Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф05-15322/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А40-16629/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Савченко Дмитрия Валерьевича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2019 г. по делу N А40-16629/19
принятое судьей Вагановой Е.А.
по исковому заявлению Савченко Дмитрия Валерьевича
к Центральному Банку РФ,
третье лицо: ООО "Фикс Трейд"
о признании недействительным приказа
в присутствии:
от заявителя: |
Внязев Д.А. по дов. от 24.01.2019; |
от заинтересованного лица: |
Терентьев И.А. по дов. от 14.09.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Савченко Дмитрий Валерьевич (далее - Заявитель, Савченко Д.В.) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (далее - Заинтересованное лицо, ЦБ РФ, Банк России) о признании незаконным о признании незаконным и отмене Приказа от 27.12.2018 г. N ОД-3372 об аннулировании квалификационного аттестата серии АI-003 N 005849, выданного Савченко Д.В.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора третьего лица привлечено ООО "Фикс Трейд".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 г. в удовлетворении требований Савченко Д.В. отказано.
Савченко Д.В. обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Савченко Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просили суд решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Банка России в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Приказом Банка России от 27.12.2018 г. N ОД-3372 был аннулирован квалификационный аттестат серии АI-003 N 005849 по квалификации "специалист финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами", выданный Савченко Дмитрию Валерьевича.
Согласно информации, изложенной в уведомлении об аннулировании квалификационного аттестата специалиста финансового рынка, в качестве оснований для принятия данного решения ЦБ РФ указал неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, допущенные Шевалдовым СВ. в качестве контролера ООО "Фикс Трейд" (далее - Общество) и повлекшие неоднократные в течение одного года нарушения Обществом законодательства РФ о ценных бумагах, а именно:
- необеспечение исполнения (надлежащего исполнения) предписания Банка России о предоставлении документов от 08.11.2018 г. N 55-1-1-1/2540, в части непредставления выписок по 17 банковским счетам;
необеспечение соблюдения Обществом требований к заключению договоров только в отношении валют, которые имеют цифровой и буквенный коды, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений;
необеспечение соблюдения Обществом порядка и срока раскрытия на сайте Общества в сети Интернет промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 1 квартал 2018 года;
необеспечение соблюдения Обществом лицензионных требований, в части непринятия достаточных мер для получения почтовых отправлений по адресу Общества, указанному в ЕГРЮЛ;
необеспечение соблюдения Обществом требований к организации системы управления рисками, в части отсутствия в реестре рисков информации об источниках рисков.
Заявитель с указанным приказом не согласен и считает, что он противоречит нормам действующего законодательства и в частности, положениям Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"), в связи с чем обратился в суд с заявлением.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
По смыслу статей 2 и 4.1 Закона о рынке ценных бумаг лица, осуществляющие деятельность форекс-дилера, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Согласно пункту 10 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В соответствии с пунктом 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 г. N 10-4/пз-н (далее - Положение о специалистах финансового рынка), решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица принимается в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также Положения о специалистах финансового рынка, в том числе, если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) законодательства, указанного в пункте 6 Положения о специалистах финансового рынка.
Согласно пункту 7 Положения о специалистах финансового рынка нарушения, допущенные специалистами финансового рынка (в том числе контролером), в связи с которыми за нарушение законодательства Российской Федерации была аннулирована лицензия организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, являются основанием для принятия решения об аннулировании квалификационных аттестатов указанных лиц.
В силу статьи 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банк России является правопреемником ФСФР России.
В соответствии с частью 3 статьи 10.1-1 Закона о рынке ценных бумаг контролер профессионального участника рынка ценных бумаг назначается на должность исполнительным органом для организации и осуществления внутреннего контроля.
Оспариваемый Приказ от 27.12.2018 г. N ОД-3372 издан в соответствии с пунктом 10 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктами 6 и 7 Положения о специалистах финансового рынка в связи с неоднократными нарушениями контролером ООО "Фикс ТрейдШевалдовым СВ. законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 24.05.2012 г. N 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле).
Савченко Д. В. не обеспечен надлежащий контроль за исполнением предписания Банка России.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует, в том числе исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с частью 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг Банк России вправе направлять профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.
В силу статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России выносятся по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, и являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Банком России в адрес Общества было направлено предписание от 08.11.2018 г. N 55-1-1-1/2540 (далее - Предписание) о предоставлении документов, согласно которому Обществу надлежало представить выписки по всем банковским счетам, открытым Обществу в кредитных организациях, с указанием даты и вида операции, счета плательщика/получателя, оборотов по дебету/кредиту, назначения платежа, входящих и исходящих остатков на каждый рабочий день за период с 01.01.2018 г. по дату получения Предписания (пункт 11 Предписания).
