город Москва |
|
16 июля 2019 г. |
дело N А40-280016/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской административной дорожной инспекции
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2019
по делу N А40-280016/18, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению Московской административной дорожной инспекции (ОГРН 5137746161790)
к ООО "Автонабор-Маркет" (ОГРН 1087746939576 )
об аннулировании разрешений;
при участии:
от заявителя - Карпушенкова Э.Б. по доверенности от 09.01.2019;
от заинтересованного лица - Балтабаев Р.С. по доверенности от 19.06.2019, Рябинин Д.В. по доверенности от 19.06.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2019 в удовлетворении заявленных Московской административной дорожной инспекцией требований об аннулировании разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы, выданные Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы на указанные в заявлении транспортные средства, принадлежащие ООО "Автонабор-Маркет" (ОГРН 1087746939576), отказано.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. ч. 2, 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 11.06.2008 N 22 "О легковом такси в г. Москве" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которое выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.29 постановления Правительства г. Москвы N 278-ПП от 2.06.2011 "О мерах по реализации Федерального закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство г. Москвы в лице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы выдает разрешения, переоформляет разрешения, выдает дубликаты разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
В обоснование заявленных требований инспекция указывает на то, что в инспекцию от МО ГИБДД ТНРЭР N 1 ГУ МВД России по г. Москве поступило письмо для проверки и принятия решения о привлечении должностного и (или) юридического лица ООО "Автонабор-Маркет", в связи с допуском к управлению транспортным средством предназначенным для перевозки пассажиров на коммерческой основе в режиме такси, с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
На основании письма, поступившего от МО ГИБДД ТНРЭР N 1 ГУ МВД России по г. Москве и распоряжения Московской административной дорожной инспекцией (МАДИ) от 11.07.2018 N 78-17-309/18 проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 03.09.2018 N 78-09-17171/18/08 с указанием срока устранения нарушений до 01.10.2018.
Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона в случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного предписанием или представленный отчет не подтверждает исполнение предписания в установленный срок указанного предписания, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения, на срок не превышающий одного месяца.
Из пояснений заявителя следует, что до 01.10.2018 ООО "Автонабор-Маркет" отчет об исполнении указанного предписания в инспекцию не представлен.
02.10.2018 (исх. N 78-09-19414/18/08) в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы направлены копии материалов проверки для принятия решения о приостановлении действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, выданных ООО "Автонабор-Маркет" до 30.10.2018.
16.10.2018 ООО "Автонабор-Маркет" представлен отчет об исполнении предписания в Московскую административную дорожную, инспекцию (от 16.10.2018 N 78-09-20776/18).
На основании распоряжения инспекции от 25.10.2018 N 78-17-465/18 "О проведении внеплановой документарной проверки ООО "автонабор-Маркет" проведена внеплановая документарная проверка данного субъекта таксомоторной деятельности, по результатам проведения которой установлено, что требования, указанные в п. п. 1, 2, 6 предписания, обществом не исполнены, а именно: не назначен ответственный специалист за обеспечение безопасности дорожного движения лицо, соответствующее квалификационным и профессиональным требованиям предусмотренным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2015 N 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"; не обеспечено проведение инструктажей по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и багажа водителей легковых такси; не заполнены журналы предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835 н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
По мнению заявителя, представленный отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение, выявленные нарушения не устранены, о чем составлен акт проверки от 30.10.2018 N 92.
Инспекцией 31.10.2018 на основании результатов проведения проверки принято решение о продлении срока приостановления действия разрешений, выданных обществу на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы, до вступления в законную силу решения суда об аннулировании указанных разрешений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из не доказанности инспекцией оснований для аннулирования выданных обществу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае обществом не допущено игнорирования предписания и требований законодательства, фактически предписание исполнено, в связи с чем вменяемый факт невыполнения предписания в установленные в нем сроки не может являться основанием для применения п. 2 ч. 14 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ, поскольку аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, являясь специальной предупредительной мерой, существенно затрагивающей права и законные интересы других лиц, должна соответствовать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности совершенному правонарушению.
Лишение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ограничивает правоспособность лица, осуществляющего указанный вид деятельности, и является мерой государственного принуждения, которая должна применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В данном случае достаточных оснований для применения к обществу такой крайней меры, как аннулирование разрешения, не имеется.
Такая мера по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение разрешения ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Аннулирование разрешения на осуществление определенного в нем вида деятельности является крайней формой воздействия, которое должно применяться к лицу, не только допустившему нарушение, но и предупрежденному о недопустимости своего противоправного поведения.
Доказательств того, что обществом ранее нарушены требования закона, либо продолжает противоправную деятельность, что выявленное нарушение влечет общественную опасность, повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, либо повлекло какие-либо иные последствия негативного характера, не представлено.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а также принцип соразмерности заявленной инспекцией меры требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности совершенному деянию, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что аннулирование разрешения при установленных судом обстоятельствах, существенно затронет права и законные интересы общества, будет являться явно несоразмерным и несправедливым наказанием.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2019 по делу N А40-280016/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-280016/2018
Истец: МОСКОВСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОРОЖНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Ответчик: ООО "АВТОНАБОР-МАРКЕТ"