04 коп. и вынесло Требование N 14э/2018 об уплате экологического сбора за 2017 год в размере 6 432 933 руб. 04 коп.
Не согласившись с Требованием N 14э/2018, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав, что вынесенное Требование Росприроднадзора является правомерным, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (в редакции, действующей в спором периоде) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2).
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (пункт 4).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 7).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9).
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).
Учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 18).
Согласно пункту 7 статьи 24.5 Закона об отходах в случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 этого Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров (пункт 7).
Экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 той же статьи, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 этого Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (пункт 2). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6).
Правила взимания экологического сбора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора", пунктом 25 которых установлено, что в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности.
В соответствии с пунктами 13, 14 указанных Правил, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к этим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. При осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 13 этих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров: копии договоров - в случаях, установленных пунктом 2 этих Правил; копии акта (актов) утилизации отходов.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2017 годы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В указанный перечень включены, в том числе приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 26.40.20.110; Группа N 26 "Техника бытовая электронная"); Печи микроволновые (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 27.51.27.000; Группа N 31 "Приборы бытовые электрические").
Как следует из материалов дела, в целях выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров между ООО "Телебалт Т" и ООО "Золотой Ресурс" заключен договор от 11.01.2017 N 04-17, в соответствии с которым заявитель обеспечивает утилизацию отходов от использования товаров путем передачи их ООО "Золотой Ресурс", которое осуществляет в течение календарного года сбор готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующей передачей на утилизацию.
По результату оказания услуг по выполнению нормативов утилизации, ООО "Золотой Ресурс" был подготовлен Акт утилизации отходов N 785 от 29.12.2017. Из представленного Акта утилизации отходов следует, что ООО "Золотой Ресурс", на основании лицензии N (39)-1297 от 25.08.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Калининградской области и в соответствии со статьей 24.2. Закона N89-ФЗ, обеспечило выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров (приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения) путем утилизации товаров в количестве 145,85 тонн в отношении товара "Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения" и 110,55 тонн в отношении товара "Печи микроволновые" (л.д.27-29).
В обжалуемом решении суд первой инстанции указал на то, что указанный договор N 04-17 от 11.01.2017 заключен не на утилизацию товаров (продукции), а на оказание услуг по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров.
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что договор N 04-17 заключен между заявителем и ООО "Золотой ресурс" в строгом соответствии с Законом N 89-ФЗ и именно такая обязанность возложена на изготовителя продукции.
В соответствии с условиями заключенного договора N 04-17 ООО "Золотой ресурс" обязано оказать услуги по выполнению норматива утилизации, а именно осуществить сбор отходов от использования товаров в объеме, необходимом для выполнения нормативов утилизации.
Кроме того, апелляционный суд признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Акт утилизации товаров (продукции) N 785 не может свидетельствовать об утилизации отходов, произведенных ООО "Телебалт Т".
Для исполнения обязанности по выполнению нормативов утилизации и Обществом заключен договор N 04-17, условия которого строго соответствуют тем требованиям, которые установлены статьей 24.2 Закона N 89-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 утверждено Положение о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки и Форма названной декларации (далее - Положение N 1417).
Как усматривается из материалов дела, в целях исполнения указанных требований, заявитель представил в адрес заинтересованного лица декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год по формам, установленным Положением N 1417 и Правилами N 1342.
Из представленных документов следовало, что норматив утилизации для приемников телевизионных (телевизоров) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (0,05 от общего количества) составил 2649730,01 кг, а передано на утилизацию и утилизировано 145,85 тонн, норматив утилизации для печей микроволновых (0,05 от общего количества) составил 2211267,869 кг, а передано на утилизацию и утилизировано 110,55 тонн. Таким образом, сверх норматива утилизации было передано 13363,5 кг и 13,39 кг соответственно.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что экологический сбор по группе товаров - печи микроволновые - был уплачен заявителем.
В ходе рассмотрения отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров и упаковки, заинтересованным лицом, письмом от 31.05.2018 N 2735-п выявлены неточности в части указания единицы измерения товаров, в том числе упаковки, указанных в декларации и отчетности - кг, однако в представленных в Управление декларации и отчетности единица измерения указана - шт. (л.д. 47-48).
Кроме того, у заявителя были затребованы копии договоров на утилизацию отходов, копии акта утилизации, а также первичные учетные документы, послужившие основанием для составления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров и упаковки.
Копии всех запрашиваемых документов направлены в адрес заинтересованного лица, что подтверждается письмом от 16.07.2018 N 104, принятого заинтересованным лицом 16.07.2018 за вход. N 4803 (л.д.49-50).
Росприроднадзор, рассмотрев все представленные заявителем документы о выполнении нормативов утилизации, выявил задолженность по уплате экологического сбора за 2017 года в размере 6 432 933 руб. 04 коп. и вынес обжалуемое Требование N 14э/2018.
Вместе с тем, апелляционный суд обращает внимание на то, что само по себе несоответствие объемов отходов, поступивших от других организаций, указанных в форме N 2-ТП (отходы), представленной организацией, оказывавшей услуги по выполнению нормативов утилизации, объемам утилизации отходов, указанным в акте утилизации отходов, не может однозначно свидетельствовать о невыполнении заявителем нормативов утилизации отходов.
В обжалуемом Требовании также отсутствует обоснование и расчет задолженности по уплате экологического сбора за 2017 год, в связи с чем не представляется возможным определить, на каком основании исчислена задолженность в размере 6 432 933 руб. 04 коп.
В этой связи следует согласиться с доводами апелляционной жалобы о недоказанности в настоящем случае обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение обязанности по уплате экологического сбора, а потому оспоренное требование является незаконным.
Учитывая, что таким требованием на заявителя необоснованно возлагается обязанность по уплате обязательных платежей, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным факт нарушения этим требованием прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае, Росприроднадзор в полной мере не обосновал законность оспариваемого требования и возложения на заявителя обязанности по уплате экологического сбора в указанном размере.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя о признании оспоренного требования недействительным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления в пользу ООО "Телебалт Т" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 руб., уплаченная при обращении в суд первой инстанции, и в размере 1500 руб., уплаченная при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 марта 2019 года по делу N А21-14348/2018 отменить.
Признать недействительным требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области N 14э/2018 от 18.10.2018.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Телебалт Т" государственную пошлину по первой инстанции в размере 3000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14348/2018
Истец: ООО "Телебалт Т"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по К/о
Третье лицо: ООО "Золотой Ресурс"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-816/2021
03.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25144/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-14348/18
02.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11989/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11989/19
17.06.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11039/19
07.03.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-14348/18