В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 27.11.2017 г. N 4621-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 4621-У) отчетность профессионального участника составляется и представляется в Центральный банк Российской Федерации в соответствии с Указанием N 4621-У начиная с отчетности за отчетный период, в котором настоящее Указание вступает в силу (07.01.2018 г. - дата вступления Указания N 4621-У в силу).
Согласно пункту 1 порядка составления отчетности по форме 0420409 "Сведения о банковских счетах" (далее - отчетность по форме 0420409), предусмотренной приложением 1 к Указанию N 4621-У, по показателям отчетности по форме 0420409 отражаются сведения обо всех банковских счетах, открытых отчитывающейся организации в банке (банках), в том числе за рубежом в иностранных банках, в небанковских кредитных организациях.
По итогам анализа документов, полученных от Общества в ответ на Предписание, и представленной Обществом в Банк России отчетности по форме 0420409 за период с 01.01.2018 г. по 31.10.2018 г. установлено, что Обществом не представлены выписки по счетам 42004810400380000008, 42106810400380000003, 47426810700380000527 и 42004810600380000015, открытым в Банк ГПБ (АО) (ИНН 7744001497), а также по счетам 47426810894930000168 и 47426810994930000178 открытым в ПАО Росбанк (ИНН 7730060164).
Мотивированное обоснование причины невозможности представления вышеуказанной информации не представлено.
Савченко Д. В. не обеспечен надлежащий контроль за исполнением Предписания, чем нарушены требования абзаца 6 пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле.
Таким образом, в нарушение требований пункта 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пункта 1 статьи 11 Закона о защите прав инвесторов, Заявитель, как единоличный исполнительный орган Общества, не обеспечил надлежащего исполнения Предписания Банка России.
Савченко Д. В. не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением Обществом требований Закона о рынке ценных бумаг, касающихся деятельности форекс-дилера.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона о рынке ценных бумаг форекс-дилер имеет право заключать сделки только в отношении валют, которые имеют цифровой и буквенный коды, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
В ходе анализа регистров внутреннего учета Общества установлено, что 24.07.2018 г., 29.08.2018 г., 06.09.2018 г., 10.09.2018 г. и 24.10.2018 г. Общество заключало сделки с валютной парой EUR/RUR.
Согласно "Общероссийскому классификатору валют", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 г. N 405-ст, буквенный код RUR отсутствует.
Таким образом, Савченко Д.В. не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением Обществом требований Закона о рынке ценных бумаг, касающихся деятельности форекс-дилера, чем нарушены требования абзаца 1 пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле.
Допущенное Савченко Д.В. нарушение привело к нарушению Обществом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а именно пункта 1 статьи 4.1 Закона о рынке ценных бумаг.
Савченко Д.В. не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах по раскрытию информации на сайте Общества.
Согласно абзацу 4 пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует соблюдение порядка и сроков раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, для профессиональных участников.
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 28.12.2015 г. N 3921-У "О составе, объеме, порядке и сроках раскрытия информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг" (далее - Указание 3921-У) и пунктом 16 Приложения 1 к Указанию 3921-У профессиональный участник рынка ценных бумаг раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" всю промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в случае ее составления) в течение 30 рабочих дней по истечении периода, за который была составлена промежуточная бухгалтерская (финансовая), и до раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обеспечивает свободный доступ к обязательной информации, размещенной на сайте.
Обязанность составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе по формам 0420004 "Отчет об изменениях собственного капитала некредитной финансовой организации" (далее - форма 0420004) и 0420005 "Отчет о потоках денежных средств некредитной финансовой организации" (далее - форма 0420005), предусмотрена пунктами 1.1, 3.1.1 Положения Банка России от 03.02.2016 N 532-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров" (далее - Положение 532-П).
Так, в соответствии с пунктом 1.1. Положения 532-П некредитные финансовые организации составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом за периоды с 1 января по 31 марта, с 1 января по 30 июня, с 1 января по 30 сентября.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения 532-П промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность некредитной финансовой организации включает формы 0420004 и 0420005.
На основании указанных норм Общество должно было опубликовать на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчетность по формам 0420004 и 0420005 за 1 квартал 2018 года не позднее 16.05.2018.
По состоянию на 19.06.2018 г. на официальном сайте Общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанная отчетность не была раскрыта.
Таким образом, в нарушение требований пункта 1 Указания N 3921-У Заявитель, как единоличный исполнительный орган, не обеспечил соблюдение Обществом требований по раскрытию информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
То есть Савченко Д.В. нарушены требования абзаца 4 пункта 4.2 Положения о внутреннем контроле.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона о рынке ценных бумаг Банк России разрабатывает и утверждает требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе с учетом вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и характера совершаемых операций.
На основании пункта 1.6 Положения Банка России от 27.07.2015 г. N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг" (далее - Положение N 481-П) юридическое лицо, имеющее лицензию (лицензии) на осуществление видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Закона о рынке ценных бумаг (далее - лицензиат), должно соответствовать лицензионным требованиям и условиям, установленным Положением N 481-П.
Согласно подпункту 2.1.6 пункта 2.1 Положения N 481-П одним из лицензионных требований и условия является принятие лицензиатом необходимых и достаточных мер для получения почтовых отправлений по адресу лицензиата, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица).
21.06.2018 г. в адрес Общества направлена телеграмма о приглашении представителя Общества для составления протокола об административном правонарушении.
26.06.2018 г. телеграмма вернулась с указанием, что Общество отсутствует по месту регистрации, в связи с чем, 05.07.2018 г. Банком России был проведен визуальный контроль местонахождения Общества.
Группа визуального контроля Банка России подтвердила нахождение Общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. При этом генеральный директор подтвердил наличие проблем с доставкой почтовых отправлений. Данная информация зафиксирована в отчете группы визуального контроля от 05.07.2018.
Таким образом, Заявитель, как единоличный исполнительный орган, не обеспечил соблюдение Обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 Положения N 481-П, а именно не принял достаточных мер для получения почтовых отправлений по адресу Общества, указанному в ЕГРЮЛ.
В соответствии с требованиями Указания Банка России от 21.08.2017 г. N 4501-У "О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций" (далее - Указание N 4501-У) Обществом разработан Регламент управления рисками, который в соответствии с пунктом 3.1 Указания N 4501-У включает порядок ведения на постоянной основе реестра рисков профессионального участника с указанием источников этих рисков.
Согласно подпункту 2.2.2 пункта 2.2 Указания N 4501-У Общество обязано вносить выявленные риски и результаты их оценки в реестр рисков профессионального участника.
Согласно подпункту 2.3.1 пункта 2.3 Указания N 4501-У оценка рисков профессионального участника должна обеспечить определение источников и видов выявленных рисков.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (ГОСТ Р ИСО 31000-2010) под источником риска понимается элемент, который отдельно или в комбинации имеет собственный потенциал, чтобы вызвать риск.
При этом в отношении операционного риска Обществом указана вся совокупность факторов, способных повлиять на реализацию указанного риска, а не его конкретные источники; в отношении риска ликвидности Обществом указана вся совокупность активов и имущества Общества, без указания элементов, способных вызвать риск.
В целом, описание источников всех рисков носит общий характер и не позволяет отделить конкретные элементы, являющиеся источником каждого конкретного риска.
Кроме того, реестр рисков Общества не содержит оценку влияния рисков профессионального участника на его финансовую устойчивость.
Таким образом, Общество не выполняет требования подпункта 2.2.2 пункта 2.2 Указания N 4501-У в связи с отсутствием в реестре рисков результатов их оценки, а также источников рисков.
Сам реестр рисков, при этом, носит формальный характер: в отношении каждого из рисков приведено общее описание, каждому из рисков присвоена одинаковая оценка значимости. В этой связи реестр рисков не учитывает специфику и характер совершаемых форекс-дилером операций.
В соответствии со статьей 10.1-1 Закона о рынке ценных бумаг система управления рисками профессионального участника рынка ценных бумаг должна соответствовать характеру совершаемых им операций.
В свою очередь Заявитель, как единоличный исполнительный орган, не обеспечил соблюдение Обществом требований пункта 5 статьи 10.1-1 Закона рынке ценных бумаг, пункта 2.2, пункта 2.3 Указания N 4501-У в части обеспечения функционирования системы управления рисками в Обществе на необходимом уровне.
Таким образом, Заявитель, являясь единоличным исполнительным органом Общества, ненадлежащим образом выполнял возложенные на него обязанности, а именно не обеспечил соблюдение Обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, связи с чем, Приказом Банка России от 27.12.2018 г. N ОД-3371 у Общества была аннулирована лицензия, что в соответствии с пунктом 7 Положения о специалистах финансового рынка является самостоятельным основанием для аннулирования квалификационного аттестата.
Как верно указали ЦБ РФ и суд первой инстанции, допущенные Савченко Д.В. нарушения повлекли нарушения Обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в связи с которыми у Общества Приказом Банка России от 27.12.2018 г. N ОД-3372 аннулирована лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера, что в соответствии с пунктом 7 Положения о специалистах финансового рынка является самостоятельным основанием для аннулирования квалификационного аттестата.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно счёл, что оспариваемый Приказ N ОД-3372 вынесен в рамках полномочий, предоставленных Банку России Законом о Банке России, и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. В связи с этим Приказ N ОД-3372 не может нарушать права и законные интересы Заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что приказ Банка России от 27.12.2018 г. N ОД-3372 об аннулировании квалификационного аттестата серии АI-003 N 005849, выданного Савченко Д.В. является законным и обоснованным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2019 по делу N А40-16629/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16629/2019
Истец: Савченко Д. В.
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ФИКС ТРЕЙД"